В одной из тем задали вопрос, что такое бесконечная личность?
Ответить на него можно просто, - Бог, но за таким ответом останется многие вопросы. На Азбуке открыл тему о Боге, Его представлении мной и понимании. Переношу все посты с размышлениями сюда.
"Не обманывайте себя, Бог есть огонь..». – православный святой Симеон Новый Богослов.
Ответить на него можно просто, - Бог, но за таким ответом останется многие вопросы. На Азбуке открыл тему о Боге, Его представлении мной и понимании. Переношу все посты с размышлениями сюда.
"Не обманывайте себя, Бог есть огонь..». – православный святой Симеон Новый Богослов.
- Спойлер:
Бог прост и открывается человеку просто в один миг…и вся вечность, все времена. Огонь и Свет ярче тысячи солнц в жизни красок цветов, полыхает лучами, где вся мудрость и ум, в Нём вся правда и суть бытия, Он настолько живой, что мёртвые мы по сравнению с Богом. Он любовь и Он Слово, где не надобно слов, даже мыслей не надо душе человека. Всё открыто, чисто, всё известно и явно. Бог в душе и Умом и Оком всеясным взирает на Бога Живого.
В Огне живом и Свете, в игре цветов и лучей открывается Сын Божий в образе человеческом. Отец, - Живой входит в Него и исходит из Него. Как и сказано Христом, - «Я в Отце, Отец во Мне».
Да, бесконечное, живое пламя Огня и Света есть наш Отец духовный, - Высшая Личность бытия, как и сказано Христом: - «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся»!
Где пламя, там и свет, где Отец, там и Сын и Святой Дух. Всё едино, целостно, различимо, нераздельно и неслиянно; - всё Бог наш единый и в Нём Истинный человек.
Бог существует вечно в двух состояниях, - сущности(неизменная бесконечная субстанция) и акциденции. Акциденция Божественной природы изменяется в действии даров.
Представление Бога сущностью и нетварными энергиями,(как бы внешность сущности) даёт Василий Великий, хотя учение ещё не было сформулированно.
- "один и тот же свет и непрерывен в самом себе, и многоцветен"....И в многоцветности открывается единый лик. Нет средины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии".
Свет ДУХОВНЫЙ, ярче тысячи солнц, настолько яркий, что можно назвать и Огнём, - есть сущность(субстанция) Божья. Это живая бесконечная сущность Отца, Сына и Святого Духа, - Бог один и един.
Сей Свет нельзя смотреть без страха Божьего даже Оку души, и Господь милостливо дозволяя воззреть на Себя, прикрывается как бы внешним МНОГОЦВЕТИЕМ Фаворского света, - нетварные энергии. Заходя в мир наш, Фаворский свет белый, целостный, а в Царствии Небесном он как радуга исходит сущности и преливается спектром живых красок. Цвета играют жизнью, переливаются, полыхают лучами. Это многоцветие нетварное и есть - нетварные энергии по Григорию Паламе. Из этого же многоцветия образуются логосы всего живого по Максиму Исповеднику. И этим же многоцветием состоит ТЕЛО Христа, - Истинного Бога и Истинного Человека.
Господь входит Святым Духом в человека, образует Царствие Божие и разделяет живыми цветами Фавора дары, как Ему угодно и на сколько человек может вместить.
Образ Христа, образ Бога невидимого, - всё многоцветие, бесконечное и не тварное, как и сущность, неразрывно сущности, но и не слиянно, так как различаем цвета.
Образ Христа Человеческий может открываться младенцом ли, взрослым человеком в игре красок Фаворского света. Тело и Плоть Его состоит из концентрации этого же многоцветия живых, духовных нетварных энергий. Это Тело и Плоть Истинного Человека и Истинного Бога, которую мы ядим на причастии духовно, когда Господь входит в нас и обожает души человеческие и тела. Как и сказано, -
[Ин.6:53] Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною.
Действие Телом в благодати нетварных энергий Христос создаёт на земле Церковь Свою, обожая души и тела, тогда то мы становимся причастны Плоти Его Божественной и члены Тела Его. А вместе, - Церковь Христова.
--------------------------
ИПОСТАСЬ(ЛИЧНОСТЬ).
Хотя и нет естества, существующего без ипостаси, и не бывает сущности без лица, ибо и сущность, и естество усматриваются в ипостасях и лицах; - И. Дамаскин.
Сущность(субстанция) Божества представлена бесконечным, неприступным, целостным, живым, ДУХОВНЫМ Светом или Огнём. Сущность не может быть вне Личности, как Личность не может быть вне сущности. Нельзя подумать, что Иван лежит на диване, а его природа человеческая по улице идёт. Такое разумение отнесём и к Богу. Какая сущность бесконечная, такая же бесконечная Ипостась Божественная. Этой причиной первые христиане, как Афанасий Великий, определяли Ипостась по сущности и Божественное Лицо воспринимали единой бесконечной субстанцией.
Таким представлением ипостаси образовывалось много заблуждений по восприятию Святой Троицы. Ведь сущность одна, а Лица Три. Тогда то Василий Великий в письме к Григорию Богослову (мат)одит определение ипостаси не только по общей сущности, но и обязательным присутствием особенных свойств.
- Вот это и есть ипостась – не неопределенное понятие сущности, не задерживающееся ни на чем из-за общности обозначаемого, но понятие, которое показывает и определяет общее и неопределенное в какой-либо вещи через ее очевидные особенные свойства, как это обычно делает и Писание во многих случаях и в рассказе об Иове.
Василий Великий не отрицает восприятие Ипостаси(Лица) общей природой, но дополняет, что определение Лица не возможно без особенных индивидуальных свойств.
Итак, - ипостась(Лицо) есть совокупность обобщающей сущности и индивидуальных свойств.
Обобщающую сущность(субстанцию) можно отнести источнику образования "чистой" ЛИЧНОСТИ, без особенных свойств.
Особенные свойства, - частные индивидуальные особенности каждого Лица, - индивидуальность.
А всё вместе, - Ипостась, Персона, Лицо.
Заключаем "чистую" личность в кавычки, так как без индивидуальности таковой не бывает, этот термин нам необходим для лучшего осознания единства сущности(субстанции) и личности, как и учит апостол Иоанн.
[Ин.1:1] В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
В начале было Слово(сущность, природа) и Слово(сущность) было у Бога(Личность) и Слово(сущность) было Бог(Личность).
Отнесим эти слова Отцу, Сыну и Святому Духу. И здесь мне непременно найдутся желающие возразить, что Словом называется только Христос, забывая важную смысловую приставку, ВОПЛОТИВЩЕЕСЯ Слово. Но, Сын был извечно до воплощения единой сущностью Отцу, одним Словом и делом, и единосущем Святой Троицы Слово относим каждому Лицу, - Личность.
КТО или ЧТО?
Общее, - сущность личности и отвечает на вопрос КТО. Кто это? Это человек, личность в не зависимости его индивидуального имени.
Особенные свойства, - индивидуальность, акциденция и отвечает на вопрос ЧТО. Что это, - Павел, Силуан, Тимофей? Это имена человеческие. И только видя за именем общую сущность человеческой личности, мы понимаем и принимаем Павла, Силуана, Тимофея за КТО.
Итак, сущность(субстанция) Бога и человека отвечает на вопрос КТО, - Личность.
А особенные свойства отвечают на вопрос ЧТО, - индивидуальность.
----------------------------------
Личность и Лицо не несут одного тождественного понимания в русском языке.
Можем сказать о Христе, что Он абсолютная Личность, но не можем сказать абсолютное Лицо. Почему?
Личность воспринимается сущностью, субстанцией естества, а так как Божественная сущность одна, бесконечна и целостна, то она имеет и принцип абсолютности. Один Бог, одна сущность, и за её бесконечностью более нет и не может быть никаких других сущностей и богов. Так как Сын единосущный Отцу, Он является абсолютной Божественной Личностью.
Ипостась же нельзя воспринимать только одной субстанцией. Каждое Лицо Святой Троицы имеет свои особенные свойства, - индивидуальная акциденция. Этой причиной мы не можем назвать Сына абсолютным Лицом, дабы не увтверждать глупость об абсолютной Его неузнаваемости. А когда и называем, то подразумеваем абсолютность по сущности, а не по особенным свойствам.
Особенные свойства индивидуальности вообще не могут быть абсолютны, так как по ним и различаем Павла от Петра, Ивана от Марьи.
Итак мы подошли к пониманию, что Ипостась(Лицо) состоит:
Личности, - сущность, субстанция Божественного и человеческого естества.
Индивидуальности, - особенные, частные свойства посредством которых обощающая личность выражает себя и выделяет различаемостью.
Личность, суть Ипостаси, главное, субстанция естества, и отвечает на вопрос КТО.
Индивидуальность, - частность, прилежащая к личности(душе человека) особенность, является вторичной и отвечает на вопрос ЧТО.
Для наглядности изобразим Ипостась схематически.
...........................................БОГ
..........................ИПОСТАСЬ, ЛИЦО, ЕСТЕСТВО
Общее......................................................частное.
Сущность, (субстанция)............ ...................акциденция.
Общие свойства...... .............................особенные, частные свойства
Личность................................................Индивидуальность
Человеческая душа...........................Тело , характер, разум, психология
..........................................ЧЕЛОВЕК.
---------------------------------
Графическое представление Лица даёт теоретическое обоснование определения его составляющих, но искажает представление о Ипостаси образное, так как разделяет визуально её на две части, субстанцию и акциденцию, личность и индивидуальность. На самом деле, если особенные свойства ипостаси есть акциденция естества, то она должна быть внутри субстанции по слову И. Дамаскина.
Ф.Г. - Глава IV. О сущем, субстанции и акциденции
Сущее (to on) есть общее имя для всего существующего. Оно разделяется на субстанцию и акциденцию. Субстанция (ousia) есть нечто самое важное, так как она имеет существование в себе самой, а не в другом. Акциденция (sumbebekos) же есть то, что не может существовать в самом себе, а созерцается в субстанции. Субстанция есть подлежащее (upokeimenon), как бы материя вещей. Акциденция же есть то, что созерцается в субстанции как подлежащем...
Определяют же субстанцию таким образом: субстанция есть самосущая вещь, не нуждающаяся для своего существования в другой. Акциденция, напротив, есть то, что не может существовать в самом себе, но имеет свое бытие в другом.
Бог так и открывается Оку Души: - Огонь и свет живой, целостный, не делимый, бесконечный, нестерпимый Любовью, настолько яркий и полон истины жизни, что даже прикрытый многоцветием нетварных энергий Фаворского света, невозможно без страха Божьего зреть Оку души, не уйдя в счастье и не растворясь в Его Славе.
А в центре Света сущности и многоцветия нетварных энергий открывается Христос, - Сын Божий, - Истинный человек. Образ Христа человеческий имеет свою индивидуальность. Огонь живой входит в Его и исходит Его, как и говорит Христос, - Я в Отце, Отец во Мне.
Так вот, Личность Христа не ограничивается человеческим образом, а простирается всей бесконечной сущностью Божества, а индивидуальность внутрь Личности и является её частью(частные особенности по Василию Великому) Этой причиной Личность(сущность)можно назвать и Ипостасью, подразумевая частные особенности внутрь её.
Так и определяли Ипостась сущностью Божества первые Христиане, как например Афанасий Великий. Но, представления Ипостаси единой сущностью, без учёта внутрь её частных особенностей каждого Лица, нарушало троичность Божества и образовывалось ложное учение монофизитства. Поэтому, Василий Великий и внёс поправку, что нельзя Ипостась представлять только сущностью, без особенных свойств каждого Лица. Василий Великий не противоречит в объяснение Ипостаси преждних до него христиан, нет. Он дополнил уточнение, что без особенных индивидуальных свойств Лица не бывает, и Ипостась следует воспринимать не только единой бесконечной сущностью(общей субстанцией), но и особенными свойствами каждого участника Святой Троцы внутри субстанции.
Итак, Ипостась Божественная представляет из Себя единую бесконечную сущность Личности(субстанцию), внутрь которой имеются особенные свойства каждого Лица, - индивидуальность.
Индивидуальность, - часть личности.
Ипостась человека сотворена точно таким же образом. Душа, - субстанция. Тело - акциденция. Тело (мат)одится внутрь души и душа есть внутрь тела. Душа Царствием Небесным заходит внутрь тела, но не ограничивается образом человеческим, а обожением уподобляется Богу всей Его бесконечности духовной.
[Мф.6:25] Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Душа человеческая - личность, больше тела, как в образном представлении, так и в бытейном.
Последний раз редактировалось: Wimar (10.05.12 16:52), всего редактировалось 3 раз(а)