МУЖЕСТВО ВЕРЫ ИЛИ ГРЕХ ПРОТИВ БОГА?
Сегодня внутри церковного народа - очередное разделение, каковых было уже множество. Патриарх Кирилл вкупе со священноначалием призывают во время морового поветрия воздержаться от посещения храмов, чтобы не искушать Бога. А наиболее храбрые и, как им самим представляется, сильные в вере призывают игнорировать опасность распространения смертельной болезни и заражения ею, ссылаясь на необходимость бояться только Бога: мол, Бог защитит Своих верных, не позволит им в храме, да и вне храма, подцепить заразу и умереть.
Кто же прав перед Богом? И есть ли однозначный ответ?
С одной стороны - слово Писания: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4,7). С другой стороны - тоже слово Писания: Боязливых... участь в озере, горящем огнем и серою (Откр. 21,8). С одной стороны слышим "остерегись, не искушай Бога", с другой стороны слышим: "не бойся, Господь с тобой, убоишься - вечной смертью погибнешь!".
Кажется, однозначного ответа нет, а богоборцы увидят здесь очередное "противоречие в Библии". Но противоречий в Писании быть не может, ибо Дух Святый не может противоречить Сам Себе. Значит, все видимые "противоречия" - только кажущиеся, следовательно, однозначный ответ должен быть. Его только надо поискать.
Что значит "искушать Бога"?
Читаем Мф. 4,5-7. Сатана предлагает Христу прыгнуть вниз с крыши храма и доказать таким образом неложность слова Писания, что верующему Бог не даст разбиться: ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею (Пс. 90,11-12). (Сатана, видимо, рассчитывает, что Христос либо прыгнет вниз и наверняка разобьется, либо забоится прыгать, а он, сатана, в обоих случаях посмеется над верой в Бога).
Казалось бы, какой удачный случай посрамить сатану: прыгнул бы Христос вниз, остался бы, конечно, цел и невредим - и сатана был бы посрамлен в своем лукавстве...
Но Богочеловек не стал прыгать вниз с крыши. Вместо этого Он сказал: написано также: не искушай Господа Бога твоего. В чем дело, неужели Сын Божий проявил маловерие и малодушие? Нет, конечно. Но это не что иное, как назидательное поучение для нас, христиан.
Что такое "искушать Бога"? Это значит - ожидать от Него совершения чуда там, где вполне можно без чуда обойтись. Например, некто думает: "Перекреститься и взяться рукой за оголенный высоковольтный провод - и ничего мне не будет, Бог чудом защитит от поражения током, я же верующий!". Нет ничего неразумнее такой надежды. Не следует искушать Бога, "провоцировать" Бога на чудесное избавление от смерти - нужно просто не производить таких безумных экспериментов и с электричеством, и с Божьей милостью.
Искушать Бога - большой грех, это показывает нам вся Священная история Ветхого Завета. Как только Израиль дерзал искусить Бога, так ответом был Божий гнев и суровое наказание.
А мы, все такие верою исполненные: "Что нам зараза моровая, с нами Бог! Чудом Божиим останемся здравы, на чудо Божие по вере нашей уповаем! Захотим - и с крыши вниз прыгнем, верующему в чудо все возможно, Господь Ангелам своим заповесть и крылами своими покроют нас от любой заразы!.. Чуда нам, Боже! Чуда! Чуда!".
Сатана, как и два тысячелетия назад, трубит: "Если веруешь, тебе ничего не грозит, не трусь, вперед, на рожон! Чудо Божие с тобой, чудо Божие по вере твоей оградит тя от беды!".
А Господь один раз сказал, а значит, и каждое мгновенье говорит: не искушай Господа Бога твоего. Если Господь чудесным образом и оградит тебя от смертельной заразы, чтобы соблазна о вере не было, то, очень возможно, тяжкий грех на душу приимешь, искушая Бога.
А как же мужество веры?
Но ведь не может такого быть, что все, бесстрашно идущие сегодня с верой в храм, к Чаше, к иконам, на крестный ход - всего лишь искушают Бога! Нет, конечно. Всё, видимо, зависит от помысла, с которым они туда идут.
Искушающие Бога идут с помыслом о чуде: "Я верую, Господи, поэтому яви мне чудо, сохрани мою жизнь от смертельной опасности там, где люди ей подвержены!". А каков же праведный образ мысли православного, исповеднический подвиг которого чист и славен?
Не уповать на чудо, а предать свою судьбу целиком в волю Божию - вот какой. Да будет воля Твоя! - вот единственно праведный и чистый образ мысли христианина.
"Я иду туда, где может быть опасно для здоровья и жизни, я уповаю на милосердие Твое, Господи, но да будет воля Твоя - как Ты обо мне положил, да будет так! Если и придется мне заразиться и умереть, то это будет по воле Твоей, Господи! Значит, таков мой путь, положенный Тобой, значит, это то, что лучше всего для спасения моей души - един Ты веси, что нужно моей душе, Господи!".
Именно такой образ мысли и поведения задал нам Сам Господь, молившийся Отцу Небесному в Гефсимании: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26,39).
Можно ли возразить, что такой образ мысли единственно праведен? Нечего тут возразить, ибо да будет воля Твоя - в этом вся земная жизнь христианина. Вполне можно предположить, что, даже если такой христианин заболеет и умрет, то он исполнил волю Господа, и Господь в Жизни Вечной вменит ему в мученичество эту его смелость и мужество веры. Такой христианин помышляет не о земном, как искушающий Бога - он помышляет о своем спасении, о вечном, что в очах Господа всегда приятно и праведно. А если Господь благодатию Своею оградит его от опасности, то он может в чистоте сердца благодарить Господа - как исполнивший волю Его, а не свою.
А наши "герои"?
А наши храбрецы, хвалящиеся своей верой, все ли идут на богослужение во время мора, вооруженные помыслом да будет воля Твоя? Ох, далеко не все! Яви мне, Господи, чудо, и да исполнится воля МОЯ - вот в основном их помысл. Брошусь с кровли вниз, я же верующий, Господь меня по вере моей оградит от смертельной опасности... Оградит, возможно...
Но не спросит ли Он по всей строгости с тебя на Суде за это "безумство храбрых" ради утверждения своей собственной воли, а не воли Господней? Ибо Сам сказал: не искушай Господа Бога твоего.
Сегодня внутри церковного народа - очередное разделение, каковых было уже множество. Патриарх Кирилл вкупе со священноначалием призывают во время морового поветрия воздержаться от посещения храмов, чтобы не искушать Бога. А наиболее храбрые и, как им самим представляется, сильные в вере призывают игнорировать опасность распространения смертельной болезни и заражения ею, ссылаясь на необходимость бояться только Бога: мол, Бог защитит Своих верных, не позволит им в храме, да и вне храма, подцепить заразу и умереть.
Кто же прав перед Богом? И есть ли однозначный ответ?
С одной стороны - слово Писания: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4,7). С другой стороны - тоже слово Писания: Боязливых... участь в озере, горящем огнем и серою (Откр. 21,8). С одной стороны слышим "остерегись, не искушай Бога", с другой стороны слышим: "не бойся, Господь с тобой, убоишься - вечной смертью погибнешь!".
Кажется, однозначного ответа нет, а богоборцы увидят здесь очередное "противоречие в Библии". Но противоречий в Писании быть не может, ибо Дух Святый не может противоречить Сам Себе. Значит, все видимые "противоречия" - только кажущиеся, следовательно, однозначный ответ должен быть. Его только надо поискать.
Что значит "искушать Бога"?
Читаем Мф. 4,5-7. Сатана предлагает Христу прыгнуть вниз с крыши храма и доказать таким образом неложность слова Писания, что верующему Бог не даст разбиться: ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею (Пс. 90,11-12). (Сатана, видимо, рассчитывает, что Христос либо прыгнет вниз и наверняка разобьется, либо забоится прыгать, а он, сатана, в обоих случаях посмеется над верой в Бога).
Казалось бы, какой удачный случай посрамить сатану: прыгнул бы Христос вниз, остался бы, конечно, цел и невредим - и сатана был бы посрамлен в своем лукавстве...
Но Богочеловек не стал прыгать вниз с крыши. Вместо этого Он сказал: написано также: не искушай Господа Бога твоего. В чем дело, неужели Сын Божий проявил маловерие и малодушие? Нет, конечно. Но это не что иное, как назидательное поучение для нас, христиан.
Что такое "искушать Бога"? Это значит - ожидать от Него совершения чуда там, где вполне можно без чуда обойтись. Например, некто думает: "Перекреститься и взяться рукой за оголенный высоковольтный провод - и ничего мне не будет, Бог чудом защитит от поражения током, я же верующий!". Нет ничего неразумнее такой надежды. Не следует искушать Бога, "провоцировать" Бога на чудесное избавление от смерти - нужно просто не производить таких безумных экспериментов и с электричеством, и с Божьей милостью.
Искушать Бога - большой грех, это показывает нам вся Священная история Ветхого Завета. Как только Израиль дерзал искусить Бога, так ответом был Божий гнев и суровое наказание.
А мы, все такие верою исполненные: "Что нам зараза моровая, с нами Бог! Чудом Божиим останемся здравы, на чудо Божие по вере нашей уповаем! Захотим - и с крыши вниз прыгнем, верующему в чудо все возможно, Господь Ангелам своим заповесть и крылами своими покроют нас от любой заразы!.. Чуда нам, Боже! Чуда! Чуда!".
Сатана, как и два тысячелетия назад, трубит: "Если веруешь, тебе ничего не грозит, не трусь, вперед, на рожон! Чудо Божие с тобой, чудо Божие по вере твоей оградит тя от беды!".
А Господь один раз сказал, а значит, и каждое мгновенье говорит: не искушай Господа Бога твоего. Если Господь чудесным образом и оградит тебя от смертельной заразы, чтобы соблазна о вере не было, то, очень возможно, тяжкий грех на душу приимешь, искушая Бога.
А как же мужество веры?
Но ведь не может такого быть, что все, бесстрашно идущие сегодня с верой в храм, к Чаше, к иконам, на крестный ход - всего лишь искушают Бога! Нет, конечно. Всё, видимо, зависит от помысла, с которым они туда идут.
Искушающие Бога идут с помыслом о чуде: "Я верую, Господи, поэтому яви мне чудо, сохрани мою жизнь от смертельной опасности там, где люди ей подвержены!". А каков же праведный образ мысли православного, исповеднический подвиг которого чист и славен?
Не уповать на чудо, а предать свою судьбу целиком в волю Божию - вот какой. Да будет воля Твоя! - вот единственно праведный и чистый образ мысли христианина.
"Я иду туда, где может быть опасно для здоровья и жизни, я уповаю на милосердие Твое, Господи, но да будет воля Твоя - как Ты обо мне положил, да будет так! Если и придется мне заразиться и умереть, то это будет по воле Твоей, Господи! Значит, таков мой путь, положенный Тобой, значит, это то, что лучше всего для спасения моей души - един Ты веси, что нужно моей душе, Господи!".
Именно такой образ мысли и поведения задал нам Сам Господь, молившийся Отцу Небесному в Гефсимании: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26,39).
Можно ли возразить, что такой образ мысли единственно праведен? Нечего тут возразить, ибо да будет воля Твоя - в этом вся земная жизнь христианина. Вполне можно предположить, что, даже если такой христианин заболеет и умрет, то он исполнил волю Господа, и Господь в Жизни Вечной вменит ему в мученичество эту его смелость и мужество веры. Такой христианин помышляет не о земном, как искушающий Бога - он помышляет о своем спасении, о вечном, что в очах Господа всегда приятно и праведно. А если Господь благодатию Своею оградит его от опасности, то он может в чистоте сердца благодарить Господа - как исполнивший волю Его, а не свою.
А наши "герои"?
А наши храбрецы, хвалящиеся своей верой, все ли идут на богослужение во время мора, вооруженные помыслом да будет воля Твоя? Ох, далеко не все! Яви мне, Господи, чудо, и да исполнится воля МОЯ - вот в основном их помысл. Брошусь с кровли вниз, я же верующий, Господь меня по вере моей оградит от смертельной опасности... Оградит, возможно...
Но не спросит ли Он по всей строгости с тебя на Суде за это "безумство храбрых" ради утверждения своей собственной воли, а не воли Господней? Ибо Сам сказал: не искушай Господа Бога твоего.
Последний раз редактировалось: Holder (04.04.20 5:20), всего редактировалось 1 раз(а) (Обоснование : опечатки)