Великомученик Иоанн Новый, Сочавский
День памяти: 2 июня(15)
Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, твёрд в Православии и милостив к бедным.
Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле. Капитан корабля был не православным. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть учёный муж, желающий тоже стать огнепоклонником.
Градоначальник с почётом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа.
Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: "Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой" (Мк. 13, 11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твёрдо исповедать себя христианином.
После этого святой был так жестоко избит палками, что всё тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и весёлым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твёрдостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову .
Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.
Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
Углублённое рассмотрение Житий святых с рассуждением...
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
Re: Углублённое рассмотрение Житий святых с рассуждением...
При внимательном прочтении жития всегда можно чётко проследить Промысел Божий о всех,участвующих в данном событии людей... Это не только в известных нам житиях, но и в жизни, видимо, каждого человека.
Начнём сначала. Пришло время явить стойкость своей веры и мужество благочестивому купцу Иоанну.Пусть бы себе и жил, торговал честно, соблюдал заповедь Бога своего Христианского, а и хорошо бы ему было. Нет же, Господь хочет сей сосуд Свой избранный проверить на верность Себе и очистить от остатка нагара человеческих грехов, чтобы он чистым совершенно вошёл в Царствие Его Небесное и пребывал Там вечно. И что Он делает? Он подводит купца Иоанна под первое испытание: попускает ему сесть как раз на тот самый корабль, капитаном которого есть огнепоклонник с лукавым и злым сердцем завистника. Зависть проявится по-любому. Тут она проявилась в капитане корабля в споре о вере. Несомненно, не Иоанн начал этот спор. Задел его капитан, науськанный лукавым врагом спасения человеков, и был посрамлен разумными словами истинной веры, обитавшей в сердце Иоанна. И тут его, капитана, гордыня и гнев дали себе волю, и он, даже не сдерживая их, предаёт невинного человека своему единоверцу по вере в божественную силу огня, огнепоклонника, причём делает это хитро: "Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.
Градоначальник с почётом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа."
Тут проявляется ещё одна греховная наклонность капитана - коварство со злорадством. Он прекрасно понимал, ЧТО будет с человеком, если он не станет поклоняться огню...
Святой Иоанн купец и сам догадался, ЧТО с ним будет, когда он твёрдо исповедует своё Христианство перед твёрдыми и злыми язычниками, которые имели власть в этом городе, в этой стороне.
И он начинает молиться, и молиться правильно, призывая Того, Кто имеет Силу спасать и укреплять - Господа нашего Иисуса Христа: "Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: "Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой" (Мк. 13, 11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твёрдо исповедать себя христианином."
Бог попустил избивать жестоко Своего Иоанна, но всякий раз исцелял его страшные, смертельные раны. Всё у Бога на пользу всем, желающему всем спасится... "Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека." Пытки невиновного вызвали у народа справедливые чувства возмущения против власти, против палачей. Несомненно, что в толпе были христиане, но основная масса, всё же были огнепоклонники, но и они, имея чувство жалости, стали требовать прекращение издевательств, перешедших всякую меру. И что же градоначальник? Он испугался народа, т.к. хотел всё же нравится народу города и не терять лица. Но всё же не отпустил святого, а "Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову ."
В этом городе, как и во многих городах жили и евреи. Напомним что "Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным." Столько веков, как видим, прошло от дней Христа Спасителя, а евреи всё никак не могли забыть Его посещения их и обличения, ненависть их передавалась из поколение в поколение, где бы они не жили...Эта ненависть падала на Его учеников-апостолов, на всех Его последователей, и будет падать до скончания века.
Останки мученика Иоанна лежали некоторое время не погребёнными. "Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами."
Интересно поведение христиан того города... Они не осмеливались взять тело своего собрата по вере, мученика за Христа. Тогда Он послал Ангелов, а может быть это были святые три мученика за Него, прежде Иоанна взятые Христом Богом в Царствие Свое, и они служили своему другу святому мученику Иоанну, отпевая его... Это событие должно дать нам большой урок.
Теперь о капитане корабля. Он, как говорит житие мученика Иоанна, раскаялся в своём предательстве. Дальнейшая его судьба нам не известна. Известно, однако, то, что Иоанн не позволил, Бог не позволил ему забрать святые останки святого из этого города мучений и смерти за Христа: они остались и пребывали там 70 лет. Позже Господь устроил так, что мощи святого мученика Иоанна были перенесены в земли Молдавии, в Сочаву, в соборную церковь.
т.о.освятил святой мученик за веру Христианскую подвигом своим мученическим несколько земель: родной город рождения своего Трапезунд, Белград Босфорский, столицу тогдашнего Молдо-Влахийского княжества Сочаву ... Святые объединяют христиан.
Так прославим же Святую Троицу, Бога нашего, Его Святой и Премудрый Промысел о спасении людей различными путями, Ему Одному вЕдомыми. Слава Святой Троице, Единосущней и Нераздельней.
Святой мученик Иоанн Сочавский, Новый, моли Бога и о нас, спастися душам нашим.
( справка: Трапезунд... http://www.pontos-news.gr/ru/article/129249/trapezund-stolica-posledney-grecheskoy-imperii , Молдавское княжество - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE )
Начнём сначала. Пришло время явить стойкость своей веры и мужество благочестивому купцу Иоанну.Пусть бы себе и жил, торговал честно, соблюдал заповедь Бога своего Христианского, а и хорошо бы ему было. Нет же, Господь хочет сей сосуд Свой избранный проверить на верность Себе и очистить от остатка нагара человеческих грехов, чтобы он чистым совершенно вошёл в Царствие Его Небесное и пребывал Там вечно. И что Он делает? Он подводит купца Иоанна под первое испытание: попускает ему сесть как раз на тот самый корабль, капитаном которого есть огнепоклонник с лукавым и злым сердцем завистника. Зависть проявится по-любому. Тут она проявилась в капитане корабля в споре о вере. Несомненно, не Иоанн начал этот спор. Задел его капитан, науськанный лукавым врагом спасения человеков, и был посрамлен разумными словами истинной веры, обитавшей в сердце Иоанна. И тут его, капитана, гордыня и гнев дали себе волю, и он, даже не сдерживая их, предаёт невинного человека своему единоверцу по вере в божественную силу огня, огнепоклонника, причём делает это хитро: "Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.
Градоначальник с почётом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа."
Тут проявляется ещё одна греховная наклонность капитана - коварство со злорадством. Он прекрасно понимал, ЧТО будет с человеком, если он не станет поклоняться огню...
Святой Иоанн купец и сам догадался, ЧТО с ним будет, когда он твёрдо исповедует своё Христианство перед твёрдыми и злыми язычниками, которые имели власть в этом городе, в этой стороне.
И он начинает молиться, и молиться правильно, призывая Того, Кто имеет Силу спасать и укреплять - Господа нашего Иисуса Христа: "Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: "Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой" (Мк. 13, 11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твёрдо исповедать себя христианином."
Бог попустил избивать жестоко Своего Иоанна, но всякий раз исцелял его страшные, смертельные раны. Всё у Бога на пользу всем, желающему всем спасится... "Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека." Пытки невиновного вызвали у народа справедливые чувства возмущения против власти, против палачей. Несомненно, что в толпе были христиане, но основная масса, всё же были огнепоклонники, но и они, имея чувство жалости, стали требовать прекращение издевательств, перешедших всякую меру. И что же градоначальник? Он испугался народа, т.к. хотел всё же нравится народу города и не терять лица. Но всё же не отпустил святого, а "Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову ."
В этом городе, как и во многих городах жили и евреи. Напомним что "Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным." Столько веков, как видим, прошло от дней Христа Спасителя, а евреи всё никак не могли забыть Его посещения их и обличения, ненависть их передавалась из поколение в поколение, где бы они не жили...Эта ненависть падала на Его учеников-апостолов, на всех Его последователей, и будет падать до скончания века.
Останки мученика Иоанна лежали некоторое время не погребёнными. "Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами."
Интересно поведение христиан того города... Они не осмеливались взять тело своего собрата по вере, мученика за Христа. Тогда Он послал Ангелов, а может быть это были святые три мученика за Него, прежде Иоанна взятые Христом Богом в Царствие Свое, и они служили своему другу святому мученику Иоанну, отпевая его... Это событие должно дать нам большой урок.
Теперь о капитане корабля. Он, как говорит житие мученика Иоанна, раскаялся в своём предательстве. Дальнейшая его судьба нам не известна. Известно, однако, то, что Иоанн не позволил, Бог не позволил ему забрать святые останки святого из этого города мучений и смерти за Христа: они остались и пребывали там 70 лет. Позже Господь устроил так, что мощи святого мученика Иоанна были перенесены в земли Молдавии, в Сочаву, в соборную церковь.
т.о.освятил святой мученик за веру Христианскую подвигом своим мученическим несколько земель: родной город рождения своего Трапезунд, Белград Босфорский, столицу тогдашнего Молдо-Влахийского княжества Сочаву ... Святые объединяют христиан.
Так прославим же Святую Троицу, Бога нашего, Его Святой и Премудрый Промысел о спасении людей различными путями, Ему Одному вЕдомыми. Слава Святой Троице, Единосущней и Нераздельней.
Святой мученик Иоанн Сочавский, Новый, моли Бога и о нас, спастися душам нашим.
( справка: Трапезунд... http://www.pontos-news.gr/ru/article/129249/trapezund-stolica-posledney-grecheskoy-imperii , Молдавское княжество - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE )
Дивеево. Преподобная Александра (Мельгунова) Дивеевская...
9 сентября (переходящая) – Собор Нижегородских святых
27 июня – Собор Дивеевских святых
Житие:
Преподобная Александра в мире звалась Агафия Семеновна. Происходила она из старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы в конце 1720-х – начале 1730-х годов. Отец рано умер, и мать сама воспитывала её в духе благочестия. Прасковья Андреевна в юных годах выдала Агафию за сына соседей-помещиков Мельгуновых. Яков Мельгунов служил прапорщиком в Муромском пехотном полку. Агафия Семеновна недолго была замужем. Её супруг рано скончался (около 1755–56 г.), оставив жену с маленькой дочерью на руках. Имея обширные поместья и 700 душ крестьян, обладая большим капиталом и будучи в молодости приятной наружности и ясного ума, Агафия Семеновна выбрала путь служения Богу.
По примеру жены, родного дяди её мужа, которая овдовев, приняла монашество в Рязанском Богоявленском монастыре, Агафия Семеновна со своей дочерью отправилась в Киев и по благословению старцев поступила в Киево-Флоровский монастырь.
Однажды матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее такие слова: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: так тебе ныне глаголю: иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную обитель великую Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трёх жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же в путь твой, и благодать Божия непрестанно да будут с тобою!» Очнувшись, мать Александра сообщила о видении своему духовному отцу, затем другим отцам Киево-Печерской Лавры. Мать Александра просила их разобрать, что за видения удостоилась она. Но святые старцы единогласно решили, что видение Царицы Небесной было истинное и что мать Александра удостоилась быть избранницей Божией Матери. Старцы посоветовали матери Александре скрыть своё пострижение и под прежним именем вдовы-подпоручицы Агафии Семеновны Мельгуновой пуститься в путь, указанный ей Богоматерью. Сведения о том, где и сколько времени странствовала мать Александра, утратились с годами.
В 1760 г. шла она из г. Мурома в Саровскую пустынь. Не доходя 12 верст, мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево. Она выбрала себе местом отдыха лужайку у западной стены небольшой деревянной церкви. Усталая, она уснула сидя и в лёгкой дремоте удостоилась увидеть Божию Матерь и услышала от Нее следующее: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, и вот здесь живи и угождай Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и величающих Меня, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа!» Когда видение окончилось, мать Александра проснулась и пошла до Саровской пустыни в великой радости.
Общежительная Саровская пустынь произвела сильное впечатление на мать Александру. Строгое благочиние, продолжительная церковная служба, простота, убогость и суровость монашествующих, старинное столповое пение по чину Афонской Горы, скудость пищи и вся обстановка восхитили душу матери Александры.
Познакомившись со старцами, Агафия Семеновна открыла им душу свою и попросила от них совета и вразумления.
Саровские старцы посоветовали ей всецело предаться воле Божией и исполнять всё указанное Царицей Небесной. Матушка Александра, послушная воле и указанию Царицы Небесной, собиралась переехать на жительство в Дивеево. Но село Дивеево было тогда весьма неудобно для жизни монахини, ищущей молитвенного покоя. Постоянный шум от большого числа рабочих на открытых здесь заводах, добывавших железную руду, ссоры, драки, разбои – всё это придавало местности особый характер, неприязненный для всего мирного, святого и божественного. Кроме того, с ней была малолетняя дочь, для которой были необходимы некоторые жизненные условия. Поэтому саровские старцы посоветовали матери Александре, чтобы исполнить волю Богоматери, поселиться в двух верстах от Дивеева, в деревне Осиновка.
Агафия Семеновна поселилась в деревне Осиновка. Здесь вскоре заболела и скончалась её 9- или 10-летняя дочь. Это произошло около 1764 г. Мать Александра увидела в смерти своей единственной дочери ещё одно указание Божие и подтверждение достоверности всего возвещенного ей Царицей Небесной. Порвалось последнее звено, связывающее её с миром.
Тогда Агафия Семеновна решила отрешиться от всего своего имущества и окончательно распорядиться своими имениями. Для этого она отправилась в свои поместья.
Немало времени потребовалось ей для устройства дел. В 1766–1767 гг. она продала все свои рязанские имения. Она освободилась от всяких земных забот и значительно увеличила свой и без того большой капитал. Затем она часть капитала положила вкладами в монастыри и церкви для поминовения родителей, дочери и родных, а главное, поспешила на помощь туда, где надо было построить храмы Божии.
Агафия Семеновна вернулась в Дивеево в конце 1767 г. Саровские старцы благословили ей поселиться у приходского дивеевского священника Василия Дертева, жившего вдвоём с женой. Ему было около 40 лет (1727 года рождения), но он был уже известен в округе своей духовной жизнью. На его дворе Агафия Семеновна выстроила себе келлию и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв своё происхождение и нежное воспитание.
В духовных вопросах мать Александра во всём советовалась с Саровскими старцами. Она очень почитала старца Назария, игумена Валаамского. Его живописный портрет висел в келлии матушки Александры, и она каждодневно при всяком деле ему кланялась. Впоследствии она стала обращаться к саровским подвижникам иеромонахам Пахомию и Исаии.
В то время в Дивееве был приходской деревянный храм во имя святого первомученика и архидиакона Стефана. Он был холодный, предназначенный для служения только в тёплое время года. Матушка Александра с благословения саровских старцев занялась благоустройством дивеевской церкви. Сначала она приступила к ремонту главной части Стефановской церкви, а затем пристроила придел во имя святителя и чудотворца Николая, который был освящен в 1772 г., а также тёплый придел во имя Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1775 г.
Во время неустанной молитвы Богородица открыла матушке Александре, что следует озаботиться о построении каменной приходской церкви в честь Казанской Ее иконы. Саровские старцы с отцом Пахомием, помолившись, благословили праведницу на построение церкви. Когда было получено разрешение, матушка Александра приступила к постройке храма на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная.
Время построения храма было тревожным для России. В 1773 г. в Поволжье началось кровавое и жестокое Пугачёвское восстание. В августе 1774 г. был взят город Темников, и опасность вплотную приблизилась к Сарову и Дивееву. Когда Агафия Семеновна умоляла Господа и Царицу Небесную об избавлении их края от этого злодея, равно как и от последовавшего затем голода, ей было открыто, что гнев Божий минует их. Действительно, Пугачевские отряды не дошли до Дивеева.
Мать Александра по сооружении храма ездила в город Казань, где получила вернейший список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, и в город Киев испросить для церкви частицы святых мощей. Мощи ей вложили в серебряный и позолоченный крест.
Сохранилось предание, что матушка Александра долго думала, кому посвятить придел с правой стороны, и всю ночь молилась, прося Господа, да вразумит Он её. Господь услышал молитву.
Во время ночной молитвы слышит она стук в окно и голос: «Ты недоумеваешь, в чье имя устроить придел? Создай его во имя мое». – «Кто ты?» – в страхе вопросила матушка Александра. «Я – апостол первомученик архидиакон Стефан!» – отвечал голос и замолк, а утром, на рассвете, на том самом окне, в которое был стук ночью, матушка нашла образ святого апостола и первомученика архидиакона Стефана. Он был написан на длинном и узком бруске (обрубке), очень старинного письма. Сначала он хранился в церкви, а затем в келлии матушки Александры.
Казанский храм был освящен отцом Пахомием в начале 1780 г.
Большую часть своего капитала Агафия Семеновна пожертвовала в Саровскую пустынь. Её вклад в строительство Успенского собора в Сарове, начатого в 1770 г. и отложенного в голодные годы, позволил завершить постройку. Преподобный Серафим свидетельствовал, что «собор сооружен усердием матушки Александры».
Милостыня матери Александры была всегда тайная; она служила всем, чем только умела и насколько могла.
Она помогала многим девицам-сиротам в миру: чтобы соблюсти их чистыми от греха, наделяла их приданым, и они могли выйти замуж. Бедным невестам Агафия Семеновна вышивала головные уборы – сороки и красивые полотенца.
В течение 12 лет со времени окончания благоустройства деревянной церкви в праздники и воскресные дни Агафия Семеновна никогда не уходила из церкви прямо домой, но по окончании Литургии всегда останавливалась на церковной площади и поучала крестьян, говоря им о христианских обязанностях и о достойном почитании праздничных и воскресных дней.
Внешность матушки Александры известна со слов её послушницы Евдокии: «Одежда Агафии Семеновны была не только простая и бедная, но и многошвейная, и притом зимою и летом одна и та же; на голове она носила холодную чёрную кругленькую шерстяную шапочку, опушенную заячьим мехом, потому что она часто страдала головною болью. На полевые работы ходила в лаптях, а под конец своей жизни хаживала уже в холодных сапожках. Матушка Агафия Семеновна была среднего роста, вида весеёлого; лицо у неё было круглое, белое, глаза серые, нос короткий, луковичкою, ротик небольшой, волосы в молодости были светло-русые, лицо и ручки – полные».
За шесть месяцев до кончины матушки Александры настало время устроить монашескую общину, чтобы исполнить всё приказанное Божией Матерью. К этому представился особый случай. В 1788 г. одна из помещиц села Дивеева, госпожа Жданова, наслышавшись об Агафии Семеновне, желая поусердствовать осуществлению благого дела, пожертвовала ей 1300 квадратных сажен своей земли рядом с церковью. По совету Саровских старцев и с разрешения епархиального начальства мать Александра построила на этой земле три келлии с надворным строением и оградила пространство деревянной оградой; одну келлию заняла сама, другую предоставила для отдыха странникам, идущим через Дивеево в Саров, и третью предназначила для приглашенных жить трёх послушниц.
Мать Александра до конца своих дней вела жизнь богоугодную, подвижническую, крайне суровую, в постоянном труде и молитве, управляя сестрами в духе кротости. Строго исполняя все трудности Саровского устава, она во всём руководствовалась советами отца Пахомия.
Саровский устав в основе своей имел правило, которое дал Ангел Господень преподобному Пахомию Великому, учредителю иноческого общежития, состоящее из предначинательных молитв, 50-го псалма, ста Иисусовых молитв и отпуста. Таких молений надлежало совершить по числу суточных часов: двенадцать днём и двенадцать ночью.
Также в Сарове полагалась общая вечерняя молитва: вечерня с каноном Божией Матери из Октоиха и каноном дня недели. После повечерия братия слушала вечернее правило с тремя канонами: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице с акафистом и Ангелу Хранителю. Через час после общей трапезы братия собиралась для совместного исполнения пятисотенного келейного правила со многими земными поклонами и безмолвными молитвами, затем читалось поучение из книги преподобного Ефрема Сирина, помянник и молитвы на сон грядущий. В конце – взаимное прощение братии. Молитвы с поклонами полагалось произносить неспешно и чинно, прежде произнося молитву, а потом делая поклон.
Великая старица, мать Александра с особенным уважением обращалась к ещё юному в то время послушнику, монаху и затем иеродиакону Серафиму, провидя в нём исполнителя начатого ею Божия дела.
В июне 1789 г., предчувствуя приближение своей кончины, мать Александра пожелала восприять на себя великий Ангельский образ. Отец Исаия, прибыв в Дивеево, постриг её в схиму и нарек ей имя Александры.
Через несколько дней после пострига отец Пахомий с казначеем отцом Исаией и иеродиаконом Серафимом отправились по приглашению в село Леметь, находящееся в шести верстах от нынешнего города Ардатова Нижегородской области, на похороны благодетеля помещика Александра Соловцева и заехали по дороге в Дивеево навестить матушку Александру.
Она была больна и, получив от Господа извещение о скорой кончине своей, просила отцов-подвижников особоровать её. Великие старцы с любовью совершили над нею Таинство Елеосвящения. Затем, прощаясь с ними, мать Александра отдала отцу Пахомию последнее, что имела, и умоляла поминать её в Сарове за упокой, не оставлять и не покидать неопытных послушниц её, а также попечись в своё время об обители, обетованной ей Царицей Небесной.
Старцы простились, уехали, а дивная старица, схимонахиня Александра, скончалась 13 июня, в день святой мученицы Акилины, в возрасте не более 60 лет.
Отец Серафим в духовно-назидательных беседах своих с приходящими часто говорил: «Матушка Агафия Семеновна великая жена и всем нам благотворительница была и столь изобиловала благодатию Божиею, скажу вам, что удостоилась дара духовного, имея слез источник непрестанный такой, что в бытность её здесь, в Сарове, во время служб церковных, когда она становилась в тёплом соборе, против чудотворной иконы Живоносного Источника, из глаз её текли не слеёзы, а источники слёз, точно она сама соделывалась тогда благодатным источником этих слёз! Великая и святая жена была она, матушка Агафия Симеоновна, вельми великая и святая!»
Отец Серафим предрекал, что со временем, по Божиему изволению, должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить и кланяться её могиле, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»
После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 г. келлия матушки Александры, как и могила её, были уничтожены, и на их месте устроена площадь, залитая асфальтом.
Жители села Дивеева хранили благодарную память о первоначальнице обители и в течение почти 200 лет отмечали её дни памяти поминальными обедами.
В 1991 г. после произведённых археологических раскопок могила матушки Александры была восстановлена по уцелевшему под асфальтом фундаменту часовни, а также могилы похороненных рядом с ней схимонахини Марфы и монахини Елены. На могилах были установлены деревянные кресты.
Честные мощи первоначальницы матушки Александры были обретены в праздник Воздвижения Креста Господня 26–27 сентября 2000 г., перенесены в церковь Рождества Богородицы, где и почивают, как предсказал великий старец преподобный Серафим.
В 2000 г. преподобная Александра Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а определением Архиерейского Собора 2004 г. она была причислена к лику святых Русской Православной Церкви.
Молитвы
Тропарь преподобной Александре Дивеевской
глас 3
Раба́ Христо́ва и избра́ннице Пречи́стыя Его́ Ма́тери, Ки́евского уде́ла Ея́ жи́тельнице и моли́твеннице, земли́ Ея́ обетова́нныя иска́тельнице, Диве́евския оби́тели первонача́льнице и зижди́тельнице, моли́ся за ны, Алекса́ндро преподо́бная, да спасе́т нас Пресвята́я Богоро́дица и поми́лует Свята́я Тро́ица, да изба́вимся мы му́ки а́дския и насле́дуем блаже́нство ра́йское.
Перевод: Раба Христова и избранница Пречистой Его Матери, Киевского удела Ее жительница и молитвенница, земли Ее обетованной искательница, Дивеевского монастыря первая руководительница и создательница, молись о нас, Александра преподобная, да спасет нас Пресвятая Богородица и помилует Святая Троица, да избавимся мы от адских мук и наследуем райское блаженство.
Тропарь преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским
глас 4
Явилися есте земли Российския украшение, начальницы обители Дивеевския преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, благословение Царицы Небесныя исполнившия и дерзновение ко Господу стяжавшия, молите у престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.
9 сентября (переходящая) – Собор Нижегородских святых
27 июня – Собор Дивеевских святых
Житие:
Преподобная Александра в мире звалась Агафия Семеновна. Происходила она из старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы в конце 1720-х – начале 1730-х годов. Отец рано умер, и мать сама воспитывала её в духе благочестия. Прасковья Андреевна в юных годах выдала Агафию за сына соседей-помещиков Мельгуновых. Яков Мельгунов служил прапорщиком в Муромском пехотном полку. Агафия Семеновна недолго была замужем. Её супруг рано скончался (около 1755–56 г.), оставив жену с маленькой дочерью на руках. Имея обширные поместья и 700 душ крестьян, обладая большим капиталом и будучи в молодости приятной наружности и ясного ума, Агафия Семеновна выбрала путь служения Богу.
По примеру жены, родного дяди её мужа, которая овдовев, приняла монашество в Рязанском Богоявленском монастыре, Агафия Семеновна со своей дочерью отправилась в Киев и по благословению старцев поступила в Киево-Флоровский монастырь.
Однажды матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее такие слова: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: так тебе ныне глаголю: иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную обитель великую Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трёх жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же в путь твой, и благодать Божия непрестанно да будут с тобою!» Очнувшись, мать Александра сообщила о видении своему духовному отцу, затем другим отцам Киево-Печерской Лавры. Мать Александра просила их разобрать, что за видения удостоилась она. Но святые старцы единогласно решили, что видение Царицы Небесной было истинное и что мать Александра удостоилась быть избранницей Божией Матери. Старцы посоветовали матери Александре скрыть своё пострижение и под прежним именем вдовы-подпоручицы Агафии Семеновны Мельгуновой пуститься в путь, указанный ей Богоматерью. Сведения о том, где и сколько времени странствовала мать Александра, утратились с годами.
В 1760 г. шла она из г. Мурома в Саровскую пустынь. Не доходя 12 верст, мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево. Она выбрала себе местом отдыха лужайку у западной стены небольшой деревянной церкви. Усталая, она уснула сидя и в лёгкой дремоте удостоилась увидеть Божию Матерь и услышала от Нее следующее: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, и вот здесь живи и угождай Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и величающих Меня, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа!» Когда видение окончилось, мать Александра проснулась и пошла до Саровской пустыни в великой радости.
Общежительная Саровская пустынь произвела сильное впечатление на мать Александру. Строгое благочиние, продолжительная церковная служба, простота, убогость и суровость монашествующих, старинное столповое пение по чину Афонской Горы, скудость пищи и вся обстановка восхитили душу матери Александры.
Познакомившись со старцами, Агафия Семеновна открыла им душу свою и попросила от них совета и вразумления.
Саровские старцы посоветовали ей всецело предаться воле Божией и исполнять всё указанное Царицей Небесной. Матушка Александра, послушная воле и указанию Царицы Небесной, собиралась переехать на жительство в Дивеево. Но село Дивеево было тогда весьма неудобно для жизни монахини, ищущей молитвенного покоя. Постоянный шум от большого числа рабочих на открытых здесь заводах, добывавших железную руду, ссоры, драки, разбои – всё это придавало местности особый характер, неприязненный для всего мирного, святого и божественного. Кроме того, с ней была малолетняя дочь, для которой были необходимы некоторые жизненные условия. Поэтому саровские старцы посоветовали матери Александре, чтобы исполнить волю Богоматери, поселиться в двух верстах от Дивеева, в деревне Осиновка.
Агафия Семеновна поселилась в деревне Осиновка. Здесь вскоре заболела и скончалась её 9- или 10-летняя дочь. Это произошло около 1764 г. Мать Александра увидела в смерти своей единственной дочери ещё одно указание Божие и подтверждение достоверности всего возвещенного ей Царицей Небесной. Порвалось последнее звено, связывающее её с миром.
Тогда Агафия Семеновна решила отрешиться от всего своего имущества и окончательно распорядиться своими имениями. Для этого она отправилась в свои поместья.
Немало времени потребовалось ей для устройства дел. В 1766–1767 гг. она продала все свои рязанские имения. Она освободилась от всяких земных забот и значительно увеличила свой и без того большой капитал. Затем она часть капитала положила вкладами в монастыри и церкви для поминовения родителей, дочери и родных, а главное, поспешила на помощь туда, где надо было построить храмы Божии.
Агафия Семеновна вернулась в Дивеево в конце 1767 г. Саровские старцы благословили ей поселиться у приходского дивеевского священника Василия Дертева, жившего вдвоём с женой. Ему было около 40 лет (1727 года рождения), но он был уже известен в округе своей духовной жизнью. На его дворе Агафия Семеновна выстроила себе келлию и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв своё происхождение и нежное воспитание.
В духовных вопросах мать Александра во всём советовалась с Саровскими старцами. Она очень почитала старца Назария, игумена Валаамского. Его живописный портрет висел в келлии матушки Александры, и она каждодневно при всяком деле ему кланялась. Впоследствии она стала обращаться к саровским подвижникам иеромонахам Пахомию и Исаии.
В то время в Дивееве был приходской деревянный храм во имя святого первомученика и архидиакона Стефана. Он был холодный, предназначенный для служения только в тёплое время года. Матушка Александра с благословения саровских старцев занялась благоустройством дивеевской церкви. Сначала она приступила к ремонту главной части Стефановской церкви, а затем пристроила придел во имя святителя и чудотворца Николая, который был освящен в 1772 г., а также тёплый придел во имя Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1775 г.
Во время неустанной молитвы Богородица открыла матушке Александре, что следует озаботиться о построении каменной приходской церкви в честь Казанской Ее иконы. Саровские старцы с отцом Пахомием, помолившись, благословили праведницу на построение церкви. Когда было получено разрешение, матушка Александра приступила к постройке храма на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная.
Время построения храма было тревожным для России. В 1773 г. в Поволжье началось кровавое и жестокое Пугачёвское восстание. В августе 1774 г. был взят город Темников, и опасность вплотную приблизилась к Сарову и Дивееву. Когда Агафия Семеновна умоляла Господа и Царицу Небесную об избавлении их края от этого злодея, равно как и от последовавшего затем голода, ей было открыто, что гнев Божий минует их. Действительно, Пугачевские отряды не дошли до Дивеева.
Мать Александра по сооружении храма ездила в город Казань, где получила вернейший список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, и в город Киев испросить для церкви частицы святых мощей. Мощи ей вложили в серебряный и позолоченный крест.
Сохранилось предание, что матушка Александра долго думала, кому посвятить придел с правой стороны, и всю ночь молилась, прося Господа, да вразумит Он её. Господь услышал молитву.
Во время ночной молитвы слышит она стук в окно и голос: «Ты недоумеваешь, в чье имя устроить придел? Создай его во имя мое». – «Кто ты?» – в страхе вопросила матушка Александра. «Я – апостол первомученик архидиакон Стефан!» – отвечал голос и замолк, а утром, на рассвете, на том самом окне, в которое был стук ночью, матушка нашла образ святого апостола и первомученика архидиакона Стефана. Он был написан на длинном и узком бруске (обрубке), очень старинного письма. Сначала он хранился в церкви, а затем в келлии матушки Александры.
Казанский храм был освящен отцом Пахомием в начале 1780 г.
Большую часть своего капитала Агафия Семеновна пожертвовала в Саровскую пустынь. Её вклад в строительство Успенского собора в Сарове, начатого в 1770 г. и отложенного в голодные годы, позволил завершить постройку. Преподобный Серафим свидетельствовал, что «собор сооружен усердием матушки Александры».
Милостыня матери Александры была всегда тайная; она служила всем, чем только умела и насколько могла.
Она помогала многим девицам-сиротам в миру: чтобы соблюсти их чистыми от греха, наделяла их приданым, и они могли выйти замуж. Бедным невестам Агафия Семеновна вышивала головные уборы – сороки и красивые полотенца.
В течение 12 лет со времени окончания благоустройства деревянной церкви в праздники и воскресные дни Агафия Семеновна никогда не уходила из церкви прямо домой, но по окончании Литургии всегда останавливалась на церковной площади и поучала крестьян, говоря им о христианских обязанностях и о достойном почитании праздничных и воскресных дней.
Внешность матушки Александры известна со слов её послушницы Евдокии: «Одежда Агафии Семеновны была не только простая и бедная, но и многошвейная, и притом зимою и летом одна и та же; на голове она носила холодную чёрную кругленькую шерстяную шапочку, опушенную заячьим мехом, потому что она часто страдала головною болью. На полевые работы ходила в лаптях, а под конец своей жизни хаживала уже в холодных сапожках. Матушка Агафия Семеновна была среднего роста, вида весеёлого; лицо у неё было круглое, белое, глаза серые, нос короткий, луковичкою, ротик небольшой, волосы в молодости были светло-русые, лицо и ручки – полные».
За шесть месяцев до кончины матушки Александры настало время устроить монашескую общину, чтобы исполнить всё приказанное Божией Матерью. К этому представился особый случай. В 1788 г. одна из помещиц села Дивеева, госпожа Жданова, наслышавшись об Агафии Семеновне, желая поусердствовать осуществлению благого дела, пожертвовала ей 1300 квадратных сажен своей земли рядом с церковью. По совету Саровских старцев и с разрешения епархиального начальства мать Александра построила на этой земле три келлии с надворным строением и оградила пространство деревянной оградой; одну келлию заняла сама, другую предоставила для отдыха странникам, идущим через Дивеево в Саров, и третью предназначила для приглашенных жить трёх послушниц.
Мать Александра до конца своих дней вела жизнь богоугодную, подвижническую, крайне суровую, в постоянном труде и молитве, управляя сестрами в духе кротости. Строго исполняя все трудности Саровского устава, она во всём руководствовалась советами отца Пахомия.
Саровский устав в основе своей имел правило, которое дал Ангел Господень преподобному Пахомию Великому, учредителю иноческого общежития, состоящее из предначинательных молитв, 50-го псалма, ста Иисусовых молитв и отпуста. Таких молений надлежало совершить по числу суточных часов: двенадцать днём и двенадцать ночью.
Также в Сарове полагалась общая вечерняя молитва: вечерня с каноном Божией Матери из Октоиха и каноном дня недели. После повечерия братия слушала вечернее правило с тремя канонами: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице с акафистом и Ангелу Хранителю. Через час после общей трапезы братия собиралась для совместного исполнения пятисотенного келейного правила со многими земными поклонами и безмолвными молитвами, затем читалось поучение из книги преподобного Ефрема Сирина, помянник и молитвы на сон грядущий. В конце – взаимное прощение братии. Молитвы с поклонами полагалось произносить неспешно и чинно, прежде произнося молитву, а потом делая поклон.
Великая старица, мать Александра с особенным уважением обращалась к ещё юному в то время послушнику, монаху и затем иеродиакону Серафиму, провидя в нём исполнителя начатого ею Божия дела.
В июне 1789 г., предчувствуя приближение своей кончины, мать Александра пожелала восприять на себя великий Ангельский образ. Отец Исаия, прибыв в Дивеево, постриг её в схиму и нарек ей имя Александры.
Через несколько дней после пострига отец Пахомий с казначеем отцом Исаией и иеродиаконом Серафимом отправились по приглашению в село Леметь, находящееся в шести верстах от нынешнего города Ардатова Нижегородской области, на похороны благодетеля помещика Александра Соловцева и заехали по дороге в Дивеево навестить матушку Александру.
Она была больна и, получив от Господа извещение о скорой кончине своей, просила отцов-подвижников особоровать её. Великие старцы с любовью совершили над нею Таинство Елеосвящения. Затем, прощаясь с ними, мать Александра отдала отцу Пахомию последнее, что имела, и умоляла поминать её в Сарове за упокой, не оставлять и не покидать неопытных послушниц её, а также попечись в своё время об обители, обетованной ей Царицей Небесной.
Старцы простились, уехали, а дивная старица, схимонахиня Александра, скончалась 13 июня, в день святой мученицы Акилины, в возрасте не более 60 лет.
Отец Серафим в духовно-назидательных беседах своих с приходящими часто говорил: «Матушка Агафия Семеновна великая жена и всем нам благотворительница была и столь изобиловала благодатию Божиею, скажу вам, что удостоилась дара духовного, имея слез источник непрестанный такой, что в бытность её здесь, в Сарове, во время служб церковных, когда она становилась в тёплом соборе, против чудотворной иконы Живоносного Источника, из глаз её текли не слеёзы, а источники слёз, точно она сама соделывалась тогда благодатным источником этих слёз! Великая и святая жена была она, матушка Агафия Симеоновна, вельми великая и святая!»
Отец Серафим предрекал, что со временем, по Божиему изволению, должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить и кланяться её могиле, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»
После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 г. келлия матушки Александры, как и могила её, были уничтожены, и на их месте устроена площадь, залитая асфальтом.
Жители села Дивеева хранили благодарную память о первоначальнице обители и в течение почти 200 лет отмечали её дни памяти поминальными обедами.
В 1991 г. после произведённых археологических раскопок могила матушки Александры была восстановлена по уцелевшему под асфальтом фундаменту часовни, а также могилы похороненных рядом с ней схимонахини Марфы и монахини Елены. На могилах были установлены деревянные кресты.
Честные мощи первоначальницы матушки Александры были обретены в праздник Воздвижения Креста Господня 26–27 сентября 2000 г., перенесены в церковь Рождества Богородицы, где и почивают, как предсказал великий старец преподобный Серафим.
В 2000 г. преподобная Александра Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а определением Архиерейского Собора 2004 г. она была причислена к лику святых Русской Православной Церкви.
Молитвы
Тропарь преподобной Александре Дивеевской
глас 3
Раба́ Христо́ва и избра́ннице Пречи́стыя Его́ Ма́тери, Ки́евского уде́ла Ея́ жи́тельнице и моли́твеннице, земли́ Ея́ обетова́нныя иска́тельнице, Диве́евския оби́тели первонача́льнице и зижди́тельнице, моли́ся за ны, Алекса́ндро преподо́бная, да спасе́т нас Пресвята́я Богоро́дица и поми́лует Свята́я Тро́ица, да изба́вимся мы му́ки а́дския и насле́дуем блаже́нство ра́йское.
Перевод: Раба Христова и избранница Пречистой Его Матери, Киевского удела Ее жительница и молитвенница, земли Ее обетованной искательница, Дивеевского монастыря первая руководительница и создательница, молись о нас, Александра преподобная, да спасет нас Пресвятая Богородица и помилует Святая Троица, да избавимся мы от адских мук и наследуем райское блаженство.
Тропарь преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским
глас 4
Явилися есте земли Российския украшение, начальницы обители Дивеевския преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, благословение Царицы Небесныя исполнившия и дерзновение ко Господу стяжавшия, молите у престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.
Как не крути, а едина Русь и едина наша русская Православная Церковь: и светильники и освещаемые ими по всей Руси Христос собирал и собирает, людей не спрашивает... Пречистая по русской земле ходит и Свой Покров святой простирает. А что великая по размеру часть, окраинная или белая....то всего лишь исторические названия поэтапного собирания...
Кто посмеет Киевские обители, принадлежащие по волеизволению Самой Богородицы, к Русской Церкви Православной, которая живёт и действует по ВСЕЙ РУСИ, тронуть и присвоить себе - отколовшимся общинам ( не важно каким названием они себя называют или будут называть), ТОМУ грех немалый, поболе, чем большевикам и коммунистам. Не ты созидал, не ты собирал, не ты кровь и пот проливал - Не тебе, гордец-человек и присваивать! Пришла пора это крепко уразуметь...
Кто посмеет Киевские обители, принадлежащие по волеизволению Самой Богородицы, к Русской Церкви Православной, которая живёт и действует по ВСЕЙ РУСИ, тронуть и присвоить себе - отколовшимся общинам ( не важно каким названием они себя называют или будут называть), ТОМУ грех немалый, поболе, чем большевикам и коммунистам. Не ты созидал, не ты собирал, не ты кровь и пот проливал - Не тебе, гордец-человек и присваивать! Пришла пора это крепко уразуметь...