Преподобный Иоанн Дамаскин: - «Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага — ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим».
Старец Паисий Святогорец: - «Если бы они сказали только одно: „Господи, помилуй", то Бог что-нибудь придумал бы для их спасения. Если бы они только сказали „согреших", но ведь они этого не говорят. Сказав „согреших", диавол снова стал бы ангелом. Любовь Божия беспредельна. Но диавол обладает настырной волей, упрямством, эгоизмом. Он не хочет уступить, не хочет спастись. Это страшно. Ведь когда-то он был ангелом! Помнит ли диавол свое прежнее состояние? он весь — огонь и неистовство… И чем дальше, тем хуже он становится. Он развивается в злобе и зависти. О, если бы человек ощутил состояние, в котором находится диавол! Он плакал бы день и ночь. Даже когда какой-нибудь добрый человек изменяется к худшему, становится преступником, его очень жаль. А что же говорить, если видишь падение ангела!.. падение диавола не может быть уврачевано ничем иным, кроме его собственного смирения. Диавол не исправляется потому, что не хочет этого сам. Знаете, как был бы рад Христос, если бы диавол захотел исправиться!»
Почему диавол не может покаяться? Ответ на это вопрос находим в словах Христа:
[Лк.6:43] Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
Итак, Господь, - абсолютное добро, не знает и не воспринимает зла. Ангелы и первозданный мир благоухает и процветаеи в добре Бога. Зла нет. И один из высших ангелов, Деница решает, что выше его никого нет и он есть добродетель. За ним следуют часть ангельского мира. Другие ангелы говорят, - нет, Бог есть добродетель. Начинается война в Царствии Небесном.
Откровение - 7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], 8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. 9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
Так в Раю Царствия Небесного зарождавется дерево познания добра и зла. Но, познания ещё нет, ибо нет оценщика РАЗУМОМ человека. Бог, абсолютностью добра не имеет и не творит люббовью зла. Падшие ангелы со своей стороны так же решают, что противостоянием правы в добре. Зло само по себе не понимает и не может себя осудить, что оно зло. И когда апостол говорит, что диавол прежде грехом пал, он говорит как человек, осуждая диавола, но сам диавол зла не судит себя, не имеет покаяния и не может утвердить за собой грешность.
Видимо в это время и произошло разделение гармонии красоты небесной и совершенной мира сего на красоту земную и не совершенную. Каждая плоть любовью Господа представляет красоту Его и добро, но ограниченностью неизбежно несёт в своём действии ушербность своего бытия. Эту ушербность не совершенства ещё нельзя назвать злом без человеческого разумения.
Адам живёт волей Господа по образу и подобию Его. Он не знает не совершенства, не ведает зла уподоблением в любви. Господь завещает Адаму, не ешь ты от этого дерева познания добра и зла, живи одним добром моим и будешь в счастье и величии вечности без греха. Так и есть, так и должны жить все мы. Но, диавол предлагает Адаму вкусить запретный плод и Адам нарушает заповедь своеволием. Вкушает и распознаёт добро и зло. Если ранее для Адама не было зла уподобление Богу, то вкусив запретный плод, он познаёт зло в себе, собственным грехом нарушения заповеди. И стыдясь и прятаясь от Бога, Адам уже в себе осуждает сатану, называя своё своеволие грехопадением. Адам превращается в судью, разделяя добро и зло и собственным грехопадением обличает сатану во зле. До грехопадения Адама, диавол зла не обличал себя, как не обличает и поныне.
Но обличая зло в грешности его, мы люди неизбежно познаём его, иначе обличать не возможно. Вот наша трагедия. - Не суди, судим не будешь. И как можно ваыйти из этого заколдованного круга, знать грех, но не содержать его в себе и побеждать повсюду? И христос учит нас - ВОЗЛЮБИ. Возлюби Бога своего и возлюби братьа своего.
Но вот какой вопрос меня интересует. Следует ли возлюбить зло? И как возлюбить, что бы зло перестало таковым быть?