Конечно, основополагающими документами, закладывающими базу для отношений между христианами и евреями, для нас являются тексты Священного Писания. Когда мне говорят: «А вот этот пишет…», я отвечаю: «При чем тут этот? Для нас основа всего – Священное Писание. Как говорят Священные тексты о том или другом – вот что для нас является основой и отправной точкой». Сначала – Священное Писание, потом, когда мы усвоим его взгляд на вопрос, – все остальные мнения.
Так и в отношении евреев, прежде всего, мы должны посмотреть, что о взаимоотношениях с ними нам говорит Священное Писание Нового Завета. А уже уяснив эти базовые вещи, мы можем строить какие-то свои умозаключения1.
А теперь рассмотрим, как складывались иудео-христианские отношения в первом веке.
1. При жизни Иисуса единого отношения ко Христу не было. Во время Его проповеди были как те, кто ненавидел Христа (саддукеи, фарисеи и др.), так и те, кто встречал Его с радостью и надеждой.
2. После Смерти и Воскресения Христа иудеи разделились. Одни верили в то, что Бог воздвиг Невинного Страдальца из мертвых. Другие считали, что христиане – обманщики, что они выкрали и перепрятали тело Христово и объявили о Его Воскресении. Официальный иудаизм принимал вторую точку зрения. Она же зафиксирована в Талмуде.
3. Когда христиане пошли с проповедью к язычникам, это настроило против них многих евреев. Отношения, и так не идеальные, начинают портиться совсем. Евреи, как известно, относились к язычникам отрицательно и не могли принять ту идею, что язычники призываются к Царству наравне с ними, детьми Авраама.
4. Новый этап иудео-христианских отношений – 70е годы 1-го века. Иерусалимский Храм, в который ходили молиться вместе с иудеями и христиане, разрушен. Это привело к окончательному разрыву между христианами и иудеями. Евреи молятся в синагогах, христиане собираются в своих молитвенных местах.
5. Иудеи преследуют юную Церковь, клевещут на христиан перед римским начальством, участвуют в расправах (помните, Ап. Павел получил документ, подтверждающий его полномочия расправляться с христианами, и с этой целью направился в Дамаск). В знак того, что христиане не имеют отношения к иудаизму, иудейские раввины отлучают христиан от синагоги.
Христиане же, считающие себя истинными израильтянами, то есть относящие к себе все пророчества, все обещания Божии, напротив, считают иудеев глупыми упрямцами, прозевавшими Спасителя. Около 100 года Бог открывает Иоанну: «Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Апок. 3, 9).
Здесь сатанинское сборище, считающее себя Иудеями, – как раз те, кого мы и сегодня называем иудеями. Но подлинными иудеями Бог называет христиан. Они подлинные, потому что узнали во Иисусе обещанного Мессию и поклонились Ему как Спасителю.
Итак. Мы в общих чертах показали, как строились отношения между христианами и иудеями в 1-м веке.
Теперь рассмотрим Новозаветные тексты, которые об этом нам говорят. Расположим тексты в порядке их написания: от ранних к поздним.
Писания Апостола Павла
Первым на эту тему писал Ап. Павел. Это 50-е годы 1-го века. Самым интересным в этом отношении будет Послание к Римлянам, главы 9-11. Кульминация отрывка – парадоксальные слова Ап. Павла: «Весь Израиль спасется» (Рим. 11, 26).
Ученые считают, что этот текст был написан Павлом в ответ на споры римлян, задававшихся вопросом: какое место отводится евреям в Божьем замысле? Известно, что в 49 году император Клавдий изгнал всех евреев из Рима. Историк Светоний пишет, что беспорядки в Риме произошли «по побуждению Хреста». Скорее всего, это искаженное имя Христос. Почвой для беспорядков могло быть то, что римские христиане начинали проповедовать в синагогах. Евреев это злило, возникали скандалы. Не разбиравшийся в тонкостях и считавший, что все это какие-то еврейские внутренние проблемы, с которыми они не могут справиться, Клавдий решил проблему кардинально: вообще изгнал всех евреев (и нехристиан, и христиан) из Рима.
В 54 году, после смерти Клавдия, им было разрешено вернуться в город. Их возвращение привело к конфликтам между христианами, остававшимися в городе в этот пятилетний срок, и вернувшимися евреями.
Послание к Римлянам посвящено двум большим темам, возникшим из-за всех этих исторических коллизий:
А) Распространяется ли милость Бога на язычников, не соблюдающих предписания Ветхозаветного закона?
Б) Если Бог призывает всех вне зависимости от национальности, значит ли это, что завет с Израилем отменен?
На первый вопрос Апостол отвечает, что, безусловно, да. Евангелие адресовано всякому человеку: «во-первых, Иудею, потом и Еллину» (1, 16).
На второй вопрос Павел отвечает: ни в коем случае. «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив» (3, 2-3).
Итак, судьба Израиля, то есть евреев, не принявших Христа, очень беспокоит Павла. Он делится своими переживаниями с римскими христианами: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог…» (9, 1-5).
Но что же делать, ведь евреи не приняли Христа? Апостол Павел не замалчивает эту проблему, а размышляет над ней. Он говорит, что «не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его» (9, 6-7). Истинные Израильтяне – те, которые приняли Иисуса как Мессию. Те же, которые не приняли Иисуса, – «плотские дети» (ст. 8), то есть Израильтяне только по названию, по плоти. И на этих, плотских, детей обещания Божии не распространяются.
Что же с ними делать? Какова судьба этих несчастных? Вся 9-я глава этого Послания полна самых мрачных догадок. «Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?.. Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна…»
Значит, не принявшие Христа погибнут для вечности? Значит, евреи лишились всех прерогатив Народа Божьего?
Ап. Павел не может и с этим согласиться. И с такими мыслями он начинает 10-ю главу: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению…»
И опять, и опять Павел на протяжении всей 10-й главы пытается разрешить эту загадку. Он снова повторяет, что язычники, которые были чужды Божиих откровений и обетований, приняли Иисуса и тем самым стали ближе к Богу, чем евреи. «Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него (Иисуса Христа. – прот. К.П.), не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется...»
Но и в этой главе, как и в предыдущей, проблема остается неразрешенной.
Наконец, Ап. Павел приступает к 11-й главе. И в самом начале главы, в первом стихе, он ставит вопрос ребром: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой?»
И сам себе на этот вопрос отвечает: «Никак... Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал».
Далее Ап. Павел разворачивает очень интересную аргументацию. Он пишет: «Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток…»
Христиане для Павла – остаток, то есть та горстка людей, которая становится для всего еврейского народа знаком спасения и прозрения. В то время, когда писал Ап. Павел, христиане-евреи едва ли составляли 1% от евреев. Но благодаря этому одному проценту, считает Павел, спасутся остальные 99%.
Далее Ап. Павел в свои рассуждения вводит новую тему. «Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их». Это очень необычные рассуждения. Ослепление евреев, оказывается, даже служит благому делу: упрямство евреев, не принявших Христа, становится знаком для язычников поспешить к вере.
Итак, заблуждение евреев не окончательно. Это не приговор. Это временное ослепление и помрачение, как считал Ап. Павел.
И Павел строго предупреждает христиан из язычников, что не следует превозноситься перед заблуждающимися евреями: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя».
Ап. Павел убежден: евреи, «если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется…»
Вот такие размышления великого Апостола. Никакого спасения помимо Христа нет, но он надеется, что иудеи все же покаются и примут Христа.
Надо сказать, что Ап. Павел писал это спустя всего 20 лет после Воскресения Христова. Тогда ему казалось вероятным, что скоро иудеи образумятся и пересмотрят свое отношение ко Христу. Все оказалось не так оптимистично, однако даже два тысячелетия длящееся ожесточение иудеев не отменяет надежд Павла. Покаяться и повернуться ко Христу иудеи могут всегда.
Но вернемся к Ап. Павлу. Разделила ли Церковь точку зрения Павла? Наполовину. По вопросу о том, что язычники, благодаря вере во Христа, принимают полноту благодати, – да. А вот по вопросу о будущем спасении всего Израиля, на что надеется Павел, другие священные авторы высказывали более пессимистическое мнение...
_________________________________________________________
Часть 2-ая:Мы продолжаем разговор о взаимоотношениях христиан с иудеями. В прошлый раз мы говорили о самых первых, в хронологическом порядке, размышлениях на этот счет, включенных Церковью в канон Священных книг. Они принадлежали Ап. Павлу. Сегодня поговорим о том, что на этот счет писали другие Евангелисты.
Евангелие от Луки
Евангелие от Луки было написано примерно через 20 лет после Посланий Ап. Павла.
Все Евангелие пронизано идеей, что Иисус является осуществлением надежд и ожиданий Израиля.
В момент Благовещения Ангел открывает Марии, что Господь даст Ее Сыну «престол Давида, отца Его» (Лк. 1, 32), в хвалебной песни Мария восклицает: «Воспринял Израиля, отрока Своего… как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» (Лк. 1, 54-55).
Захария, отец Иоанна Крестителя, говорит: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих… помянет святой Завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему…» (Лк. 1, 68-73).
А вспомните старца Симеона, который всю жизнь ждал «утешения Израилева» (Лк. 2, 25) и увидел это утешение во Христе: «свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 32).
Это только самое начало Евангелия от Луки… Но и всё оно настойчиво повторяет: Иисус – Тот Самый, Которого ждал Израиль.
Однако рядом с этой радостной и жизнеутверждающей вестью появляется другая идея, грозная. Те, кто не принял Иисуса, – находятся в опасности, они близки к гибели. Вспомним другое пророчество старца Симеона, сказанное о Младенце Иисусе: «лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2, 34). В этих словах ясно читается, что во Христе Израиль обрел не только спасение, но и суд.
Много раз в тексте мы встречаем примеры такого «падения и восстания». Одни во Христе узнают Мессию, и это является для них моментом спасения, другие спотыкаются о Его Личность и совершенно ослепляются. «Блажен, кто не соблазнится о Мне», – грозно говорит Иисус у Луки, и иудеи должны в этих словах услышать предостережение (Лк. 7, 23). Но, не вняв этим предостережениям, весь Иерусалим, в конце концов отвергает Иисуса, и Тот плачет о судьбе города и прорицает ему разрушение и гибель, за то, что город «не узнал времени посещения» (Лк. 19, 44) его Богом.
Во второй книге своих сочинений, в Деяниях, Лука приводит еще более жесткие выражения. Так, он излагает проповедь Ап. Петра, который называет Христа новым Пророком, большим Моисея: «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа» (Деян. 3, 22-23).
Это был очень прозрачный намек на будущую судьбу тех, кто не примет Иисуса. Кстати, в ветхозаветном тексте в словах Моисея нет таких грозных предупреждений. Там просто сказано: «А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор. 19, 18). Но тут очевиден именно суровый мотив истребления. Кому он принадлежит? Петр ли так действительно выразился, или это интерпретация самого Луки, приводившего, естественно, по памяти проповедь Петра? В любом случае, Лука с этой мыслью согласен.
Далее Лука приводит такие слова Ап. Павла: «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и
сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 18, 46).
Здесь, как и в приведенном фрагменте проповеди Ап. Петра, акценты ставятся прямо-таки беспощадные.
Теперь несколько слов о том, почему же Лука так жестко пишет о судьбе евреев, не принимающих Иисуса.
Время Луки (70-е годы 1-го века) – это время, когда:
А) Некоторые иудеи проявили злость к христианам и упорство в неверии. Лука, несомненно, преследует полемические цели, показывая, что тут безальтернативная ситуация: либо принимай христианство, либо погибнешь для вечной жизни.
Б) В эти же самые годы Церковь росла как никогда. Апостольская проповедь уже прозвучала в мировых центрах, тысячи язычников и иудеев шли к христианству.
В) Сами иудеи, после Иудейской войны (в 70 году) потерявшие святыню – Иерусалимский храм и поколебавшиеся в своих религиозных устоях, смотрели на христиан с некоторой надеждой: а может, и вправду их Иисус – истинный Мессия?..
Словом, много различных факторов способствовали тому, чтобы Евангелист Лука писал жестко и бескомпромиссно. Можно предположить, что тон взял он верный, чем и сделал свое дело в отношении христианской миссии среди иудеев.
Евангелист Матфей
Матфей писал примерно в то же время, что и Лука. Мы уже сказали, что у Луки чувствуется момент антагонизма с иудаизмом. Иудеи уже показали себя, преследуя и убивая христиан, о чем Лука много пишет в книге Деяний.
Но у Матфея этот антагонизм заострен еще больше. В его писаниях обнаруживаются приметы явно обостренного конфликта юной Церкви и синагоги, то есть иудейского благочестия.
Гневные обличения «книжников и фарисеев» мы встречаем только у Матфея. Порой кажется, что он собрал абсолютно все, что можно было собрать на эту тему из высказываний Иисуса. Ни в каком другом Евангелии Иисус так много не критикует иудеев, как в Евангелии от Матфея.
«Ряд намеков указывает, что Матфей не видел для еврейского народа возможности оправдаться: эти люди не прошли окончательного испытания, упустили свой шанс откликнуться на мессианский призыв, и дверь перед ними закрыта раз и навсегда» (см.: Мф. 25, 10)» (Р. Хейз).
Библеисты пытались понять, почему же Матфей так ополчился на иудеев. Возможно, говорят они, тут мы видим пример «соперничества между детьми». Церковь спорит с иудаизмом, доказывая ему свою правоту, свои права, свое преимущество.
В Евангелии от Матфея Христос все время исполняет пророчества. Почти каждое Его слово, каждое дело отсылает нас к Ветхозаветным пророчествам. Любимая фраза Матфея: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка…» (Мф. 1, 22).
Помимо прочего, эти цитаты пророчеств (порой, надуманных), которых на самом деле в Евангелии от Матфея больше, чем во всех трех остальных Евангелиях вместе взятых, подчеркивают следующую мысль: евреи слепы и глухи, если не вняли своим пророкам и не узнали во Иисусе Мессию.
У Матфея чаще, чем у других Евангелистов, звучит тема гонений на христиан со стороны иудеев. Матфей приводит слова Христа: «идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (обратим внимание – погибшим!). А потом Христос предсказывает, какие гонения иудеи воздвигнут на Его Апостолов: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков… Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища (в оригинале – в Синедрион. – прот. К.П.) и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня» (Мф., гл. 10).
Интересно, что такие же рассказы о посланничестве учеников приводят и Евангелисты Марк и Лука. Но у них никаких слов Христа о гонениях со стороны иудеев нет.
Негативизм Матфея в отношении иудеев проявляется и вот как: как известно, Матфей использовал для написания своего труда Евангелие от Марка. Некоторые моменты он прямо заимствовал у Марка. Так вот, несомненно, что, заимствовав у Марка некоторые истории, Матфей их отредактировал в соответствии со своими представлениями.
В качестве примера возьмем притчу о злых виноградарях, убивших сына хозяина. В притче у Марка осуждаются убийцы сына (вы, конечно, помните, что сын из притчи означает Иисуса Христа – Сына Божьего): фарисеи, саддукеи и книжники.
Матфей, приводя эту притчу, дает ей другую концовку. Он приводит такие слова Христа: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21, 43). Здесь от осуждения частных исторических персонажей Матфей переходит к обобщенному осуждению всего народа. «Другой народ, приносящий плоды» – это Церковь.
Примеры эти можно умножать долго. Вспомним хотя бы такой драматический момент. «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 24-25).
Ни у кого из Евангелистов такого рассказа нет, он встречается только у Ап. Матфея. Согласно этому тексту, весь народ виновен в смерти Христа, более того, не только те, кто жил тогда, но и все их потомки. Это очень страшные слова…
Пора сделать какие-то выводы об учении Матфея.
Евангелист Матфей создал «теорию отвержения», как ее часто называют в богословской литературе:
Иисус пришел к евреям, как это и предсказывали пророки. Но евреи отвергли Христа. За это они лишаются всех своих прав и богоизбранности. Хотя Бог и хотел дать им Царство, но за Христоубийство Он отнимает у них обещанное и отдает другому народу – Церкви.
Будущность Церкви – в язычниках, для Израиля же все закончилось…
Разве можно еще более сгустить краски, описывая перспективы евреев, чем это сделал Евангелист Матфей?
Можно! И это сделал Ап. Иоанн Богослов.