Небельверфер пишет:Вообще интересно смотреть, как путинская пропаганда многонационалочки приводит к прямо противоположным результатам. Вот многие люди после истории с покемонами и Соколовским стали напирать на то, что никакой он не Соколовский, а вовсе даже какой-то там условно "Хабибулин" в том смысле, что это что-то плохое. И я вот вспоминаю школьные годы чудесные — и понимаю, что тогда это вообще никого бы не смутило. К Кавказу отношение было понятное, половина парней болели за какой-то клуб и придерживались правых взглядов, свастаны в школьных сортирах и на партах были явлением таким же обыденным, как портреты выдающихся математиков в кабинете алгебры. Но татар никто вообще не замечал ("дружно-же-жили", лол). У нас в классе учились два — никому просто не приходило в голову, что это инородцы. Я написал "два", а потом подумал, что может и больше и может ещё девчонки какие были — я их просто никогда в жизни их бы не идентифицировал как татарок. Двух дагестанцев и армянина на тему происхождения подкалывали, а татары были... ну... ну Ринат он, ну Рустам. Это просто никак не воспринималось, "Ринат" и "Рустам" это было как "Артур" и "Руслан". Фамилия вроде Шарафутдинова не была экзотикой, она стояла в одном ряду с Никитиным или Иванченко. И это были страшные времена скинхедов-людоедов и празднований 20 апреля с размахом дня ВДВ. И вот прошло 10 лет, у всех теперь деды воевали, бабки помогали, бог многонациональности захлёбывается от ежедневных жертвоприношений со стороны государственной пропаганды и комнатных патриотов — а в итоге в мозгах нынешних студентов рядовые и ещё 10 лет назад ничем не примечательные татары стали восприниматься какой-то враждебной нерусью. Воистину, что ни делает советская власть — всё она делает не так.
Я учился еще в глубоко советское время, когда было вообще "неприлично" говорить о национальном происхождении товарищей. Однозначно мы со школьных лет настороженно относились только к евреям. Кое-где среди ребятни слово "еврей" было даже чем-то вроде обидной обзывалки, вроде "дурак" или "козел". А слово "жид" у нас употреблялось не в значении еврей, но в значении жадина, скупердяй. Но, в общем, и с евреями тоже ладили, тем более, что тогда о "сионизме" еще не писали и не говорили.
Инородцы в школьные годы воспринимались вполне органично как "свои" тогда, когда они,во-первых, чисто говорили по-русски и, во-вторых, антропологическими чертами ничем от нас не отличались. Первый признак был доминирущим. Татары, понятно, всегда были по этим двум признакам "своими", только в ранние школьные годы казалось странным, что мальчика зовут Гаяр, а девочку Наиля - а так даже и в голову не приходило думать, что они "другие". Однако армянин, сильно отличавшийся антропологически от нас, но чисто говоривший по-русски, был у нас тоже "свой". А вот азербайджанца, говорившего с сильным акцентом, уже немного сторонились - он уже был "другой". Над "хохлами" подсмеивались, но по-дружески.
А националистом я стал уже гораздо позже, в перестройку.