Если вы говорите буддисту или мусульманину, что он служит дьяволу и поклоняется сатане - это разве не отталкивание?Нюся пишет:
Кто отталкивает? За кого ты говоришь, Масуфал? От лица Православной Церкви? Или от лица форумчан?
Если от лица Церкви - провоцируешь Церковь зачем-то!
От лица форумчан всех православных - и это провокация.
Особенности других религий мира давно уже определены богословами с точки зрения Евангелия. Пусть себе люди живут. Никто их не трогает и не обижает, Масуфал!
Да тебе же страсть как охота, чтобы мы с ними духовно побратались, а ты при этом стал великим ...миротворцем. Тебе же святые люди не раз сказали: не хвали, но не принимай.
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+12
Горюшкин
Tiny Tiger
Сергей_Михайлов
Монтгомери
Sevlagor
Елена-христианка
Алина
Nuklon
miha61
Голос
Димас
Петра
Участников: 16
Воля Божья
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 391
Re: Воля Божья
Sevlagor- Бакалавр форума
- Сообщения : 4852
Дата регистрации : 2011-09-11
Откуда : С-Пб.
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 392
Re: Воля Божья
А с чего мы должны так бояться отталкивания? Вот пример как надо поступать Христианину.Мафусал пишет:
Если вы говорите буддисту или мусульманину, что он служит дьяволу и поклоняется сатане - это разве не отталкивание?
3:10. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
3:11. зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 393
Re: Воля Божья
Бояться надо не отталкивания, а своей злобы вместо завещанной Господом любви. От еретика нужно отвращаться. Это верно. Но еретики всегда лезут со своими учениями, навязывая себя. От них нужно защищаться. Если нужно, то и гнать. Даже драной метлой. Но если люди иной веры искренне хотят вместе с нами делать какие-то общие дела, не нужно их клеймить как еретиков и сатанистов, требуя немедленно перейти в нашу веру. Им нужно дать возможность быть рядом с нами, принимая их такими как есть.Sevlagor пишет:
А с чего мы должны так бояться отталкивания? Вот пример как надо поступать Христианину.
3:10. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
3:11. зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.
Sevlagor- Бакалавр форума
- Сообщения : 4852
Дата регистрации : 2011-09-11
Откуда : С-Пб.
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 394
Re: Воля Божья
Но Святая Церковь именно это и говорит. Что же нам говорить другое?Мафусал пишет:
Если вы говорите буддисту или мусульманину, что он служит дьяволу и поклоняется сатане - это разве не отталкивание?
Sevlagor- Бакалавр форума
- Сообщения : 4852
Дата регистрации : 2011-09-11
Откуда : С-Пб.
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 395
Re: Воля Божья
В мирских делах - сотрудничество и помощь, в делах веры никакого согласия быть не может.Мафусал пишет:
Бояться надо не отталкивания, а своей злобы вместо завещанной Господом любви. От еретика нужно отвращаться. Это верно. Но еретики всегда лезут со своими учениями, навязывая себя. От них нужно защищаться. Если нужно, то и гнать. Даже драной метлой. Но если люди иной веры искренне хотят вместе с нами делать какие-то общие дела, не нужно их клеймить как еретиков и сатанистов, требуя немедленно перейти в нашу веру. Им нужно дать возможность быть рядом с нами, принимая их такими как есть.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 396
Re: Воля Божья
На соборах Святая Церковь таких утверждений не делала. Была необходимость защитить внутренний двор Церкви от проникновения внутрь чуждых религий и учений. Если во внутреннем пространстве Святой Церкви происходит что-то из сферы иных религий, то это действительно отступление от истины и служение дьяволу.Sevlagor пишет:
Но Святая Церковь именно это и говорит. Что же нам говорить другое?
Есть внутреннее пространство Церкви. Там всё, что противоречит учению Христа - сатанизм. А есть внешнее пространство. Там иные мерки.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 397
Re: Воля Божья
О том и речь.Sevlagor пишет:
В мирских делах - сотрудничество и помощь, в делах веры никакого согласия быть не может.
Sevlagor- Бакалавр форума
- Сообщения : 4852
Дата регистрации : 2011-09-11
Откуда : С-Пб.
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 398
Re: Воля Божья
Мафусал вы меня шокируете.Мафусал пишет:
На соборах Святая Церковь таких утверждений не делала. Была необходимость защитить внутренний двор Церкви от проникновения внутрь чуждых религий и учений. Если во внутреннем пространстве Святой Церкви происходит что-то из сферы иных религий, то это действительно отступление от истины и служение дьяволу.
Есть внутреннее пространство Церкви. Там всё, что противоречит учению Христа - сатанизм. А есть внешнее пространство. Там иные мерки.
Сказанное Церковью есть истина, что внутри, что снаружи. Все одно. Ничто не утаивается и не двусмысленно.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 399
Re: Воля Божья
Так а что есть утверждение церковного собора, что мусульмане поклоняются сатане?Sevlagor пишет:
Мафусал вы меня шокируете.
Сказанное Церковью есть истина, что внутри, что снаружи. Все одно. Ничто не утаивается и не двусмысленно.
Sevlagor- Бакалавр форума
- Сообщения : 4852
Дата регистрации : 2011-09-11
Откуда : С-Пб.
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 400
Re: Воля Божья
Соборы осуждали ересь. В 1180 г. состоялся поместный Константинопольский собор, на котором рассматривался вопрос отношения к мусульманскому представлению о Боге. Император Мануил I Комнин потребовал убрать из чина отречения от ислама анафематизм против «бога Мухаммеда», так как считал, что мусульмане, будучи монотеистами, почитают того же Бога, что и христиане и тем самым анафема якобы возводится на истинного Бога. Однако отцы Собора отказались подчиниться императору в этом вопросе, объявив, что мусульманское представление о Боге настолько различается с православным учением о Нем, что не может быть речи о почитании христианами и мусульманами одного и того же истинного Бога.Мафусал пишет:
Так а что есть утверждение церковного собора, что мусульмане поклоняются сатане?
«Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» 1 Кор. 5:12-13.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 401
Re: Воля Божья
Ислам - авраамическая ересь. В ад их.Мафусал пишет:Так а что есть утверждение церковного собора, что мусульмане поклоняются сатане?
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 402
Re: Воля Божья
А какое отделение, Серж?noname пишет:
Ислам - авраамическая ересь. В ад их.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 403
Re: Воля Божья
есть одно утверждение.Мафусал пишет:
Так а что есть утверждение церковного собора, что мусульмане поклоняются сатане?
Томос Константинопольского Собора 1180 года (о "Боге Мухаммеда")
http://mission-center.com/islams/tomos.htm
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 404
Re: Воля Божья
Совершенно верно сказано: что мусульманское представление о Боге настолько различается с православным учением о Нем, что не может быть речи о почитании христианами и мусульманами одного и того же истинного Бога.Sevlagor пишет:
Соборы осуждали ересь. В 1180 г. состоялся поместный Константинопольский собор, на котором рассматривался вопрос отношения к мусульманскому представлению о Боге.
«Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» 1 Кор. 5:12-13.
Истинный Бог - это Бог, открывшийся человеку в полноте. До пришествия в мир Иисуса Христа иудеи имели о Боге примерно то же представление, что и теперь мусульмане. И те, и другие смотрели на Него через закон. Иудеи ведь тоже не исповедовали Бога Троицу, но Святая Церковь не говорит, что они поклонялись дьяволу.
Ваша, Севлагор, цитата из апостола Павла подтверждает то, что я вам сказал выше: из своей среды мы должны исторгнуть всякое учение, не соответствующее православию. А то, что за оградой Святой Церкви, пусть судит Бог, а не мы. Поэтому не можем мы утверждать, что все, кто за оградой Святой Церкви служат дьяволу и не знают Бога.
То, что никто не знает Бога в той полноте, в какой Его знают истинные христиане, это факт. Но факт и то, что единого Бога Творца другие знают по-другому, знают Его другим. Не таким, каким знают Его христиане. Но это ещё не значит, что они поклоняются не Богу, поклоняются ДРУГОМУ БОГУ, поклоняются сатане. Только Сам Бог знает СВОИХ и ЧУЖИХ.
Sevlagor- Бакалавр форума
- Сообщения : 4852
Дата регистрации : 2011-09-11
Откуда : С-Пб.
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 405
Re: Воля Божья
Мафусал пишет:
То, что никто не знает Бога в той полноте, в какой Его знают истинные христиане, это факт. Но факт и то, что единого Бога Творца другие знают по-другому, знают Его другим. Не таким, каким знают Его христиане. Но это ещё не значит, что они поклоняются не Богу, поклоняются ДРУГОМУ БОГУ, поклоняются сатане. Только Сам Бог знает СВОИХ и ЧУЖИХ.
"Анафема Мухаммеду, [и его] учению, переданному в Коране, в котором он исповедует, что Господь, Бог и Спаситель наш Иисус Христос не является Сыном Божиим; благое называет дурным, а свет выставляет тьмою, ещё же [анафема] и скверному учению его, противному священным наставлениям Христа и богомудрых святых, а также [анафема] и тому, кто внушил ему и думать и учить этим скверным и презренным вещам, буде это кто-либо из людей, или же злоначальник демонов и отец зла, или же сам скверный Мухаммед породил от себя столь безобразнейшие плоды; кроме того, анафема тем, кто [считает], что Мухаммед ѕ пророк и посланник, от которого приняли учения и заповеди, противные учению Христа".
Анафема была написана и подписан настоящий томос 13 апреля 6688 года.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 406
Re: Воля Божья
Севлагор, анафема - это отлучение от Церкви. Совершенно естественно, что тот, кто не исповедует Иисуса Христа Богом, не может быть членом Христовой Церкви. Но Моисей, Илия, Давид - разве поклонники дьявола?Sevlagor пишет:
"Анафема Мухаммеду, [и его] учению, переданному в Коране, в котором он исповедует, что Господь, Бог и Спаситель наш Иисус Христос не является Сыном Божиим; благое называет дурным, а свет выставляет тьмою, ещё же [анафема] и скверному учению его, противному священным наставлениям Христа и богомудрых святых, а также [анафема] и тому, кто внушил ему и думать и учить этим скверным и презренным вещам, буде это кто-либо из людей, или же злоначальник демонов и отец зла, или же сам скверный Мухаммед породил от себя столь безобразнейшие плоды; кроме того, анафема тем, кто [считает], что Мухаммед ѕ пророк и посланник, от которого приняли учения и заповеди, противные учению Христа".
Анафема была написана и подписан настоящий томос 13 апреля 6688 года.
Мухаммед открыл арабам язычникам единого Бога Творца. На сегодняшний день это для них предел. Они вне Церкви Христовой. Они не знают Царства Небесного и Бога Троицу. Но они идут за христианами следом. Коран - напоминание о законе. Ислам - покорность закону. Мусульманин - верный. То, что предки христиан прошли в стадии иудаизма, арабы проходят через ислам. Измаил - праотец арабов, это тоже сын Авраама.
Мусульмане идут по следу христиан. И вы помните слова Иисуса: последние будут первыми. Ибо последние - это те, кто идут по следу первых.
Sevlagor- Бакалавр форума
- Сообщения : 4852
Дата регистрации : 2011-09-11
Откуда : С-Пб.
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 407
Re: Воля Божья
Мафусал. Моисей, Илия, Давид - члены Христовой Церкви.Мафусал пишет:
Севлагор, анафема - это отлучение от Церкви. Совершенно естественно, что тот, кто не исповедует Иисуса Христа Богом, не может быть членом Христовой Церкви. Но Моисей, Илия, Давид - разве поклонники дьявола?
Муххамед открыл арабам язычникам другого бога. Сиречь дьявола. Таким образом они и идут не за христианами. Своей дорогой.Мафусал пишет:
Мухаммед открыл арабам язычникам единого Бога Творца. На сегодняшний день это для них предел. Они вне Церкви Христовой. Они не знают Царства Небесного и Бога Троицу. Но они идут за христианами следом. Коран - напоминание о законе. Ислам - покорность закону. Мусульманин - верный. То, что предки христиан прошли в стадии иудаизма, арабы проходят через ислам. Измаил - праотец арабов, это тоже сын Авраама.
Много сынов у Авраама как и у Ноя.
Остался один вопрос. Почему не буддисты?Мафусал пишет:
Мусульмане идут по следу христиан. И вы помните слова Иисуса: последние будут первыми. Ибо последние - это те, кто идут по следу первых.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 408
Re: Воля Божья
И я про то.Sevlagor пишет:
Моисей, Илия, Давид - члены Христовой Церкви.
А кого они называют шайтаном или иблисом?Муххамед открыл арабам язычникам другого бога. Сиречь дьявола.
В каком смысле почему?Остался один вопрос. Почему не буддисты?
Sevlagor- Бакалавр форума
- Сообщения : 4852
Дата регистрации : 2011-09-11
Откуда : С-Пб.
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 409
Re: Воля Божья
Какого же духа язычники считают злым, а какого добрым?Мафусал пишет:
А кого они называют шайтаном или иблисом?
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 410
Re: Воля Божья
У самого Авраама было только два сына: Измаил - от наложницы Агарь, которую Сарра прогнала с младенцем в пустыню, и Исаак - от самой Сарры. Уже в этом глубокий религиозный символ и образ.Sevlagor пишет:
Много сынов у Авраама как и у Ноя.
Ну и у Ноя только три сына, которые символически показывают три расовые ветви человечества, смешение которых и привело к национальному многообразию.
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 411
Re: Воля Божья
Призвание - то Божья Воля?
Спасибо вам за то, что были,
Писали жизнь и Русь любили
Такую, как она была...
Пусть гений светлого чела,
Пусть Ангел духа, Богом данный
Вас не оставит Там, Вдали,
Где б вы утешиться могли,
Сложив талант ваш первозданный
К Ногам Того, Кто даровал,
Кто благодатью согревал,
Кто мокрость дивного апреля
Назвал однажды акварелью,
И кисти в руки вам вложил
В утробе матери, Кто был
И есть, и будет ВСЁ - во всём,
И человеком и...дождём.
Спасибо вам за то, что были,
Писали жизнь и Русь любили
Такую, как она была...
Пусть гений светлого чела,
Пусть Ангел духа, Богом данный
Вас не оставит Там, Вдали,
Где б вы утешиться могли,
Сложив талант ваш первозданный
К Ногам Того, Кто даровал,
Кто благодатью согревал,
Кто мокрость дивного апреля
Назвал однажды акварелью,
И кисти в руки вам вложил
В утробе матери, Кто был
И есть, и будет ВСЁ - во всём,
И человеком и...дождём.
Последний раз редактировалось: Нюся (05.03.15 10:35), всего редактировалось 1 раз(а)
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 412
Re: Воля Божья
К кому сие акварельное обращение, Нюся?Нюся пишет:Призвание - то Божья Воля?
Спасибо вам за то, что были,
Писали жизнь и Русь любили
Такую, как она была...
Пусть гений светлого чела,
Пусть Ангел духа, Богом данный
Вас не оставит Там, Вдали,
Где б вы утешиться могли,
Сложив талант ваш первозданный
К Ногам Того, кто даровал,
Кто благодатью согревал,
Кто мокрость дивного апреля
Назвал однажды акварелью,
И кисти в руки вам вложил
В утробе матери, Кто был
И есть, и будет ВСЁ - во всём,
И человеком и...дождём.
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 413
Re: Воля Божья
Мафусал пишет:
К кому сие акварельное обращение, Нюся?
К людям.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
- Сообщение 414
Re: Воля Божья
Ясно. К человечеству, то бишь.Нюся пишет:
К людям.
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 415
Re: Воля Божья
Нет. Именно к людям. В данном случае к вам всем тут.Мафусал пишет:
Ясно. К человечеству, то бишь.
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 416
Re: Воля Божья
О подобных "Голосу" отступниках хорошо пишет Феофан Затворник.
1) Была одна Церковь на земли с единою истинною верою. Но пришло искушение: папа с своими увлекся суемудрием и отпал от единой Церкви и веры. Это первая степень ниспадения в ложь и тьму.
2) Между папистами зародились потом протестанты и, увлекшись, подобно папе, своим суемудрием, отпали от папской веры и церкви. Это вторая степень ниспадения в ложь и тьму.
3) От протестантов народилось английское суемудрие. Это третья степень ниспадения в ложь и тьму.
4) Из английского суемудрия выродилось наконец и то, которым увлекся приезжавший соблазнять наших англичанин, и соблазнил вашего крикуна вместе с другими. Это четвертая степень ниспадения в ложь и тьму (к которой и принадлежит "Голос" с его самоверием). — И вот на этой‑то степени стоит и ваш крикун, который мычется (шатается. — Ред.) там у вас по домам и стогнам града с своею проповедию. Он есть истый ученик того англичанина, если только не прибавил еще чего и от себя к принятой им от англичанина лжи, чтоб остановиться, таким образом, уже на пятой степени ниспадения в ложь и тьму. — Так вот кто есть ваш крикун!
(Далее Феофан Затворник говорит о том, что есть пятая степень ниспадения во тьму, но не говорит, какая именно. Разумею, что это экуменизм.)
Полностью письмо изложено здесь:
1–е письмо в С. — Петербург по поводу ереси тамошней
1) Была одна Церковь на земли с единою истинною верою. Но пришло искушение: папа с своими увлекся суемудрием и отпал от единой Церкви и веры. Это первая степень ниспадения в ложь и тьму.
2) Между папистами зародились потом протестанты и, увлекшись, подобно папе, своим суемудрием, отпали от папской веры и церкви. Это вторая степень ниспадения в ложь и тьму.
3) От протестантов народилось английское суемудрие. Это третья степень ниспадения в ложь и тьму.
4) Из английского суемудрия выродилось наконец и то, которым увлекся приезжавший соблазнять наших англичанин, и соблазнил вашего крикуна вместе с другими. Это четвертая степень ниспадения в ложь и тьму (к которой и принадлежит "Голос" с его самоверием). — И вот на этой‑то степени стоит и ваш крикун, который мычется (шатается. — Ред.) там у вас по домам и стогнам града с своею проповедию. Он есть истый ученик того англичанина, если только не прибавил еще чего и от себя к принятой им от англичанина лжи, чтоб остановиться, таким образом, уже на пятой степени ниспадения в ложь и тьму. — Так вот кто есть ваш крикун!
(Далее Феофан Затворник говорит о том, что есть пятая степень ниспадения во тьму, но не говорит, какая именно. Разумею, что это экуменизм.)
- Спойлер:
1) Пишешь: «У нас появился какой‑то проповедник веры, — надо полагать из дворян и, кажется, в немалом чине, который ездит по домам, не богатым только, но и бедным, читает Евангелие, толкует и учит веровать во Христа и каяться. От меня недалеко живет бедный переплетчик. К нему приезжает тот проповедник. Собирается народ, и я был там раза два–три. Слышно, что и в других местах бывают такие собрания, и народу немало бывает».
Остановимся с тобою на этих словах. Явился проповедник веры, проповедник не от лица Церкви, как очевидно. Уж это одно должно было породить среди вас недоумения: как так учит не поставленный быть учителем? Это у нас небывалая новость. От недоумения же такого следовало вам тотчас перейти к таким суждениям: что‑нибудь тут не так; он не от дома Божия, а отынуды (из другого места. — Ред.); потому вам следует держать себя настороже. — А так ли вы поступили?! — Никому и в голову не пришло поостеречься, а все слушали и слушаете, не давая себе труда обсудить, — право ли то, что слышите, и к добру ли приведет, если последовать тому? Вот первая ваша ошибка!
Говоришь, что он учит веровать во Христа и все из Евангелия берет. Но это‑то и должно было побудить вас держать ухо остро. Разве вы татары или басурманы какие?! Вы же ведь веруете во Христа Господа и спасение свое содеваете во Святой Православной Церкви, и содеваете по образу спасения всех предшествовавших нам святых наших, Богом прославленных! Из этого вам следовало прямо заключить, что если он начал толковать о вере, и толковать нам, верующим, то эта его вера, должно быть, иная есть от той, которою мы веруем. Когда он начал вам толковать: веруйте во Христа, —вам следовало спросить его: да что ты толкуешь об этом? Разве мы некрещеные какие? — А у вас ни у кого и язык не повернулся. Говоря вам: веруйте во Христа, — он обличил вас в неверии; а вы слушаете, будто в самом деле неверы. Если же он иную веру проповедует, а вы все же слушаете, то вместе с ним охуждаете свою прежнюю веру, осуждаете и Церковь Святую и всех спасенных и спасающихся в ней. Вот ваша вторая вина, большая первой!
И как же это все у вас там деется?! Деется среди истинно верующих в Господа и идущих спасительным путем, свыше указанным?! Сыны Церкви спокойно и мирно содевают свое спасение. Но приходит некто, им прежде неведомый, и начинает вопить: знаете ли что? — Христос за нас умер. Веруйте так, кайтесь, и вы спасены. — И они, как бы необычное нечто услышав, к нему пристают, готовы будучи оставить и Церковь свою, и пастырей своих, и все, чем пред сим дорожили, чем питалась и освящалась душа их! — Дивно это! А прежде‑то разве не в Господе Спасителе содевали вы свое спасение? Разве не в Его имя крещены вы? Разве не Его силою получали вы столько раз разрешение грехов в Таинстве покаяния? Разве не Его Самого принимали в себя, причащаясь пречистого Тела и пречистой Крови Его? Разве не к Нему обращались вы в молитвах своих, и не на Него единого все упование спасения возлагали? Так что же особенного, что нового, чего бы вы не содержали в уме и сердце своем, возвещает вам этот неведомый вам доселе пришлец, говоря: «Христос за вас умер; веруйте так, — и вы спасены»? Не это ли исповедуете вы, каждодневно читая в Символе веры: «Верую… в Господа Иисуса Христа… нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны…» и проч.? Не это ли сами себе возвещаете вы, поя в Церкви: «Единородный Сыне… распныйся Христе Боже… спаси нас, спаси нас»? Или: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу: спаси ны, Сыне Божий»? Или: «Свете тихий святыя славы… Сыне Божий, живот даяй»? Или: «Ныне отпущаеши… яко видесте очи мои спасение Твое»? — А литургия вся что есть, как не воспоминание или, больше, как не воспроизведение таинственное в бескровной жертве жертвы кровной на кресте во спасение наше? Так что же нового слышите вы из уст сего пришельца, что готовы оставить все прежнее и устремиться вслед его, не зная еще наверное, куда он поведет вас, зная, однако ж, несомненно, что путь, которым вы шли доселе, есть настоящий путь?
Поистине это непонятно. Вы походите вот на кого: поют, положим, что‑либо хором, и вы сами участвуете в этом пении. Пение идет стройно, все голоса сливаются в нем в один. Но вот вдруг среди всех появляется некто, встревает в ваше пение и своим голосом выдается из всех. И вы, оставя хор и свое пение прекращая, все внимание обращаете на этот выдающийся голос, изумляясь тому, как он выводит ноты. Хорошо ли он делает и хорошо ли вы поступаете, вам и в голову не приходит подумать, слушаете потому только, что он выдается, прежнее же пение припелось и прислушалось. А знатоки искусства в пении говорят, что выдаваться из других голосом в пении противно правилам сего искусства и что дивящиеся сему выдающемуся певцу обличают в себе отсутствие истинного вкуса. Вот этим подобны вы в деле содевания своего спасения. Содевали вы свое спасение мирно и тихо в хоре других братии и сестер спасающихся. Но се появился крикун и начал выкрикивать один стишок из всей совокупности спасительных истин. И вы на него устремили очи свои, все прочее оставляя и от всех готовые отделиться. А о том и подумать не подумали, правильно ли он поступает, выделяясь с своим стишком, и правильно ли вы поступаете, становясь на его сторону. Ведающие надлежащим образом дело спасения справедливо укорят вас в безвкусии духовном, — вас, а тем паче того крикуна.
Таким образом, вам следовало с первых же слов оттолкнуть его от себя или отворотиться от него, а вы связались с ним, и все более и более вяжетесь.
2) Пишешь: «Он все говорит о Господе Иисусе Христе и спасении в Нем, — говорит с воодушевлением. Слушать его приятно, — так и тянет к нему».
А разобрал ли ты и другие, с тобою слушавшие, — наш ли он или чужой? — Вам подумалось, что как он говорит по–русски и русский есть, говорит о Христе Спасителе и притом с таким воодушевлением, то конечно он наш, в истине стоит и истину возвещает. Вы и потянулись к нему; но всем этим вы попали в обман. Он русский, но уже не русской веры. Был православным, но отпал в инославие. Он проповедует о спасении в Господе, но не так, как возвестил о сем Сам Господь и святые Апостолы Его. Он говорит с воодушевлением, но это не свидетельствует об истине его слов, а только доказывает, что он вседушно увлечен своим учением и ратует за него, как за истинное, хотя оно полно лжи и обмана.
Ужели все это вам неведомо? И разве вы не знаете, чей ученик есть этот крикун? По учителю судите и об ученике. Ведь зарождение этой лжи или этой заразы духовной там у вас на глазах всех совершилось. Приехал какой‑то англичанин, начал ездить по домам и к себе зазывать, и своею проповедью сбил с толку некоторых наших барынь и бар, нетвердо стоявших в истине. Из числа этих сбитых с толку есть и ваш крикун, который теперь вместо того англичанина прогнанного разъезжает всюду и кричит, чтоб и других сбивать с толку, как сам сбился. Так — что есть в деле веры тот англичанин, то есть и этот ваш крикун. А англичанин тот что есть по вере? — Он есть отпадший от истины Божией и стоит на четвертой степени ниспадения в ложь и тьму. Вот это как!
Не стану тебе разъяснять самую суть дела, а коротко очерчу только внешний ход такого ниспадения. — Была одна Церковь на земли с единою истинною верою. Но пришло искушение: папа с своими увлекся суемудрием и отпал от единой Церкви и веры. Это первая степень ниспадения в ложь и тьму. Между папистами зародились потом протестанты и, увлекшись, подобно папе, своим суемудрием, отпали от папской веры и церкви. Это вторая степень ниспадения в ложь и тьму. От протестантов народилось английское суемудрие. Это третья степень ниспадения в ложь и тьму. Из английского суемудрия выродилось наконец и то, которым увлекся приезжавший соблазнять наших англичанин, и соблазнил вашего крикуна вместе с другими. Это четвертая степень ниспадения в ложь и тьму. — И вот на этой‑то степени стоит и ваш крикун, который мычется (шатается. — Ред.) там у вас по домам и стогнам града с своею проповедию. Он есть истый ученик того англичанина, если только не прибавил еще чего и от себя к принятой им от англичанина лжи, чтоб остановиться, таким образом, уже на пятой степени ниспадения в ложь и тьму. — Так вот кто есть ваш крикун!
Ни у папистов, ни у протестантов, ни у англичан, ни у этих, к которым принадлежит ваш заразитель с зараженным крикуном, нет истины Божией — настоящей, чистой, полной. Она пребывает только в единой истинной Церкви Православной. То правда, что сами они в обольщении думают, что обладают истиною, но истина далека от них. Паписты первые отпали от истины, но думают, что они‑то и удерживают ее. Протестанты обличили несостоятельность папистов во многом, но сами не попали на истину, а еще дальше отбежали от ней, построив свою новую веру по своему суемудрию, а не по истине Божией; думать же и они, подобно папистам, думают, что напали на истину, которой чуждыми сочли папистов. Англичанам не понравилась немецкая вера, и они построили свою, тоже по своему суемудрию, а не по истине Божией, говоря: у немцев то и то не хорошо; мы свою сочиним веру, которая нам пригожей, — и сочинили, уклонившись от истины Божией еще дальше, думая, однако ж, что стоят в ней тверже других. У англичан потом, равно как и у немцев, расплодилось множество вер, которые все тоже хвастают, что напали наконец на истину, тогда как на деле еще дальше отступили от ней. Как они искали ее не там, где ее Бог положил, а в своем суемудрии, то не на истину напали, а приняли за истину разные призраки истины, и на них построили свои верования. Из числа их есть и то суемудрие, которое завез к вам англичанин и которым прельстился ваш крикун. — Но когда на Западе множилось такое разнообразие вер, более или менее ложных, на Востоке неизменною пребывала в своем веровании Православная Церковь, единая истинная, Божию истину содержащая, ту самую истину, которая возвещена Господом Спасителем и насаждена в Церкви святыми Его Апостолами. Мы — сыны Церкви Православной — содержим сию истину и стоим в ней. Чрез целый ряд веков шла непреложная истина в Церкви Православной и до нас дошла. Стоит в истине Святая Церковь; стоим в ней и мы. Благодарение Господу, благоволившему родиться нам в недрах единой истинной Православной Церкви!
Итак, вы стоите в вековечной истине; а этот крикун вчера только научился обольстительной лжи у обольщенного ложью англичанина тоже вчера. Но вот начал он среди вас мыкаться и выкрикивать свою ложь, — и вы без всякого разбора бросились к нему и стали на его сторону, готовые и совсем отстать от Святой Церкви и от содержимой ею истины Божией. — Сообразно это с чем‑нибудь?! То, что мы исповедуем и как содеваем свое спасение, было в силе у наших отцов, дедов, прадедов, пращуров, прапращуров, — и всех россиян с самого просвещения их истинною верою при святом Владимире. Этому уже скоро тысяча лет. И сколько святых воспитала Святая Церковь наша, ходатаев и молитвенников о нас пред Господом, как указывают нетленные мощи их, по всей земли Русской рассеянные! И вдруг этот крикун, вчера прельстившийся ложью, покушается отторгнуть вас от сего святого сонма!!! Но идите далее, — то же исповедание и то же содевание спасения увидите вы у греков, от коих приняли мы святую веру. Идите и у них по векам; дойдете до Соборов, защищавших и утверждавших истину вселенскую. Пройдите Соборы до Константина Великого, и всюду будете зреть одну и ту же истину, всем сонмом верующих содержимую и по всей вселенной царствующую. Двигайтесь еще далее, — пройдете века гонений, дойдете до века апостольского, — и усмотрите и там то же исповедание и то же содевание спасения, какое теперь и у нас содержится и действует. А то, чему учили и что учредили Апостолы, принято ими от Господа, Господь же и говорил и делал, как принял от Отца Своего, в тайне Пресвятыя Троицы. — Вот откуда вера наша! Вот где ее источник! Вот как она, из глубин Божиих истекши, текла по течению веков и до нас дотекла! — И сию‑то Божественную и вековечную веру вы готовы бросить и изменить на ложь, которую выкрикивает ваш вчера сам обольстившийся ею крикун! — Есть в этом какой‑либо смысл?!
3) Слышу, что ты с своими товарищами, гоняющимися за этим крикуном, готов возразить: «Какую же ложь он проповедует? Он истину возвещает, спасение в Господе Иисусе Христе указывает, Евангелие благовествует».
Постой, постой! Не спеши с своим возражением, а изволь порешить: можно ли о Христе Иисусе проповедовать нечисто и превратно, — и о спасении в Нем учить так, что если последуешь сему учению, то не спасение найдешь, а пагубу? Впрочем, и решать‑то тут нечего или затрудняться тем; потому что это на деле и было и есть. Сколько было учений, искажавших истину о Христе Иисусе, и прежде Ария, и еще более после него? — Все они обличены Церковию и прокляты. Сколько расплодилось их на Западе? Счету нет. Но все они отвергаются Православною Церковию, несмотря на то, что только и речи у них, что о Господе Спасителе. Стало быть, нельзя так заключать: поелику такой‑то о Христе Иисусе проповедует, то по тому самому истину возвещает; а следует проверять, право ли возвещает он истину о Христе Иисусе. У вас же там никто, кажется, не потрудился этого сделать, а все, как только услышали из уст его сладчайшее имя Господа Спасителя, стали без разбора на его сторону, не подозревая, что сие покланяемое имя есть в устах его, прельщенного, затрава к уловлению простых в вере душ ваших. Не читали разве вы в Евангелии предостерегательных слов Самого Господа: Внемлите (блюдитеся) от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы (Мф.7, 15)? Не подумайте, что Господь разумеет здесь таких, которые и имени Его не знают. Нет, — не таких Он разумеет, а именно таких, которые именем Его прикрываются, увлекая в ложь; ибо тут же говорит: Мнози рекут Мне в день он (то есть в день суда): Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом. — Видите? Во имя Господа проповедуют; а Господь заповедует остерегаться их. А на суде, говорит, скажу им: Яко николиже знах вас (Мф. 7, 22 — 23). Как никогда не знал Тот, Кому все ведомо?! Господь сим сказывает, что Он никогда не знал их такими, какими они сами себя выставляют, то есть истинными о Нем проповедниками. Они проповедовали о Нем, но так, что Господь в их словах не видел Себя Самого, что у них выходил иной некий Христос, а не Тот истинный, Который соделал спасение наше посреде земли. Видите, что может под именем Христовым проповедан быть совсем не Христос Господь. А вы без разбора бросились к этому крикуну, ради того, что Он именем Христовым прикрыл свою ложь. Думаете, что к нему не может относиться сказанное: Мнози приидут во имя Мое… и многи прельстят (Мф.24, 5)?! — Справедливо обратить к вам укорную речь святого Павла, какую он держал к коринфянам. Я вас обручил, говорит, Христу Господу, как деву чистую. Но боюсь за вас, как бы кто не повредил умов ваших, как некогда змий прельстил Еву лукавством своим. Вы так падки на новые учения, что, приди кто к вам и стань проповедовать иного Иисуса, вы тотчас станете на его сторону, приняв его благосклонно (2 Кор. 11, 2 — 4). И вот чего опасался Апостол в коринфянах, то деется ныне у вас. Пришел крикун, начал проповедовать иного Иисуса, и вы потянулись к нему. Скажете: «Да нет же, — какой тут иной Иисус? Ведь он все что ни говорит, берет из Евангелия и учит словами Евангелия: Покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк. 1, 15). Он все твердит: Христос умер за нас; веруйте так, и вы спасены. Как же тут быть лжи и прелести?!» — Это поистине есть сладостное благовестие. И кто может без сердечной теплоты внимать ему? — Но что и к благовестию сему может прививаться ложь и извращать его, об этом послушаем святого Павла, который писал к галатам: Чуждуся, яко тако скоро прелагаетеся от звавшаго вы благодатию Христовою, во ино благовествование (Гал.1, 6). Галаты искренно уверовали в Господа Спасителя и вседушно приняли радостное благовестие о спасении в Нем; святому же Павлу были так благодарны за просвещение их истиною, что готовы были очи свои извертеть и отдать ему. Но, по удалении от них святого Павла, пришли какие‑то суемудренники тоже с Евангелием, или благовестием, но не чистым, а с примесью лжи, и начали переучивать их. Галаты, не разобрав строго, а только увлекаясь именем благовестия, приняли сих благовестников, и попали в сети лжи. Слово их казалось привлекательным благовестием, но в существе дела было пагубным зловестием. Так прельстительна ложь, прикрывающаяся священными и сладостными именами! Узнал об этом святой Павел и, образумив их, прописал, как неотложный закон на все времена, такое постановление: Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет. И чтоб лучше это мы затвердили, снова повторил: Паки глаголю, аще кто благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет (Гал.1, 8 — 9). — Так видите, что бывает благовестие, или Евангелие ино, которого благовестники анафеме подлежат. Мы же с вами забыли про это, и как только явился какой‑то крикун с Евангелием в руках, бросились к нему и не вспомнив про то, что истинно веруем и содеваем свое спасение. Вы — точь–в-точь галаты. И праведно к вам обратиться с апостольским укором: О несмысленнии Галате, кто вы прельстил есть не покоритися истине?.. (Гал. 3, 1).