Это - неизвестстно никому, кроме нашего Создателя. Не искушай меня, брат.miha61 пишет:
Разве, Татьяна, у меня там была возможность совершить зло?
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+11
София09
Монтгомери
noname
Владимир3b1
Сергей_Михайлов
miha61
Нюся
Елена-христианка
Мафусал
Sevlagor
Артемолег
Участников: 15
КАК БОРОТЬСЯ С ОСУЖДЕНИЕМ, КОГДА НЕ ЗНАЕШЬ КУДА ДЕТЬ СЕБЯ ОТ ГОРДОСТИ?
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
miha61- Модератор
- Сообщения : 6917
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 63
Откуда : Москва
Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ
Если никому не известно, чего мудрить-то. Я понимаю, если-бы были случаи, когда бы человек рождался на свет негодяем, тогда Ваш вопрос был бы уместен.Нюся пишет:
Это - неизвестстно никому, кроме нашего Создателя. Не искушай меня, брат.
Сергей_Михайлов- Активный пользователь
- Сообщения : 694
Дата регистрации : 2013-10-26
Откуда : Костромские леса
Вероисповедание : Православный (МП)
Да. Так.miha61 пишет:
Бог хранит нас от зла, только при условии, соблюдения заповедей.
Но бывает и так что Бог не дает сделать нам грех и хранит (например от прелюбодеяния) именно как раз тогда когда согрешить, очень даже и не прочь бы душа
Ясно что заповеди надо соблюдать, но вот достичь того чтобы страсти перестали мордовать, можно только при условии почти непрестанной молитвы и при полном неосуждении всех наших ближних.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
Согласен с вашей логикой, Сергей. Что касается губительности... то ведь цель молитвы как раз в том и состоит, чтобы соединить в гармонию ум и сердце. Ибо сердце - это окно в духовный космос. А ум - око, которое в это окно смотрит. Если сердце нечисто - окно мутное, и ум видит в нём извращённые образы. Если сердце чисто - окно прозрачно, однако если ум слаб или опьянён, он тоже будет видеть извращённые образы истины.Сергей_Михайлов пишет:
Пока мы живы, избавиться от общего всем семени тли внутри себя никому - не грозит.
Бог хранит нас от зла, но в нас остается потенциальная способность к любому злу. Именно к любому. Поэтому, каждый, в своем роде - хуже всех.
.
Мне, если честно, мало нравится рассуждать на духовные темы, но больше нравится исследовать самого себя молитвой, а не умом. Это интереснее, много радостнее, но вот только.... для разума - это губительно.
Когда же и ум будет всегда в постоянной трезвенной ясности, и сердце всегда прозрачно и чисто, сознание человека обретёт способность видеть полноту истины в меру достигнутого совершенства. Это и обретается в каждодневном молитвенном упражнении. Делании - как раньше говорили.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
Да, Миша, это такая же необходимость, как соблюдать правила дорожного движения, когда едешь на автомобиле.miha61 пишет:
Бог хранит нас от зла, только при условии, соблюдения заповедей.
miha61- Модератор
- Сообщения : 6917
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 63
Откуда : Москва
Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ
В общем, даМафусал пишет:
Да, Миша, это такая же необходимость, как соблюдать правила дорожного движения, когда едешь на автомобиле.
miha61- Модератор
- Сообщения : 6917
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 63
Откуда : Москва
Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ
Не очень понял, как Он может не дать сотворить грех прелюбодеяние?Сергей_Михайлов пишет:
Да. Так.
Но бывает и так что Бог не дает сделать нам грех и хранит (например от прелюбодеяния) именно как раз тогда когда согрешить, очень даже и не прочь бы душа
.
Владимир3b1- Гость
- Сообщения : 3617
Дата регистрации : 2012-01-03
Вероисповедание : Православный
Нужно лишить себя (принудительным усилием воли) возможности видеть и слышать то, что рождает повод к осуждению, заменив то одним лишь чтением Священного Писания, Трудов Святых (Добротолюбие), Житием Святых (по изложению Димитрия Ростовского), частыми молитвами и постом. Особенно молиться по вечерам, перед самым сном и по пробуждению.
Когда чувствуешь желание осудить, тут же и молись. Всё это крайне способствует умягчению сердца.
Антоний Великий:
Когда чувствуешь желание осудить, тут же и молись. Всё это крайне способствует умягчению сердца.
Антоний Великий:
- Спойлер:
- 13. Веруй в Господа и люби Его; храни себя от нечистых помыслов и плотских удовольствий, и как написано в притчах — не прельщайся насыщением чрева (Притч. 24, 15); бегай тщеславия, молись непрестанно, пой псалмы пред сном и после сна; изучай заповеди, данныя тебе в Писании, содержи в памяти деяния святых, чтоб памятующая заповеди душа твоя ревность святых имела для себя образцем. Особенно старайся исполнять Апостольское наставление: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26), — и думай, что это сказано вообще относительно ко всякой заповеди, чтоб не заходило солнце не только во гневе, но и в другом грехе нашем. Ибо хорошо и необходимо, чтобы не осуждали нас, ни солнце за дневный проступок, ни луна за ночной грех и даже за худое помышление.
63. Пребудьте в терпении и не давайте разслабляться сердцам своим во время бедствий ваших, но воздавайте за них благодарение, чтобы получить воздаяние от Господа. Да будет у всех вас — мир, истина, любовь к Богу и взаимное благорасположение, и да не будет у вас раздоров, ни клеветы, ни противоречий, ни злой зависти и ни неповиновения, ни гордости, ни обиды кому из людей, ни осмеяний, ни тщеславия, ни ненависти, ни взаимнаго недружелюбия. В какой обители бывают такия действия, там вселяется гнев Божий. При том знайте, что жизнь наша в мире сем очень коротка; потому подорожите ею и не иждивайте ее в нерадении, чтоб не застал вас час переселения из сей жизни, когда вы гневаетесь друг на друга, и следовательно должны быть причислены к человекоубийцам, по Писанию: всяк, ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Иоан. 3, 15). Щадите друг друга, да пощадит вас Господь. Ибо это внушает Он Сам, когда говорит: отпущайте, и отпустят вам (Лук. 6, 37).
Сергей_Михайлов- Активный пользователь
- Сообщения : 694
Дата регистрации : 2013-10-26
Откуда : Костромские леса
Вероисповедание : Православный (МП)
Ну хочется мне вступить в незаконное совокупление, а условий нетmiha61 пишет:
Не очень понял, как Он может не дать сотворить грех прелюбодеяние?
Сергей_Михайлов- Активный пользователь
- Сообщения : 694
Дата регистрации : 2013-10-26
Откуда : Костромские леса
Вероисповедание : Православный (МП)
Когда душа умеет молиться, она не думает: ни о уме, ни о сердце, ни о трезвости. Она просто пребывает в имени Бога и всё.Мафусал пишет:
Когда же и ум будет всегда в постоянной трезвенной ясности, и ..... - как раньше говорили.
Рассуждения это удел богатых духом
Сергей_Михайлов- Активный пользователь
- Сообщения : 694
Дата регистрации : 2013-10-26
Откуда : Костромские леса
Вероисповедание : Православный (МП)
Очень, очень мудро.Владимир3b1 пишет:Нужно лишить себя (принудительным усилием воли) возможности видеть и слышать то, что рождает повод к осуждению,
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
miha61 пишет:
Если никому не известно, чего мудрить-то. Я понимаю, если-бы были случаи, когда бы человек рождался на свет негодяем, тогда Ваш вопрос был бы уместен.
А человек и может родиться негодяем. А может родиться и праведным. Но не самовольной волею или мамы с папою. А по исторической, например, необходимостью. Промысел Божий - Велик, Непостижим пеплу и праху, ему же, праху, на пользу. А Богу Честь и Слава, И Сила. Аминь.
"Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим.
(Иеремия 10:23)"
И покаяние не даром дано человеку Богом. И от БОГА стопы человека исправляются. Грех совершить попущено мысленно-не мысленно человеку. А вот тут уж СОВЕСТЬ - судия: как поступить? И по ней свободный выбор - как поступить. Миш, ты ведь по себе можешь изучать сии чувства в человеке.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
Ну так, Сергей, до нищеты нам ещё очень далеко. Как говорит герой Чехова Лаевский: для нашего брата неудачника всё спасение в разговорах. Вот и рассуждаем об уме и сердце, как о самостоятельных органах, которые через упражнение должны прийти к согласию и единству. Ведь неспроста и физиологическое сердце далеко отстоит от мозга. Хотя и работают как одно целое.Сергей_Михайлов пишет:
Когда душа умеет молиться, она не думает: ни о уме, ни о сердце, ни о трезвости. Она просто пребывает в имени Бога и всё.
Рассуждения это удел богатых духом
Сергей_Михайлов- Активный пользователь
- Сообщения : 694
Дата регистрации : 2013-10-26
Откуда : Костромские леса
Вероисповедание : Православный (МП)
Никаких аналогий...Мафусал пишет:
Ну так, Сергей, до нищеты нам ещё очень далеко.
Просто, зная Ваше умение Мафусаил воспринимать сказанное как благожелательное продолжение разговора и умение видеть обсуждаемый предмет с иной стороны (я тоже не сторонник критики) надеюсь на правильное понимание прикрепленного мной ролика.
В нас РАЗМЫТЫ основные понятия Мафусаил. Сильно размыты. Говорим на одном языке, а всё, - как иносранцы. Стоит помнить о немощи своего ума и души....
.
.
.
.
Так кто мешает нам достичь истинной нищеты духа, кроме нас самих-то....?!!
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
Лично я очень нищий духом!
Сергей_Михайлов- Активный пользователь
- Сообщения : 694
Дата регистрации : 2013-10-26
Откуда : Костромские леса
Вероисповедание : Православный (МП)
Искренне рад Вашей духовной скромности Нонейм.noname пишет:Лично я очень нищий духом!
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
Ролик очень в тему, Сергей! (надеюсь, иносранцы - опечатка... или намёк?) Честно говоря, я уже привык в общении всегда делать поправку на вавилонское смешение языков. Как баллисты всегда делают поправку на ветер, как в СССР ораторы всегда делали поправку на линию партии, так и в общении всегда нужно делать поправку на то, что мы все друг для друга иностранцы, на каком бы языке ни говорили.Сергей_Михайлов пишет:
В нас РАЗМЫТЫ основные понятия Мафусаил. Сильно размыты. Говорим на одном языке, а всё, - как иносранцы.
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
Звезда театра не может быть нищей духом. Вы целый олигарх, Нонейм.noname пишет:Лично я очень нищий духом!
Сергей_Михайлов- Активный пользователь
- Сообщения : 694
Дата регистрации : 2013-10-26
Откуда : Костромские леса
Вероисповедание : Православный (МП)
Тот кто разумен, иносранцем видит и себя и других, но помня заповедь Бога о любви, он, и к себе и к другим - старается быть снисходительным.Мафусал пишет:опечатка... или намёк?
Мафусал- Корифей форума
- Сообщения : 9665
Дата регистрации : 2012-12-05
Откуда : Русь.
Вероисповедание : православный
Аминь!Сергей_Михайлов пишет:
Тот кто разумен, иносранцем видит и себя и других, но помня заповедь Бога о любви, он, и к себе и к другим - старается быть снисходительным.
Артемолег- Бакалавр форума
- Сообщения : 2926
Дата регистрации : 2011-02-22
Возраст : 44
Откуда : БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ
Вероисповедание : православный
и кто тут у нас такой святойСергей_Михайлов пишет:
Очень, очень мудро.
вы хоть себя можете понудить воздержаться телесно в постные дни признайтесь сами себе
не помню кто сказал
не берись учить,не очистив свою душу от страстей.
Сергей_Михайлов- Активный пользователь
- Сообщения : 694
Дата регистрации : 2013-10-26
Откуда : Костромские леса
Вероисповедание : Православный (МП)
Нет нужды мне понуждать себя к воздержанию телесному и к воздержанию мысленному.Артемолег пишет:
вы хоть себя можете понудить воздержаться телесно в постные дни признайтесь сами себе
За более чем два десятка лет строгой воцерковленной жизни и душа и тело так привыкли к воздержанию - что не нуждаются в понуждении.
Пост тела - для меня - радость.
Пост мысленный - радость вдвойне.
Осуждение... редко каюсь в этом грехе. В этом году каялся в этом грехе лишь один раз и то это были мимолетные мысли. но не слова.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
Я осуждаю только еретиков, иноверцев и раскольников. И ещё содомитов и прочих извращенцев.
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
Причиной гордости, равно как и любой другой страсти, является отсутствие в души нравственной энергии.Артемолег пишет:КАК БОРОТЬСЯ С ОСУЖДЕНИЕМ, КОГДА НЕ ЗНАЕШЬ КУДА ДЕТЬ СЕБЯ ОТ ГОРДОСТИ
СИЖУ И СМОТРЮ-НИКАКИХ СДВИГОВ В ПЛАНЕ СПАСЕНИЯ ДУШИ И СТЯЖАНИЯ ДУХА СВЯТОГО.
А ВРЕМЯ ТО БЕЖИТ.
ЖУТЬ! БЫСТРО.
МЕЛЬКАЮТ КАРТИНЫ,А Я СТОЮ И НИ ХРЕНА НЕ ДЕЛАЮ.
ЛЮБВИ НЕТ ВО МНЕ.
СЕБЯ КАК ВСЕГДА ЖАЛКО...
ПРОПАДАЮ
Замечательно на сей предмет слово св. Антония Великого к тем, которые одного не хотят, другаго не могут. Пришли однажды какие–то братия к св. Антонию, и говорят ему: дай нам наставление как спастись. Старец отвечал им: вы слышали Писание? И сего очень довольно для вас. Но они сказали: мы и от тебя, отец, хотим что–нибудь услышать. Тогда старец сказал им: в Евангелии сказано: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5, 39). Они говорят ему: мы не можем сего сделать. Старец сказал: если вы не можете подставить другой, по крайней мере переносите удары в одну. И этого не можем, отвечали те. Если и этого не можете, сказал старец, по крайней мере не платите ударом за удар. Братия сказали: и сего не можем. Тогда св. Антоний сказал ученику своему: приготовь им немного варева: они больны. Если вы одного не можете, а другаго не хочете, то что я вам сделаю? Нужно молиться (им самим, или другим об них), чтоб пробудился в них дух ревности, — нравственная энергия т.е. ревности к богоугождению (Дост. ск. 19).
Чем возгревать ревность?
- Спойлер:
- В человеке ничто ровно не стоит, но то усиливается, то слабеет. Так и ревность то пламенеет, то погасает. В последнем случае надобно ее возгревать, чтобы совсем не погасла. Чем же и как?
Во–первых, памятию о смерти. Неоднократно твердил св. Антоний всем напечатлеть в уме и сердце, что этот день, который мы проживаем, есть последний.
Во–вторых приведением на мысль того, что будет по смерти. Чтоб напечатлеть в душах своих учеников эту мысль, он разсказывал им, что открыто было ему самому, как повествует о том Афанасий Великий в его жизнеописании:
1) Однажды, пред вкушением пищи, около девятаго часа, встав помолиться, св. Антоний ощутил в себе, что он восхищен умом, и что всего удивительнее, видит сам себя будто бы он вне себя, и кто–то как бы возводит его по воздуху; в воздухе же стоят какия–то мрачныя и страшныя лица, которыя покушались преградить ему путь к восхождению. Путеводители Антониевы сопротивлялись им; но те приступали будто с правами, требуя отчета, не подлежит ли Антоний в чем–либо их власти. Надо было уступить, и они готовились вести счет. Но когда они хотели вести счет с самаго рождения св. Антония, то путеводители его воспротивились тому, говоря: что было от рождения, то изгладил Господь, когда он дал иноческий обет; ведите счет с того времени, как сделался он иноком и дал обет Богу; но в этом отношении обвинители его ни в чем не могли уличить его; почему отступили, — и путь к восхождению Антония сделался свободным и невозбранным. После сего св. Антоний стал ощущать, что он опять входит сам в себя, и потом стал совсем прежним Антонием. Но он уже забыл о пище, и весь остаток того дня и ночь всю провел в воздыханиях и молитвах, дивясь, со сколь многими врагами предстоит нам брань и с какими трудами должно будет человеку проходить по воздуху. Тогда пришли ему на память слова Апостола Павла о князе власти воздушныя (Еф. 2, 2). Ибо враг имеет в воздухе власть вступать в борьбу с проходящими по оному, стараясь преградить им путь. Почему наипаче и советовал Апостол: приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют (Еф. 6, 13) и да посрамится враг, ничтоже имея глаголати о нас укорно (Тит. 2, 8).
2) В следующую за тем ночь зовет его некто свыше, говоря: встань, выйди и посмотри; Антоний выходит (ибо знал, кто приказывал ему) и возведши взор, видит какого–то великана, безобразнаго и страшнаго, который головою касался облаков, а тут с земли поднимались какия–то пернатыя, из которых одним великан преграждал путь, а другия перелетали чрез него, и миновав его, уже безбедно возносились горе. На последних он скрежетал зубами, а о первых радовался. Невидимый голос сказал при сем: Антоний! уразумей виденное. Тогда отверзся ум его, и он уразумел, что это есть прохождение душ от земли и что великан этот есть исконный враг наш, который удерживает нерадивых и покорявшихся его внушениям и возбраняет им идти далее, а ревностных и неслушавших его задержать не может, и они проходят выше его. Такое видение св. Антоний принял как бы за напоминание себе, и стал прилагать еще большее старание о преуспеянии в подвигах противления всему вражескому. С тою же целию т. — е. для возбуждения большей ревности о чистоте жизни, разсказывал он о сем видении и другим.
Авва Кроний говорит, что однажды св. Антоний разсказывал об этом видении пред большим собранием. При чем он дополнял, что св. Антоний, пред этим видением, целый год молился, чтоб ему открыто было, что бывает по смерти с душами праведных и грешных; что у великана руки простерты были по небу, а под ним лежало озеро величиною с море, в которое падали птицы, которых ударял он рукою (Лавсаик, гл. 24). В Латинском Отечнике, в разсказе о сем дается мысль, что пернатыя тогда только ударяемы были великаном и ниспадали в озеро, когда останавливались сами в воздухе ниже его рук, не имея сил подняться выше их; а которыя сильны были подняться выше его рук и головы, на тех он только скрежетал зубами, смотря как они воспаряли потом к небу и были принимаемы Ангелами (Patr. Lat. t. 73, p. 1044).
3)Но вот и отрадное видение, сильное оживлять ревность упованием светлаго состояния. Это видение о св. Аммоне, не столько ученике, сколько друге и собеседнике св. Антония. Пишет св. Афанасий, что св. Антоний, сидя однажды на горе, взглянул на небо, и видит что кто–то огненною полосою возносится по воздуху на небо, а свыше сходит к нему в сретение сонм радующихся Ангельских ликов. Дивясь тому, он начал молиться, чтобы Господь благоволил открыть ему, что сие значит. И был к нему глас: это душа Аммона, Нитрийскаго инока. Сей Аммон до старости прожил в строгом подвижничестве. Он бывал у св. Антония, и св. Антоний бывал у него. Разстояние от Нитрийских гор до горы св. Антония 13 дней пути (650 верст). Когда бывшие при нем братия спросили его, чему он так дивился, он сказал, что видел и слышал об Аммоне. Когда, чрез 30 дней, пришли братия из Нитрии, они спросили об Аммоне, и узнали, что он точно скончался в тот самый день и час, в который старец видел, как душа его возносилась на небо.
4) Не менее сильно прогонять разленение и возбуждать энергию и следующее видение, о котором разсказывает сам св. Антоний. Молил я Бога, говорит он, показать мне, какой покров окружает и защищает монаха! И видел я монаха, окруженнаго огненными лампадами, и множество Ангелов блюли его, как зеницу ока, ограждая мечами своими. Тогда я вздохнул и сказал: вот что дано монаху! И несмотря однако на то, диавол одолевает его, и он падает. И пришел ко мне голос от милосердаго Господа и сказал: никого не может низложить диавол; он не имеет более никакой силы после того, как Я, восприяв человеческое естество, сокрушил его власть. Но человек сам от себя падает, когда предается нерадению и поблажает своим похотям и страстям. Я спросил: всякому ли монаху дается такой покров? И мне было показано множество иноков, огражденных такою защитою. Тогда я воззвал: блажен род человеческий, и особенно воинство иноков, что имеет Господа, столь милосердаго и столь человеколюбиваго! Будем же ревновать о спасении своем и, прогнав всякое нерадение, усердно нести труды наши, да сподобимся царствия небеснаго, благодатию Господа нашего Иисуса Христа (Patr. graec. t. 40, р. 1083).
В другой раз св. Антоний открыл своим ученикам, как от умаления ревности разслабеет монашество и померкнет слава его. Некоторые ученики его, видя безчисленное множество иноков в пустыне, украшенных такими добродетелями, и с таким жаром ревнующих о преуспеянии в святом житии отшельническом, спросили авву Антония: Отче! долго ли пребудет этот жар ревности и эта любовь к уединению, нищете, смирению, воздержанию и всем прочим добродетелям, к которым ныне так усердно прилежит все это множество монахов? Человек Божий с воздыханием и слезами ответил им: придет время, возлюбленныя дети мои, когда монахи оставят пустыни, и потекут вместо их в богатые города, где, вместо этих пустынных пещер и тесных келлий, воздвигнут гордыя здания, могущия спорить с палатами царей; вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостию; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах, не меньше самых мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и не смотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками (монах — собственно уединенник). При том они будут величаться, говоря: я Павлов, я Аполлосов (1 Кор. 1, 12), как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников: они будут величаться отцами своими, как Иудеи — отцем своим Авраамом. Но будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог преступить, и не преступил, — и зло сотворить, и не сотворил (Сир. 31, 11), нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей. Почему Ной, Авраам и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо так много прославляются в Писании (Patr. graec. t. 40, р. 1095).
В-третьих: страх Божий, — есть возбудитель ревности. К страху Божию призывал св. Антоний, как мы видели уже, в многосодержательном изречении: всегда имейте страх Божий, бойтесь Того, Кто мертвит и живит (см. выше п. 7). В другом кратком изречении он указывает в страхе Божием источник готовности и годности на все добродетели. Страх Божий, говорит он, есть начало всех добродетелей и начало премудрости. Как свет, входя в какой–либо темный дом, разгоняет тьму его и освещает его; так страх Божий, когда войдет в сердце человеческое, то прогоняет тьму и возжигает в нем ревность ко всем добродетелям (Patr. gr. t. 40, р. 1084). Потому всячески предостерегал от потери сего страха. Не выходи, говорил, из келлии, а то потеряешь страх Божий. Ибо как рыба, извлеченная из воды, умирает, так замирает страх Божий в сердце монаха, если он выходит из келлии блуждать вне (там же).
_________________________________________
Но все эти поддержки ревности действуют понудительно, влекут со вне, хотя устрояются внутри. Надо стяжать внутренних возбудителей ревности, так чтобы она сама била из сердца, как ключ воды. До этого доводят сердце:
А) Ощущение сладости жизни по Боге. Пока не образуется это ощущение, до тех пор ревность наша ненадежна. Почему, когда один брат спросил св. Антония: отчего, когда Бог, по всему Писанию, обещает душе блага высшия, душа не бывает постоянно тверда в искании их, а уклоняется к переходящему, тленному и нечистому? — он отвечал: кто не вкусил еще сладости небесных благ, тот не прилепился еще к Богу от всего сердца своего; потому и возвращается на тленное. Но пока не достигнет кто такого совершенства, должно работать Богу из покорности св. воле Его, так чтобы таковый с Пророком говорил: скотен бых у Тебе (Пс. 72, 23), т. — е. я работал Тебе, как подъяремное животное (Patr. lat. t. 73, р. 1056).
Б) Любовь к Богу — еще сильнейший возбудитель ревности. Св. Антоний сам по себе знал, что любовь сильнее страха, и говорил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его (т. — е. не страхом побуждаюсь, как держать себя, но любовию); ибо любы вон изгоняет страх (1 Иоан. 4, 18). (Дост. ск. 32). И других убеждал он, чтоб паче всего воспитывали в себе любовь к Богу, как силу несокрушимую и неотпадающую. Так, когда однажды спросили его братия: чем лучше можно угодить Богу? Он ответил: самое угодное Богу дело есть дело любви. Его исполняет тот, кто непрестанно хвалит Бога в чистых помышлениях своих, возбуждаемых памятию о Боге, памятию об обетованных благах, и о всем, что Он для нас совершить благоволил. От памятования о всем этом раждается любовь полная, как предписывается: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея и всею силою твоею (Втор. 6, 5), — и как написано: якоже желает елень на источники водныя, тако желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41, 2). Вот дело, которым должны мы благоугождать Богу, да исполнятся и в нас слова Апостола: кто ны разлучит от любве Божия? скорбь ли, или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или беда, или меч? Ничто же (Римл. 8, 35. 38). (Patr. gr. t. 40, р. 1094).
Святые Отцы приводят о данном предмете такой пример:
Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга — Бог; радиусы же, т. е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Итак, на сколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом. Господь Бог да сподобит нас слышать полезное и исполнять оное; ибо по мере того, как мы стараемся и заботимся об исполнении слышанного, и Бог всегда просвещает нас и научает воле Своей. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
В) Радость доброделания и пребывания в порядках Божиих, которая в свою очередь становится возбудителем ревности. Сюда относится следующее изречение св. Антония. Спросили его: что есть радость о Господе? Он ответил: делом исполнить какую–либо заповедь с радостию, во славу Божию, — вот что есть радость о Господе. Ибо когда исполняем Его заповеди, нам должно радоваться; напротив, когда не исполняем их, должно нам печалиться. Почему постараемся исполнять заповеди с радостию сердца, чтобы взаимно соутешаться в Господе; только всячески при этом будем опасаться, чтоб радуясь не вознестись гордостию, но все упование свое возлагать на Господа (Patr. gr. t. 40, р. 1095. Подобная мысль у Василия Вел. крат. прав. вопрос. 193).
(Добротолюбие том 1, поучения Антония Великого).
София09- Пользователь
- Сообщения : 263
Дата регистрации : 2012-04-03
Возраст : 58
Откуда : карелия
Вероисповедание : православие
miha61 пишет: Как бы научиться к умственной, не осуждать, не раздражаться, не лениться и многое другое. А то ведь получается, который год читаешь правила, ходишь в храм, участвуешь в таинства, а все так же осуждаешь, раздражаешься. ..
Самокритика это конечно хорошо, но ведь раздражения разные бывают, даже Господа раздражали люди
Втор.32:16 [Богами] чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его
а осуждать, что имеете ввиду кого-то на смерть осудили? Суд совершили над кем-то, выносив приговор?
Вот вы написали который год читаю правила...., а своими словами молитесь к Богу, как своему личному Спасителю, как Отцу?
Ведь правила надеюсь даны в помощь, тем кто не знает , что сказать на молитве, а не для замены личной молитвы? да и хождение в храм не помогает, а то зачем я пришел и что я там делаю, ведь можно простоять всю службу, а быть в это время на рыбалке или на рынке... как говорил в своей лекции Осипов
Вы не подумайте, что я тут учу чему-то я это и самой себе говорю, потому что это довольно частые размышления христиан, которые неравнодушны к своему духовному состоянию...
Сергей_Михайлов- Активный пользователь
- Сообщения : 694
Дата регистрации : 2013-10-26
Откуда : Костромские леса
Вероисповедание : Православный (МП)
Если за двадцать лет хождения в храм душа не исцелела от грубых страстей, то вполне возможно, значит что-то идет не так.
.
У Иосифа Исихаста читал что для того чтобы приобрести начальное смирение и свободу от страстей монаху надо не менее 11-13-ти лет молитв. Для совершенного покоя не менее 30-ти. Мирянину - больше наверное?
.
В другом месте читал как подвижник боролся со страстями много лет. Через - 20 лет ему ни в чем не делалось легче, через - 25 стало чуть легче, через - 30 он начал уже успокаиваться от тирании страстей.
Я так понимаю, это - у каждого по разному бывает.
А в другом месте читал, что надо просить у Бога не свободу от страсти, но терпения в борьбе, потому что там где терпение - там будут награды от Бога. А если не будет борьбы - то не будет и награды.
.
У Иосифа Исихаста читал что для того чтобы приобрести начальное смирение и свободу от страстей монаху надо не менее 11-13-ти лет молитв. Для совершенного покоя не менее 30-ти. Мирянину - больше наверное?
.
В другом месте читал как подвижник боролся со страстями много лет. Через - 20 лет ему ни в чем не делалось легче, через - 25 стало чуть легче, через - 30 он начал уже успокаиваться от тирании страстей.
Я так понимаю, это - у каждого по разному бывает.
А в другом месте читал, что надо просить у Бога не свободу от страсти, но терпения в борьбе, потому что там где терпение - там будут награды от Бога. А если не будет борьбы - то не будет и награды.
София09- Пользователь
- Сообщения : 263
Дата регистрации : 2012-04-03
Возраст : 58
Откуда : карелия
Вероисповедание : православие
Сергей_Михайлов пишет:Если за двадцать лет хождения в храм душа не исцелела от грубых страстей, то вполне возможно, значит что-то идет не так.
.У Иосифа Исихаста читал что для того чтобы приобрести начальное смирение и свободу от страстей монаху надо не менее 11-13-ти лет молитв. Для совершенного покоя не менее 30-ти. Мирянину - больше наверное?
.Я так понимаю, это - у каждого по разному бывает.
А в другом месте читал, что надо просить у Бога не свободу от страсти, но терпения в борьбе, потому что там где терпение - там будут награды от Бога. А если не будет борьбы - то не будет и награды.
А что вы имеете ввиду под грубыми страстями? а что еще есть нежные страсти?
По разному это точно. А свободу от страсти и терпения в борьбе заодно, просить очень даже не лишнее, только надо действительно хотеть избавиться, а не просто Господи сделай все сам, а я в сторонке на чудо моего изменения посмотрю)
Сергей_Михайлов- Активный пользователь
- Сообщения : 694
Дата регистрации : 2013-10-26
Откуда : Костромские леса
Вероисповедание : Православный (МП)
Большую часть страстей внутри себя человек не видит.София09 пишет:еще есть нежные страсти?
Горюшкин- Корифей форума
- Сообщения : 7759
Дата регистрации : 2012-08-20
Откуда : с планеты Земля
Вероисповедание : захожанин православный
София09 пишет: а что еще есть нежные страсти?
Бывают, как бы. Они приятные, но тоже вредные, говорят.
Горюшкин- Корифей форума
- Сообщения : 7759
Дата регистрации : 2012-08-20
Откуда : с планеты Земля
Вероисповедание : захожанин православный
noname пишет:Я осуждаю только еретиков, иноверцев и раскольников. И ещё содомитов и прочих извращенцев.
Вообще не надо кого-либо осуждать. Мы все больны. По разному.