Поведай нам положение на Украине твоими глазами изнутри.
Кстати - как дела на работе.Пронесло?
Он нам, как хлеб насущный. Ты права.Елена-христианка пишет:
Тем не менее, не стоит забывать о церковном календаре.
К сожалению частенько люди сильно преувеличивают боль, им нанесённую из неприязни к сопернику. Тут бы и остановиться, не поддаваться далее "сладкому" искушению пожалиться..., отомстить.Мафусал пишет:
Кроме того, опыт говорит, что Господь попускает тебе обидчиков именно для того, чтобы ты почувствовал ту боль, которую сам причиняешь другим, но не замечаешь этого. Все люди, которые причиняют нам боль, это зеркало нашей души. Господь показывает в них пороки нашей души, которые мы не видим в себе.
А почему ты решила, что я должен выговаривать? Может, мне, обидчику, обиженный брат выговорить должен)?Нюся пишет:Наедине выговори. Мол, что ж ты сделал, брат?
Так, Нюся, но сделаю поправку: если согрешают при всех и не однажды, выговаривать следует сразу же и при всех.Нюся пишет:Наедине выговори.
Да, согласен, в каких-то случаях такие слова могут оказаться единственно правильными. Но мне видится что не следует забывать, что при всей очевидности греха брата нельзя исключать и своего ошибочного восприятия слов или поступка брата. Вот смотри: выговорил обиженный брат, а обидевший брат ответит:Нюся пишет:Мол, что ж ты сделал, брат?
Согласен, Нюся. Если под «выговори» понимать «объявить выговор», именно так и может получиться, тогда уж впору будет самому прощения испрашивать за введение в соблазн, о чём Христом опять же ясно указано в стихах 1 и 2.Нюся пишет:А то можно и не дождаться покаяния, извинения. И ожесточится брат ещё более...
Аминь, Нюся. Писать-то легко, исполнять труднее. Тем не менее, Христом ясно указано: «выговори» и потому всякие лукавые мыслишки и отговорки: «не я согрешил(а) — не я и виноват(а)» не «прокатывают», т.е. противоречат простому и ясному указанию Спасителя.Нюся пишет:КраснО баите, багословенные! А теперь не грех и в деле употребить говОренное! С Богом.
Прежде , чем выговаривать другому, нужно разобраться в себе. Не являюсь ли я сам причиной , непотребного отношения его ко мне.Михаил_ пишет:От Луки святое благовествование
ГЛАВА 17.
«1 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
2 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.».
Мы знаем, что толковать св. Евангелие — удел св. Отцов. В этих же стихах видится всё очевидным и одновременно неожиданным, точнее, не замечаемым ранее мною, здесь не требуется толкования. Здесь Христом высказана очевидная мысль о том, как искать пути к примирению после произошедшего огорчения только между братьями во Христе.
Мне очевидны три момента.
1. С обидевшим братом более-менее понятно: согрешил — кайся, проси прощения.
2. А вот с обидимым братом получается так, что ему следует не ожидать покаяния обидевшего брата, а «выговорить ему».
3. Прощают только после покаяния и испрошения прощения.
Ещё мне теперь очевидно, Христос изложил эти мысли просто и ясно, но не всякий читающий св. Евангелие сразу замечает это простое и ясное указание.
Чтобы не быть фарисеем, который постится в гордыне напоказ.Нюся пишет:
Он нам, как хлеб насущный. Ты права.
А почему сплошная седмица? Жирок накопить?
Люблю нашу Церковь: обо всём-то Она, Родимая, позаботилась!
Да, Мафусал, выговорить — это сказать или дать понять: «Ты сделал мне больно» или «Ты ввёл меня в соблазн» (см. стихи 1 и 2). И ещё, Мафусал, надо сказать или дать понять главное: братские во Христе отношения нарушены или находятся под угрозой нарушения.Мафусал пишет: Конечно, Михаил, всегда нужно дать понять, что человек причиняет тебе боль. Выговорить - это значит просто сказать: ты сделал мне больно. Потому что мы не ведаем, как наши поступки и слова отражаются в чужой душе. Выговорить свою боль обидчику нужно.
Требовать покаяния бессмысленно: покаяние — это дар Божий. Выговорить и дождаться испрошения прощения (по указанию Христа). Если его не последует, братские отношения не будут восстановлены.Мафусал пишет: Но требовать от него покаяния - нет. Потому что человек легко может научиться формально просить прощения. А покаяние в душе вызревает через собственную душевную боль.
Это так, Мафусал, этими людьми могут быть как братья во Христе, так и все прочие. В обсуждаемой главе Христос дал указание только о том, как восстановить БРАТСКИЕ отношения. К прочим оно не относится, но можно (Христом не запрещено) подобным образом попробовать примириться и с любым братом во Адаме.Мафусал пишет: Кроме того, опыт говорит, что Господь попускает тебе обидчиков именно для того, чтобы ты почувствовал ту боль, которую сам причиняешь другим, но не замечаешь этого. Все люди, которые причиняют нам боль, это зеркало нашей души. Господь показывает в них пороки нашей души, которые мы не видим в себе.
Так, Михаил, и Христос ясно указывает на это: «Наблюдайте ЗА СОБОЮ».miha61 пишет: Прежде , чем выковыривать другому, нужно разобраться в себе. Не являюсь ли я сам причиной , непотребного отношения его ко мне.
Одним словом, Михаил, всегда нужно обидчика призвать к ответу. Ибо умение дать ответ - это ответственность. А не умение - безответственность. Об этом и притча о званном пире. Хозяин пира вопросил человека: почему ты не в брачной одежде? А тот молчал. И его вышвырнули прочь. За что спрашивается? За безответственность.Михаил_ пишет:
Требовать покаяния бессмысленно: покаяние — это дар Божий. Выговорить и дождаться испрошения прощения (по указанию Христа). Если его не последует, братские отношения не будут восстановлены.
Требовать покаяния не следует, но можно и нужно попросить дать объяснения. Если же даже этого не последует, о чём можно в дальнейшем говорить? Впору задуматься, а были ли отношения по-настоящему братскими или только казались таковыми. Не так?
Михаил, посмешили вы меня, спасибо!)) Неожиданно как-то - "за без-ответ-ственность", т.е. не дал ответа, молчал.Мафусал пишет:
Одним словом, Михаил, всегда нужно обидчика призвать к ответу. Ибо умение дать ответ - это ответственность. А не умение - безответственность. Об этом и притча о званном пире. Хозяин пира вопросил человека: почему ты не в брачной одежде? А тот молчал. И его вышвырнули прочь. За что спрашивается? За безответственность.
Некоторые пытаются дать ответ и отвечают по невежеству своему, вкривь и вкось, не по сути дела, отвергая христианскую правду и таких можно причислить к безответным. Хотели, да не получилось.Мафусал пишет:
Одним словом, Михаил, всегда нужно обидчика призвать к ответу. Ибо умение дать ответ - это ответственность. А не умение - безответственность. Об этом и притча о званном пире. Хозяин пира вопросил человека: почему ты не в брачной одежде? А тот молчал. И его вышвырнули прочь. За что спрашивается? За безответственность.
Не знаю, дорогая Петра, почему вам стало смешно, но вы всё правильно расшифровали. Да, ответственность - это значит просто дать ответ, объяснить свой поступок, даже если он неверен. Если бы человек на брачном пире просто-напросто извинился, он проявил бы себя как ответственный человек и не был бы выведен за шкирятник прочь.Петра пишет:
Михаил, посмешили вы меня, спасибо!)) Неожиданно как-то - "за без-ответ-ственность", т.е. не дал ответа, молчал.
А ведь и правда! Сказал бы хотя бы "извините, поленился я, не позаботился вовремя", и если знать исторический контекст притчи - то, что одежда брачная выдавалась гостям (у иудеев того времени) хозяевами пира, так, может, ещё и простили бы его, ведь нет греха непростительного, кроме нераскаянного? И выдали бы ему одежду "запасную", приготовленную для таких...
А он молчал. Потому что гордый.
Но это я в сторону немножко от темы уклонилась.
А по теме думаю, что если брат встал тебе каблуком на ногу и не заметил этого, то сказать надо, конечно.
Если ты сам стал, как столб, посреди дороги, по которой он обычно гружёные тележки возит, а он тебя нечаянно и задел, то тут надо церкви (или свидетелям происшествия) сказать - пусть рассудят.
А вот если обидчик не унимается, другого он духа, не христианского, зло добром почитает и считает, что прав, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18:17).
А что значит "как язычник и мытарь"? Думаю, это значит, что просто терпеть надо, как неблагоприятные (по ощущениям) погодные явления - буран, зной и т.д., соответственно "одевшись", укрывшись в молитву и уповая на Господа, что Сам подаст облегчение, когда и как Ему будет угодно, а не выговаривать этому человеку.
Вы говорите, Севлагор, о разнице между ответом и оправданием. Эта разница определяется наличием или отсутствием совести. Человек оправдывающийся - человек безответственный, ибо видит свою ошибку, но не желает взять на себя ответственность за неё. Держать ответ. А человек ответственный, увидев, что не прав, признает ошибку и примет заслуженное наказание за неё. Будет держать ответ.Sevlagor пишет:
Некоторые пытаются дать ответ и отвечают по невежеству своему, вкривь и вкось, не по сути дела, отвергая христианскую правду и таких можно причислить к безответным. Хотели, да не получилось.
И я не знаю, Михаил, но сдаётся мне, что смех мой сродни детскому смеху и хлопанью в ладоши от неожиданного и приятного сюрприза, открытия какого-то: эврика!Мафусал пишет:
Не знаю, дорогая Петра, почему вам стало смешно
А я заметила, что в транспорте посторонюсь, пропуская кого-то, а человек и не думает "пропускаться")), а почуял свободное место, которое я освободила, ужавшись в точку , но не имея физической возможности в таком положении долго оставаться, - да так и стал. Выкручивайся потом, как хочешь!))Когда я в своё время ежедневно проводил много времени в метро, где два мощных людских потока
То есть, в нашем мире необходимо уметь как уступить, так и проявить твёрдость. Отойти в сторону или наоборот проявить напор.
Нет. Я говорю о ответе как о разборе ситуации и пока она не разобрана, с христианской точки зрения, по косточкам не ясно кто и где ошибается.Мафусал пишет:
Вы говорите, Севлагор, о разнице между ответом и оправданием. Эта разница определяется наличием или отсутствием совести. Человек оправдывающийся - человек безответственный, ибо видит свою ошибку, но не желает взять на себя ответственность за неё. Держать ответ. А человек ответственный, увидев, что не прав, признает ошибку и примет заслуженное наказание за неё. Будет держать ответ.
Безответственность - это нежелание отвечать за свои ошибки.
По чьим разбираться будешь косточкам? Если по своим - то советь у тебя, брат, есть. Она или спит или дремлет, или на страже стоит.Sevlagor пишет:
Нет. Я говорю о ответе как о разборе ситуации и пока она не разобрана, с христианской точки зрения, по косточкам не ясно кто и где ошибается.
Тут уж надо стараться потерпеть Христа ради, ведь тут и разбирать-то нечего, а если брат считает, что правильно поступает и ты так же про себя думаешь, тут-то и надо выговорить, да и разобраться, кто и где ошибается.Нюся пишет:
По чьим разбираться будешь косточкам? Если по своим - то советь у тебя, брат, есть. Она или спит или дремлет, или на страже стоит.
А брата своего , ближнего, да и дальнего по костям разбирать - то сие есть сугубый грех.
А если в автобусе пинка дадут случайно или шапку локтём скинут - пусть уж, ваше величество, не серчает, Христа поминаючи.
О тут на форуме разбираться? Или с женою родненькою, кою сам и выбрал? Прости, мол, дараженькая, погубил я твою молодость золотую...И чем восполню, коими подвигами смягчу сердце твое?Sevlagor пишет:
Тут уж надо стараться потерпеть Христа ради, ведь тут и разбирать-то нечего, а если брат считает, что правильно поступает и ты так же про себя думаешь, тут-то и надо выговорить, да и разобраться, кто и где ошибается.
Конечно же, сестричка, вы меня нисколько не обидели. Да, у меня тоже иногда вырывается смех облегчения, когда долгое время закрытый и неразрешимый вопрос, тяготящий душу гнетущим недоумением, вдруг неожиданно просто и ясно раскрывает свою суть. И действительно невольно восклицаешь в восторге, что всё гениальное просто, и хлопаешь в ладоши премудрости Творца.Петра пишет:И я не знаю, Михаил, но сдаётся мне, что смех мой сродни детскому смеху и хлопанью в ладоши от неожиданного и приятного сюрприза, открытия какого-то: эврика!
Но прошу прощения, если обидела: может, Михаил Задорнов уже настолько голову всем забил, что под смехом уже только насмешка понимается... Но мне как раз плакать хочется, почему-то, когда его выступления увижу-услышу.
Да, Петра, это главное. Попытаться увидеть свои возможные ошибки, а не скорей оправдываться, спихивая вину на другого, как Адам и Каин, это и есть способность держать ответ и быть ответственным. И только такие люди могут быть свободными, а значит и войти в Царство Божье.А тут я даже сверилась, посмотрела в 4-й главе Библии: там тоже Каин не дал ответа, когда Господь вопрошал его ДО совершения преступления, уже, наверное, в виде голоса совести, а не так, как Адама в раю. Не остановился, не задумался, не ответил, потому что пришлось бы взглянуть на себя и найти ответ в своём поведении на внутреннее возмущение и вопрос (подкинутый сатаной, не иначе, - первым завистником): а почему это призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел (Быт.4:4,5)?!
Действительно, правду вы говорите: безответственность - причина нераскаянности, делаю/не делаю сам, а виноват, якобы, другой кто-то.
Да, я тоже очень часто на узкой дорожке попадал в смешную ситуацию, когда мы со встречным сначала оба одновременно останавливались, чтобы пропустить друг друга, несколько секунд как вкопанные стояли в ожидании, тупо глядя друг на друга, а потом вместе резко срывались и врезались друг в друга. Много раз так замирая, а потом врезаясь, я стал учиться угадывать намерение встречного: стараться увидеть, что он хочет - уступить мне или чтобы я уступил ему? И самым эффективным оказалось - заранее показать своё намерение уступить дорогу лёгким поворотом плеча, не останавливая движения. А там - по обстоятельствам.А я заметила, что в транспорте посторонюсь, пропуская кого-то, а человек и не думает "пропускаться")), а почуял свободное место, которое я освободила, ужавшись в точку , но не имея физической возможности в таком положении долго оставаться, - да так и стал. Выкручивайся потом, как хочешь!))
Опыт говорит, что по косточкам разобрать ситуацию с христианской точки зрения невозможно. Соломон получил от Бога в дар мудрость, поэтому его суды были праведны. Но какую веру и силу нужно иметь, чтобы выявляя спор двух женщин о материнстве, предложить им разрезать ребёнка пополам? Ведь Соломон знал, что через него действует благодать, и что она выявит правду, не причинив вреда никому. А когда люди имитируют действие благодати, они всегда устраивают инквизицию и охоту на ведьм.Sevlagor пишет:
Нет. Я говорю о ответе как о разборе ситуации и пока она не разобрана, с христианской точки зрения, по косточкам не ясно кто и где ошибается.
Жена не хочет разбираться, безответная она. Но не будем о личном. Это так, гипотетическая ситуация.Нюся пишет:
О тут на форуме разбираться? Или с женою родненькою, кою сам и выбрал? Прости, мол, дараженькая, погубил я твою молодость золотую...И чем восполню, коими подвигами смягчу сердце твое?
Понятно...Люби, типа, муж жену, как душу, а тряси...как грушу. Ох, уж этот Домострой...Sevlagor пишет:
Жена не хочет разбираться, безответная она. Но не будем о личном. Это так, гипотетическая ситуация.
Во! Значит, ее сердце ожесточилось, а я выходит, погубил?
Так можно далеко зайти. Значит, если я к примеру, ожесточусь, дам в лоб ком-нить, так выходит, что супостат сам виноват. Стоял не там. И пусть подвигами заглаживает.
Ну, нет. Кто чего сделал тот в том и виноват. Нечего крайних искать.
Очень тонко подмечено.Нюся пишет:
Понятно...Люби, типа, муж жену, как душу, а тряси...как грушу.
Вам не кажется, Luchik, что точнее было бы утверждать не «пока сама их в душе не простила», а «пока сама их в душе была не готова простить»? Т.е. для прощения требуется готовность простить. Вы описали ситуацию, когда Ваша готовность простить НАСТУПИЛА ПРЕЖДЕ испрошения прощения у Вас. Что Вы ответили бы Вашему обидчику, если бы он осознал(а) нанесённую им обиду ранее Вашей готовности простить его (её), раскаялся(ась), испросил(а) у Вас прощения, а Вы в тот момент оказались ещё неготовыми ответить ему (ей) «Прощаю»? Раскаявшийся человек смотрит прямо в глаза и сказал «Прости», а Вы не готовы простить. Об указании Спасителя из 17-ой главы св. Евангелия от Луки вы оба хорошо помните. Раскаявшийся человек УЖЕ всё сделал по указанию Христову, прошёл СВОЙ путь к примирению. Ответное слово за Вами. Каким оно будет?Luchik пишет:Ведь были в жизни такие обидчики, которые не раскаивались и прощения не просили. Им возможно и по сей час еще не время каяться пришло, а вот мне пока сама их в душе не простила было больно, как язвы разъедало это непрощение... что же, ждать всю жизнь и больно всю жизнь переживать обиду?
Да, это постоянная болезнь души.Luchik пишет:Пока не простила, жить полной любви к ближним жизнью не могла... обиды отражались и на тех, кто ничего плохого мне не сделал... просто эта внутренняя боль в обиженном человеке разъедает его же жизнь. Другие люди чувствуют какой-то надлом и тоже не могут приблизиться к человеку, в котором живет непрощение к кому-либо за какую-либо тяжкую обиду.
Вам не кажется, что доверять ВСЕМ никто не обязан? Полное доверие возможно только в братских отношениях. Если он утеряно, братские отношения нарушены и не были восстановлены, они становятся партнёрскими, деловыми, служебными, нейтральными (никакими),… В таких отношениях уровень доверия становится заметно ниже и ничего удивительного в том нет.Luchik пишет:Пока не простил обидчика в душе своей, видимо и не можешь больше доверять людям совершенно непричастным к той обиде, и быть соответственно искренним и любящим по-настоящему человеком.
Верно при условии, что обидимый оказался готов к восстановлению братских отношений ранее обидевшего. Если же наоборот: обидевший раскаялся, подошёл к обидимому, испросил прощения, прощения не получил, отошёл. В этом случае подходить ещё раз он не обязан, подходить к раскаявшемуся следует теперь обидимому, когда тот окажется готовым простить обидевшего. Христос совершенно ясно указал именно на такую последовательность действий обоих. Не так?Luchik пишет:А что касается обидчика, ему лично объявлять о своем прощении не обязательно, если он не просит его у тебя. Когда покается, можно тогда и сказать, что давно уж простил его.
В Соловецком монастыре каждый вечер ВСЕ: и священноначалие монастыря, и монашествующие, и насельники просят прощения друг у друга после вечерней службы.Luchik пишет:Это лично мой опыт, интересно как у других бывало.
Верно. Бог дал — Бог взял. За всё следует благодарить Человеколюбца. Только что отношения были (казались) братскими, а теперь стали партнёрскими (хорошо, если не враждебными). Всё так просто, но смириться и «рубануть» «по живому» бывает очень непросто.Незнакомка пишет:Хочу добавить здесь одно толкование о жене Лота, которая обернулась назад. Не надо поглядывать назад, зацикливаться, ковырять и переживать , и пережевывать в уме одно и тоже… Надо смотреть вперед!
Не совсем понял. Твёрдыми следует быть в исполнении указания Спасителя о примирении. Не так?Незнакомка пишет:Тогда мы становимса твердыми, сердца ожесточаются.
Не всем в детстве удалось услышать об учении Христовом, но оно так или иначе, хотя и в искажённом виде, доводилось до сознания людей несмотря ни на что.Незнакомка пишет:Прощать обиды надо было научить в детстве.
А у Христа в обсуждаемой главе св. Евангелия так и есть: ОБА обязаны пройти СВОЙ путь к примирению.Незнакомка пишет: Забыла кто из русских классиков писал, что в детстве их наказывали поравно тот кто обижал и тот кто обижался.
Нюся пишет:Понятно...Люби, типа, муж жену, как душу, а тряси...как грушу.
На то он и "Домострой".Sevlagor пишет:Очень тонко подмечено.
Да в сколь многих случаях обидевший тебя тебе никакой не брат. Какой смысл выговаривать ему - если он очарован своим личным пониманием понимаемого? Прощать большинство наших ближних надо сразу же как они согрешат, просто потому что прощения у тебя вряд ли кто когда попросит.Михаил_ пишет:
2. А вот с обидимым братом получается так, что ему следует не ожидать покаяния обидевшего брата, а «выговорить ему».
3. Прощают только после покаяния и испрошения прощения.
не всякий читающий св. Евангелие сразу замечает это простое и ясное указание.
Это потому, что все хотят быть умными, красивыми и правыми, а вы сколько раз просили прощения?Сергей_Михайлов пишет:
Я уже пятый год на православных форумах тусуюсь.
Квадратно-гнездовым методом так сказать тусуюсь, но вот за пять лет таких слов как: "простите меня, я был не прав (или не права)" что-то на православных форумах НИ ЕДИНОГО раза не встречал... и КОГО прощать?!!!