19.12.2019
Национальная идея как выбор жизни
https://rusorel.info/nacionalnaya-ideya-kak-vybor-zhizni/
Автор: Евгений Цыбизов — руководитель Новосибирского отделения Общества «Двуглавый Орел».
(по материалам доклада на секции «Культура» на XXIII съезде ВРНС)
На протяжении последних лет в нашем государстве, всё острее начинает вставать вопрос о том, куда движется Россия? На что мы должны ориентироваться, в каком обществе мы живём? Причина этого вполне понятна – отсутствие общегосударственной цели и конкретных задач, направленных на её достижение, вводят активное население страны в ступор. Всё чаще звучат слова «Национальная идея», «Русская мечта». К чему они призывают и какой несут смысл? Попробуем найти ответ. Национальная идея — это мысленный образ, идеал, высшая цель достижения народа. Провозглашенная на государственном уровне Национальная идея – путь движения нации. Её отсутствие, означает отсутствие объединяющего начала и ориентации общества в духовном, мировом и политическом пространстве. Национальная идея исторически тесно связана с мечтой русского народа. Их отличие в том, что первая отвечает на вопрос – в чём состоит наша цель? Вторая – почему мы желаем её достичь? Говоря о большой мечте надо отметить, что это всегда представление о желаемом будущем побуждающее человека к действию, к тому, чего он не может или почти не может достичь.
Мечта русского человека нечто иное — это то, чего он может достичь, но за пределами своих возможностей. Когда ему в этом помогает Господь — помогает потому, что русский человек Верит.
Вековая мечта русского народа–
это торжество правды и справедливости устремляющее его к Царствию Небесному, в котором всё покрывает милосердие и Любовь. Наш народ всегда жаждал справедливости, потому его духовно-исторический путь — это отстаивание правды, путь восхождения к милосердию и Любви.
Крайность в отсутствии правды и справедливости в жизни русского народа, была всегда свидетельством больших нестроений в стране. Учитывая современное состояние, можно отметить, что
главный дефицит в России — это не недостаток денег или иных благ, а отсутствие их справедливого и разумного использования. Опасное сдерживание творческого и производительного потенциала народа, разрушительное отсутствие идейных установок. Такое положение делает наше общество крайне неустойчивым и взрывоопасным.
События столетней давности, наглядно показали как в России духовное и идейное превалирует над материальным, как распрямляется скрытая в народе пружина жажды справедливости, и что происходит потом, если она толкает народ не в сторону его выверенного исторического пути. Наш народ устал от глупости, унижения, лжи и несправедливости, и самое главное — от невозможности самореализации. Последний показатель очень критичен поскольку реально сдерживает живую энергию масс, и в случае обоснованного предложения убрать это препятствие может снести любую плотину. Этот фактор явно учитывается творцами оранжевых революций, будем надеемся, что это обстоятельство принимает во внимание и действующая власть.
Но тогда встаёт вопрос — как быть с тем, что мы живём в многонациональном государстве?
Безусловно, в нашей стране присутствуют взгляды отражающие интересы разных национальных сообществ. Это историческая данность России, и тем не менее, у нас есть возможность найти и принять государствообразующую идею учитывающую интересы всех народов. При этом, опираясь на собственный опыт мы должны помнить, что любая искусственно созданная конструкция обязательно рассыплется, как это произошло с идеей коммунизма «в отдельно взятой стране». Двигать наш народ и государство в правильном направлении, может только та идея, которая была положена в основу его образования. Потому -
национальная идея это клад, лежащий в недрах человеческой души, её нужно только найти, достать и очистить. Этот процесс можно отнести к выработке Национальной идеи.
Обращаясь к истокам образования нашего государства, хотим мы того или нет, мы не в силах изменить его историю. Именно русскость лежит в основе современной России преемнице древней Руси. В основе её образования лежали разные процессы, но главным стало духовное объединение народа вокруг христианской веры. Крещение – открыло русскому народу путь в вечность, и произошло это, когда он во главе с верховной властью, под духовным покровом Церкви, обязался хранить и защищать православную веру. Тогда Господь дал ему всё, что необходимо: «русский» дух, «русскую» смекалку, самую большую и богатую территорию, самую сильную армию и вооружение. И всё это ради одной цели – защиты православной веры на свой земле. С момента крещения, служение Богу стало безвременной миссией России, определяющей весь дальнейший смысл её существования направленный на реализацию Божьего Промысла о человеке. При этом земля является всего лишь придатком веры, а не наоборот. Нет будет веры – не станет и земли.
Отступление русского народа от своей традиционной Веры, как бы не резало слух — это предательство Завета с Богом, лежащего в основе образования нашего государства. Сто лет назад, поддавшись ложным идеям впав в иллюзии, русский народ изменил свой исторический путь, и в полной мере испытал на себе все последствия.
Следует ли из этого, что в России все должны быть православными, и здесь не место народам иных конфессий? Конечно же нет!
Первым и главным в объединении многонационального народа России, должно стать формирование самой системы ценностей. На первый план в ней, должны выйти религиозные ценности, сохранение традиционной семьи, языка, воспитания детей и сохранения самого государства, призванного охранять эти ценности. При этом у каждого народа набор духовных ориентиров может и должен формироваться в соответствии со своей конфессиональной принадлежностью, собственной культурой, но принцип формирования линейки ценностей – одинаковым. Т.е.,
вначале — сохранение Веры, затем поддержка Власти защищающей традиционную религиозную Веру, и наконец защита страны, на территории которой происходит обращение людей к Богу. Такая духовная формула столетиями объединяла и защищала народы проживающие на территории современной России. И даже частичное возвращение к ней в советский период, позволило одержать победу в Великой Отечественной Войне.
Если посмотреть на решение этой важнейшей проблемы под историческим углом, то мы увидим, что наша
Национальная идея всегда была направлена на достижение ключевой цели — создания единого, крепкого, процветающего православного государства, объединяющего народы исконно проживающие на его территории. Для реализации этой идеи неизменно требовалось Служение. Суть его отражала отлитая в веках формула: «За Веру, Царя и Отечество». Сегодня с определенной поправкой, она совершенно не утратила свой смысл. Призыв к служению в современной России: «За Веру, Власть и Отечество» подразумевает по сути тоже самое. Реализация на государственном уровне идеи Служения, способна расставить всё на свои места, ровно в соответствии с тем как говорил Блж. Августин: «Поставь Бога на первое место, и всё остальное встанет на своё».
При этом, подчеркнём, каждый народ проживающий в России, должен хранить свою Веру в соответствии со свой конфессией и своим выбором.
Стремление человека к Богу в рамках любой из традиционных религий — несомненное благо в сравнении с тем, что предлагает современный мир. И это вполне естественно — столетиями в Российской империи жили бок о бок разные народы исповедуя свои религиозные взгляды. При этом русский царь, был защитником не только православных, но и всех народов проживающих в государстве. Он помогал укреплять веру всех своих подданных, включая помощь в строительстве мечетей и дацанов. Именно таким был последний русский Император Николай II. Также в этом вопросе действует и нынешний Президент.
В идее служения Богу, Власти и Отечеству — нет религиозного противостояния, несмотря на то, что её источник глубокая религиозная вера. Каждый народ может обращаться к Богу согласно своей конфессии при этом, власть должна защищать любую традиционную для России веру. С Отечеством ещё проще — оно у нас одно. Принятие такой идеи было бы характерной чертой традиционного общества. Её отторжение может возникнуть лишь от недостаточного уровня культуры, воинствующего безбожия или вполне осознанного противостояния сторонников либерального мира, для которых идея духовного, культурного и экономического возрождения России – страшный сон.
Остальное население страны, в том числе исповедующее другие религии, вполне способно принять эту идею, для чего её лишь надо извлечь из недр собственного сознания. Также не стоит забывать, что Россия является государством где основной численный состав народа, по статистике в среднем 80% — русские, и к православию себя причисляют также около 80% населения. Согласно исследованиям Российской академии наук за 2013 год, общее количество верующих людей в России составляет — 84%, атеистов — 7%, не принадлежащих к какому-либо вероисповеданию – 9%.
Зададимся вопросом, если у нас в стране 84% верующих, то почему мы должны жить как безбожники, руководствуясь агрессивно насаждаемыми атеистическими законами? Молчаливо соглашаться с целенаправленным разрушением основ нашей традиционной культуры и религиозных ценностей? Почему 123 миллиона человек должны жить по правилам 10? Ответ очевиден — мы так и не преодолели последствия разрушения государства сто летней давности, направившего его путь в противоположное русло. Потому важнейшей задачей нашего общества остаётся выбор своего пути.
Где же лежат истоки Национальной идеи и существует ли у России, как государства особый смысл — миссия которую она непременно должна исполнять?Ответ на эти вопросы, в более широком контексте, содержится в Ветхом и Новом Завете, но можно его найти непосредственно и в нашей истории. Принятие крещения в 988 году навсегда задало вектор движения русскому народу и государству. Изменить его можно только в случае полного отказа от своей истории, национальной принадлежности и Веры. В России, как в самой большой православной стране мира, до сих пор происходит наибольшее в численном отношении, православно-христианское спасение народа, через приход человека к Богу. Это и есть главная историческая миссия России, её сверхзадача. Отсюда следует, что
смысл существования России как государства, состоит в создании условий православного спасения как можно большего числа людей на территории России, и мирного добрососедства русского народа с народами иных вероисповеданий.Кроме этого, у России есть и другие важные, в том числе внешнеполитические задачи. Одна из них поддержание мира на планете. Вспомним инициативы русских монархов: Екатерины II — по созданию Лиги вооруженного нейтралитета в 1780 г., Императора Александра I, образовавшего Священный Союз после победы над Наполеоном. Николая II — инициировавшего проведение первой мирной конференции по разоружению в Гааге в 1899 г., инициативы Советского руководства — по подписанию договоров о разоружении ОСВ-1 и ОСВ-2. Продолжение этой политики мы отчетливо наблюдаем и сейчас. Почему же Россия с таким упорством отстаивают «мир во всём мире»? Секрет такой целеустремлённости сохраняющейся на протяжении многих веков прост.
Мир – это главное условие образования на земле наибольшего числа спасенных во Христе, со дня сотворения мира.
Из определения ключевого смысла существования России, следует много важных практических выводов. Например, что срок существования России как единого государства, зависит от степени реализации ей своей исторической миссии. При чём безвременную ответственность за это, несёт тот, кто дал клятву верности Богу при Крещении, а именно Верховная власть, Церковь и Народ. Как показал имперский период России, если народ и Церковь престают в полной мере нести свой крест, то Царь не в силах долго удерживать государство от разрушения. Обратная ситуация —
срок удержания Верховной власти в России в долгосрочном периоде, находится в прямой зависимости от решения ей главной государственной задачи – защиты религиозных основ государства. И судя по истории России,
эта формула действует вне времени и стоит выше любых человеческих усилий и желаний.Вспомним советское прошлое, когда программа по искоренению православия в СССР подошла к своему апогею, и из почти 55 000 храмов действующих в 1917 году, к началу 1941 г. осталось лишь около 350 — началась Великая Отечественная Война. Это бедствие потрясшее страну, остановило процесс окончательного уничтожения православия, и к концу 1945 года в СССР действовало уже более 10 000 церковных приходов. При этом, большая часть из них была открыта на оккупированной территории.
Другой пример – одержимый борец с Церковью Н. Хрущев, за шесть лет своего правления уменьшил количество храмов в стране почти вдвое и публично пообещал «показать последнего попа по телевизору». Закончилось это тем, что в разгар своей богоборческой компании он был смещен со своего поста, при этом по совершенно иным мотивам.
В наши дни, в случае критического уровня падения православной веры, в результате размывания традиционных религиозных ценностей, при самоустранении призванной их защищать государственной власти, Божиим промыслом может повториться нечто подобное, с той лишь разницей, что критическим параметром сейчас будет не количество действующих храмов, а количество воцерковлённых прихожан. Сама история нашего государства, свидетельствует о не прикосновенности хранящихся в России святынь и о том, что для успешного управления страной от российской власти требуется принятие на себя обязательств перед Богом, Церковью и Народом, и постоянного усилия в защите Веры. В этом и состоит великое самопожертвование подлинной Верховной власти России. В будущем в случае благоприятного развития ситуации, такой подход способен открыть естественный путь к образованию монархической формы правления в государстве.
Реализация миссии России продолжается и сейчас, но происходящее на наших глазах целенаправленное
разрушение культуры и религиозных основ, определяющих смысл существования нашего государства, не зависимо от того понимаем мы это или нет — неминуемо приведёт к фатальному концу, если это процесс не будет остановлен.Сознательный или «естественный» отказ от своей духовной миссии, завершит жизнь русского (российского) государства. Но тогда и существование оставшегося человеческого мира, без достаточного в количественном выражении спасающихся — приходящих к Богу людей, окончательно утратит свой смысл. Хотя и здесь возможно историческое отступление — если какой-либо другой многочисленный народ не поднимет флаг Православия. Если этого не произойдет, человеческий мир завершит своё существование как уже это однажды случилось в его истории. Тогда Господь за исключением восьми праведников, стёр цивилизацию от лица земли Всемирным Потопом, в следствии полного развращения и безвозвратного удаления человека с пути спасения.
Собственно, в сказанном нет ничего нового, возможность наступления подобных событий описывают последние главы Евангелия и Ветхого Завета. Это лишний раз, без всякого пафоса подчёркивает высочайшую ответственность России, её нынешнего руководства, церковной власти и народа за судьбу мира. По другому и быть не может —
в исполнении Божьего Промысла о мире состоит конечный смысл Русской Национальной идеи – смысл всего, пройденного за тысячу лет Русского пути.