"По вопросу о вечности или невечности мучения у святых отцов существует 2 точки зрения. Даже в Священном Писании, у Апостола Павла, например, целый ряд высказываний, когда он говорит, что «Христос – Спаситель всех человеков, а уж тем более верных». Целый ряд святых отцов говорит о том, что мучения будут, но не бесконечными. Об этом пишет Афанасий Великий, Амфилохий Иконийский, Григорий Нисский, Ефрем Сирин, Исаак Сирин. Посмотрите богослужебные книги на Страстную пятницу, Страстную субботу – какие слова там видим поразительные! Особенно в субботу ярко сказано: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим. Богослужебные книги – это очень серьезно.
Итак, есть святые отцы, которые говорят: «Будут вечные муки». Есть другие святые отцы, которые говорят: «Муки будут, но не вечными». Есть святые отцы, которые говорят в разных местах и то, и другое. Так как понять, как Церковь учит? Ни одного из святых отцов, которые говорили или о вечных муках, или говорили о том, что муки будут не вечными, Церковь не осудила ни на одном Соборе. Даже когда на пятом Соборе был подвергнут осуждению Ориген (и правильно, потому что он проповедовал языческую идею восстановления всего, т.е. совершенно не христианскую), ни Афанасий Великий, ни Амфилохий Иконийский, ни Епифаний Кипрский, ни Ефрем Сирин, ни Григорий Нисский – никто не был даже упомянут, их никто не осудил.
Итак, мы оказываемся перед лицом совершенно необычной ситуации – святые отцы говорят взаимоисключающие вещи. Кстати, и те и другие святые великолепно знали Евангелие, лучше нас понимали, конечно, смысл учения Христова, никто из них и не думал противиться учению Христову. Церковь никого не осуждает. Следовательно, этот вопрос – некая тайна. Тайна, которую мы в нашем сегодняшнем состоянии понять не можем, сказать нам это и объяснить тоже невозможно. Поэтому мы видим два одинаково церковных взгляда, две точки зрения, которые идут параллельно.
Чем можно объяснить учение о вечности мучений? Иоанн Златоуст, Антоний Великий, Григорий Нисский и целый ряд отцов объясняют следующее: ради только «грубого народа», как выражается сам Иоанн Златоуст, в Библии мы находим целый ряд высказываний, которые делают Бога как бы подобным нам, это то, что в богословии именуется антропоморфизмами. Поэтому мы слышим – «Бог гневается», «Бог мститель», Бог спрашивает Адама «Где ты, Адам?» (ну где же Господу Богу было знать, где Адам). Антоний Великий даже пишет: «Бог благ и только благое творит» и т.д. А что мамаша говорит своему сыночку, когда он идет купаться, а мамаша его не пускает: «Ну, смотри, паршивец, утонешь – не приходи». Любовь не может не сделать все возможное, чтобы насколько возможно, остановить, предупредить, чтобы человек не делал этого. Мы говорим «Муки не вечные», так легко относимся к мукам. Я помню, был в Сарове, священник говорил: когда здесь были заключенные, под храмом был «зубной кабинет». Когда вызывали какого-то заключенного «в зубной кабинет», многие теряли сознание сразу же – начинались пытки. Почти все были у «зубников» и можете представить, что это такое. Сам Господь и эти святые, учитывая нашу, простите, потрясающую глупость («А, муки не вечны, ура, поживем, как следует!»), по любви своей предупреждают – в муку вечную пойдете, если будете так жить! А Исаак Сирин, говоря о том, что хотя геенна и ограничена, но страшен вкус пребывания в ней, и никто не знает, какие страдания придется перенести там. Он говорит, что невозможно представить себе, чтобы Господь, Который есть Любовь, дал жизнь тому, о котором Он точно знает, что тот изберет зло и пойдет в муку вечную. Исаак Сирин называет такое мнение богохульством.
Итак, этот вопрос – тайна Церкви, которую мы не можем понять, а многим нельзя и сказать, потому что действительно какие глупые («Сейчас посижу на колу, а потом в рай попаду»). Из-за такой психологии нас и пугают вечными муками. Это первое.
Второе, когда говорят о вечности мучения грешников, прошу понять простую вещь, что грешники – это мы с вами. Не «они» (часто говорят «Они, грешники, пойдут в муку вечную, а мы-то Слава Тебе, Господи…»), а мы, и речь идет о наших вечных или невечных мучениях, а не чьих-либо. Поэтому только благодарить можно этих отцов, Церковь, которая их не осудила, потому что есть надежда – действительно, мы пострадаем за свои грехи, но не бесконечно.
- Как тогда с вопросом свободы воли? Получается, что Господь нарушит нашу свободу воли…
- Свобода воли появляется только тогда, когда рождается человек. А Исаак Сирин говорит: «Как может Бог дать жизнь тому, о ком Он знает, что если он получит жизнь, то изберет зло и пойдет в муку вечную». Так что о свободе воли можем говорить только рожденного, а о нерожденном речь не идет.
Многие говорят, что я об этом учу, но я лишь говорю о том, как учат святые отцы, как учит Церковь." Осипов А.И.