Мы помним, что в ночь на 30 ноября во время «разгона» умирающего естественной смертью «евромайдана», часть «мирных демонстрантов» (до того забрасывавших горящими головнями и банками с консервацией милицию, которая прикрывала установку коммунальщиками новогодней елки) укрылась в Михайловском монастыре «Киевского патриархата». Но, как заметил Сергей Бурлаченко, «от майдана Незалежности до Михайловской площади не так близко, чтобы спонтанно броситься туда за защитой… Куда проще было бы рассредоточиться по окрестностям майдана и разойтись по домам. Ведь Михайловский собор как место для нового очага сопротивления просто идеальное — штурм монастыря дело сложное не только с политической, но и с сугубо «технической» точки зрения, плюс Михайловская площадь — одна из основных киевских митинговых площадок, где уже утром начался митинг протеста». Это дает основания полагать, что «Киевский патриархат» был задействован в сценарии «кровавого разгона Майдана».
Собственно, главную роль в этом сценарии «КП» получил лишь на силу близости защищенного крепостными стенами монастыря к майдану. В дальнейшем данная религиозная структура выступала лишь «на подтанцовках» – когда требовалось изобразить молитву всех конфессий на сцене.
И это понятно. Социологические исследования даже таких откровенно грантоедских структур как "Демократические инициативы", руководимых столь предвзятыми социологами как Ирина Бекешкина показывают, что большинство участников «Евромайдана» – галичане (притом, что в целом по Украине их – менее 10%). Следовательно, абсолютно справедливы утверждения лидеров УГКЦ, что на майдане – «их люди». Так «з якого переляку» униаты, всю свою историю промышлявшие прозелитизмом, должны были делиться с кем бы то ни было своей паствой? Тем паче, если этот кто-то – «чужинець». Как сообщала «Украинская правда» 11 декабря с майдана, там наблюдалось около трехсот служителей УГКЦ, однако представители КП даже в «меконфессиональный палаточный храм» не допускались как «недостаточно украинские» (т.н. не вырвавшие окончательно свои «москальские» корни, а именно, православие»).
Трибуной КП оставались, конечно, общенациональные СМИ, чем вовсю пользовался Денисенко. Сразу же после зачистки правительственного квартала от «революционных масс» 11 декабря он выступил с заявлением о том, что «судебные решения не могут считаться достаточным условием для совершения, особенно под покровом ночи, силовых акций». Допустимость пренебрежения судебными решениями «Филарет» обосновал библейскими и историческими «прецедентами»: «И распятие Господа Иисуса Христа, и казнь мучеников древнего и нового времени, и многочисленные репрессии 20-го столетия также совершались по решениям судов – но это не сделало беззаконие законным». При этом лидер раскольников, «забыл», правда, упомянуть, что и Иисус, идя на смерть, суду подчинился. Иначе создал бы прецедент игнорирования судебной власти как таковой. И, кстати, не решения ли судов, закрепили за «филаретовцами» захваченные ими при Ющенко и Кравчуке православные храмы?
Напуганная таким напором власть (подобного радикализма не позволяли себе даже руководители УГКЦ), очевидно, посчитала Денисенко духовным лидером майдана, и вместо предупреждения о недопустимости дискредитации судебной системы предложила править официозным благодарственным молебном по окончании года. Такого не было даже при Ющенко – чтобы преданный анафеме самозванец возглавлял благодарственный молебен с участием президента, премьера, спикера ВР, министров и т.д.
Еще через месяц Янукович выписал орден "За заслуги" сему несгибаемому борцу с режимом Януковича и вообще с Януковичем как явлением (во время предвыборной кампании «Филарет» на каком то из митингов «воинов света» назвал «регионалов» и их лидера «злом», «тьмой», «неволей»). Однако заслуженный орденоносец еще с «проклятых коммунистических времен» от очередной церемонии награждения (но не от награды) гордо отказался. На банкете в честь собственного 85-летия (не отмененного, кстати, в связи с кровавыми событиями на Грушевского), он пояснил, что не гоже устраивать награждения во времена «всенародного страдания». Как сообщала «Украинская правда» с места празднества, захмелевший именинник по секрету заверял присутствующих, что Запад не допустит поражения «евромайдана» и в крайнем случае введет на Украину миротворческие силы.
Запад поражения майдана не допустил, но его выигрыш неожиданным образом подтвердил слова апостола Павла «Бог поругаем не бывает». 20 февраля «КП» как нельзя лучше показал, что является политической организацией. Пользуясь тем, что действующей еще власти было приписано применение огнестрельного оружия по «мирным протестующим», «синод КП» постановил прекратить поминовения власти во время богослужений, «на срок до следующего решения Священного Синода вознося молитвы во время богослужения по следующей формуле: «за Богом хранимую Украину нашу и украинский народ». Таким образом, в угоду политическому моменту был изменен литургический текст, составленный в IV в. одним из отцов Церкви святителем Василием великим, а именно – строка чинопоследования «молимся о Богохранимой стране нашей, властях и воинстве ее». Похоже, за 20 лет своего существования «священноначалие» карманной «церкви» так и не уяснило, что прославлять власть и молиться о ней (в т.ч. о ее вразумлении или об осознании ею своих грехов) – не одно и тоже.
Кто молился за распад Украины
Оценив миссионерскую прыть «филаретовцев», разом принявших в монастыре десятки майдановцев, к охоте за душами последних подключились католики. 2 декабря киевский ординарий Римской церкви Петро Мальчук объявил, что приглашает участников Евромайдана получить круглосуточную «духовную поддержку» в Александровском костеле, расположенном к Майдану еще ближе, чем Михайловский монастырь. А апостольский нунций на Украине Томас Галиксон оказал духовную поддержку уже «революции» в целом, заявив: «Евромайдан» воплощает то, что сегодня заботит весь мир, при этом неуклонно озаряя светом и надеждой человеческое стремление к достоинству и праву на самоопределение, поэтому мы стоим рядом со всеми этими мужчинами и женщинами доброй воли и молимся за их нацию».
Рядом «с мужчинами и женщинами доброй воли» стали посланцы Ватикана отнюдь не в переносном смысле. Того же 10 декабря, когда было опубликовано воззвание нунция, на Майдане были замечены первые иезуиты.
Примерно через месяц здесь разбил лагерь с полевой кухней и Мальтийский орден. Католики не только кормили страждущих (как написал коллега Анатолий Шарий, «эта сытая зима войдет в эпос киевских бомжей»), но и раздавали буклетики под названием «Молитвенник революционера. Пять шагов к достижению духовной победы в Украине». Одним из таких шагов предлагалось прощение врагов. Кто же попадал в разряд таковых, нетрудно догадаться из следующего абзаца: «Во имя Иисуса Христа мы прощаем... нынешней власти насилие, ложь, издевательства, убийства и пытки... Во имя Твоё святое мы молимся о власти, о милиции, о судьях и прокурорах, всех, кто содеял нам зло». Поучиться бы «Филарету»! А заодно, иезуитам – как, прощая, оклеветывать.
Также предлагалось «отдать жизнь народа под Покров Богородицы». В этой связи приводился пример Советского союза, который, по мнению авторов буклета якобы «развалился без крови» молитвами Иоанна-Павла II по личной просьбе Богородицы: «Когда это было сделано Папой Римским Иоанном Павлом II в 1984 году, то через год в Советском Союзе началась перестройка, которая закончилась развалом мощного тоталитарного режима без кровопролития» (что ж, до развала Украины, мальтийцы, похоже, домолились).
К слову, забегая вперед, отметим, что за революционные изменения в соседней России католики «молились» еще более оригинально. На последнем – уже пост-победном «вече» киевский ординарий решил не мешкая развить успех проповеди, и просто таки скандировал, дирижируя Майданом: «Рос-си-я, вста-вай!» (интересно было бы услышать оценку главы Ватикана подобного рода призывам своих подчиненных).
Как бы там ни было, а католики вступили на Майдане в конкурентную борьбу как филаретовцами, так и с униатам. И, судя по столпотворениям у их палаток – не без успеха.
Расчет делался на то, что верующие, относящие себя к православию, но для которых все же «Україна понад усе», включая Бога, еще в 90-х ушли к «Филарету». С тех пор выросло новое поколение «сознательных украинцев», но за это же время в Киев проникли ранее сугубо галицийские униаты, и дети «филаретовцев» увидели еще более «украинскую» конфессию. Они и стали духовными чадами униатских парохов на майдане. Однако не стоит забывать, что последний начинался как «евромайдан», и, несмотря на устойчивое шовинистическое ядро, в нем принимало участие немало тех, кто полагает себя просто западниками, не относя к украинским националистам. И они видели в Римской церкви истинно европейскую конфессию.
Протестант протестующему глаз не выколет
На «граждан мира» рассчитывали и сектанты, также безоговорочно поддерживавшие майдан.
2 декабря, когда – после трехчасового избиения цепями и булыжниками безоружных мальчишек-срочников под Администрацией президента на ул. Банковой – мало у кого оставались сомнения в «миролюбии» протестантов политических, протестанты религиозные предпочли сомнениями себя не терзать: Совет евангельских церквей (в который входят баптисты, адвентисты, пятидесятники, лютеране и разного рода харизматы) выступил с заявлением, в котором осудил «насилие над участниками мирного протеста».
Вообще, первую молитвенную палатку установили на Майдане 5 декабря единоверцы Александра Турчинова – баптисты. Как пояснил «Религиозно-информационной службе Украины» проректор «Украинской евангельской семинарии богословия» Олесь Дмитренко, скиния сия «призвана объединить всех неравнодушных верующих, которые решили присоединиться к протестам». Пастор Олег Магдыч в ней не просто проповедовал, но даже пророчествовал – о сценариях развития событий: «очень хорошем» (импичмент президента, в крайнем случае – досрочные выборы) или «нормальном» (отставка правительства). Жгли глаголом «праведные христиане» и «церковных лидеров» (явно из Украинской православной церкви Московского патриархата, которые «будут вынуждены ответить на вопрос: на кого они на самом деле работают – на «совок» или же ее лидеры независимы»).
Лютеране же, поддерживали путч не пророчествами, но колокольным звоном «в ответ на попытку силового подавления гражданского протеста» (речь идет о «зачистке» правительственного квартала 11 декабря).
24 января Совет протестантских церквей, хоть и признал, наконец (после коктейлей Молотова и сооружения катапульт) «насилие со всех сторон общественно-политического противостояния», но причиной тому назвал исключительно «злоупотребление властью и силой», а потому призвал лишь власть «услышать призывы к мирному урегулированию конфликта». Когда же власть пошла на беспрецедентные (как для европейского государства) уступки террористам в виде т.н. «Закона об амнистии», лидер пятидесятников Михаил Паночко вместе с коллегами Денисенко и Шевчуком, потребовал вдобавок «закрытия представителями государства по всем участников протестов уголовных производств и отмене взысканий, связанных с массовыми акциями» еще прежде того, как Майдан выполнит свои пункты соглашения. Показательно, что требование это было опубликовано обращение на сайте «Рады майдана».
Вспомним также, что представители протестантских конфессий регулярно участвовали в общих с униатами, католиками и раскольниками в молебнах в поддержку Майдана, тогда как на «антимайдане» никто из них замечен не был.
Позиция эта была объяснена тем, что соотечественники, не желавшие внеочередной «перезагрузки всей государственной машины», якобы были движимы исключительно «страхом или корыстью». Их, дескать «политики и чиновники выгнали на улицу за деньги или по принуждению, как это происходит с «бюджетниками».
Иудаисты без индуистов
Мусульмане на майдане были представлены боевиками фундаменталистских организаций, осевших в последнее десятилетие в Крыму (подробнее об этом читайте, пожалуйста, здесь). Однако называть эти группы представителями мусульманского сообщества было бы некорректно. Последнее в лице своих легитимных представителей вело себя по отношению к Майдану нейтрально.
То же можно сказать об иудеях (если говорить о религиозных, а не светских представителях данных общин). По крайней мере, публичных высказываний в поддержку той или иной стороны не звучало. А вот о том что обсуждалось в синагогах можно судить по обращению Центра религиозного сионизма «Памяти Шломо Натива» к другим еврейским организациям и общинам Украины, появившемся на следующий день после вхождения Евромайдана в свою кровавую фазу.
«К сожалению, полилась кровь, – констатировали 20 января авторы обращения, обращая внимание на то, что еврейская кровь пролилась еще раньше. – В начале в Киеве, националисты жестоко избили на Подоле израильского гражданина Гилеля Вертхеймера, посланника Министерства Образования Израиля, а затем, в пятницу 17 января возле синагоги на Подоле (ул. Щекавицкая), был тяжело ранен Дов-Бер Гликман, порядочный и законопослушный религиозный человек».
«Эти два случая стали известны лишь потому, что оба человека занимали относительно видное положение, – уверены иудеи. – Националисты нападают на евреев, и разгул неонацизма в Киеве и других городах Украины снова угрожает нашему народу. Украинская еврейская община действительно запугана и находится в состоянии паники. Появление же ближайших союзников украинских националистов – исламистов в рядах "евроинтеграторов" угрожает перерасти в обыкновенный геноцид». В числе первоочередных задач еврейского сообщества указывалась «координация действий с правоохранительными органами и союзными интернационалистскими организациями в вопросах обустройства охраны, сопровождения и пресечения действий антисемитских банд».
Из экзотических для нас религий на Майдане отметились разве что буддисты. Из «украинской буддийской столицы» – с. Паньковка Луганской обл. (где строится самая высокая в Восточной Европе пагода) в Киев на пылающую ул. Грушевского прибыл хранитель частицы Шариры Будды монах Сергей Жданкин с несколькими единоверцами.
Несмотря на то, что Майдан как явление проявился, по мнению Жданкина «в прекрасных духовных качествах – во взаимоуважении, открытости, готовности защищать правду и если придется, пожертвовать жизнью ради своей Родины», украинские буддисты хотя бы признали «насилие с обеих сторон». Монахи из Паньковки молились на Грушевского «чтобы пробудить в людях мудрость и видение, открыть Путь для спасения страны», но, не пробудив сего, отправились домой. Впрочем, Жданкин пояснил, что «мы не ушли с Майдана в своих сердцах – физическое присутствие там, конечно было важно, но расстояние не имеет значения».