Харьковское Сопротивление назначило субботний сход у памятника Ленину часом раньше. Активисты с георгиевскими ленточками собрались на привычном месте, чтоб в случае беспорядков помочь милиции угомонить националистов, а в случае необходимости — воспрепятствовать фашистскому факельному шествию. О том, что оно готовится, неонацисты объявили в соцсетях.
В этот день семьдесят «правосеков» были задержаны милицией на подъезде к Харьковской области, в поселке Чутово (сорок километров от Полтавы). Каски, бронежилеты, холодное оружие, «коктейли Молотова» — весь джентльменский набор «мирных» митингующих. Милиция не церемонилась с боевиками, памятуя предшествующий печальный опыт. Вскоре фотографии нескольких гастролеров с основательно потрепанными лицами появились в интернете. Таким образом, милиционеры «уравняли» потери евромайданеров-«заединщиков» и активистов харьковского Сопротивления, сторонников федерализма, чьи ряды поредели после ареста 65 человек во время аваковкой зачистки здания облгосадминистрации.
К утру 11 апреля Киевский районный суд Харькова избрал меру пресечения для для активистов, задержанных во время так называемой «контртеррористической операции». Из 65 человек, которым было объявлено о подозрении в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 294 УК (массовые беспорядки), только трое подозреваемых были отпущены под домашний арест.
В отношении 62 активистов избрана мера пресечения в виде содержания под стражей сроком 60 суток. Для большинства активистов при избрании меры пресечения суд определял залог, внесение которого позволит им избежать двухмесячного пребывания в СИЗО. Арестованным суммы залога в 15 и 7,5 тыс. долларов были не по карману. А наиболее активных участников событий 7 апреля — одного из лидеров «Украинского восточного блока» (УВБ) Егора Логвинова и известного в Харькове Сергея Юдаева — оставили на два месяца под стражей без определения залога.
В субботу утром более ста харьковчан под стенами харьковского СИЗО на Холодной Горе протестовали против политических репрессий. Родственники и друзья наконец-то смогли принести передачи арестованным. До сих пор они были лишены этой возможности. А сами арестованные в дни суда содержались в невыносимых условиях — в автозаках. В тот момент вообще не было известно, где находятся Егор Логвинов и Сергей Юдаев: охрана сообщила родственникам, что в харьковское СИЗО их не доставляли…
Сергей Юдаев 7 апреля руководил захватом харьковского телеканала АТН. «Демократические» СМИ много сообщали о погромщиках и беспредельщиках, бесчинствовавших в здании АТН. Но умалчивали о настоящих причинах штурма. Главная причина захвата: оператор этого канала Андрей Радич был одним из боевиков, 14 марта расстрелявших двух безоружных харьковчан на Рымарской. А теленовости АТН, выкладываемые в интернете, чересчур часто называли участников харьковского Сопротивления «титушками». Так что у Юдаева и его товарищей накопилось много вопросов к руководству столь объективного СМИ, еще и пригревшего под своим крылом отморозка-неонациста.
Накануне аваковской «зачистки» Юдаев успел выложить видео, где демонстрировал любопытные документы, найденные в стенах АТН: заявление Андрея Радича об отпуске с 17 марта (то есть, через два дня после расстрела на Рымарской боевик был отпущен на свободу и писал заявление об отпуске) и заявление об увольнении, написанное задним числом…
10 апреля стало окончательно ясно, как относится милиция Юго-Востока к приказам и действиям Арсена Авакова, которого в этой местности приличными словами уже мало кто называет. К протестующим на площади Свободы пришел подполковник Андрей Чуйков, чтоб извиниться перед харьковчанами. Он заявил: «Я, подполковник милиции Андрей Юрьевич Чуйков, имею 18 лет выслуги в правоохранительных органах, прослужил в Харьковском национальном университете внутренних дел. В ночь с 7 на 8 апреля принимал участие в так называемой контртеррористической акции по зачистке областного совета, так как нам сказали, что там находятся вооруженные преступники. Ни одного вооруженного преступника я там не видел. Спецназовцы, привезенные из Винницы, противостояли 35-40 жителям Харькова. Силы были не равны, мне очень стыдно за то, что я принимал в этом участие. Я прошу меня простить». Люди скандировали: «Молодец!» Подполковник добавил: «Я отказался от награды в честь этого события, которую мне должны были утром вручить. И прошу уволить меня из органов внутренних дел до момента, пока в стране не наступит конституционный порядок».
Чуйков рассказал журналистам, что особенно его возмутила наградная формулировка: «За оборону Харькова от сепаратистов». Он поведал и о некоторых подробностях «спецоперации»: «Прислали элитный спецназ, который провел зачистку здания. Реально в здании один парень убегал от них 18 минут — поэтому 18 минут она и длилась. Больше никого там внутри не было». По словам подполковника, кроме 35-40 активистов, арестованных внутри ХОГА, остальные были задержаны возле здания.
Всю эту неделю активисты харьковского Сопротивления стояли в пикетах у базы батальона «Беркута». Они объясняли это необходимостью поддержать харьковское спецподразделение в случае, если руководство решит перебросит его в Киев в целях «перевоспитания» или вообще расформировать… Такие слухи упорно ходили.
Удалось избежать арестов лидерам Сопротивления - Константину Долгову и Антону Гурьянову. Весь остаток недели они участвовали в протестных акциях. Константин Долгов рассказал: «По сообщению аваковских СМИ, я в розыске. Но им верить нельзя. Я ни от кого не скрываюсь. И судя по всему, меня никто и не ищет. Поскольку харьковская милиция преступные приказы исполнять отказывается». Гурьянов и Долгов выступали и на митингах, прошедших в выходные на площади Свободы.
Примечательно, что даже в Полтаве на воскресенье назначен митинг за федерализацию. Его организатор — местная общественная организация «Украинский гром». Ее представитель Вячеслав Скоков заявил: «Мы действительно выступаем за федерализацию Полтавской области. Но люди должны понимать, что в этом нет никакого сепаратизма, ведь мы поддерживаем федерализацию региона только в составе Украины. Это наша принципиальная позиция. В принципе, вместо федерализации может быть и автономия. Главное, что при таком устройстве расширятся полномочия региона».
Едва ли не единственный депутат Харьковского областного совета от Партии регионов, открыто поддержавший харьковские протесты за федерализацию, Владимир Алексеев, экс-депутат Верховной Рады двух созывов. Он объяснил свою позицию:
— В Харькове убежденных сторонников федерализма и русского языка намного больше, чем убежденных противников. Но мы должны понимать, что результат определяют не заядлые сторонники и не заядлые противники, а та самая середина, у которой, мягко говоря, своей позиции нет. Их позиция будет определяться средствами массовой дезинформации, которые контролируются противниками федерализма и русского языка как второго государственного. В нашем якобы демократическом государстве отсутствуют правовые основания для регионального референдума. Поэтому мы можем провести консультативный опрос.
«СП»: — Но и правовые основания для майских президентских выборов тоже отсутствуют. Таким образом, региональные референдумы могли бы стать предметом политического торга Юго-Востока с Киевом.
— Могли бы, если бы были рычаги обеспечить свою позицию в этом плане… Но в нашем правовом поле действует правило, разработанное еще Франко в Испании: друзьям всё, врагам закон. У нас боевики, которые жгли милиционеров, громили административные здания, захватывали органы власти, сейчас герои Украины. А те, кто пробует повторить то, что они делали два месяца назад, — объявлены преступниками и негодяями. У нас права как такового нет. Есть сила или политические «хотелки», которые облекаются в лохмотья того, что вчера еще считалось правом… У них в руках репрессивный аппарат и поддержка послушного Западу мирового сообщества. Политические торги зависят не от степени аргументированности, от тех возможностей, которые за ними стоят. И если за ними стоит мировое сообщество, объявившее фашистских погромщиков мирными демонстрантами, силовики, которые за одни и те же деяния одних награждают, а других сажают, — я не вижу здесь оснований для торга. Торг будет, если у нас появятся такие же возможности. Право идет вслед за силой.
«СП»: — Вы были едва ли не единственным представителем областного совета, пришедшим на переговоры с харьковчанами, протестующими в здании обладминистрации. Участвовали в подготовке согласительных документов накануне «контртеррористической» зачистки здания. Сегодня всем понятно, что никаких террористов, и тем более российских диверсантов, там не было.
— Что касается задержанных, то на их примерах мы видим апофеоз того, что нынче стыдливо именуется «двойными стандартами». Их заключили под стражу за то, что всего пару месяцев назад делали нынешние власть предержащие. И благодаря чему они эту власть ухватили. По сути, обществу было четко сказано: «попробуете повторить то, что мы сами недавно делали — мы вас в бараний рог скрутим». А такая лживость и подлость нынешних властей делегитимизирует их куда успешнее, чем ссылки на нормы Конституции и законов, которые нынешние власти растоптали, захватывая кресла руководителей государства.
И последнее. Если бы нынешние власти были бы искренни в своих призывах к согласию, к сохранению «Единой страны», то они могли бы сделать жест доброй воли — например, даже привлекая задержанных к ответственности, выбрать меру пресечения, не связанную с лишением свободы. Вместо этого они решили показать, как они могут закручивать гайки. И тем самым продемонстрировали тем же донбассцам, что пути назад у них нет.
И наконец, самое последнее. Наши «чэсни СМИ» почему-то не заметили, как в Харькове лопнула старательно надуваемая мулька «о засланцах из России», которые-де дестабилизируют ситуацию в неньке: среди почти 70 задержанных — ни одного россиянина! Из чего следует — власти либо сознательно врали о «гастролерах из России», либо в Харькове похватали первых попавшихся. Думаю, имеет место первое — элементарная ложь. Но мем о «гастролерах» запущен в информпространство Украины, от него не желают отказываться и продолжают его эксплуатировать. Даже получив харьковское фиаско с «гастролерами», украинские политики и «журналисты» (давно променявшие звания журналистов на должности «информационных боевиков») продолжают пичкать население страшилками о «засланцах из России».