В данном случае эффект манипулирования происходит в результате мелких отклонений, используемых при подачи материала, но действующих всегда в одном направлении. Манипуляторы говорят правду, только когда правда может быть легко проверена. В остальных случаях — стараются преподнести материал в нужном им ключе. Причем ложь становится наиболее эффективной, когда опирается на заложенный в подсознание стереотип.
2) Отбор для материала событий реальности.
В данном случае эффективным условием программирования мышления является контроль СМИ с целью подачи единой информации, но различными словами. При этом допускается деятельность оппозиционных СМИ. Но деятельность их должна быть подконтрольна и не выходить за рамки разрешаемого им вещания. Кроме этого СМИ используют т. н. принцип демократии шума, когда ненужное манипулятором сообщение просто должно погибнуть под мощным выбросом разносторонней информации.
3) Серая и черная информация.
Во второй половине ХХ века СМИ стали использовать технологии психологической войны. Американский военный словарь 1948 г. дает психологической войне такое определение: «Это планомерные пропагандистские мероприятия, оказывающие влияние на взгляды, эмоции, позиции и поведение вражеских, нейтральных или дружественных иностранных групп с целью поддержки национальной политики». В руководстве (1964) говорится, что цель такой войны — «подрыв политической и социальной структуры страны… до такой степени деградации национального сознания, что государство становится не способным к сопротивлению».
4) Большие психозы.
Тайными задачами СМИ является превращение граждан нашей страны в единую массу (толпу), с целью общего регулирования распространения потока информации, которой обрабатывается сознание и подсознание людей. В итоге, такой толпой легче управлять, а средний обыватель беспрекословно верит самым нелепым утверждениям.
5) Утверждение и повторение.
В данном случае информация подается в виде готовых шаблонов, которые активно задействуют имеющиеся в подсознании стереотипы. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. В мышлении человека сложился т.н. мозаичный тип культуры. СМИ являются фактором укрепления такого типа мышления, приучая человека мыслить стереотипами, и не включать интеллект при анализе материалов СМИ. С помощью повторения информация внедряется в глубины подсознания, туда, где зарождаются мотивы последующих действий человека. Чрезмерное повторение притупляет сознание, заставляя любой информации практически без изменений откладываться в подсознании. А из подсознания, через определенный промежуток времени, такая информация переходит в сознание.
6) Дробление и срочность.
В данной методике манипулирования используемой СМИ, целостная информация разделяется на фрагменты, чтобы человек не смог соединить их в единое целое и осмыслить проблему. (Например статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах; текст или телепередача разбиваются рекламой.) Разрывая на кусочки информацию о важном событии, удается резко снизить воздействие сообщения или вообще лишить его смысла.
7) Упрощение, стереотипизация.
Данный вид манипуляции основан на том факте, что человек — продукт мозаичной культуры. Его сознание создано СМИ. СМИ, в отличие от высокой культуры, предназначены именно для массы. Поэтому в них были установлены жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщений. Оправданием для этого служит то правило, что представитель массы способен адекватно усваивать только простую информацию, поэтому любая новая информация подгоняется под стереотип, чтобы человек воспринимал информацию без усилий и внутреннего анализа.
8) Сенсационность.
В данном случае сохраняется принцип такого преподнесения информацию, когда из отдельных частей невозможно или очень затруднительно составить единое целое. При этом выделяется какая-либо псевдо-сенсация. А уже под прикрытием ее — замалчивается по настоящему важная новость (если эта новость по каким-то причинам является опасной для кругов, контролирующих СМИ). Непрерывная бомбардировка сознания, особенно «плохими новостями», выполняет функцию поддержания в обществе необходимого уровня «нервозности». Такая нервозность, ощущение непрерывного кризиса, резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию.
9) Изменение смысла слов и понятий.
Манипуляторы от СМИ в этом случае вольно интерпретируют слова любого человека. При этом меняется контекст, часто принимая форму прямо противоположную или как минимум искаженную. Пример: когда римского папу во время визита в одну из стран спросили как он относится к домам терпимости, тот удивился, что, мол, разве они есть. После этого в газетах появилось экстренное сообщение: «Первое, что спросил папа, ступив на нашу землю, есть ли у нас дома терпимости?»
Мы уже заметили, что телевизионная трансляция служит некой ежедневной дозой духовного наркотика, позволяющей на время снимать невротическую зависимость. Избавление от зависимости происходит путем подключения к коллективному разуму. Как мы уже заметили, если определенное количество людей занимаются одним и тем же делом (например смотрят телевизор), то они объединяются в массу. А значит над такими людьми распространяются законы толпы (внушаемость, заразительность, подражание и проч.), и управлять такими людьми можно как бы из единого «командного центра». Какое-либо противостояние манипуляциям со стороны СМИ практически исключено. Все люди проживают в социуме, т.е. находясь между равномерно излучаемых друг от друга сигналов, взаимодействуют друг с другом в рамках одного общества схожего социального устройства, а значит имеют почти одинаковые страхи и радости, заботы и проблемы и т.п. Причем первоначальное подключение разума отдельных людей в единый разум происходит еще в детском саду и школе (т.н. дисциплинарных пространствах). Таким образом с детства в психике человека формируются механизмы, воздействие на которые в последующем позволяет объединять людей в массы и подчиняться вождю (главе государства) А что такое подчинение? Подчинение это снятие невроза. Делая как все, человек не подвергается давлению со стороны своих руководителей. В ином случае на него обрушивается поток критики, бессознательно провоцирующий в психике различного рода невротические зависимости (беспокойство, чувство вины, страх, тревожность, неуверенность в себе, и т.п.). Снятие таких зависимостей происходит путем объединения отдельных индивидов в единую массу, когда человек начиная играть по принятым в обществе правилам, перестает выделяться, а значит у него исчезает и симптоматика невротической зависимости. В результате чего мозг человека запоминает подобное, и в последующем, когда такой человек хочет сделать что-то отличное от общепринятого, он становится перед выбором: сделать это сознательно и пойти по пути противостояния обществу (а значит вновь ввергнуть себя в невроз), или делать все так как все, и относительно счастливо жить дальше. Большинство выбирает последнее. Поэтому когда вечером показывают развлекательные передачи — люди смотрят их, потому что кроме всего прочего знают что и другие, придя с работы, тоже смотрят эти же самые передачи.
Кроме того, СМИ оказывают психологическое воздействие на следующие сферы психики:
1) Потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания).
2) Интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление).
3) Эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы).
4) Коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия). (В.Г.Крысько, 1999).
При этом психологическое воздействие имеет свои закономерности:
— если оно направлено на потребностно-мотивационную сферу людей, то его результаты сказываются на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;
— Если направлено на эмоциональную сферу психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях;
— сочетание воздействий на потребностно-мотивационную и эмоциональную вместе — позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;
— влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения) позволяет создавать социально-психологический комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими;
— в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу у человека изменяются в нужную манипуляторам сторону представления человека, характер восприятия им вновь поступающей информации и, в итоге, его «картина мира». (Проект Россия, 2006).
Таким образом телевидение и другие средства массовой культуры (кинематограф, глянцевые журналы и проч.) изменяют привычки людей, вводя им в подсознание новые установки, инициируемые властью и (или) капиталом. Происходит своеобразное зомбирование массового сознания. И закодированные таким образом люди начинают действовать в интересах правящей элиты, об этом даже не подозревая.
Д.А.Волкогонов (1983) приводит основные характеристики подобной тактики, отмечая, что наиболее характерными особенностями ее являются высокая степень избирательности воздействий, быстрая перестройка аргументации в зависимости от меняющейся обстановки, комплексное применение различных методов и приемов психологической войны, концентрация усилий на том или ином объекте, конкретной дате, регионе, социальной группе и т.п.
Выделяют три уровня воздействия на психику:
1) Усиление существующих в сознании людей нужных установок, идеалов, ценностей, норм. Закрепление этих элементов сознания в мировоззрении и жизненных установках.
2) Частные и малые изменения взглядов на то или иное событие, что оказывает воздействие на позицию и эмоциональное отношение человека к конкретному явлению.
3) Коренное, кардинальное изменение жизненных установок на основе сообщения драматических сведений и необычных новых данных.
Реализации первых двух установок достигается с помощью манипулирования в быстрый период времени, а третий уровень, характеризующий собой кардинальное изменение установок в моделях поведения масс, становится возможным в результате длительного воздействия на психику. (Д.А.Волкогонов, 1983).
На наш взгляд следует выделять такую важную роль телевидения, как возможность и избавления от невроза путем просмотра, например, кинофильмов. Такие фильмы как, например, «Груз 200», по силе достигнутых эффектов-воздействий на аудиторию и связанных с этим аффективных переживаний психики, способны добиться намного большего эффекта, чем многие психотерапевтические методики, требующие методичного и вдумчивого погружения пациента в свой внутренний мир. То есть в течении одного просмотра фильма подобного содержания, пациент разом снимает с себя груз наболевших психосоматических проблем, испытывая катарсис (очищение). Рассматривая механизмы достижения подобных эффектов-результатов посредством просмотра теле— или кинофильма, приведем классические приемы задействования в психике масс той эмоциональной составляющей, благодаря которой, собственно, и рождаются в душе чувства, которые помогают сопереживать героям фильмов путем бессознательной вовлеченности в сюжет и действие, разыгрываемое на экране.
А.В.Федоров (2007) приводит такую схему достижения эффекта у зрителя:
— оркестровка» — психологическое давление в форме постоянного повторения тех или иных фактов вне зависимости от истины;
— «селекция» («подтасовка») — отбор определенных тенденций — к примеру, только позитивных или негативных, искажение, преувеличение (преуменьшение) данных тенденций;
— «наведение румян» (приукрашивание фактов);
— «приклеивание ярлыков» (например, обвинительных, обидных и т.д.);
— «трансфер» («проекция») — перенос каких-либо качеств (положительных, отрицательных) на другое явление (или человека);
— «свидетельство» — ссылка (не обязательно корректная) на авторитеты с целью оправдать то или иное действие, тот или иной лозунг;
— «игра в простонародность», включающая, к примеру, максимально упрощенную форму подачи информации.
— «просеивание» информации (к примеру, для медиатекстов, претендующих на документальность, эффективно аргументированное выделение истинного и ложного, очищение информации от «румян» и «ярлыков» путем сопоставления с действительными фактами и т.д.);
— снятие с информации ореола «типичности», «простонародности», «авторитетности»;
— критический анализ целей, интересов «агентства»/авторов медиатекста».
Среди факторов, влияющих на притягательность теле— и кинофильма, выделяется демонстрацию сцен насилия, вызывающих дополнительный всплеск эмоций зрителя, а значит и вовлеченность в процесс просмотра. Рассмотрим классификацию притягательности сцен насилия для аудитории Дж.Кэнтор (1998):
1) Желание испытать волнение. Просмотр сцен с насилием активизирует сопереживание, увеличивает скорость сердцебиения и давление.
2) Стремление виртуально испытать агрессию (эффект эмпатии): многим медийным реципиентам нравится виртуально участвовать в агрессивных действиях. Увлечение медиатекстами, содержащими натуралистическое изображение сцен насилия, имеет прямое отношение к процессу получения удовольствия от созерцания подобных сцен, к идентификации с агрессором, а не с положительным персонажем или жертвой.
3) Игнорирование ограничений (эффект «запретного плода): родители часто лимитируют доступ детей к медийному насилию, отчего такого рода эпизоды становятся для определенной части несовершеннолетних более желанными.
4) Попытка увидеть насилие и агрессию, отражающие свой собственный опыт. В этом смысле агрессивные люди любят смотреть программы, показывающие характерное для них поведение. Исследования показывают, что люди, которые в реальной жизни ведут себя агрессивно, останавливают свой выбор на более агрессивных программах.
5) Изучение окружающего криминального мира: люди, для которых насилие является неотъемлемой частью их социального круга, больше интересуются насилием на экране.
6) Самоуспокоение: контакт с медиатекстами, содержащими сцены насилия, помогает людям отвлечься от собственных жизненных страхов и реальных проблем, так как, к примеру, типичный сюжет телесериалов заканчивается торжеством порядка и правосудия.
7) Гендерный эффект. В детской аудитории имеется гендерная разница в восприятии сцен насилия. Когда мальчики и девочки смотрят одну и ту же телепередачу, первые могут быть более подвержены «эффекту агрессии» и идентификации с типичным агрессивным мужским персонажем, тогда как девочки в большей степени испытывают страх, потому что идентифицируют себя с типичным женским персонажем-жертвой»;
Психотерапевтическая практика показывает, что немалую часть населения составляют своеобразные видеоманы. Это две возрастные категории: дети до 16 лет и пенсионеры. Явление видеомании напоминает наркоманию. Телеэкран существенно интенсифицировал гипногенную функцию, вплотную приблизив ее к гипнотической сути.
Отрывок из статьи "Манипулирование массовым сознанием с помощью СМИ
(Современные психотехнологии манипулирования)"С. А. Зелинский