- Спойлер:
- В другое время пришел к нему один старообрядец и спросил:
– Скажи, старец Божий, какая вера лучше:нынешняя церковная или старая?
– Оставь свои бредни,– отвечал отец Серафим–жизнь наша есть море, св. православнаяЦерковь наша–корабль, а кормчий–Сам Спаситель. Если с таким кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплываютморе житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты с своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду спастись без кормчего?
Однажды зимою привезли на санях больную женщину к монастырской келье о. Серафима и о сем доложили ему. Несмотря на множество народа, толпившегося в сенях, о. Серафим просил принести ее к себе. Больная вся была скорчена, коленки сведены к груди. Ее внесли в жилище старца и положили на пол. О. Серафим запер дверь и спросил ее:
– Откуда ты, матушка?
– Из Владимирской губернии.
– Давно ли ты больна?
– Три года с половиною.
– Какая же причина твоей болезни?
– Я была прежде, батюшка, православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца. Я долго не склонялась к ихней вере – и все была здорова. Наконец, они меня уговорили: я переменила крест на двуперстие и в церковь ходить не стала. После того, вечером, пошла я раз по домашним делам во двор; там одно животное показалось мне огненным, даже опалило меня; я в испуге упала меня начало ломать и корчить. Прошло не мало времени, Домашние хватились, искали меня, вышли во двор и нашли– я лежала. Они внесли меня в комнату. С тех пор я хвораю.
– Понимаю...–отвечал старец.–А веруешь ли ты опять в св. православную Церковь?
– Верую теперь опять, батюшка, – отвечала больная.
Тогда о. Серафим сложил по-православному персты, положил на себя крест и сказал: – Перекрестись вот так во имя Святой Троицы.
– Батюшка, рада бы,– отвечала больная,– да руками не владею.
О. Серафим взял из лампады у Божией Матери Умиления елея и помазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и тут же она получила совершенное здоровье. Народ, стоявший на сенях, увидев чудо, разглашал по всему монастырю, и особенно в гостинице, что о. Серафим исцелил больную.
Когда это событие кончилось, то пришла к о. Серафиму одна из дивеевских сестер о. Серафим сказал ей:
– Это, матушка, не Серафим убогий исцелил ее, а Царица небесная. – Потом спросил: – нет ли у тебя, матушка, в роду таких, которые в церковь не ходят?
– Таких нет, батюшка,– отвечала сестра,– а двуперстным крестом молятся мои родители и родные все.
– Попроси их от моего имени, – сказал о. Серафим,– чтобы они слагали персты во имя Святой Троицы.
– Я им, батюшка, говорила о сем много раз, да не слушают.
– Послушают, попроси от моего имени. Начни с твоего брата, который меня любит, он первый согласится.
– А были ли у тебя из умерших родные, которые молились двуперстным крестом?
– К прискорбию, у нас в роду все так молились.
– Хоть и добродетельные были люди, –заметил о. Серафим пораздумавши. – а будут связаны: св. православная Церковь не принимает этого креста... А знаешь ли ты их могилы?
Сестра назвала могилы тех, которых знала, где погребены.
– Сходи ты, матушка, на их могилы, положи по три поклона и молись Господу, чтобы Он разрешил их в вечности.
Сестра так и сделала. Сказала и живым, чтобы они приняли православное сложение перстов во имя Святой Троицы, и они точно послушались голоса о. Серафима, ибо знали, что он угодник Божий и разумеет тайны св. Христовой веры.
Вот еще что сообщал в свое время один из духовных писателей.
"Знавал я одну почтенную старушку; старушку-постницу, молитвеннику, доживавшую в тиши монастырской кельи свой долгий век. Много видела она в жизни своей, много пространствовала, многое поиспытала, и любопытны были разсказы ее о временах давно минувших благословенной старины. Как сейчас помню ее сгорбленный стан и кроткое старческое лицо, с приветливой улыбкой на устах. Покойница была словоохотлива и сохранила притом, несмотря на свои 70 лет, всю светлость понятий и памяти. Любил я, бывало, внимать простым ее речам о житье-бытье наших дедов времен Екатерины, о том, как Наполеон жег Москву; все это помнила она и передавала с занимательными подробностями. Но из всех рассказов ее особенно глубокое впечатление оставил во мне рассказ об ее странствованиях по разным святым местам и обителям русским. Она видела некоторых из знаменитых наших подвижников благочестия первой половины нынешнего столетия; с другими же имела и духовные отношения, ибо и сама была жизни строгой, духовной.
Вот этими-то воспоминаниями, сколько позволит мне память, хочу поделиться с вами, благосклонный читатель.
Однажды зашел я посетить Ирину Ивановну, так звали мою собеседницу; в ее уютной келейке, уставленной св. иконами было как-то мирно, привольно, привольно душе. Встретив меня обычным приветом да ласковым словом, старица начала хлопотать, как бы чем угостить. Я незаметно свернул на любимую тему почтенной хозяйки, на ее путешествия по разным святым местам. Старушка, видимо, оживилась и речи ее полились плавной струей. Мне оставалось лишь слушать да изредка вставить приличный вопрос.
– Расскажите мне, Ирина Ивановна, про Саровскую пустынь да про о. Серафима: давно все собираюсь вас расспросить, скажите, видали ли вы блаженного старца?
– Один только раз видела я его,– со вздохом сказала старушка. – да и того не забыть мне по гроб. Чудный быль человек этот старец: прозорливец такой, кажется, насквозь видел, что у тебя на душе. Вот послушай-ка. что со мною он сделал. Осталась я после смерти родителей трех лет сиротой. Призрели добрые люди, нашлись благодетели, взяли меня вместо дочери. Люди были достаточные, добрые, да только старообрядцы: крестились двуперстием, придерживаясь какого-то толка. Стали они и меня, дитя малое, по-своему учить крест двумя перстами слагать и привыкла я с детства, – думаю, так и следует! Да уж после, когда померли благодетели мои, одна богомольная барыня-соседка меня, глупую, образумила; она сказала мне, что не по-православному я слагаю персты и что это грешно.
Начала я с тех пор отвыкать от двуперстия; но по привычке и после, забывшись, часто крестилась по-старому, старинным крестом. О благодетелях же своих все потом сомневалась, можно ли мне их поминать. Замуж пойти не хотела, а пошла в общину, потом отправилась странствовать: не раз была в Киеве, у Троицы, в Ростове, в Соловках, в разных пустынных обителях, где только есть, как слышала, строгие старцы – подвижники. Все хотела, чтобы меня, грешницу, научили, как душу спасти. Дорогой в Соловки зашла я и в Саров, как помню, Петровым постом. Думала поговетъ там, да и о. Серафима хотелось видеть,– о нем молва тогда проходила везде. Обитель прекрасная, что твоя лавра, да и стоит в месте таком пустынном, лесном; сосны да ели только и видны, лес дремучий кругом. Праздник был какой-то, когда приплелась я к гостинице монастырской, но службы уже не застала. Смотрю, народ собирается куда-то идти. Спрашиваю. Говорят, что идут в пустыньку к о. Серафиму. Хотя и крепко с дороги устала, но тут и отдыхать позабыла, пошла себе за другими: все старца хотелось поскорей повидать. Минув монастырь, пошли мы лесной тропой. Прошли версты две, кто посильнее, вперед, а я поотстала. Иду себе тихонько сзади, смотрю в стороне старичок, седой такой, сухонький, сгорбленный, в белом халатике, сучки собирает. Подошла спросить, далеко ли еще до пустыньки о. Серафима.
Старец,–это был сам Серафим, – положив вязанку свою, посмотрел на меня ясным взором своим и тихо спросил: "На что тебе, радость моя, Серафим-то убогий" Тут только поняла я, что вижу самого старца, и повалилась в ноги, стала просить его помолиться о мне недостойной.
– Встань, дочь Ирина, – молвил подвижник, – и сам нагнулся меня приподнять. – Я ведь тебя поджидал, не хочу, чтоб, уставши, даром прошлась.
Удивленная, что, впервые видя, зовет он меня по имени, я от ужаса вся затрепетала, не могла и слова промолвить, только взирала на его ангельский лик. Взяв мою правую руку, старец сложил на ней по-православному персты для крестного знамения и сам перекрестил меня ими, говоря: "Крестись так, крестись так, так Бог нам велит"
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+13
Дим21
Veronika
Странник 55
Петра
Нюся
Nuklon
Монтгомери
Ищущий
Андрей Кир
пинна
noname
Михаил_
Елена-христианка
Участников: 17
старообрядцы против Церкви и царя
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 61
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Однажды пришли к преподобному Серафиму Саровскому 4 человека из ревнителей старообрядчества, жители села Павлова, Горбатовскаго уезда, спросить о двуперстном сложении с удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением. Только что переступили они за порог кельи, не успели сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину православной Церкви и, таким образом крестя его. держал следующую речь: "Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас: ходите в Церковь грекороссийскую: она во всей славе и силе Божьей! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее – учители Церкви, архипастыри суть преемники апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю"
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 62
Re: старообрядцы против Церкви и царя
И что? Каков Ваш вывод из этой истории? Сколько ни встречал тиражиров этой цитаты, ни один мне не ответил на этот мой вопрос.Монтгомери пишет:Однажды пришли к преподобному Серафиму Саровскому 4 человека из ревнителей старообрядчества...
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 63
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Михаил_ пишет:
И что? Каков Ваш вывод из этой истории? Сколько ни встречал тиражиров этой цитаты, ни один мне не ответил на этот мой вопрос.
Что старообрядчество не угодно Господу
пинна- Корифей форума
- Сообщения : 7377
Дата регистрации : 2012-11-05
Вероисповедание : православная христианка.
- Сообщение 64
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Да ну?Что значит для вас "православная"?А так же что спасает человека:церковь,вера или Иисус Христос?Михаил_ пишет:Вера-то у них православная.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 65
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Да что Вы? Мне очевидно из той истории, Господь заботится о каждом ищущем Его и привлекает к Себе разными путями. Господу не угодны разделения в Церкви.Монтгомери пишет:...старообрядчество не угодно Господу
Последний раз редактировалось: Михаил_ (19.04.14 18:29), всего редактировалось 1 раз(а)
пинна- Корифей форума
- Сообщения : 7377
Дата регистрации : 2012-11-05
Вероисповедание : православная христианка.
- Сообщение 66
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Михаил,поймите одно:все,кто откололся от Православной Церкви,извратил её учение,они по-сути сами себе враги,их по человечески жалко.Благодать и Спасительные Таинства находятся в лоне Православной Церкви,"а вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и
идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду."
Нет и не может быть спасения вне Православной Церкви.
идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду."
Нет и не может быть спасения вне Православной Церкви.
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 67
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Есть ещё хорошая книга Св. Иоанна Кронштадтского «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев» http://d-m-vestnik.livejournal.com/529296.html
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 68
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Михаил_ пишет:
Да что Вы? Мне очевидно из той истории, Господь заботится о каждом ищущем Его и привлекает к Себе разными путями. Господу не угодны разделения в Церкви.
Если в таком виде смотреть то да. Богу угодно, чтобы старообрядцы не оставались старообрядцами, но обратились в православие, чтобы начали правильно накладывать на себя крестное знамение, но и не в этом только суть, далеко не в этом.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 69
Re: старообрядцы против Церкви и царя
То и значит, что веруют старообрядцы в Того Самого Распятого, что и мы, и Символ Веры у них отличается от нашего незначительно. А православность их веры признана Соборами 1971 г. и 1988 г. Странно, что Вы до сих пор не заметили соборной цитаты.пинна пишет:
Да ну? Что значит для вас "православная"?
Это уже другой вопрос. Можно и его обсудить, но ответьте мне сначала: Вы С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ расспрашиваете?пинна пишет:А так же что спасает человека:церковь,вера или Иисус Христос?
П.С.
Обвинить старообрядцев, конечно, постеснялись)?
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 70
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Богу угодно, чтобы рана на теле нашей Церкви, коей является раскол, была исцелена, все создания Его спаслись. ИМХО. Тому конкретному старообрядцу было полезней креститься тремя перстами и вернуться в Церковь, что прозорливому старцу было очевидно.Монтгомери пишет:Богу угодно, чтобы старообрядцы не оставались старообрядцами, но обратились в православие,
Они и так правильно его накладывают.Монтгомери пишет:чтобы начали правильно накладывать на себя крестное знамение,
?? Только прошу, что говорится, не множить бездоказательные лживые басни о старообрядцах. Хотите обвинить их в чём-то, напишите ясно, в чём именно, а то вон у пины сразу же проблема возникла с формулировкой конкретных обвинений. Готов защитить наших единоверных братьев и сестёр. Или давайте поближе к упомянутой Вами сути.Монтгомери пишет:но и не в этом только суть, далеко не в этом.
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 71
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Понимаете в чём дело. «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса» (Римлянам 15:5).
Единомыслие подразумевает полное во всём согласие, без разногласий, что возможно только в одной организации, а не многих. Появление любой новой организации (конфессии, секте) христианства согласно этой заповеди Божьей налагает на неё необходимость считать только себя истинной. Но когда слышу "Все мы хоть и по разному веруем (имеем разные мысли), но мы едины" - то здесь напрашивается лишь один вывод, что слову Божью здесь не верят, что его можно обойти сказав например, что Господь в данной заповеди имел в виду быть едиными только в вере в Него. Но ведь церковь Христова есть Тело Его, исповедующая учение Духа Святого. Так как? истинных церквей, угодных Богу может быть несколько, если Тело Христово одно и Дух один? Один Господь, одна вера, одно крещение.
Единомыслие подразумевает полное во всём согласие, без разногласий, что возможно только в одной организации, а не многих. Появление любой новой организации (конфессии, секте) христианства согласно этой заповеди Божьей налагает на неё необходимость считать только себя истинной. Но когда слышу "Все мы хоть и по разному веруем (имеем разные мысли), но мы едины" - то здесь напрашивается лишь один вывод, что слову Божью здесь не верят, что его можно обойти сказав например, что Господь в данной заповеди имел в виду быть едиными только в вере в Него. Но ведь церковь Христова есть Тело Его, исповедующая учение Духа Святого. Так как? истинных церквей, угодных Богу может быть несколько, если Тело Христово одно и Дух один? Один Господь, одна вера, одно крещение.
Последний раз редактировалось: Монтгомери (19.04.14 18:50), всего редактировалось 2 раз(а)
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 72
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Михаил_ пишет:
Богу угодно, чтобы рана на теле нашей Церкви, коей является раскол, была исцелена, все создания Его спаслись. ИМХО. Тому конкретному старообрядцу было полезней креститься тремя перстами и вернуться в Церковь, что прозорливому старцу было очевидно.
Они и так правильно его накладывают.
?? Только прошу, что говорится, не множить бездоказательные лживые басни о старообрядцах. Хотите обвинить их в чём-то, напишите ясно, в чём именно, а то вон у пины сразу же проблема возникла с формулировкой конкретных обвинений. Готов защитить наших единоверных братьев и сестёр. Или давайте поближе к упомянутой Вами сути.
Всё это оправдания
пинна- Корифей форума
- Сообщения : 7377
Дата регистрации : 2012-11-05
Вероисповедание : православная христианка.
- Сообщение 73
Re: старообрядцы против Церкви и царя
А в чём мне обвинять старообрядцев?Я не судия.
Расколы и ереси происходят лишь по одной причине:от гордыни человеческой,а это качество изначально принадлежит падшему ангелу.Понимаете связь?
Внимательно перечитайте главу 15 "Евангелие от Иоанна".Вникните в слова:" Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают."
Расколы и ереси происходят лишь по одной причине:от гордыни человеческой,а это качество изначально принадлежит падшему ангелу.Понимаете связь?
Внимательно перечитайте главу 15 "Евангелие от Иоанна".Вникните в слова:" Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают."
Последний раз редактировалось: пинна (19.04.14 18:50), всего редактировалось 1 раз(а)
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 74
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Это другой вопрос, мне понятный. Поймите и Вы, пина, что не сами они откололись, а их откололи, выставили вон из Церкви безрассудными клятвами на них по властной воле одного человека, не считавшегося с мнением Церкви и ставившем своё личную реформу выше Соборного разума.пинна пишет:Михаил,поймите одно:все,кто откололся от Православной Церкви,извратил её учение,они по-сути сами себе враги,их по человечески жалко.Благодать и Спасительные Таинства находятся в лоне Православной Церкви,"а вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и
идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду."
Нет и не может быть спасения вне Православной Церкви.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 75
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Есть. И что?Монтгомери пишет:Есть ещё хорошая книга Св. Иоанна Кронштадтского «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев» http://d-m-vestnik.livejournal.com/529296.html
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 76
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Таки у Вас ничего нет против старообрядцев и по сути Вы беседовать не желаете?Монтгомери пишет:Всё это оправдания
Последний раз редактировалось: Михаил_ (19.04.14 18:58), всего редактировалось 1 раз(а)
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 77
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Вот. т.е. у Вас против них НИЧЕГО нет.пинна пишет:А в чём мне обвинять старообрядцев?Я не судия.
Конечно. Гордыня человеческая приводит к расколу. В случае раскола 17 века так и есть.пинна пишет:Расколы и ереси происходят лишь по одной причине:от гордыни человеческой,а это качество изначально принадлежит падшему ангелу.Понимаете связь?
Перечитаю обязательно в своё время, когда дочитаю до этого места.пинна пишет:Внимательно перечитайте главу 15 "Евангелие от Иоанна".Вникните в слова:" Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают."
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 78
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Михаил_ пишет:
Таки у Вас ничего нет против старообрядцев?
Мне нечего вам сказать. Могли бы вы сами хоть чуточку усомниться в угодности старообрядчества Господу и сами искренне попросить Господа открыть вам ответ. Только просить нужно со смирением и верой.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 79
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Любезные мои собеседники, вы пишете сюда нечто, не предъявляя никому обвинений, потому напоминаю вот эти слова:
«—…где твои обвинители? Разве никто не осудил тебя?
– Никто…»
Евангелие от Иоанна 8:10
Предлагаю всем агрессивным антистарообрядцам оставить свои нападки на наших единоверных братьев и сестёр и не обсуждать соборные решения Церкви и мнения Её предстоятелей, а исполнять их. Можно было бы сюда ещё скопировать и цитату из св. Евангелия, только что приведённую пиной.
«—…где твои обвинители? Разве никто не осудил тебя?
– Никто…»
Евангелие от Иоанна 8:10
Предлагаю всем агрессивным антистарообрядцам оставить свои нападки на наших единоверных братьев и сестёр и не обсуждать соборные решения Церкви и мнения Её предстоятелей, а исполнять их. Можно было бы сюда ещё скопировать и цитату из св. Евангелия, только что приведённую пиной.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 80
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Я не вижу никакой голословности Михайловой, наоборот, все подтверждается историческими фактами. Нравится Вам это или нет, но старообрядцы ненавидят РПЦ до сих пор и до сих пор хулят наших святых, как Серафима Саровского и Дмитрия Ростовского, так же ненавидят весь дом Романовых и считают самым великим сакральным смыслом крестится двуперстием и никак иначе.Михаил_ пишет:
Не устраивает ненаучный уровень работ автора, его низкий, а попросту никакой авторитет в исторической науке, голословность и бездоказательность излагаемых фактов. Почему Вы решили на основе именно её работ изучать историю раскола?
А на обложке вижу: арх. Сергий? Не понятно: Сергий или Владимир. И известно ли Вам что-то подробней о самом авторе?
И ещё вижу на обложке: «для школьников». А почему не для детского сада? Труда посерьёзней не нашли или ни один другой не вызвал Вашего доверия?
По самому тексту позже напишу.
Все , что написала Михайлова, а также арх. Сергий Владимирский ( прошу прощение за опечатку) является истиной.
И , если для Вас труд доктора богословия Арх. Сергия- детский сад, то не для меня.
Нераскаянный раскол Матери-Церкви не смывается даже мученической кровью. Сегодня сделано все, чтобы раскольники вернулись в лоно Церкви, но ими движет не любовь и раскаяние, а элементарная гордыня.
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 81
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Михаил_ пишет:
Таки у Вас ничего нет против старообрядцев и по сути Вы беседовать не желаете?
Вышеприведённая повествование обо всём чётко и ясно уже сказало мне и не только оно... Тут не о чем спорить.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 82
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Вот и хорошо, разумно.Монтгомери пишет:Мне нечего вам сказать.
У меня нет такого вопроса. Уже написал ранее об угодности. Мне вполне достаточно решений Церкви по старообрядчеству. Всё, что мне полезно знать о них, беру только из надёжных источников: соборных решений, мнений священноначалия, трудов авторитетных церковных историков.Монтгомери пишет:Могли бы вы сами хоть чуточку усомниться в угодности старообрядчества Господу и сами искренне попросить Господа открыть вам ответ. Только просить нужно со смирением и верой.
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 83
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Михаил_ пишет:Предлагаю всем агрессивным антистарообрядцам оставить свои нападки на наших единоверных братьев и сестёр и не обсуждать соборные решения Церкви и мнения Её предстоятелей, а исполнять их. Можно было бы сюда ещё скопировать и цитату из св. Евангелия, только что приведённую пиной.
Да кто на вас нападает Михаил. Вас кто-то связал и насильственно бьёт. Вы абсолютно свободны высказывать свои мнения, а мы свои. И нету здесь агрессии. Только разномыслие и всё.
Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11:19)
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 84
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Не спорьте. Надеюсь, что в вышеприведённых цитатах Соборов нашей Церкви и мнении Её предстоятеля Вам также всё ясно и спорить с ними не будете.Монтгомери пишет:Вышеприведённая повествование обо всём чётко и ясно уже сказало мне и не только оно... Тут не о чем спорить.
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 85
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Михаил_ пишет:У меня нет такого вопроса. Уже написал ранее об угодности. Мне вполне достаточно решений Церкви по старообрядчеству. Всё, что мне полезно знать о них, беру только из надёжных источников: соборных решений, мнений священноначалия, трудов авторитетных церковных историков.
Вы всё же попросите Господа. Это не трудно. У меня тоже была такая прелесть "мнение", буд-то я всё правильно понимаю, ан нет. Потом каялся.
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 86
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Михаил_ пишет:
Не спорьте. Надеюсь, что в вышеприведённых цитатах Соборов нашей Церкви и мнении Её предстоятеля Вам также всё ясно и спорить с ними не будете.
Пока я вижу здесь противоречия и сомневаюсь.
Серафим Саровский ясно сказал о старообрядцах: "Оставь свои бредни! Как можешь спастись без кормчего?"
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 87
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Предлагаю всем агрессивным антистарообрядцам оставить свои нападки на наших единоверных братьев и сестёр и не обсуждать соборные решения Церкви и мнения Её предстоятелей, а исполнять их. Можно было бы сюда ещё скопировать и цитату из св. Евангелия, только что приведённую пиной.
Есть встречное предложение:
Не называть раскольников единоверцами. Единоверцы ходят в Единую Церковь.
Не прикрывать свое отношение к раскольникам Соборами РПЦ МП:
1. в 1971 г. были сняты клятвы на обряды, но не на раскол.
2. тоже было подтверждено и собором 1988г.
И в дополнение: с 1800г. был создан институт единоверия для возвращения раскольников в Лоно Церкви. Что-то очереди не видать...
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 88
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Совращение в раскол и обращение из раскола.
(см. кн. ,,Минуты пастырского досуга", еписк. Гермогена. Спб. 1882 г.).
- Спойлер:
- "Я родилась от православных родителей, воспитана была ими в православной вере; только после они, конечно, по расчетам мирским, выдали меня замуж за раскольника. Живя среди раскольников, и я вскоре уклонилась в раскол: этого настоятельно требовал свекор мой – грубый, закоренелый раскольник. В деревне Колчевой меня перекрестили, и когда стали погружать меня в кадку с водою, я затряслась от страха. Из-за чего, думала я, оставляю я Церковь православную? Из-за одних упреков ж угроз престарелого свекора? Какое малодушие!"
Как бы то ни было,–только меня погрузили в воду; и что же увидала я? Боже мой! И теперь я часто со слезами вспоминаю это чудесное видение... Мне казалось, будто белый голубь отлетел от меня.
"Что это? подумала я. Уж не благодать ли Духа Святого, дарованная мне в православном крещении, отлетает от меня? Да, видно, благодать Святого Духа!.."
И мне грустно стало... Но мир, суеты и хлопоты мирския опутали меня отовсюду; я свыклась с расколом,–и видение было забыто.
Грешник часто забывает Бога, но Бог никогда не забывает грешника: не забыл Он и меня, отступившую от веры православной. В 1830 г. появилась у нас холера, и в нашем семействе первую поразила меня. Страшные болезни мучили меня; но помощи, кроме Бога, ниоткуда нельзя было ожидать: в это время у нас все боялись холеры, как болезни заразительной, – и вот я могла тут сказать с св. Давидом: "Ближние мои отдалече мене сташа", – я лежала одна-одинехонъка в борьбе с болезнями тяжкими.
Между тем, наступила ночь. Все тихо. Только в уединенной комнате, где я лежу, раздаются глухие стоны мои. Вдруг, среди этой тишины, мне слышится, будто кто-то говорит: "Евфросиния! присоединись к святой православной Церкви". Голос этот три раза повторялся с краткими промежутками. Я готова была послушаться таинственного голоса: болезни мои утихли, и я спокойно уснула, Настало утро – и я была здорова; на мне не видно было даже следов моей жестокой болезни. Среди своих я рассказала, что слышалось мне ночью. Тут был и свекор мой. Он, выслушав слова мои, весь изменился в лице, взглянул на меня сверкающими от сильного гнева глазами и дрожащим голосом сказал:
– Видишь, как дьявол-то хитер, как ненавидит добро! Он опять манит тебя в заблуждение, чтобы потом тебе вечно в огне мучиться.
Что же я? Удивляюсь своему легкомыслию! Я поверила, как истине, коварным словам моего свекора.
Но вот опять посещение Господа, опять благодатный зов Его ко мне, грешнице!..
Вечером того же дня холера опять разразилась надо мною, – я страдала так жестоко, что с часу на час ожидала себе смерти; но в то время, как я страдала и ожидала себе смерти, ночью опять повторился прежний голос: "Евфросиния! присоединись к святой православной Церкви!"
Тут я дала Богу уже решительный обет присоединиться к Церкви православной, если только Господу будет угодно возвратить мне здоровье, и в этой решимости забылась. Вдруг вижу, будто на воздухе икона Божией Матери с Предвечным Младенцем склоняется; так, что покрывает лицо мое. Это повторилось несколько раз. Я спокойно после этого заснула и утром опять почувствовала себя здоровою.
Меня посетила племянница моя; и когда я рассказала ей свое видение, она тотчас же повела меня в церковь.
Лишь только вступила я в церковь, как тотчас же увидела на столбе ту самую икону, которую ночью я видела склоняющеюся надо мною. Сердце мое забилось от радости, и я с умилением выслушала всю литургию. Потом объявила священнику все свои приключения и вместе с тем желание присоединиться к Церкви православной. Добрый пастырь принял живое, отеческое участие в моем положении и велел мне готовиться к присоединению, которое он хотел совершить на другой день.
И вот я с радостию вышла из церкви, но на пути домой опять стали смущать меня мрачные думы: как-то после этого поступать будет со мною муж мой и особенно мой свекор?.. Ах, как много в человеке силы для зла и как много в нем немощи для дела доброго!..
Но благодарение милосердному Богу! Когда я высказала все моему мужу, он сказал мне:
– Что ж? и хорошо... Я и сам вместе с тобою готов бы присоединиться к Церкви православной, да вишь, как старик-то наш на это смотрит... боюсь оскорбить его. Что делать? буди воля Божия! А ты будь покойна, исполни свое желание и свой обет и не бойся никого и ничего. Я – твой защитник.
На другой день Господь сподобил меня, грешную, присоединения к православной Церкви, и я возвратилась домой с такою радостью, какой не испытывала прежде никогда. Мою сердечную радость делил со мною добрый муж мой... А свекор?.. Господь посетил его в то время холерою: он страшно мучился, – только стонал и ничего не мог высказать и часов через шесть скончался. Жаль старика: каков бы ни был он, все-таки он близкий мне, отец моего мужа, а между тем умер в упорном заблуждении.
Но за одним горем – новое горе: холера разразилась и над мужем: три дня он, бедный, тяжко страдал; но, слава Богу, в эти три дня испытания он успел раскаяться, присоединиться к православной Церкви и умер напутствованный св. таинствами.
Теперь вот я – горькая вдова; для меня только и оставались на земле две радости: это – сын, лет 13, да дочь, которая была еще моложе.
Сына я отдала в Брянск для приучения к торговле; но там чрез два года он скончался. Каждый знает, чего стоит потеря сына для матери, и матери-вдовы. Обливаясь горькими слезами, отправилась я из деревни в Брянск, чтобы там выплакать горе свое над могилкой, в которой сокрыть был дорогой для меня прах. Но где же выплакать все горе!
К утешению своему узнала я, что тут в Брянске, устраивается женский монастырь, – и вот решилась вместе с дочерью остаться здесь, чтобы искать себе покоя и утешения в Боге, и Господь исполнил мое желание".
Так Он, милосердый, зовет нас к Себе часто неведомыми; для нас путями
(см. кн. ,,Минуты пастырского досуга", еписк. Гермогена. Спб. 1882 г.).
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 89
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Как возник в русской Церкви раскол.
- Спойлер:
- На Руси давно уже появилось, как в богослужении, так и в некоторых священных обрядах, много разностей. Одни, например, крестное знамение во время молитвы изображали двумя перстами (указательным и средним); другие тремя перстами (большим, указательным и средним, которые соединялись вместе.). В одних монастырях и церквах употреблялись для осенения народа кресты четырехконечные, в других шестиконечные и осьмиконечные. В одних монастырях пели "аллилуйя" дважды и затем прибавляли "слава Тебе, Боже", а в других трижды и потом – "слава Тебе, Боже". В одних совершали хождение (крестные ходы вокруг храмов, полные и малые выходы) по солнцу, а в других против солнца. В разных церквах проскомидии совершали не на одинаковом числе просфор. Имя "Иисуса" писалось в некоторых священных книгах Исус. Восьмой член символа веры в некоторых книгах неправильно писался с привнесением слова "истинного": "и в Духа Святого Господа истинного..." Много было и других разногласий, неправильностей, искажений. Они произошли оттого, что до времени царя Иоанна Грозного у нас, книги не печатались, а писались. Переписчики делали ошибки, а многие из них бывали настолько невежественны, что прямо не понимали некоторых выражений и сами заменяли их неверными и неточными словами, которые давали речи совсем другой смысл, несогласный с истинным учением Христовым. Когда введено было у нас книгопечатание, эти ошибки и искажения, по недостатку образованных справщиков и печатников, вошли и в печатные богослужебные книги. По недостатку просвещения долго всего этого не замечали; но потом стали обращать внимание и при патриархе Филарете, а затем и Иосифе, решились приняться за исправление ошибок в священных богослужебных книгах. Труды, предпринятые этими святителями, доказали необходимость поверки по греческим подлинникам и тщательного исправления вкравшихся погрешностей.
Оба первосвятителя находили время и средства собственным надзором следить за печатавшимися и издававшимися церковными книгами, хотя и при этом вновь выходившие книги не могли освободиться от некоторых важных ошибок.
В ином отношении к этому делу стоял слабый и доверчивый патриарх Иосиф. Он не мог сам лично заниматься им, а между тем потребность исправления книг или, по крайней мере, строгого и внимательного надзора за ними была уже ясно признана всеми, так что уже нельзя было не удовлетворять ей. Патриарх решился поручить дело надзора за печатанием книг лицам, пользовавшимся особенным его доверием. По свидетельству сибирского митрополита Игнатия они были: протопопы Аввакум, Иоанн Неронов, суздальский поп Никита (прозванный впоследствии пустосвятом), царский духовник, протопоп Стефан Вонифатьев и некоторые другие. Это, как можно видеть из последствий их жизни, люди с умом хитрым, способные действовать на других, имевшие довольно лицемерия, чтобы возбуждать участие к себе. В предметах веры существовала для них одна мертвая буква, без отношения к животворящему ее духу. Не имея в сердце способности воспринимать внутренний смысл богослужебного обряда и всей внешней стороны христианского богопочтения, руководимые лицемерною набожностью, они, тем не менее, как и все подобные люди, любили доискиваться особенного значения, особенной таинственности там, где или вовсе не было повода к тому, или было совершенно невозможно по сокровенности самого дела, Не удивительно, что такие люди были приверженцами тех мнений и понятий, чуждых истинно благочестивому чувству, которые вообще принадлежали партии мнимых приверженцев старины. Они вносили свои мнения и в богослужебные книги. Ничто не препятствовало им; они овладели доверенностию Иосифа, пользовались общественным уважением по своему положению; печатный двор был тогда в ведомстве царского дворцового приказа, под управлением единомышленника их князя Львова, итак, новые справщики церковных книг, отличавшиеся крайним невежеством, печатая их с неверных искаженных рукописей, о сличении которых и не думали они но и вносили в книги свои собственные заблуждения. Учение свое о сложении перстов в крестном знамений они подтверждали мнимым сказанием блаженного Феодорита о перстосложении Мелетиевом, присоединив собственное толкование в так называемой Кирилловой книге (изд. 1644 г.), в предисловии к Следованной псалтири (изд. 1647 г.), также в книге о вере единой (изд. 1648 г.) и в малом Катехизисе (изд. 1649 г.). Каждая из этих книг печаталась в числе 1200 экземпляров, и все они разносили заблуждения по всем краям русской земли. При таком своеволии в издании богослужебных книг происходили безпорядки и несогласия в самом совершении богослужения. Порча церковных книг дошла до высшей степени и была тем прискорбнее и безотраднее, что производилась явно, утверждаясь, повидимому, на законных основаниях.
Еще в сане архимандрита новоспасского, Никон смотрел со скорбию на невнимание к устроению церковному со стороны дряхлого и немощного патриарха Иосифа. В 1649 году прибыл в Москву Иерусалимский патриарх Паисий. Святитель, конечно, скоро заметил несогласие в богослужении русской Церкви с Церковию греческою, и из всех окружавших его скорее всего он, мог, разделить наблюдения и мысли свои с Никоном, который сам так живо сочувствовал этому делу. Не удивительно, что на благоговейного к святыни Никона глубоко подействовали неоднократные беседы греческого святителя, о некоторых разностях в совершении обрядов русской Церкви с греческою. При беседах с царем Никон не замедлил передать ему замечания Паисия и собственные свои планы. Следствием было отправление на восток Арсения Суханова. К движению благочестивой ревности пришло на помощь новое побуждение. С святой горы Афонской пришло известие, что там явился некто, из сербов, иеромонах Дамаскин, учивший открыто, что каждому христианину нужно креститься двумя, а не тремя первыми перстами. Отцы афонских монастырей, по благословению цареградского патриарха Парфения, присланному им письменно, составили собор, призвали на оный к ответу самого Дамаскина, и "книгу русскую (вероятно, нашу Следованную псалтирь) у него взяли, а в ней тако писано, якоже той учаше, и тую книгу соборне, сожгоша; а тако творящих и учащих анафеме предаша". Собор святогорский утвердил совершать крестное знамение непременно тремя первыми перстами.
Это событие навлекло явное подозрение на справщиков печатного двора. Они были удалены и наблюдение над исправлением книг, поручено ученым монахам невским.
Вступив на престол первосвятительский, патриарх Никон не замедлил обратить внимание на те порядки в московских церквах, какие исправлял он в прежней своей Новгородской епархии. Кроме того, он был поражен здесь иными, еще более важными, разногласиями и неправильностями: так, литургию совершали то на семи, то на шести просфорах, употребляя притом просфоры с различными печатями; образ совершения проскомидии во многих церквах был также различен. Вместо того, чтобы для крестного знамения слагать три первых перста и благословлять перстосложением именословным, крестились и благословляли только двумя перстами; неправильно писали святое имя Господа Иисуса; были и другие различия. Никон, строгий во всем касающемся благочиния церковного, не мог смотреть на все это равнодушно и решился ввести то единство в богослужении, которым все должно быть запечатлено в Церкви. При стремлении к сей цели он еще сильнее убедился в необходимости исправления богослужебных книг. Он видел, что безпорядки в совершении богослужения не были только отступлением от чина церковного, излагающегося в богослужебных книгах, но что они вошли и в самый состав этих книг, наполненных разными неисправностями.
Чтобы очевиднее и тверже удостовериться, в каком состоянии были богослужебные книги, Никон обратил внимание на древнее книгохранилище, давно забытое всеми. В продолжение многих дней он рассматривал книгохранилище с тайною и сильно поражавшею душу его мыслию: "Не есть ли что погрешено от православного греческого закона". Страшная мысль эта оправдалась. Прочитав шитый на саккосе Фотия, принесенном из Греции, символ веры, Никон увидел несогласие с ним символа в новопечатанных книгах; рассматривал и чин святой литургии, и здесь нашел некоторые недостатки и излишества в сравнении с греческим; намеренные и ненамеренные ошибки в переводе, даже немаловажные изменения в мыслях находились и в других книгах. Надобно было положить конец распространению зла. К этому же времени возвратился из путешествия Арсений Суханов. Правда, составленный им отчет о путешествии (Проскинитарий) далеко не отвечал тем целям, каких ожидал от него Никон, ибо Арсений смотрел поверхностно на свое дело и вовсе не обращал внимания на тогдашнее бедственное состояние христианского Востока, много сообщил известий о греческой Церкви, представлявших ее не совсем в благоприятном свете, однакож, это не препятствовало ему бытъ и полезным. Между известиями Арсения находилось и следующее: "греки троят в церквах "аллилуия", а в Царьграде знаменуются греки тремя персты".
Увидев столько разногласия между богослужебными книгами и церковными чинами, Никон советовался с царем об уничтожении и исправлении поврежденного. Царь, конечно, готовь был предоставить ему полную свободу поступить в сем случае как ему угодно. Но не так думал сам патриарх. С одной стороны, взирая с глубоким уважением на предпринимаемое дело самой православной веры, Никон не хотел совершить его единолично, своею собственною властию, а с другой, замечая в одних явное нерасположение и предвидя противоборство с их стороны, а в других не совсем уверенный, – он признал за лучшее просить царя о составлении собора. Эту мысль патриарх передал царю, основывая притом предложение свое о соборе на правилах апостолов и вселенских соборов, повелевающих быть по временам соборам для рассуждения о делах церковных. Царь согласился. Причина такого именно образа действования лежала сколько в опытах предшествовавших исправлений, столько и еще более в положении настоящего образа мыслей и отношений современников. На нем председательствовал сам царь, присутствовали: патриарх Никон и многие из пастырей русской Церкви. Заседание собора открыто было речью патриарха. Раскрыв, что нет ничего богоугоднее, как присно поучаться в божественных заповедях и на них твердо основываться, показав, как за целым и чистым хранением сих заповедей постоянно и строго блюли вселенские соборы и благочестивые цари, Никон продолжал: "Праведно есть и нам и всяку церковных ограждений новину истребляти, видящим новины всегда виновны бывати церковного смятения же и разлучения по уставам последовати святых отец", благоговейно принимать все, что прияли и утвердили святые соборы, бывшие до сего времени. Следовательно, надобно нововведенные чины церковные, несогласные с древними славянскими и греческими книгами, надлежащим образом исправить. Этого требуют самое дело, священный долг, возложенный на каждого пастыря Церкви, и сама совесть каждого христианина. "На ваше рассмотрение, – заключил патриарх, – предлагаю теперь вопрос: новым ли московским печатным книгам последовати, в них же многая обретошася нами от преведших и преписующих неискусен с древними греческими же и славянскими несходства и несогласия, явнее же рещи, погрешения, или древним греческим и славянским, иже обои един купно чин и устав исказуют". В ответ на эту речь и этот вопрос патриарха царь и собор сказали: "Достойно и праведно исправить противу старых харатейных и греческих". Получив такой ответ, Никон здесь же предложил несколько примеров, свидетелъствовавших об отступлении настоящих церковных чинов от греческих и несогласии с правилами соборными. Всякий раз, как он представлял какую-либо несообразность или неправильность новых церковных книг, собор говорил: "И мы такожде утверждаем быти, якоже греческие и наши старыя книги и уставы повелевают быти". Однакоже, между присутствовавшими на соборе нашлись люди, которые подали голос к защиту московских книг. Это были – Павел, епископ коломенский, протопоп Аввакум, Иоанн Неронов и другие.
Чтобы устранить всякие возражения со стороны противников, в совете царя с первосвятителем положено было написать к восточным патриархам о предположенном деле и просить их решения относительно некоторых предметов. Избран был, известный по своей жизни с доброй стороны, Мануил грек и отправлен в Константинопол с царскою и патриаршею грамотами. В своей грамоте к патриарху вселенскому Никон спрашивал о предметах в то время спорных. Патриарх Паисий собрал греческих пастырей и деянием соборным утвердил решение московского собора: следоватъ православному писанию восточных учителей в древних греческих и славянских книгах. Вместе с тем, написаны были соборные ответы на 25 вопросов, приложенных Никоном. Патриарх Паисий в грамоте к Никону изъявлял живейшую радость и глубокое уважение к предприятиям русского первосвятителя. Препроводив толкование на чин богослужения, иначе Скрижаль, рассмотренную и одобренную, как писал он, на соборе, вселенский патриарх просил Никона ни в чем не разнствовать от уставов восточной Церкви: "Да будем,–говорил он. – чадами единой и той же матери – Церкви восточной и да не имеют нечистые еретические уста никакого повода упрекать нас в какой-либо разности". Хотя Никон, прикрывая Церковь свою, как любящий ее пастырь, не писал Паисию о самом важном несогласии нашей Церкви с греческою, о несогласии в символе веры, но Паисий, узнав об этой разности, препроводил верный греческий список никео-константинополъскаго символа веры и просил уничтожить разность столь важную. В заключение просил Паисий Никона быть снисходительным к тем, которые заблуждались не в существенных догматах веры, а только в вещах маловажных.
Писание цареградского первосвятителя обрадовало царя и патриарха русского. Теперь с поразительною ясностию представилась им мысль, ясно высказанные Паисием в его послании, именно мысль о том, чтобы среди зачинавшихся движений не отступить русской Церкви от матери своей, но оставить верною и пребывать в совершенном единение с нею. Эта мысль окончательно побудила к приобретению древних рукописей греческих. С этою целию отправлен был на восток тот же Арсений Суханов, который был там прежде; ему поручено было не щадить издержек для приобретения древних греческих рукописей. Арсений приобрел на одном Афоне до 500 книг богослужебных и учительных, между которыми одному Евангелию считали тогда 1050 лет, другому 650, одному служебнику 600 и другому 450 лет и проч.; много рукописей в разных других местах.
Ко времени возвращения Арсения с такими сокровищами прибыли в Москву патриархи антиохийский Макарий и сербский Гавриил, митрополит никейский Григорий и молдавский Гедеон. Никон воспользовался этим редким случаем для главного дела своего. Он собрал (в 1655 г.) собор русских пастырей и пригласил на него дальних гостей. Патриархи и митрополиты признали нужду в исправлении книг, так как древние гречекие книги, тогда же пересмотренные, оказались несходными с позднейшими славянскими. По прочтении деяний соборов московского и константинопольского 1654 г. единогласно всеми принято следовать их решениям. Никон говорил пред собором, что уже много раз укоряли восточные пастыри Церковь русскую в неисправности книг и обрядов ея, и в пример указал на перстосложение в крестном знамении. Патриарх Макарий объявил, что двуперстное знамение принадлежит армянам и издревле принято "творити знамение честнаго креста тремя перстами десныя руки". Он произнес отлучение на двуперстников и свой отзыв подписал собственноручно. Такой же голос подали сербский патриарх и оба восточные митрополита. Затем Никон предложил на рассмотрение собора исправленный Служебник и Скрижаль присланную патриархом Паисием. То и другое было рассмотрено и одобрено. Дело исправления и печатания исправленных книг потекло быстро и непрерывно. В особенности издание Скрижали было благотворным делом для русской Церкви, слишком бедной такими источниками духовного просвещения; издание ея прямо направлено было против нелепых слухов и лживых нареканий врагов книжного исправления.
Великое дело Никона принималось большинством духовенства и мирян с полною покорностию. Только немногие обнаружили противление пробудившемуся общему сознанию нужды в исправлении книг. Это были те, которые портили книги при патриархе Иосифе и которые теперь, вследствие определения соборного, должны были отвечать за порчу книг. Таков был Аввакум, первый, обнаруживший неудоволъствие на исправление испорченных им книг. К нему пристали Павел, коломенский епископ, и костромской протопоп Даниил, делившие с Аввакумом дружбу, также протопоп Иоанн Неронов, в иночестве Григорий, и другие.
Упорнейшие противники исправления церковных книг были наказаны заточением в отдаленные места. Удаление их послужило к распространению или, лучше сказать, к обнаружению раболепной привязанности к старым книгам и в других дышавших одним духом с распространителями суеверия. Изгнанные из Москвы защитники старопечатных книг разносили грубые понятия и ложные нарекания свои в странах отдаленных, – там, где по судебному приговору надлежало им быть в заточении. Наказание их в связи с делом, которое еще только совершалось, которое не было еще всюду общеизвестно и потому возбуждало любопытство народное, привлекло к ним весьма многих слушателей. Преступники пользовались своим положением. И здесь, как в Москве, они представляли дело но своим грубым понятиям, прибавляя к этому вымыслы и ложь, говорили с жаром, выставляя себя мучениками за истину, за "старую" веру. Посему не удивительно, что "богохульное плодоношение" суеверов обносилось по различным странам, градам и весям царства русского.
Михаил_- Бакалавр форума
- Сообщения : 2262
Дата регистрации : 2011-06-09
Вероисповедание : православный РПЦ МП
- Сообщение 90
Re: старообрядцы против Церкви и царя
Покажите эти подтверждения. По каждому отдельному факту.Елена-христианка пишет:Я не вижу никакой голословности Михайловой, наоборот, все подтверждается историческими фактами.
Это так в отношении свт. Димитрия, который в своё время несколько "перестарался" в своём осуждении двуперстия. Церковь уже признала все хулы на двуперстие ошибочными. В отношении преп. Серафима они более сдержанны, считают его криптостарообрядцем.Елена-христианка пишет:Нравится Вам это или нет, но старообрядцы ненавидят РПЦ до сих пор и до сих пор хулят наших святых, как Серафима Саровского и Дмитрия Ростовского
Не уверен в отношении ВСЕХ старообрядцев, но нельзя же исключать, что и такие среди них есть.Елена-христианка пишет:, так же ненавидят весь дом Романовых
Доказывайте наличие великости и сакральности. И поконкретней, пожалуйста.Елена-христианка пишет:и считают самым великим сакральным смыслом крестится двуперстием и никак иначе.
Не доказали. Пока вижу только Вашу голословную фразу. Как могла дилетантка в церковной исторической науке что-то стоящее написать?Елена-христианка пишет:Все , что написала Михайлова...является истиной.
У него -- упрощённое и поверхностное изложение истории раскола, которую двумя абзацами пересказать невозможно. На личное мнение об истинности старообрядческих иерархий имеет полное право, но лично я не считаю этот вопрос до конца изученным, что в своё время и предстоятель нашей Церкви сказал.Елена-христианка пишет:а также арх. Сергий Владимирский (прошу прощение за опечатку) является истиной.
Не надо передёргивать смысл моей фразы, дорогая Елена. Не так я сказал.Елена-христианка пишет:И , если для Вас труд доктора богословия Арх. Сергия- детский сад, то не для меня.
Это так. Не следует забывать нам и о крови невинных мучеников, пролитой ими за древнее благочестие. Кто за неё в ответе?Елена-христианка пишет:Нераскаянный раскол Матери-Церкви не смывается даже мученической кровью.
Было бы сделано ВСЁ -- раскол был бы уже исцелён. У священноначалия другое мнение, отличается от вашего личного.Елена-христианка пишет:Сегодня сделано все, чтобы раскольники вернулись в лоно Церкви,
Будете доказывать и их гордыню, и свою прозорливость? Прошу. Внимаю.Елена-христианка пишет:но ими движет не любовь и раскаяние, а элементарная гордыня.
Дорогая Елена, прошу Вас чётко сформулировать Ваши обвинения старообрядцам, за достоверность, точность и правдивость которых Вы готовы отвечать. Вот так: "обвиняю старообрядцев в...".