Как толковать Священное Писание?
Формулировка 11-й статьи Догматической Конституции "О
Божественном Откровении", проливающая свет на вопрос о безошибочной истине, не ставит своей целью дать исчерпывающий ответ на все сомнения, которые может вызвать Священное Писание у читателя. Так или иначе, многое в Библии остается непонятным и противоречащим позитивному опыту. Соответственно, если признавать учение о ее истинности, следует признать и то, что подлинный смысл отдельных ее мест не всегда лежит на поверхности. Это наводит на вопрос о возможных и допустимых путях толкования Писания.
Следует, правда, сразу принять во внимание факт признания
еще отцами Церкви того, что Бог всегда говорил с людьми на доступном для них языке, снисходя к их несовершенству. Об этом в Конституции "Dei Verbum" говорится: "В Священном Писании, при всегда неповрежденной истине и святости Божией, проявляется дивное снисхождение вечной Премудрости, чтобы мы могли познать неизреченную благость Бога и какое приспособление Он
применил в своей предусмотрительной заботе о нашей природе". Ибо слова Божии, выраженные человеческим языком, уподобились человеческому языку, как некогда Слово Предвечного Отца, восприняв слабую человеческую плоть, сделалось подобным людям". Кстати, слова, процитированные в этом фрагменте, принадлежат великому Отцу Церкви св. Иоанну Златоусту (ок. 347-407) - большому
знатоку Священного Писания, который, между прочим, достаточно явственно выразил в своих толкованиях на Книгу Бытия (откуда заимствована эта цитата) мысль о том, что главы, посвященные творению мира и грехопадению, невозможно толковать
буквально. (Об истории экзегетики подробнее см. Приложение VI.)
Проблеме толкования Библии посвящена пространная 12-я статья
Конституции "Dei Verbum", обобщающая двадцативековой экзегетический и герменевтический опыт Церкви. Начинается она с такого утверждения:
"Так как Бог говорил в Священном Писании через людей и
по человечеству, толкователь Священного Писания с целью уяснить, что Бог хотел нам сообщить, должен внимательно исследовать, что священнописатели действительно разумели, и что Богу было угодно открыть нам через их слова".
Итак, задача каждого толкования состоит в том, чтобы понять
или прояснить для себя намерение автора, замысел священнописателя. Богодухновенность нельзя понимать как запись слов под диктовку. Поскольку Бог говорил в Священном Писании "через людей и по человечеству", толкователь должен внимательно исследовать смысл, вложенный и самими священнописателями, чтобы дойти до Богооткровенного намерения.
Последний раз редактировалось: loretta (08.04.11 19:11), всего редактировалось 1 раз(а)