Короче, товарищи: Догматъ -себе, а заповедь - себе? Нет, что-то тут не так...Кандалашка разгулялася не на шутку!
Нельзя рубить сразу по голове. Надо всё-таки, подумать...Я предпочитаю с рядовыи католиком, если он, как Перестукин, счвастлив в католичестве безповоротно, говорить о погоде или вообще не говорить.
Лена, слышишь: безповоротно, убеждённо и окончательно!
Давайте послушаем ещё мнение.
Да будет он тебе, как язычник и мытарь»
Некоторые христиане считают, что Евангелие одобряет избирательную любовь к людям, в зависимости от их отношения к нам, к истине, оправдывает некоторую жесткость к заблуждающимся.
В Евангелии мы читаем: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17)
Признаюсь, раньше я сам воспринимал эту заповедь не иначе, как в смысле жесткого отсекающего отношения к нераскаянному виновному. С недавних пор смысл этого повеления открылся мне с совершенно новой и неожиданной для меня стороны.
Сейчас я уверен, что Господь не одобрял пренебрежительного жесткого отношения к людям. Тем более, что на этой же евангельской странице, в контексте того же разговора, сказано: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих» (Мф. 18:10) и повелено прощать до «седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:22).
Христов ученик не может сказать обидчику: «Ты грешник, такой же, как тот грешный мытарь, я не хочу знать тебя». И кроме того, в чем была бы ценность Евангелия, если бы Господь учил людей делать то, что они и так делают в обидах и злости: разрывают общение, не желая больше видеть и знать друг друга? «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:47).
Некоторые толкователи пытаются применить понимание жестко-отсекающего подхода к нераскаянному грешнику, ссылаясь на практику отсечения еретиков, не желающих слушать голоса Церкви. Но трактовать это евангельское выражение в противо-еретическом ключе значит использовать натяжку. Толковая Библия Лопухина поясняет: «Понятно, что под этими наставлениями понимаются не вообще грехи, а именно частные грехи обид и оскорблений. Поэтому некоторые неправильно толковали этот стих в том смысле, что здесь речь идет не о частных лицах, а о самой церкви».
Как же в духе любви нужно понимать слова Спасителя «да будет он тебе, как язычник и мытарь»? Я предлагаю воспринимать эти слова так: если после нескольких обстоятельных пояснений твой обидчик не вразумляется, разреши ему идти своим путем, разреши ему оставаться при его мнении. Не преследуй его, не дави на него, не продолжай тратить силы на дальнейшие бесполезные споры.
Об этом же принципе говорит и другое высказывание Христа: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:5-6). Причем рассматривать выражение о бисере и свиньях необходимо именно в контексте мысли о сучке и бревне в глазе.
Иными словами, Христос сдерживает зуд указывать на чужие ошибки и ограничивает желание исправлять заблуждающегося человека (вынуть сучок из его глаза), напоминая, что мы сами лицемеры и не видим правдивой объективной картины под влиянием наших страстей (бревно в глазу). Кроме того, Он предостерегает от неполезных и неэффективных споров, учит преодолевать эгоцентрическую немощь узкомыслия любовью, прощением и уважением другой личности.
Для подтверждения этих повелений Господь рассказывает притчу о немилосердном заимодавце, заканчивая ее словами: «Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф. 18:33). По сюжету притчи видно, что помилование заключалось в том, чтобы с миром в душе оставить в покое виновного по отношению к нам человека, отказаться от обиды, осуждения, физического и психологического преследования и давления.
Упоминая о язычниках и мытарях, Господь обращает внимание не на презрение к таким людям (это абсолютно противоречит духу Евангелия), а на тот факт, что иудеи не опускались до опустошающих словопрений и бесполезных споров по отношению к мытарям и язычникам. Этот же подход (за исключением фарисейского высокомерия) Он предлагает практиковать и по отношению ко всем нашим близким, которые не готовы принять нашу точку зрения, даже если она правильная.
К сожалению, жестко-отсекающий вариант понимания этого Евангельского изречения, подразумевающий некий болезненный для самолюбия обиженного разрыв и уничижение виновного, встречается практически во всех популярных толкованиях и поэтому очень распространен. Правда, у разных толкователей мера унижения виновного и болезненность разрыва с ним для правого разная.
Прекрасным подходом в духе любви и смирения характеризуется толкование Амвросия, архиепископа Харьковского: «На это ваша свободная воля – быть тем, чем вы желаете быть, а наша обязанность смотреть на вас и относиться к вам так, как нам повелено от Господа Иисуса Христа, в Которого мы веруем и от Которого ожидаем вечного спасения».
Священник Вадим СЕМЧУК