Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
О сопротивлении злу.
Амурчанка- Пользователь
- Сообщения : 183
Дата регистрации : 2013-02-02
Откуда : г. Комсомольск-на-Амуре
Вероисповедание : православная христианка
О зле и тем более сопротивлении ему честные люди обычно не думают. Попробуем задуматься, что означает "непротивление злу"? Непротивление означало бы принятие зла, допущение его в себя и поглощение им. При полном отсутствии сопротивления, осуждения и порицания зла, возобладало бы его одобрение. Человеку рано или поздно пришлось бы уверить себя, что зло не так уж плохо, что в нем есть некоторые положительные черты и вот душа начинает верить, что черное - это белое. Таков духовный закон: непротивящийся злу поглощается им и становится одержимым.
Зло есть душевная склонность человека. Встречая отказы и запреты, поддерживающие моральные грани личного бытия, оно стремится просочиться сквозь эти препоны, усыпить бдительность совести. Духовное воспитание человека состоит в укреплении этих граней. Чувство стыда, чувство долга, живые порывы совести, потребность в красоте, любовь к Богу и родине - это истоки живой духовности, которым сознание придает форму убеждений. Духовные необходимости поступать "так-то" и никак "иначе" - слагают духовный уклад, как бы живой костяк личного духа.
Человечество накопило огромный духовный опыт, так всякая зрелая религия не только открывает природу "блага", но и научает борьбе со злом.
По Ивану Ильину.
Re: О сопротивлении злу.
Амурчанка пишет:
Попробуем задуматься, что означает "непротивление злу"?
Тоже из некогда написаного. Перечитал, подумал, что, может, Вам небезынтересно будет...
- Спойлер:
- О противлении злу
«А Я говорю вам: не противься злому» … (Мф. 5,39)
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и гонящих вас» … (Мф. 5, 44)
Кому не знакомы эти строки? И как часто их – вырванные из контекста, из самого широкого, всеохватывающего новозаветного контекста – используют при попытках обрести точку опоры для собственных действий в нашем преисполненном зла и противоречий мире.
Христос, призывающий к непротивлению, и Христос, изгоняющий торгующих из храма …
Христос, благословляющий и прощающий врагов, и Христос, безпощадно клеймящий фарисеев и предрекающий лицемерам заслуженное наказание в день суда …
Но Христос Един и учение Его едино. Нет в Нем и в учении Его противоречий. Видимые противоречия и недоразумения могут возникать лишь вследствие фрагментарности нашего восприятия Истины, Которая не терпит попытки разложения Ее на составные части.
Говоря о применении насилия в борьбе со злом, либо же напротив – об отказе от насильственных методов, - мы вынужденно привносим в момент конфронтации собственную личность, которая по причине пораженности человеческой природы первородным грехом оказывается страстным образом вовлеченной в конфликт. И как только это происходит, немедленно исчезает видение духовное, а взамен него выступает видение душевное или, иначе, чувственное. И человека нельзя за это осуждать, ибо при существующем положении вещей иного и быть не может. Мы не можем созерцать одновременно две стороны предмета, не можем одновременно давать явлениям оценку мирскую и Божественную (ср. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» – Ис. 55,8).
Вся проблема возникает тогда, когда мы пытаемся примирить в своем сознании совершаемые нами в миру физические действия с самым высоким духовным и нравственным императивом, которым является Сам Христос. Не забудем, что нет способа нам самим, без помощи и милости Божией, до конца преодолеть грех в себе. Так какие основания у нас рассчитывать на непогрешимость действий наших в мире сем? А если так, то не будет ли всего лишь справедливым и искренним шагом признать, что любая наша «борьба со злом», «противостояние злу» – суть явления того же качественного порядка, что и зло, с которым мы боремся? И отличаются от него только степенью своего несовершенства (пусть даже иногда и очень значительно). Потому часто и говорят, что «добро с кулаками» превращается в свою противоположность.
Так что же, - спросят, - склонить голову перед злом этого мира, отдать себя и своих ближних на растерзание князю тьмы? Этого ли ждет от нас Спаситель? Или же смысл нашего христианского подвига (да позволено будет мне именно этим высоким словом назвать тот путь, которого сам я столь мало достоин и на котором столь часто оступаюсь и падаю) в непрестанном сопротивлении силам зла, в борьбе с ними?
Выскажу мнение, которое, конечно, не будет оригинальным и чем-то новым, ибо все это хорошо известные истины.
Очевидно, что борьба со злом не должна быть борьбой с человеком этим злом одержимым.
Разве цель наша – уничтожить человека? Нет, цель – уничтожить зло, соделав человека здоровым. Не забудем же при этом ни на мгновение, что и сами мы, пытающиеся помочь другому, не безгрешны, сами нуждаемся в помощи. Уже одна эта мысль обязана делать нас безконечно осмотрительными, самокритичными и смиренными в наших даже самых благих устремлениях. И разве что-то возможно без помощи Божией? Без молитвы к Нему обращенной? Без самого главного – любви к человеку, без того, чтобы в каждом, даже самом падшем из ближних наших, прозревать Образ Творца?
Так как же тогда бороться?
Мы все хорошо знаем слова Апостола: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злой и, все преодолев, устоять.
Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6,11-17).
Вот то, без чего в принципе нельзя даже думать о какой-либо борьбе с врагом, если мы хотим бороться и противостоять злу по-христиански. Не имея названного Апостолом всеоружия Божиего, мы стали бы бороться со злом его же методами и результат был бы плачевен даже в случае нашей «победы». И только приняв это Божественное всеоружие, мы можем и имеем право выступать против врага рода человеческого и в повседневной жизни нашей. Выступать с любовью и состраданием к людям и с верою и молитвою в сердце своем. Да, борьба может подчас сопровождаться насилием, принуждением, но да свершатся вынужденное насилие и принуждение без отдания сердца своего чувствам мстительности и торжества над побежденными. Тогда и Господь будет с нами и победа наша сможет писаться без кавычек, ибо станет победой в духе, подлинной, единственно правильной и непреходящей победой.
Человеку прежде всего нужно понять, что такое зло. Не понимая этого, он не будет понимать как злу противиться или не противиться. А зло - это то, что лишает человека бытия. А бытия человека лишает удаление от Бога.Амурчанка пишет:
Таков духовный закон: непротивящийся злу поглощается им и становится одержимым.
Если представить себе, что человек крепко-накрепко связан с Богом, до невозможности уже отпасть, что для него уже нет смерти, он не испытывает физической боли и не имеет страха перед людьми - его отношение к злу кардинально изменится.
Если передо мной человек, который мне угрожает, но я твёрдо знаю, что он не может причинить мне ровным счётом никакого зла, то и смотреть на этого человека я буду спокойно, без страха и ненависти, не пытаясь его уничтожить, чтобы защитить себя.
Тот, кто уже во Христе, именно так и смотрит на угрозы этого мира. Он знает, что только его личный грех может удалить его от Бога и потому является единственным злом, с которым нужно бороться. Но в заложниках у зла наши близкие, которые ещё не ведают Христа и не укоренены в Боге. Именно шантажируя ими, дьявол и заставляет нас противиться злу насилием. Поэтому, убивая врагов своих близких, мы должны понимать, что совершаем зло против себя. Но - кто потеряет душу свою ради любви к ближнему, тот сбережёт её, а кто сохранит душу свою, тот её потеряет.
В этом мире каждый христианин обречён на крест, где зло его убьёт. Но кто не побоится потерять душу свою ради любви к Богу и ближнему, тот и спасётся.
Мафусал пишет:
Человеку прежде всего нужно понять, что такое зло. Не понимая этого, он не будет понимать как злу противиться или не противиться. А зло - это то, что лишает человека бытия. А бытия человека лишает удаление от Бога.
Согласна, важно понять, что есть зло. В данной теме, зло есть душевная склонность человека, которая в зависимости от выбора человека может склониться к добру и быть с Богом, либо ко злу и удалиться от Бога. Выбор человека в каждой конкретной ситуации во многом зависит от духовного воспитания.
Душевная склонность - это грех. А грех - это механизм зла. Сопротивляться греху - это одно, а злу - другое. Зло, в данном случае, это следствие греха. Мы обычно не сопротивляемся свои грехам, но сопротивляемся злу, которое этими грехами порождается.Амурчанка пишет:
Согласна, важно понять, что есть зло. В данной теме, зло есть душевная склонность человека, которая в зависимости от выбора человека может склониться к добру и быть с Богом, либо ко злу и удалиться от Бога. Выбор человека в каждой конкретной ситуации во многом зависит от духовного воспитания.
А нужно наоборот: греху противиться, но коль согрешил, терпеть зло, которое им порождено.
din пишет:
Тоже из некогда написаного.
Ваш труд, дорогой Димитрий, мне понравился. Не подумайте, что я вам льщу. Я всем сердцем одобряю изучение людьми православного вероучения. Ваша работа, есть результат размышлений и обобщений прочитанного. Это труд, который позволяет в первую очередь самому глубже разобраться в прочитанном, усвоить его и как следствие легче донести всем интересующимся.
Своей работой, вы и в этой теме отвечаете на многие возможные вопросы. Спасибо.
Мафусал пишет:
Сопротивляться греху - это одно, а злу - другое.
В богословии зло есть отсутствие добра, а грех есть нарушение заповедей, чем наносится вред, прежде всего душе человека.
Мы с вами может немного разнимся в терминах, но по сути едины: зло или грех есть противоречие, возражение Божией воле.
а если для человека быть с Богом=/= склониться к добру? Для меня убивать людей за убеждения - зло. А для Бога - добро.может склониться к добру и быть с Богом, либо ко злу и удалиться от Бога. Выбор человека в каждой конкретной ситуации во многом зависит от духовного воспитания.
Надо же... сколько раз ни общался с Богом, Он мне никода даже не намекал, что неплохо бы кого-то убить за убеждения. Да и в Завете Иисуса Христа такого не находил. Может, о каких-то иных богах речь?Для меня убивать людей за убеждения - зло. А для Бога - добро.
Din, меня тут отправили читать жития святых. им же Бог по телефону (или как-то еще?) диктовал? У них призывов убивать еретиков и прочих - полно!
Слава Богу, все разъяснилось! Конечно, по телефону, а как же еще? Но вся проблема в том, что телефон был испорченный.Din, меня тут отправили читать жития святых. им же Бог по телефону (или как-то еще?) диктовал? У них призывов убивать еретиков и прочих - полно!
вот видите, не надо святым безоглядно верить, надо и своей головой думать, тогда и понятно будет, что убивать за убеждения нельзя.Но вся проблема в том, что телефон был испорченный.
Лихорадочно пытаюсь найти в своем ПСС место, где я говорил, что головой надо только есть.Инезилья пишет:
вот видите, не надо святым безоглядно верить, надо и своей головой думать, тогда и понятно будет, что убивать за убеждения нельзя.
конкретно Вы - нет. А вот Елена-христианка ужасно разозлилась, когда я написала, что знаю больше Святых отцов, потому что живу позже. Речь, замечу, шла о натурфилософии.Лихорадочно пытаюсь найти в своем ПСС место, где я говорил, что головой надо только есть.
Отлегло от сердца...
конкретно Вы - нет.
Христос призывает умирать за веру, а не убивать.Инезилья пишет:У них призывов убивать еретиков и прочих - полно!
Где это? И где Христос говорил, что именно надо делать с инакомыслящими?Христос призывает умирать за веру, а не убивать.
Христос говорит: возлюби Бога, возлюби ближнего, возлюби врага. Вот и думайте, как это сделать.Инезилья пишет:
Где это? И где Христос говорил, что именно надо делать с инакомыслящими?
.Христос говорит: возлюби Бога, возлюби ближнего, возлюби врага. Вот и думайте, как это сделать
Христос говорил, возлюби своего врага, а любить врагов Господа Бога - то что-то новое? Но что же с ними делать-то?
У Бога нет врагов. Есть противники. А противники враждуя на Бога, враждовать могут только с людьми. Посему противники Бога и есть мои враги, которых я должен по слову Христа научиться любить.Инезилья пишет:.
Христос говорил, возлюби своего врага, а любить врагов Господа Бога - то что-то новое? Но что же с ними делать-то?
Любить не за то, что они враждуют на Бога и на меня, а для того, чтобы моя любовь была совершенной и никогда не превращалась в ненависть. Даже если на меня враждуют и убивают, моя любовь должна оставаться только любовью. Как у Бога.
А если научить не получается? Если они настолько закоснели во зле, что предпочитают хранить верность Будде, Дарвину или Лапласу? Что тогда?Посему противники Бога и есть мои враги, которых я должен по слову Христа научиться любить.
Многие почитаемые святые писали, что еретиков и атеистов надо убивать - конечно, не у темном переулке, а казнить по закону.
Вопрос о противлении или непротивлении злу очень сложный. Чем больше начинаешь в это вникать и опытно сталкиваться, то становится еще сложнее. Тут главное - постепенно прийти к пониманию и правильно вырулить в нужном направлении. А для этого понадобится трезвый разум и духовный опыт. Без них можно трындеть без умолку, и оставаться на том же месте, накапливая всё больше проблем на собственную голову.Амурчанка пишет:
О зле и тем более сопротивлении ему честные люди обычно не думают. Попробуем задуматься, что означает "непротивление злу"? Непротивление означало бы принятие зла, допущение его в себя и поглощение им. При полном отсутствии сопротивления, осуждения и порицания зла, возобладало бы его одобрение. Человеку рано или поздно пришлось бы уверить себя, что зло не так уж плохо, что в нем есть некоторые положительные черты и вот душа начинает верить, что черное - это белое. Таков духовный закон: непротивящийся злу поглощается им и становится одержимым.
Зло есть душевная склонность человека. Встречая отказы и запреты, поддерживающие моральные грани личного бытия, оно стремится просочиться сквозь эти препоны, усыпить бдительность совести. Духовное воспитание человека состоит в укреплении этих граней. Чувство стыда, чувство долга, живые порывы совести, потребность в красоте, любовь к Богу и родине - это истоки живой духовности, которым сознание придает форму убеждений. Духовные необходимости поступать "так-то" и никак "иначе" - слагают духовный уклад, как бы живой костяк личного духа.
Человечество накопило огромный духовный опыт, так всякая зрелая религия не только открывает природу "блага", но и научает борьбе со злом.
По Ивану Ильину.
Основное понятие "Непротивление злу" подразумевает внешнее воздействие вредных факторов на человека и их правильное восприятие. Вредные воздействия преследуют нас на протяжении всей жизни, как ни старайся, их избежать невозможно. К любому такому воздействию нужно подходить с тщательным рассуждением, но это возможно только людям с большим опытом, научившимся правильно оценивать обстановку при таких жизненных поворотах. Для тех, кто сам еще не научился, необходима помощь опытных людей, иначе человек просто может погибнуть. Если человек не наглый, не возгордившийся самодостаточностью, то Бог пошлет ему нужных людей или усугубит обстоятельства таким образом, что человеку уже ничего другого не останется, как пересмотреть свое отношение к жизни и окружению.
Пример: в детстве многих сильно бьют, особенно ребят, это является для них огромной пользой. Но пока они не вырастут, они этого не поймут, потому что им больно и обидно. Зато во взрослом состоянии они благодарят родителей и с радостью принимают то, что их когда-то хорошенько били, потому что если бы не били, то неизвестно, в кого бы они превратились.
Инезилья пишет:Din, меня тут отправили читать жития святых. им же Бог по телефону (или как-то еще?) диктовал? У них призывов убивать еретиков и прочих - полно!
Инезилья, оставь Суду Божьему все отношения с еретиками и войнами религиозными! Мы не жили в ту эпоху и не нам , тем более с бабьим умом лезть : Лично ты ответишь за пропаганду на общественных Форумах абортов да ещё личным примером! От этого суда - лично за свои нераскаянные грехи убийства уж точно не уйти , и нам в том числе. Этот факт и не пытайся извратить, как бы тебе это не хотелось. Думай, и не провоцируй!
Но вовсе не потому они прославлены как святые. Да, и Моисей призывал в законах побивать камнями колдунов и магов. И Илия собственноручно убивал лжепророков. Но не в этом их святость. Святость их в том, что они реально были соединены с Богом и умели слышать Его и исполнять Его волю.Инезилья пишет:
А если научить не получается? Если они настолько закоснели во зле, что предпочитают хранить верность Будде, Дарвину или Лапласу? Что тогда?
Многие почитаемые святые писали, что еретиков и атеистов надо убивать - конечно, не у темном переулке, а казнить по закону.
Вот потому, дорогой Мафусал, я и ставлю под сомнение многое из Ветхого Завета. Мой Бог никого не побивал камнями и не убивал "собственноручно". Он говорил: "Кто без греха, пусть первый бросит в нее камень". Только такому Богу я верю.Мафусал пишет:Да, и Моисей призывал в законах побивать камнями колдунов и магов. И Илия собственноручно убивал лжепророков.
Давайте будем непредвзяты в суждениях. Всегда ли есть способ понять, чей именно голос слышит "пророк" или "лжепророк"? Например, никогда не поверю, что указание убить своего сына Аврааму давал наш Бог.Мафусал пишет:Но не в этом их святость. Святость их в том, что они реально были соединены с Богом и умели слышать Его и исполнять Его волю.
А зря, Дин! Если Аврраму Бог не мог дать указание принести в жертву - не убить, заметьте - принести в жертву сына, то и Иисуса Христа Бог не мог принести в жертву. Но Он принёс.din пишет:
Давайте будем непредвзяты в суждениях. Всегда ли есть способ понять, чей именно голос слышит "пророк" или "лжепророк"? Например, никогда не поверю, что указание убить своего сына Аврааму давал наш Бог.
Ведь в том и суть, что мы должны научиться отличать жертву от убийства, а убийство от жертвы. Библия и ведёт наш разум к познанию этого. И тогда только мы и познаём, что Бог есть любовь. А иначе, видя каждодневные ужасы, мы никогда этого не сможем ни понять, ни принять.
Простите, для меня немотивированное человеческое жертвоприношение есть убийство. Что же касается жертвы Иисуса Христа, то не будем лукавить - это величайшее из таинств, которое мы нашим человеческим умом понять не можем. Там Бог Сам Себя принес в жертву.Мафусал пишет:Если Аврраму Бог не мог дать указание принести в жертву - не убить, заметьте - принести в жертву сына, то и Иисуса Христа Бог не мог принести в жертву.
Мафусал пишет:
Ведь в том и суть, что мы должны научиться отличать жертву от убийства, а убийство от жертвы. Библия и ведёт наш разум к познанию этого. И тогда только мы и познаём, что Бог есть любовь. А иначе, видя каждодневные ужасы, мы никогда этого не сможем ни понять, ни принять.
и я свидетельствую с Михаилом. Но он , может, более крепкий в вере и не колеблется, а я могу от известия нежданного смутиться и до слёз, но через какое-то время вспомню,что БОГ наш - любовь и всё ведёт ко спасению, и говорю : " да будет воля Твоя". Тяжело, но после обязательно легче, и приходят силы жить и даже что-то делать...
А Исаака кто дал Аврааму, Дин? Бог и дал.din пишет: Что же касается жертвы Иисуса Христа, то не будем лукавить - это величайшее из таинств, которое мы нашим человеческим умом понять не можем. Там Бог Сам Себя принес в жертву.
И очень верно поступаете, Нюся!Нюся пишет:а я могу от известия нежданного смутиться и до слёз, но через какое-то время вспомню,что БОГ наш - любовь и всё ведёт ко спасению, и говорю : " да будет воля Твоя". Тяжело, но после обязательно легче, и приходят силы жить и даже что-то делать...