Истинный пост, как известно, воздержание от всякого зла. А согласно христианскому учению, самое
страшное зло - гордость. Именно гордость сделала дьявола тем, чем он стал. Это порок от которого не
свободен ни один человек в мире.
Меру своей гордыни мы можем определить задав себе вопрос:"Как сильно я возмущаюсь, когда другие
унижают(вмешиваются в мои дела; игнорируют) меня?" Наше возмущение есть результат соперничества нашей
гордости с чьей-либо еще. Из этого следует понять, что дух соперничества - это сама суть гордости.
Ведь там, где нам не с чем соперничать, гордости нет места.
Она не довольствуется частичным обладанием, гордости нужно все, ее невозможно удовлетворить.
Если мы считаем, что не страдаем гордыней, значит мы действительно ею страдаем. И первый шаг:
осознать свою гордость. Этот шаг и будет самым значительным.
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
Что есть гордость?
Амурчанка- Пользователь
- Сообщения : 183
Дата регистрации : 2013-02-02
Откуда : г. Комсомольск-на-Амуре
Вероисповедание : православная христианка
Re: Что есть гордость?
А вот кто-нибудь бы написал: честолюбие, амбициозность - это проявления гордыни?
Это не так. Достаточно прочитать житие многих святыхЭто порок от которого не
свободен ни один человек в мире.
Гордость,гордыня-есть дьявольское качество.А чем человеку гордиться?Всё,что он имеет-то дано ему Богом.По сути-он своего ничего не имеет.Чем гордиться?
Амурчанка пишет:самое страшное зло - гордость. Именно гордость сделала дьявола тем, чем он стал. Это порок от которого не свободен ни один человек в мире.
Дорогая Марина, хочу Вам предложить то, что я написал уже довольно давно, но, возможно, кое-что из сказанного может иметь отношение к нашему обсуждению.
- Спойлер:
Христианский идеал в нашей жизни
Нам всем, называющим себя православными христианами, доводится в жизни своей проходить сквозь непрерывную череду всякого рода испытаний – телесных, душевных, духовных. И никто, пожалуй, не сможет сказать, что испытания эти для него – суть сплошная радость и удовольствие. Чаще всего жизненные обстоятельства требуют от нас стойкости и твердости духа, силы воли и терпения ... И это не удивительно: окружающий нас мир не есть тот мир совершенный, существовавший от начала Творения и изменившийся столь трагически в момент грехопадения человека.
Мы знаем, что Господь не оставляет нас Своей милостью. Что Он послал Сына Своего Единородного на страдания и смерть крестную ради спасения этого мира и нас всех. Однако мало – знать об этом. Недостаточно просто вспоминать это событие как факт истории нашего мира и успокаиваться тем, что искупительная жертва уже принесена и нам достаточно одной веры в нее для окончательного спасения. Ибо знаем, что вера без дел мертва есть.
Но каковы же дела наши, угодные Богу, дела, ведущие ко спасению души? Безусловно, что главное дело нашей жизни – это дело любви к Богу и к ближнему нашему. Ведь сия есть главная заповедь, данная Господом Его ученикам и всем остальным. Также и по слову Апостола, «любовь все покрывает».
И все же, почему столь ясная мысль и столь прекрасное чувство так редко господствуют в душе человека? Почему среди людей так часто царят недоброжелательство, зависть, взаимная ненависть – качества, которые каждый без сомнения назовет вредными и недостойными не только подлинного христианина, но и вообще нравственного человека? Несложно ответить на этот вопрос одним словом: гордыня - наипервейший и самый разрушительный из всех грехов, коими одержима бывает душа человеческая. Сложнее распознать этот грех в себе самом, увидеть его уже в зародыше и попытаться пресечь его, не дать ему ходу. И здесь, как и во всех прочих случаях, важна обращенная к Богу искренняя молитва, идущая из глубины сердца.
Однако спросим себя: может ли разум наш помочь сердцу исторгнуть из себя такое искреннее и страстное желание избавиться от греха гордыни? Думается, что несомненно может – ведь Господь не случайно наделил нас способностью мыслить. И разум может и должен быть помощником в деле спасения души из оков греха, ложных представлений.
Сколь часто человек мыслит о себе самом как о самодостаточной, независимой, «достойной» личности и тем питает свою гордыню, все более и более обособляясь как от ближних своих, так и от Создателя. Но вдумаемся, много ли мы имеем в себе такого, чем не были бы обязаны Самому Господу, вдохнувшему в нас бессмертную душу, родителям нашим, произведшим нас на свет, учителям, передавшим нам знания, накопленные многими поколениями людей, живших прежде нас. А все наши ближние и дальние, которых мы возможно и не знаем лично? Незримыми нитями мы соединены со всеми людьми, жившими, живущими ныне и еще не родившимися. Ведь все мы пребываем в Господе, все составляем Единое Тело Христово – пусть многим еще только предстоит прийти к вере и пониманию этого. Так чем же гордиться, как противопоставлять себя ближним своим, когда мы все в сущности дети Одного Отца?
Как писал А.С.Хомяков, «Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати». Если вдуматься в эти слова христианского философа, то станет ясно, что именно разъединенность людей и отвержение ими благодати Божией и есть причина плачевного состояния рода человеческого. Нам дано особое религиозное чувство, ощущение причастности к миру высшему, Божественному… Мы убиваем в себе это чувство, увлекаясь фетишами мира сего. Нам дана способность любить… Мы проходим мимо этого великого чувства, любовью же именуем потакание собственным страстям и эгоизму. Христос дал нам Церковь Свою, возможность быть едиными в Нем… Мы забываем о единстве в духе и возмущаемся прегрешениями ближних своих, не замечая грехов собственных. Так не вернее ли будет, говоря о борьбе, помнить, что враг не снаружи, но внутри нас? Враг этот – наш эгоизм, нетерпимость, гордыня, отсутствие подлинной любви… - всех грехов не перечесть.
Да, необходимо бороться со злом внутри себя. Но как же быть с тем злом, что вовне? Смиренно склонять голову перед ним или же бороться с творящими зло и насилие? А если бороться, то как делать это без ненависти к другим? И вот здесь нам необходимо вспомнить о том главном, что известно всем и каждому, но что чаще всего совершенно упускается из виду: ненавидеть должно зло, а не носителей зла. Лишь только так мы сможем понять и принять призыв любить врагов своих. Лишь поняв и почувствовав, что существует одержимость злом, мы сможем осуществить христианский идеал любви – не только к друзьям, что так естественно, но и к врагам, что на первый взгляд кажется противным человеческой природе. Разумеется, жизнь требует действия, и далеко не всегда это действие бывает свободным от насилия. Для христианина в этом заключено тяжелое испытание, порожденное, как и всякое страдание, несовершенством этого мира. Опорой же и надеждой для верующего в таких случаях является Бог, к Которому и обращается искренняя молитва и упование.
Сколь часто человек мыслит о себе самом как о самодостаточной, независимой, «достойной» личности
Если человек мыслит о себе как о твари дрожащей, никаких правов не имеющей, то он и о других так же мыслит. Только уважающий себя человек может уважать других.
Инезилья пишет:
Если человек мыслит о себе как о твари дрожащей, никаких правов не имеющей, то он и о других так же мыслит. Только уважающий себя человек может уважать других.
Жаль, что Вы изо всех сил стараетесь не понять, о чем речь... Быть единым со всеми людьми во вселенной, знать, что все мы взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимно дополняем друг друга - не означает мыслить о себе, как о "твари дрожащей". И тем более - мыслить так о других. Я написал, что Вы "стараетесь не понять" потому, что уверен, что ТАК прочитать написанное можно лишь при большом желании просто поспорить.
А это совсем не мешает мыслить себя самостоятельной и достойной личностью. Независимость ведь не подразумевает исключительности.Быть единым со всеми людьми во вселенной, знать, что все мы взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимно дополняем друг друга
Быть единым со всеми людьми во вселенной, знать, что все мы взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимно дополняем друг друга
Инезилья пишет:
А это совсем не мешает мыслить себя самостоятельной и достойной личностью. Независимость ведь не подразумевает исключительности.
Я уже объяснил достаточно, в каком смысле мы все "самостоятельны", а в каком нет. Что Вы подразумеваете под "достоинством" в данном случае мне не известно. Впрочем, мыслить о себе Вы можете все, что Вам угодно. Мое дело только помочь Вам и себе самому в чем-то разобраться - если Вы этого хотите, конечно.
А Вы уверены, что сами уже разобрались, или только разбираетесь еще?Мое дело только помочь Вам и себе самому в чем-то разобраться - если Вы этого хотите, конечно.
Просто христиане сначала говорят, что гордыня это отсутствие смирения перед Богом и превозношение перед ближними. А потом выясняется, что если у кого-то осталось хоть чуть-чуть достоинства, если он еще верит, что у него есть какие-то права, если считает себя не хуже других - значит, одержим гордыней!
Инезилья пишет:А Вы уверены, что сами уже разобрались, или только разбираетесь еще?
Я ведь написал, что хочу помочь Вам и себе в чем-то разобраться. Понимаете? Это означает, что при разговоре с Вами я нахожсь в процессе осмысления каких-то вещей и надеюсь, что если Вы беседуете со мной, Вам это тоже нужно. И мы помогаем друг другу в этом.
Мои взгляды я обычно излагаю сам, по возможности стараясь избегать двусмысленностей. Сожалею, но не могу отвечать за некое обобщенное христианское мнение. Каждый человек уникален и нужно говорить конкретно.
din пишет: хочу Вам предложить то, что я написал уже довольно давно, но, возможно, кое-что из сказанного может иметь отношение к нашему обсуждению.
Я прочитала ваш труд, дорогой Димитрий, похоже на проповедь или статью в христианскую газету. Нет? Извините, но вы не относитесь к клиру?
Мне очень понравился ваш труд. Доступным языком, согласно христианскому вероучению раскрывает важные истины.
Начиная с Искупительной жертвы Господа Нашего Иисуса Христа, задаетесь вопросом, что люди со своей стороны должны сделать ради своего спасения (кстати, протестанты считают, что достаточно одной веры). Подводите, к главной заповеди о любви к Богу и ближнему.Задаете важный вопрос: почему имея заповедь и желание человека жить согласно ее, реальность так далека от желаемого? Ответ, вы, находите в повреждении человеческой природы и главном грехе - гордыне. Раскрываете тему гордыни и в конце предлагаете выход с упованием на Бога.
Думаю ваш труд многим может быть полезен (по крайней мере себе я его скопировала), тем более, что создали вы его давно, возможно у вас еще есть работы?
Спасибо за добрые слова в мой адрес. Я очень рад, что Вам пришлась по душе моя заметка. Это было написано не для газеты. И я не принадлежу к клиру. У меня есть и более раннее, и более позднее, что написано на темы, имеющие отношение к христианству. Всегда готов поделиться своими размышлениями, но обязан сразу предупредить, что чем дальше, тем более «неортодоксальным» становится мой взгляд на христианство. За некоторые мои рассуждения меня вполне можно было бы отлучить от Церкви – настолько нетрадиционно и «неполиткорректно» я воспринимаю христианство и саму веру в Творца. Об этом я открыто признавался здесь на Форуме. Посему боюсь доставить Вам неудовольствие некоторыми своими писаниями.Амурчанка пишет:
din пишет:
С тем более «неортодоксальным» становится мой взгляд на христианство
Понимаю ваши опасения, но хочу сказать, что привыкла уважительно относиться к чужому мировоззрению, каким бы оно ни было (хотя признаюсь, мне немного грустно. Похожее чувство было при изучении любимого мной Тертуллиана). Просто по некоторым вопросам у нас будут разные точки зрения.
Так тем то и опасна гордыня ( гордость), что наружу , бывает, и не вылезает. Тайно действует. Сделай доброе дело. Допустим бабушке сумку донеси до дома тяжёлую..и если почувствовал прилив энергии. Но, про себя только подумал - Вот я какой. Так мельком подумал..червоточина гордыньки начала работать. А сделал то же самое ( пример та же бабулька)и забыл тут же. При чём стояла делема помочь бабушке или опоздать на долгожданную маршрутку. Вот, пообращайте внимание на своё поведение в быту. Хотя бы денёк. Уверяю, что быстро её обнаружите.Алекс С пишет:
А откуда взялась гордость?
У меня есть гордость, но я от этого не страдаю и не вижу причины от нее избавляться
Вот поэтому христианство и неприемлемо для меня. Делать добрые дела необходимо, но гордиться этим категорически нельзя. Между тем, должна же быть какая-то награда? Право считать себя хорошим - достойная награда, если отобрать и ее - никто вообще добрых дел делать не будет!Сделай доброе дело. Допустим бабушке сумку донеси до дома тяжёлую..и если почувствовал прилив энергии. Но, про себя только подумал - Вот я какой. Так мельком подумал..червоточина гордыньки начала работать.
Почему доброе дело надо забыть, а недоброе - наоборот. в нем еще и покаяться нужно?
Вот, не верно поняла меня. Есть добро просто ради добра. И если после какой то помощи человеку ты почувствовал не бесячий прилив. А мир, радость на душе. Господь даёт такую награду, как радость от того, что ты кому то помог...бескорыстно. Просто иначе не мог поступить.Инезилья пишет:
Вот поэтому христианство и неприемлемо для меня. Делать добрые дела необходимо, но гордиться этим категорически нельзя. Между тем, должна же быть какая-то награда? Право считать себя хорошим - достойная награда, если отобрать и ее - никто вообще добрых дел делать не будет!
Почему доброе дело надо забыть, а недоброе - наоборот. в нем еще и покаяться нужно?
Гордость не то же самое что гордыня
ПётрПавел пишет:Гордость не то же самое что гордыня
Во всяком случаи они очень близкие родственники. Хлтя...для меня это близнецы.
Гордость - на русском языке. Гордыня - на церковнославянском. Значение одно.ПётрПавел пишет:Гордость не то же самое что гордыня
Kseniya пишет:Но, про себя только подумал - Вот я какой. Так мельком подумал..червоточина гордыньки начала работать. ... Вот, пообращайте внимание на своё поведение в быту. Хотя бы денёк. Уверяю, что быстро её обнаружите.
Абсолютно верно! Сам вожусь с этой проблемой всю жизнь. Только называю это не гордыней (хотя правильно все же именно гордыня, как Вы сказали), а внутренним цензором своих поступков и внутренним позером. А как избавляться от этого цензора и позера? - Взрослеть, наверное, надо. Духовно взрослеть, что означает - переставать видеть и осознавать себя обособленным от других, этакой отдельной от всех "самоценностью". Как-то так примерно...
А за пост - большое спасибо!
Прот. Сергием написана целая книга о гордости. Будет премного душеполезным всем прочитать вместе с книгой Никодима Святогорца "Невидимая брань": https://azbyka.ru/strast-gordosti-i-borba-s-nej
Гордость - это путь к унынию и отчаянию.
Вообще-то гордость за сделанные тобой добрые дела - это нормально. Скажу больше, это по-христиански. Только нужно различать то, чем можно гордиться, а чем нет.
Если человек сумел сочинить красивый стих или хороший рассказ, открыл, например, закон всемірного тяготения или вывел таблицу химических элементов, сделал хорошую операцию больному, которая спасла ему жизнь, и т.п. То этим вполне можно гордиться. При этом надо понимать, что таланты для всего этого тебе даны Богом. Не дал бы тебе Бог эти таланты, ничего бы ты не смог. Нельзя гордиться своим талантом, но можно гордиться тем, как ты ими воспользовался.
Даже мысль "донести пожилой бабушке тяжёлую сумку" тебе дарует Бог-Дух Святой. Но вот то, что ты откликнулся на призыв Бога и донёс её, достойно уважения и гордости за совершённый тобой добрый поступок.
Потому и названы мы соработниками Богу. Мы вместе всё должны делать - Бог и ты. И различать нужно, за что можно гордиться, а за что нет. И славить Бога за все дарованные тебе таланты и даже просто призывы сделать какое-нибудь доброе дело.
Просто наших добрых дел всегда очень мало, а вот злых дел в избытке. За них и каемся.
А в русском языке есть два глагола - "гордиться" и "возгордиться". За то, что мы реализовали дарованные нам Богом таланты можно гордиться. А вот если мы начнём и дарованные Богом таланты себе приписывать, тогда мы возгордимся. А вот это уже грех.
По-моему как-то так.
Если человек сумел сочинить красивый стих или хороший рассказ, открыл, например, закон всемірного тяготения или вывел таблицу химических элементов, сделал хорошую операцию больному, которая спасла ему жизнь, и т.п. То этим вполне можно гордиться. При этом надо понимать, что таланты для всего этого тебе даны Богом. Не дал бы тебе Бог эти таланты, ничего бы ты не смог. Нельзя гордиться своим талантом, но можно гордиться тем, как ты ими воспользовался.
Даже мысль "донести пожилой бабушке тяжёлую сумку" тебе дарует Бог-Дух Святой. Но вот то, что ты откликнулся на призыв Бога и донёс её, достойно уважения и гордости за совершённый тобой добрый поступок.
Потому и названы мы соработниками Богу. Мы вместе всё должны делать - Бог и ты. И различать нужно, за что можно гордиться, а за что нет. И славить Бога за все дарованные тебе таланты и даже просто призывы сделать какое-нибудь доброе дело.
Просто наших добрых дел всегда очень мало, а вот злых дел в избытке. За них и каемся.
А в русском языке есть два глагола - "гордиться" и "возгордиться". За то, что мы реализовали дарованные нам Богом таланты можно гордиться. А вот если мы начнём и дарованные Богом таланты себе приписывать, тогда мы возгордимся. А вот это уже грех.
По-моему как-то так.
Всякое доброе дело от Господа. Господом и хвалиться верно.
ОТКУДА ЖЕ ПРИХОДИТ ЗМЕЙ? О ДВУХ ПЕРВЫХ ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОРДОСТИ В ЧЕЛОВЕКЕ
Монах Кирилл (Попов)
Любой из нас в той или иной степени «болеет» гордостью, а потому каждому человеку необходимо осмыслить причины ее появления, чтобы, понимая их особенности, наметить пути преодоления этой страсти. Для этого, прежде всего, стоит задуматься о действиях «отца гордости» и о поврежденной человеческой природе.
Выявление причин гордости необходимо для понимания механизмов развития страсти гордости и определения путей ее преодоления. Священное Писание, святые отцы и подвижники благочестия первыми выделяют следующие из них — действие диавола и удобопреклонность человеческой природы ко греху.
Итак, своей первопричиной гордость имеет падшего верховного ангела, отвергшего Бога. Вследствие этого, можно сказать, что свое онтологическое основание страсть гордости берет в духовном мире и справедливо названа святыми отцами — страстью духовной.
На протяжении всей библейской и всей человеческой истории можно видеть, как единогласно указывают Священное Писание и Священное Предание, что именно диавол и его враждебные намерения становятся причиной отступления человека от Бога, совершения им недобрых дел, в том числе и горделивых поступков. Диавол заразил человека грехом гордости, осквернил весь его состав и удалил от Бога. Он желал навсегда стереть память о Боге из ума человеческого. Ум человека стал служить лукавому и потерял свою силу.[1] Причина гордости неразрывно связана со свободой, заключающей в себе возможность неправильного выбора, уклонения от верного пути.
"Именно диавол и его враждебные намерения становятся причиной отступления человека от Бога"
О том наставляют и святые отцы, обозначая диавола как главную причину тяжелейшего греха гордости. Святитель Ириней Лионский, свидетельствуя о действии диавола в мире, указывает также и ту цель, которой желает достичь враг человеческого рода. Святитель отмечает, что диавол — ангел богоотступник — стремится «обольщать и совращать душу человеческую к преступлению заповедей Божиих и мало-помалу ослеплять сердца… старающихся служить ему, чтобы они забыли истинного Бога и ему поклонялись, как Богу»[2].
- Продолжение:
- Диавол, по слову преподобного Антония Великого, удалившись от Бога за свою гордость, «непрестанно усиливается увлечь в падение и всех тех, кои от всего сердца желают приступить к Господу, — тем же самым путем, каким и сам ниспал, то есть гордостию и любовию к суетной славе. Вначале то, что свергло с неба, было движение гордости»[3].
Так и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин замечает: «Гордость через Люцифера (Денницу), низверженного за нее, вкралась потом в первозданного Адама, произвела слабости и поводы ко всем порокам»[4]. Поскольку сначала диавол согрешил (1 Ин. 3:8), именно он является первой причиной, первым виновником греха и родоначальником всех зол, источником появления в мире страстей, в том числе страсти гордости. Под его действием, всегда направленным на погубление человека через отдаление от Бога и лишение его веры, тот и уклоняется в грех.
Преподобный Макарий Оптинский прямо говорит, что причиной горделивого самомнения является действие диавола, желающего исказить образ человека: «Враг <…> влагает высокоумие, всех других пороков тягчайшее. Когда он сам, будучи бестелесен, за один сей грех низвержен с неба, то тщится оным и других запять (т. е. помешать идти, воспрепятствовать — Прим. автора)»[5]. Преподобный подчеркивает мысль о том, что в гордость уподобляет человека гордым же духам — бесам.
Во всем этом можно видеть несомненное указание на то, что именно усердием врага вносится в человека губительное действие страстей. Об этом и говорит во втором своем послании к Коринфянам апостол Павел, призывая к рассудительности и внимательности к диавольским умыслам — тем поводам, через которые он ввергает человека в болезненные греховные состояния: чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам небезызвестны его умыслы (2 Кор. 2:11)[6].
Так и святые отцы говорят, что особая хитрость врага заключается в том, что он, «низложивший человека надеждою ложной славы, не престает поощрять его теми же побуждениями и изобретать для сего тысячи козней»[7]. К такому ослеплению, приводит диавол человека, стараясь укрепить в нем стремление к совершению добрых дел, которые становятся причиной все возрастающего в нем превозношения.
Все, что только есть в мире, диавол старается обратить против человека и Бога, злом он сделал все то, что должно было бы приносить пользу человеку и приводить его к Создателю, чем человек мог бы послужить Ему. Так сильно под действием диавола оказался теперь искажен мир. Можно заключить, что природные дарования и достоинства, богатство и могущество, Божии благодеяния и даже добродетели диавол старается обратить в гордость, отвращающую человека от Бога и поставляющую его на службу ему.
"Последствием грехопадения стала удобопреклонность человека ко злу."
Наша удобопреклонность (склонность) ко греху отверзает двери диаволу, иными словами, люди сами позволяют ему влиять на себя. До грехопадения прародители находились в состоянии бесстрастия, человеческое естество тогда было «удобопреклонно к добру»: «совершать добродетели, осуществлять волю Божию для человека было естественно и легко, все силы и свойства его природы были направлены ко благу, а в отношении греха она была немощна и неприспособлена»[8]. Следствием гармонического сочетания частей природы человека было прежде всего его бесстрастие (ἀπάθεια).[9]
Как писал епископ Варнава (Беляев), «непогрешимым Адам был только в единении с Богом, при помощи благодати Его, а без нее, если бы и хотел не грешить, это было бы не в его силах. <…> Воля его свободна уклоняться к добру или ко злу, но она последнего не хочет, потому что при ней благодать, и благодать при ней потому, что она не хочет уклоняться ко злу. Ибо самое хотение-то добра и зла предоставлено Богом свободной воле человека. Диавол хорошо знал все это и потому возбуждал в первых людях гордость и прочие страсти»[10].
Святитель Григорий Нисский отмечал, что Адам и Ева участвовали в своем падении «своей полной свободой, ибо вне свободной воли — нет греха, нет зла»[11].
Последствием же грехопадения стала удобопреклонность человека ко злу: «человеческая природа извратилась и стала немощной к добродетели и удобопреклонной ко злу. Теперь, совершая грех, человек не только не наталкивается на сопротивление природы, но, напротив, встречает с ее стороны поддержку, расположение к нему»[12]. Ошибка прародителей крылась в том, что критерием истинности или неистинности своего шага человек взял не волю Бога, а единственно самого себя[13]. В таком представлении прародители поставили себя в центр мирового бытия, полной автономной независимости от Бога. Таким образом, оторвавшись от Бога, человек сделал самолюбие принципом всей своей жизни.
Исследователь православной аскетической традиции С. М. Зарин на основе изучения творений святых отцов также указывает на то, что происхождение в человеке гордости связано с отступлением человека от Бога: «Падение человека состояло именно в себялюбивом обособлении от Бога»[14], «Человек согрешил собственно тем, что переставил центр своей жизни и деятельности с Бога на самого себя. Он сознательно и свободно <…> решился, вместо воли Божией, поставив свою волю началом жизнедеятельности <…> достигнуть полной независимости от Бога, жить и удовлетворять бесконечным запросам своего существа (прежде всего познания) помимо Бога, одним словом, — захотел быть самодовлеющим существом. В этом же заключается сущность и вообще греховного состояния всякого человека»[15] и далее: «так что в данном случае человек стремится быть для себя автономным, высшим и законодателем и судиею»[16]. Эта автономия, состоящая в горделивом отвержении Бога, по мысли С. М. Зарина, заключается в том, что жизнь безусловную он [человек] решил найти и осуществить вне и помимо Бога, тем самым отказавшись признавать Бога как абсолютную ценность своей жизни как единственную, необходимую опору своего существования»[17]. В этом явственно отображается самонадеяние человека[18], которое неоднократно находило выражение в Священной истории: «Он сознал себя способным прожить своими человеческими силами и средствами, при посредстве лишь условного, тварного бытия, без высшей религиозной поддержки, без непосредственной связи с Богом. Таким образом, центр тяжести своей жизни он перенес на себя, вне живого, ближайшего отношения к Божеству»[19].
"В человеке произошло смешение добра со злом; причем по необходимости зло проникает из естества, искажает его добро и низлагает замыслы ума, тщетно покушающегося ввести в душевный храм истинное служение Богу."
Ссылаясь на преподобного Иоанна Лествичника[20], С. М. Зарин указывает, что в этом как раз и проявляется гордость, вызывая у человека стремление жить для себя и по себе. Это обнаруживается в отношениях человека и с Богом, Которого он забывает, надеясь на собственные силы, и с ближними, над которыми он любыми способами старается возвыситься, подчинить их себе.
Исследователь отмечает, что гордым возвышением святители Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский объясняют проявление человеком пренебрежительного отношения к низшим и презрение к равным[21]. Это впоследствии приводит к невозможности самонаблюдения и самоиспытания[22].
В послании Восточных патриархов сказано: «Веруем, что человек, падший через преступление, уподобился бессловесным скотам, т. е. помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился той природы и силы, которую получил от преблагого Бога, ибо в противном случае он сделался бы и не разумным и, следственно, не человеком; но он имеет ту природу, с которой сотворен, и природную силу, свободную, живую, деятельную, так что он по природе может избирать и делать добро, убегать и отвращаться зла»[23]. В человеке произошло смешение добра со злом; причем по необходимости зло проникает из естества, искажает его добро и низлагает замыслы ума, тщетно покушающегося ввести в душевный храм истинное служение Богу[24]. Поэтому мы влечемся то к злу, то, покидая это стремление, направляемся к добру»[25].
Схиигумен Иоанн (Алексеев), говоря об удобопреклонности ко злу, пишет, что «наша природа, порченная преслушанием, и мир со своими разными соблазнами ошеломляющими, помогают диаволу и Господь не нарушает наше самовластие»[26]. Потому, как указывает старец, человеку необходимо стремиться к добродетели насколько хватает его сил, напоминает, что Господь хранит нас не за труды, а за смирение, и говорит словами Иоанна Лествичника: «Где случилось падение — там предварила гордость»[27].
Поэтому можно заключить, что человек, бездарно распорядившись свободной волей, пренебрег заповедями и решил выстроить свою жизнь без Бога и начать свое самостоятельное, автономное существование, воображая себя центром Вселенной.
_________________________________
[1]Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 1. — М.: Сибирская благозвонница, 2011. — С. 17.
[2]Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. — Санкт-Петербург, 1900. — С. 496.
[3]Добротолюбие. — М.: Типо-литография Ефимова, 1895. — Т. I. — С. 31.
[4]Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина. 2-е изд. — М., 1892. — С. 48.
[5]Жизнеописание оптинского старца схиеромонаха Макария. — М.: Отчий дом, 1997. — С. 318.
[6]Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 2. — М.: Сибирская благозвонница, 2013. — С. 97.
[7]Василий Великий, свт. О Смиренномудрии // Творения. Т. 2. — СПб., 1911. — С. 237 (Беседы. Беседа 20).
[8]Леонов В., прот. Основы православной антропологии. — М.: Сретенский монастырь, 2013. — С. 186.
[9]Пономарев П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям Восточных писателей-аскетов IV века. — Казань, 1899. — С.77.
[10]Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Том 1. — М., 1998. — С. 118.
[11]Тихомиров Д. Григорий Ниссский как моралист. — Казань, 1886. — С. 108.
[12]Леонов В., прот. Основы православной антропологии. М.: Сретенский монастырь, 2013. С. 186.
[13]Пономарев П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям Восточных писателей-аскетов IV века. — Казань, 1899. — С.80.
[14]Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. — СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума. — С. 221.
[15]Там же.
[16]Там же. С. 299.
[17]Там же. С. 24.
[18]«Это обстоятельство отмечается, например, блаженным Феофилактом Болгарским, указывающим, что гордость, выражающаяся в пренебрежении Бога, проявляется, когда кто, сделав доброе дело, приписывает его не Богу, а собственной силе». (См.: Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на книги Нового Завета. — М.: Директ-Медиа, 2014. — С. 260.)
[19]Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. — СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума. — С. 24.
[20]Там же. С. 298.
[21]Там же. С. 300.
[22]Там же.
[23]Малиновский Н.П. Очерк православного догматического богословия. — М., 1912. — С. 420.
[24]Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Аскетические опыты. — СПб, 1886. — С. 364.
[25]Игнатий (Брянчанинов) свт. Слово о чувственном и о духовном видении духов // Его же. Полное собрание творений. Т. 3. — М., 2002. — С. 14.
[26]Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна. — М.: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, 1996. — С. 10.
[27]Там же.
http://sdsmp.ru/news/n5113/