Истинный пост, как известно, воздержание от всякого зла. А согласно христианскому учению, самое
страшное зло - гордость. Именно гордость сделала дьявола тем, чем он стал. Это порок от которого не
свободен ни один человек в мире.
Меру своей гордыни мы можем определить задав себе вопрос:"Как сильно я возмущаюсь, когда другие
унижают(вмешиваются в мои дела; игнорируют) меня?" Наше возмущение есть результат соперничества нашей
гордости с чьей-либо еще. Из этого следует понять, что дух соперничества - это сама суть гордости.
Ведь там, где нам не с чем соперничать, гордости нет места.
Она не довольствуется частичным обладанием, гордости нужно все, ее невозможно удовлетворить.
Если мы считаем, что не страдаем гордыней, значит мы действительно ею страдаем. И первый шаг:
осознать свою гордость. Этот шаг и будет самым значительным.
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
Что есть гордость?
Амурчанка- Пользователь
- Сообщения : 183
Дата регистрации : 2013-02-02
Откуда : г. Комсомольск-на-Амуре
Вероисповедание : православная христианка
Re: Что есть гордость?
Амурчанка пишет:Истинный пост, как известно, воздержание от всякого зла. А согласно христианскому учению, самое
страшное зло - гордость. Именно гордость сделала дьявола тем, чем он стал. Это порок от которого не
свободен ни один человек в мире.
А откуда взялась гордость?
Амурчанка пишет:
Она не довольствуется частичным обладанием, гордости нужно все, ее невозможно удовлетворить.
Если мы считаем, что не страдаем гордыней, значит мы действительно ею страдаем. И первый шаг:
осознать свою гордость. Этот шаг и будет самым значительным.
У меня есть гордость, но я от этого не страдаю и не вижу причины от нее избавляться
Алекс С пишет:
А откуда взялась гордость?
У меня есть гордость, но я от этого не страдаю и не вижу причины от нее избавляться
Так у вас и грехов нет, видимо...
Нюся пишет:
Так у вас и грехов нет, видимо...
Ну это Вы решайте, для меня понятие "грех" - пустой звук.
Священное Писание о гордостиЧто есть гордость?
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
(Иак. 4, 6)
Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным.
(Притч. 16, 5)
…все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
(1 Пет. 5, 5)
- Спойлер:
- Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: [до ревности любит дух, живущий в нас]? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
(Иак. 4, 5-7)
…вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
(Иак. 4, 16)
…кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
(Мф. 23, 12)
И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься…
(Мф. 11, 23)
…исходящее из человека оскверняет человека.
Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —
все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
(Мк. 7, 20-23)
1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
(2 Тим. 3)
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
(Рим. 1)
Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
(Рим. 11, 20)
Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе.
(Рим. 12, 16)
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
(1 Ин. 2, 15-16)
Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
(1Кор. 4, 6-7)
Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
(1 Тим. 6, 3-4)
Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго…
(1 Тим. 6, 17)
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
(Мф. 5, 3)
Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем,
да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня:
там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.
(Пс. 35, 11-13)
Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
(Пс. 100, 4-6)
Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время.
Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих.
(Пс. 118, 20-21)
Сотворих суд и правду; не предаждь мене обидящым мя. Восприими раба твоего во благо, да не оклеветают мене гордии.
(Пс. 118, 121-122)
Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
(Притч. 6, 16-19)
Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.
Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
(Притч. 16, 17-19)
Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.
Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.
(Притч. 29, 22-23)
Бог не отвратит гнева Своего; пред Ним падут поборники гордыни.
(Иов. 9, 13)
16. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,
17. чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,
18. чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.
(Иов. 33)
1 И отвечал Господь Иову из бури и сказал:
2 препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне.
3 Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?
4 Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он?
5 Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие;
6 излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его;
7 взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их;
8 зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою.
(Иов. 40)
2 сын человеческий! …так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: "я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей", и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим…
…
6 за то так говорит Господь Бог: так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим,
7 вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой;
8 низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых.
(Иез. 28)
11 В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой.
12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
13 А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;
14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему".
15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
(Ис. 14)
Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его.
Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.
Ибо [грядет] день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено…
(Ис. 2, 10-12)
Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей…
(Ис. 13, 11)
Вот, Я - на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; ибо пришел день твой, время посещения твоего.
И споткнется гордыня, и упадет, и никто не поднимет его; и зажгу огонь в городах его, и пожрет все вокруг него.
(Иер. 50, 31-32)
…смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего…
(Втор. 8, 14)
http://www.verapravoslavnaya.ru/?Gordostmz__-_alfavit#1
ОльгаСофия пишет:
Священное Писание о гордости
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
(Иак. 4, 6)
Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным.
(Притч. 16, 5)
…все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
(1 Пет. 5, 5)
Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: [до ревности любит дух, живущий в нас]? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
(Иак. 4, 5-7)
СофияОльга, что это? Вопрос был: "откуда взялась гордость?".
Алекс С пишет:
СофияОльга, что это? Вопрос был: "откуда взялась гордость?".
С Алекс, вопрос в названии темы, он процитирован в моем комментарии.)
ОльгаСофия пишет:
С Алекс, вопрос в названии темы, он процитирован в моем комментарии.)
А, да. Неправильно прочитал цитированный вопрос
Алекс С пишет:А откуда взялась гордость?
Присоединюсь к вашему обсуждению и добавлю. Как известно, Бог прежде материального мира создал духовный (ангелов). Никакого зла не существовало. Один из ангелов(Денница), самый способный, могущественный, чья жизнь была единением с Богом, созерцанием Бога в какой-то момент перевел взгляд на себя, засмотрелся на себя. Он подумал о том, как он хорош, как Бог, и почему бы ему самому не стать Богом. Он сделал выбор и мгновенно изменился, так появился дьявол, а с ним зло и гордость.
Алекс С пишет:
У меня есть гордость, но я от этого не страдаю и не вижу причины от нее избавляться
Люди далекие от христианства считают гордость частью своего характера, частью себя. А так как человек относится к себе с любовью, ко всему себе целиком, то распространяет эту любовь и на гордость.
Не возникало ли у вас, например такой ситуации: вы с близким другом в компании друзей обсуждаете темы и по какому-то вопросу ваше мнение не совпадает с мнением друга, каждый отстаивает свою точку зрения (хотя тема для вас может быть малоизвестная) и вы ловите себя на чувстве раздражения к другу, происходит ссора. Анализируя спустя время ситуацию не возникало ли у вас чувства недоумения откуда появилось раздражение к другу, ведь норма ваших отношений - теплота? Не кажется ли вам, что вам и не хотелось раздражаться, а что-то в вас действовало против вашей воли?
Если хорошенько подумать, то можно понять, что в той ситуации вы действовали под влиянием гордости и поддавшись под ее влияние осложнили себе жизнь, огорчили друга, испортили настроение и т.д.
Алекс С пишет:
А откуда взялась гордость?
Гордыня - отпадение от Бога. Самоуверенность в своей собственной самодостаточности. Тайное желание считать себя центром вселенной. Как и в случае с падшим Денницей - это может произойти с любой разумной сущностью, наделённой свободой. Тогда когда понятие свобода подменяется в сознании понятием вседозволенность. Или от детской глупонаивности как у людей, или от огромной власти - как это случилось с cатаной.
Но корень - в незнании или непонимании сущности Бытия.
Ангел, в чьём подчинении находилась треть ангелов мог себя почувстввать всемогущим. Но он не знал и не знает ключа к Бытию - тайну Творения Жизни. А без этого - всё прах сотворённый и ничего более.
Падший Денница - как и всё остальное сотворён Богом и состоит из божественной духоматерии, как и всё в этом мире. Так что если бы Бог хотел его "выключить" - он бы давно развоплотил ту духоматерию из которой состоит падший ангел.
Но сверхсознание Бога - это весь мир, потому как какую песчинку на самой заброшенной планете на окраине вселенной не подними - в ней будет Бог. Потому как весь мир сотворён Богом в самом себе, и Бог присутствует непроявлено в каждой мельчайшей частичке мироздания. Потому сверхсознание Бога видит всю вселенную как на ладони, и ничего тайного для Бога нет.
Бог видит всю тщётность и глупость подобного самообмана, которой является гордыня. Потому и Деннице он позволил поиграться в "бога", тем самым послужить для Творца испытателем душ человеческих.
У Бога ничего не пропадает зря. Всё используется. И наши грехопадения - тоже.
"Смиренный и тысячи раз если упадет, снова поднимается, и падение засчитывается ему как победа. А гордый сразу с падением в грех впадает и в отчаяние и, ожесточась, не хочет более подняться. Отчаяние — смертельный грех, и радуется ему диавол более всего. Но исповедью оно сразу же растворяется.
И уже было сказано тебе, что ты болеешь большим неведением, от которого рождается возношение. Так вот, будь внимательным, чадо мое, и избавляйся от неведения, матери всякого зла. Неведение добра — тьма души. И если человек не станет союзником Христа, Который есть Свет, он не сможет избавиться от князя тьмы, диавола... "
Иосиф (Исихаст)
(Письма к монашествующим и мирянам)
Последний раз редактировалось: xmission (19.03.13 6:02), всего редактировалось 1 раз(а)
Очень хороший пост. И очень полезен – чтобы себя проверить и перепроверить. Спаси Бог Вас, простите, не знаю Вашего имени мирского и во Крещении.
Несколько мыслей, навеянных Вашими словами:
Еще раз спасибо за Ваши размышления.
Несколько мыслей, навеянных Вашими словами:
Возможно, он будет не только самым значительным, но и вообще – альфой и омегой всего самопознания. Тем зеркалом, в котором человек увидит самого себя настоящего.И первый шаг: осознать свою гордость. Этот шаг и будет самым значительным.
Справедливо. И знаете, какое слово я полагаю здесь ключевым? Нет, не «гордыню», а - «считаем». Ибо оно, как в ярком свете прожектора, высвечивает самую большую проблему нашего отпадения от Создателя – утрату целостности в себе и утрату единения с Ним. Нам начинает казаться, что «мы» - это и есть последняя реальность, тогда как «я», «мы», «ты» ... – только иллюзия самости, иллюзия собственной независимости друг от друга и от Причины нашего бытия.Если мы считаем, что не страдаем гордыней, значит мы действительно ею страдаем.
Еще раз спасибо за Ваши размышления.
А почему именно гордость, а не убийство, грабеж, изнасилование и прочие особо опасные уголовные преступления?Амурчанка пишет: согласно христианскому учению, самое
страшное зло - гордость. Именно гордость сделала дьявола тем, чем он стал.
Наверное потому, что уголовные преступления посягают на права рядовых граждан. А какое кому до них дело? Когда убьют, тогда и приходите! Не мешайте работать! Не надо юбку короткую носить, тогда не изнасилуют! Надо деньги хранить в сберкассе, тогда не обворуют!
А гордость - это сомнение и неприятие государственного и церковного порядка управления. Человек замахивается на самое святое - на государственно-церковный аппарат. Пускай замахивается мысленно, но от вредного анекдота до шпионажа и диверсии - один шаг!
Смердяков пишет:
А почему именно гордость, а не убийство, грабеж, изнасилование и прочие особо опасные уголовные преступления?
Потому что гордость была самым первым злом, а от нее пошло зло дальше во всех разновидностях и в перечисленных вами.
Смердяков пишет:
Наверное потому, что уголовные преступления посягают на права рядовых граждан. А какое кому до них дело? Когда убьют, тогда и приходите! Не мешайте работать! Не надо юбку короткую носить, тогда не изнасилуют! Надо деньги хранить в сберкассе, тогда не обворуют!
Нет, все уголовные преступления должны быть наказуемы. Я тоже за правовое государство.
Смердяков пишет:
А гордость - это сомнение и неприятие государственного и церковного порядка управления. Человек замахивается на самое святое - на государственно-церковный аппарат.
Гордость, сомнение и неприятие - это три разные вещи.
Если вам не нравится государственный порядок управления - находите единомышленников, объединяйтесь, ищите пути, как можно улучшить, изменить ситуацию, разрабатывайте конструктивные программы.
Смердяков пишет:Пускай замахивается мысленно, но от вредного анекдота до шпионажа и диверсии - один шаг!
Не кажется ли вам, что в анекдоте, как и в злословии мало пользы. Они только увеличивают существующее зло.
din пишет:
Справедливо. И знаете, какое слово я полагаю здесь ключевым? Нет, не «гордыню», а - «считаем». Ибо оно, как в ярком свете прожектора, высвечивает самую большую проблему нашего отпадения от Создателя – утрату целостности в себе и утрату единения с Ним. Нам начинает казаться, что «мы» - это и есть последняя реальность, тогда как «я», «мы», «ты» ... – только иллюзия самости, иллюзия собственной независимости друг от друга и от Причины нашего бытия.
Большое спасибо, Вам din, за внимание и рассуждения. Меня зовут, Марина Валерьевна, буду рада узнать и Ваше имя.
Ваши дополнения уникальны, Вам удается глубоко понять мысль собеседника и явить еще одну значимую грань этой мысли. Таким образом, Вы ее углубляете, показываете с иной стороны. Спасибо, Вам, за Ваш труд.
И Вам большое спасибо за конструктивный диалог. Имя мое Дмитрий. Там, где я сейчас проживаю, обращение по отчеству практически не используется, даже среди русскоязычных иммигрантов. Поэтому, несмотря на свой уже весьма солидный возраст (лучше сказать – преклонный), я представляюсь просто по имени и такое обращение мне вполне по душе. А как Вам?Амурчанка пишет:Большое спасибо, Вам din, за внимание и рассуждения. Меня зовут, Марина Валерьевна, буду рада узнать и Ваше имя.
Я хочу признаться, что Ваша добрая оценка моих заметок меня очень обрадовала. Не потому только, что похвала всегда приятна (если она искренняя и объективная, конечно), но главным образом из-за того, что она означает взаимопонимание и взаимодополнение взглядов двух людей. Я всегда не устаю повторять, что не приемлю спор: в нем истина – вопреки поговорке - родиться не может никогда. Ибо в споре каждая из сторон за редчайшим исключением имеет целью доказать свою правоту. Истина же остается как бы вне «формата» дискуссии. Настоящая же, осмысленная дискуссия с оппонентом, подобна восхождению альпинистов в «связке» на труднодоступную вершину. Эта вершина и есть та истина, которую мы ищем. И обрести ее можно не тогда, когда восходящие отталкивают друг друга локтями, но когда помогают друг другу, страхуют друг друга от падения в пропасть. Так и в полемике лучшее, что может быть – это доброжелательное, хотя и критическое, внимание к собеседнику, готовность не уловить оппонента на случайной неточности или даже ошибке, но понять насколько возможно лучше сказанное другим, помочь ему выразить себя и свои мысли и затем вместе сформулировать наиболее верный вывод. Таков мой идеал дискуссии и потому я всегда рад безмерно, когда именно такая дискуссия случается в жизни. В нашей форумной жизни в том числе. Еще раз спасибо Вам за внимание и умение вести добрый разговор (не только со мной, конечно).
din пишет:И Вам большое спасибо за конструктивный диалог. Имя мое Дмитрий.
Здравствуйте, Димитрий, мне тоже проще общаться по имени. Отчеством я хотела обозначить свой немолодой возраст.
din пишет:Я всегда не устаю повторять, что не приемлю спор: в нем истина – вопреки поговорке - родиться не может никогда.
Согласна, с этой мыслью и в подтверждение хочу рассказать, что когда на христианских занятиях нам задали вопрос "Каким образом разрешать богословские споры"(или что-то вроде этого), мой ответ - был путем доброжелательного обсуждения с единомышленниками, с целью приблизиться к истине. Мне кажется этот путь наилучший не только в хрситианстве. Физики, когда решают какую-то проблему, самым эффективным является совместное(надеюсь доброжелательное) обсуждение. А про литераторов вообще нечего говорить, история полна примеров плодотворных литературных кружков, подаривших многих замечательных личностей. Ведь в процессе обсуждения открываются новые грани истины(до которых сам мог не додуматься, или не обратить внимание, или не придать значение), уточняются неточности, исправляются погрешности.
din пишет:В нашей форумной жизни в том числе.
Наверное, так или иначе, большинство из нас пришло на форум за этим, найти единомышленников, обсуждать с ними волнующие темы, выяснять непонятные места.
Святые отцы о гордости
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, что такое страсть гордости:
«Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».
Преп. Иоанн Лествичник:
"Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете.
Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы".
Преп. Иоанн Кассиан:
Гордость есть беспорядочное пожелание собственного превосходства или возвышения… Эта страсть хоть и ставится последней по времени борьбы с пороками и по порядку исчисления, но по важности и по времени происхождения она первая: этот зверь самый лютый, свирепее всех предыдущих, искушает особенно совершенных и почти уже поставленных на вершине добродетелей губит жестоким угрызением.
Авва Дорофей различает два вида гордости: против ближнего и против Самого Бога:
Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его как ничего не значащего, а себя считает выше его, - таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу приходит и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои приписывает себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощию Божиею. Поистине, братия мои, знаю я одного, пришедшего некогда в сие жалкое состояние. Сначала, если кто из братий говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: "Что значит такой-то? нет никого достойного, кроме Зосимы и подобного ему". Потом начал и сих охуждать и говорить: "Нет никого достойного, кроме Макария". Спустя немного начал говорить: "Что такое Макарий? нет никого достойного, кроме Василия и Григория". Но скоро начал охуждать и сих, говоря: "Что такое Василий? и что такое Григорий? нет никого достойного, кроме Петра и Павла". Я говорю ему: "Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать". И поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: "Что такое Петр? и что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы". Наконец, возгордился он и против Самого Бога и таким образом лишился ума. Посему-то должны мы, братия мои, подвизаться всеми силами нашими против первой гордости, дабы мало-помалу не впасть и во вторую, т. е. в совершенную гордыню.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, что такое страсть гордости:
«Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».
Преп. Иоанн Лествичник:
"Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете.
Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы".
Преп. Иоанн Кассиан:
Гордость есть беспорядочное пожелание собственного превосходства или возвышения… Эта страсть хоть и ставится последней по времени борьбы с пороками и по порядку исчисления, но по важности и по времени происхождения она первая: этот зверь самый лютый, свирепее всех предыдущих, искушает особенно совершенных и почти уже поставленных на вершине добродетелей губит жестоким угрызением.
Авва Дорофей различает два вида гордости: против ближнего и против Самого Бога:
Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его как ничего не значащего, а себя считает выше его, - таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу приходит и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои приписывает себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощию Божиею. Поистине, братия мои, знаю я одного, пришедшего некогда в сие жалкое состояние. Сначала, если кто из братий говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: "Что значит такой-то? нет никого достойного, кроме Зосимы и подобного ему". Потом начал и сих охуждать и говорить: "Нет никого достойного, кроме Макария". Спустя немного начал говорить: "Что такое Макарий? нет никого достойного, кроме Василия и Григория". Но скоро начал охуждать и сих, говоря: "Что такое Василий? и что такое Григорий? нет никого достойного, кроме Петра и Павла". Я говорю ему: "Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать". И поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: "Что такое Петр? и что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы". Наконец, возгордился он и против Самого Бога и таким образом лишился ума. Посему-то должны мы, братия мои, подвизаться всеми силами нашими против первой гордости, дабы мало-помалу не впасть и во вторую, т. е. в совершенную гордыню.
Меру своей гордыни мы можем определить задав себе вопрос:"Как сильно я возмущаюсь, когда другие
унижают(вмешиваются в мои дела; игнорируют) меня?" Наше возмущение есть результат соперничества нашей
гордости с чьей-либо еще.
Вообще не возмущаюсь, но и не позволяю так с собой обращаться. Если человек дурно воспитан или что-то имеет против меня - от него лучше держаться подальше.
Интересно, есть ли здесь хоть один, кто никогда не поступал на учебу или работу по конкурсу, не играл в футбол или шахматы, не занимался легкой атлетикой или дзюдо? Да хотя бы не был замешан в любовный треугольник? Соперничество невозможно искоренить из нашей жизни!Из этого следует понять, что дух соперничества - это сама суть гордости.
Ведь там, где нам не с чем соперничать, гордости нет места.
Ничего подобного.Она не довольствуется частичным обладанием, гордости нужно все, ее невозможно удовлетворить.
Я ею не страдаю: я ею наслаждаюсь.Если мы считаем, что не страдаем гордыней, значит мы действительно ею страдаем.
Ну осознала. Маловато ее у меня. что-то совсем не охота, чтобы узнавали на улице и просили автографы!И первый шаг:
осознать свою гордость. Этот шаг и будет самым значительным.
если вам не нравится государственный порядок управления - значит, нет в вас смирения и вы не хотите признать, что он от Бога, а если еще и боретесь за его изменение - значит, в гордыне своей воображаете, что можете что-то делать сами!
Это плохо.Значит вам всё позволительно ?. А совесть хоть иногда мучает?.Алекс С пишет:
Ну это Вы решайте, для меня понятие "грех" - пустой звук.
Есть гордость, а есть такое понятие, как гордыня. Гордость-это нормальное, естественное человеческое чувство. Гордыня-это гипертрофированная гордость,когда человек возомнил о себе невесть знает что. Так же, как к примеру любовь, доведенная до абсурда, превращается в ревность.
А потому что именно от гордости происходят убийство, грабеж, изнасилование и прочие особо опасные уголовные преступления.Гордость СТОИТ В САМОМ НАЧАЛЕ.Смердяков пишет:
А почему именно гордость, а не убийство, грабеж, изнасилование и прочие особо опасные уголовные преступления?
Наверное потому, что уголовные преступления посягают на права рядовых граждан. А какое кому до них дело? Когда убьют, тогда и приходите! Не мешайте работать! Не надо юбку короткую носить, тогда не изнасилуют! Надо деньги хранить в сберкассе, тогда не обворуют!
А гордость - это сомнение и неприятие государственного и церковного порядка управления. Человек замахивается на самое святое - на государственно-церковный аппарат. Пускай замахивается мысленно, но от вредного анекдота до шпионажа и диверсии - один шаг!
Может вы от неё и не страдаете зато страдают окружающие.Алекс С пишет:
А откуда взялась гордость?
У меня есть гордость, но я от этого не страдаю и не вижу причины от нее избавляться
zint пишет: именно от гордости происходят убийство, грабеж, изнасилование и прочие особо опасные уголовные преступления.Гордость СТОИТ В САМОМ НАЧАЛЕ.
Теперь я понял! Гордыня (гордость) - это то, что Оруэлл называл мыслепреступление. То есть когда человек сомневается в идеологии партии и правительства и пытается дойти до истины своим умом. От этого происходят все остальные преступления. Не только политические, но и уголовные.
Оруэлл пишет: Мыслепреступление не влечет за собой смерть: мыслепреступление ЕСТЬ смерть.
...
Напишет он ДОЛОЙ СТАРШЕГО БРАТА или не напишет - разницы никакой. Будет продолжать дневник или не будет - разницы никакой. Полиция мыслей и так и так до него доберется. Он совершил - и если бы не коснулся бумаги пером, все равно совершил бы - абсолютное преступление, содержащее в себе все остальные. Мыслепреступление - вот как оно называлось.
...
Это была запись их разговора с О'Брайеном в тот вечер, когда он вступил в Братство. Уинстон услышал, как он обещает обманывать, красть, совершать подлоги, убивать, способствовать наркомании и проституции, разносить венерические болезни, плеснуть в лицо ребенку серной кислотой. О'Брайен нетерпеливо махнул рукой, как бы говоря, что слушать дальше нет смысла.
Voldemir пишет:Есть гордость, а есть такое понятие, как гордыня.
Ваше уточнение, заставило задуматься над этим вопросом. До этого момента, я считала, что гордость и гордыня -это одно и тоже, отличатся только небольшими смысловыми оттенками.
В результате небольшого поиска выяснилось, что гордость и гордыня происходят от одного греческого слова. Ап.Павел, Иоанн Богослов и др. говорят о гордости. Авва Дорофей разделяет их на две: 1-я - когда кто-то укоряет ближнего; 2-ая -когда, кто-то возгордится против Самого Бога.
Первым о гордыне говорит прп. Паисий (Величковский). В смысле подобном вашему - гордость в день ото дня укрепляясь, переходит в гордыню. Но все они называют гордость грехом, другое дело, что все наше естество повереждено грехом.
Люди считают гордость нормальным естественным состоянием, а как иначе? Мы родились с ней и живем всю жизнь - она часть нас. Но христиане считают по другому - человек может быть лучше и тому пример святые преодолевшие с Божьей помощью свою гордость.
Нет, никогда.Не кажется ли вам, что вам и не хотелось раздражаться, а что-то в вас действовало против вашей воли?
отнюдь. Если друг вменяемый и не неврастеник - заскучает он от постоянной теплоты. Отношениям нужен драйв! Полезно иногда и поспорить, и поцапаться - это только укрепляет дружбу!огорчили друга,
А мне гордые больше нравятся. С ними так интересно!Но христиане считают по другому - человек может быть лучше и тому пример святые преодолевшие с Божьей помощью свою гордость.
Почему если совесть, то обязательно мучит и грызет?Значит вам всё позволительно ?. А совесть хоть иногда мучает?.
А может быть, лучше включать совесть до того, как принять решение, а не когда уже поздно пить боржоми?
Смысл один и тот же, но отличается отношение.Амурчанка пишет:я считала, что гордость и гордыня -это одно и тоже, отличатся только небольшими смысловыми оттенками.
Отличается как наша социалистическая демократия от буржуазной лжедемократии, а советский патриотизм от североатлантического шовинизма.
Похоже, что гордыня - это одно из названий осознания человеком своих прав. Но многие думают, что никаких прав человека не бывает, потому что их выдумали наши западные враги, чтобы развалить Союз, а затем и Федерацию.Амурчанка пишет: Люди считают гордость нормальным естественным состоянием, а как иначе? Мы родились с ней и живем всю жизнь - она часть нас. Но христиане считают по другому - человек может быть лучше и тому пример святые преодолевшие с Божьей помощью свою гордость.
Обычно отрицание прав человека распространяется на других. Отрицают права окружающих, но не свои собственные. Но некоторые могут отрицать и свои собственные права, возможно в приступе мазохизма.