Долгих лет жизни и мира, согласья
Ты обретёшь. В мыслях неукротим
Слишком на разум свой не полагайся,
Чувствуя Господа сердцем своим.
Что Бог задумал, людей не спросили.
С мудростью многое в мире видней
И несомненно, что знание - сила,
Только надежда и вера нужней.
Это уже атрибуты удачи,
С ними любовь, их родитель - Творец.
Мать же их Софья, суть мудрость, что значит
В сердце без Бога живёт лишь глупец.
Быть мудрецом в глазах собственных бойся,
Не уподобься глупцу ни на миг.
В жатве любой, в закромах, на покосе
Господа чти от прибытков твоих.
Дабы в тупик не загнать скопом разом
Всех соучастников действа сего,
Очень желательно сыну дать разум
До наказанья, не после него.
Дерево жизни она для блаженных,
Кто приобрёл её волей небес.
В ней, как роса, чистота отношений
И здравомыслия девственный лес,
Где не ступала нога человека.
Месяц Медведицу в небе доил,
Вниз опрокинулось звёздное млеко,
Редко кто капли с ковша уловил.
Лишь человек, с неба мудрость обредший,
И на земле нагулявший свой вес,
Пагубы не убоится от леших
Лишь потому, что не шастает в лес.
Не соревнуйся в насилье с другими,
Лучше героев таких избегать.
Жизнь проведи ни в разврате, ни в схиме.
Бог лишь смиренным даёт благодать.
_______________________________________
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе (Притч. 18;13);
Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь (Притч.);
"Терпение со смирением — корень всех благ" (Свт. Иоанн Златоуст)
Даже Господь не разу в Писании не рассуждал, но всегда учил нам учиться у него в первую очередь смирению, как корню всех благ.
О Смирении
Ты обретёшь. В мыслях неукротим
Слишком на разум свой не полагайся,
Чувствуя Господа сердцем своим.
Что Бог задумал, людей не спросили.
С мудростью многое в мире видней
И несомненно, что знание - сила,
Только надежда и вера нужней.
Это уже атрибуты удачи,
С ними любовь, их родитель - Творец.
Мать же их Софья, суть мудрость, что значит
В сердце без Бога живёт лишь глупец.
Быть мудрецом в глазах собственных бойся,
Не уподобься глупцу ни на миг.
В жатве любой, в закромах, на покосе
Господа чти от прибытков твоих.
Дабы в тупик не загнать скопом разом
Всех соучастников действа сего,
Очень желательно сыну дать разум
До наказанья, не после него.
Дерево жизни она для блаженных,
Кто приобрёл её волей небес.
В ней, как роса, чистота отношений
И здравомыслия девственный лес,
Где не ступала нога человека.
Месяц Медведицу в небе доил,
Вниз опрокинулось звёздное млеко,
Редко кто капли с ковша уловил.
Лишь человек, с неба мудрость обредший,
И на земле нагулявший свой вес,
Пагубы не убоится от леших
Лишь потому, что не шастает в лес.
Не соревнуйся в насилье с другими,
Лучше героев таких избегать.
Жизнь проведи ни в разврате, ни в схиме.
Бог лишь смиренным даёт благодать.
_______________________________________
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе (Притч. 18;13);
Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь (Притч.);
"Терпение со смирением — корень всех благ" (Свт. Иоанн Златоуст)
Даже Господь не разу в Писании не рассуждал, но всегда учил нам учиться у него в первую очередь смирению, как корню всех благ.
О Смирении
- Спойлер:
- Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек абсолютно не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе. Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.
* Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение – стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал. 4:19).
* По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя, и умение не отождествлять ближнего, как творение Божие, и его грехи.
* Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, так как прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.
Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным. Не случайно корнем слова «смирение» является слово «мир». Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей.
В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный Иоанн Лествичник пишет о трёх степенях смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На второй степени истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться (Лествица. 25:8).
См. ДОБРОДЕТЕЛЬ, СМИРЕННОМУДРИЕ, ЛЖЕСМИРЕНИЕ, КЕНОСИС
***
...Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.
(Мф. 11:29)
Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лук. 14:11)
Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
(Лук. 17:10)
Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того – великий грех... Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца.
Архимандрит Софроний (Сахаров)
Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше.
св. Григорий Синаит
Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.
преп. Амвросий Оптинский
Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине.
Н.А. Бердяев
Смирение – Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословение и людям утешение.
Русская пословица
Смирение энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви