Осуждение бывает трех видов:
1. От праведости
2. от лукавства
3. от неведения
Как бороться с каждым из этих видов ?
1. От праведости
2. от лукавства
3. от неведения
Как бороться с каждым из этих видов ?
А разве обличение входит в обязанность христианина ? Если почитать жития аскетов-анахоретов, то они и обличать отказывались. Авва Антоний Великий, авва Пимен Великий буквально твердят: Внимай себе ! Внимай себе ! Нефиг лезть в чужие грехи !Елена-христианка пишет:
А в деле веры и спасения есть обличения зла, от кого бы оно не исходило. Не человека с его грешной душой, а того, что он творит. Тут нет греха. Наоборот, обличается зло, которое не должно восприниматься, как норма.
А как же? Иначе какие христиане воины Христовы?Wally пишет:
А разве обличение входит в обязанность христианина ?
Вот ты , дядь Вов, опять спутал обличение и осуждение. Если бы святые отцы не обличали, то не анафемствовали бы ереси на Вс.Соборах. Обличение зла- это одна из составляющих христианской жизни. А осуждение личных грехов- это грех, все мы не ангелы.Если почитать жития аскетов-анахоретов, то они и обличать отказывались. Авва Антоний Великий, авва Пимен Великий буквально твердят: Внимай себе ! Внимай себе ! Нефиг лезть в чужие грехи !
Что-то не совсем понятно: а если бы обладал полной и достоверной информацией- то что? Вправе был бы осуждать?Wally пишет:...Третий тип возникает от того, что человек не обладает полной или достоверной информацией о том кого осуждает.
Он бы мог судить. Объективный суд - обличение, а искаженный необъективный - осуждение.Тёмный пишет:
Что-то не совсем понятно: а если бы обладал полной и достоверной информацией- то что? Вправе был бы осуждать?
БЕСЕДЫ По поучениям аввы Дорофея. ОБ ОСУЖДЕНИИ пишет:
Авва Дорофей говорит и о том, что тем не менее осуждение как грех может само по себе развиваться в человеке, потому что оно имеет некие стадии развития.
Осуждение можно разделить на несколько стадий:
-одно дело злословить или порицать,
-другое дело осуждать,
-и третье - уничижать ближнего своего.
Злословие свойственно каждому из нас без исключения. Осуждать - тоже с каждым случается. Злословим мы очень часто и не видим в этом греха; правда, иногда его может и не быть, если злословим мы без порицания. Порицать - значит с пристрастием говорить о брате своем. Если мы просто говорим: этот солгал, этот украл, этот совершил такой-то поступок, то это можно сделать и без пристрастия, а с сокрушением, с жалостью. И тогда это не будет грехом, а просто мы знаем, что брат наш что-то сделал не то и, придя к своему ближнему, скажем: знаешь, этот близкий или дальний поступил очень плохо, давай подумаем, как ему помочь. Может быть помолиться за него, может быть, следует с ним поговорить, помочь исправить ситуацию.
Для детей одной из важных проблем является проблема стукачества. Они же видят, как в их коллективе их близкие друзья поступают плохо, не по-христиански. Ну, принесут картинки плохие, расскажут анекдотец, матом поругаются, по карманам пошарят, - всякое бывает с детьми. Иногда они этим бравируют, делают на глазах других. И совесть детей очень часто смущается. С одной стороны они видят, что ребята поступают таким вот злостным образом, с другой стороны сказать о них взрослым они не могут, потому что здесь нарушается некий кодекс отношений, кодекс чести, потому что это звучит как предательство, как ябедничество, и это не прощается. Вопрос - что же делать? У детей возникает такое состояние, при котором они начинают осуждать своих ближних, но молчаливо; они все это видят и иногда в этом участвуют, но осуждают.
А есть евангельское учение нашей Церкви о том, как поступать в данном случае. 15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17 если же не послушает их, скажи церкви (Мф. 18:15-17)
Для этого, конечно, нужно мужество, о котором мы уже говорили, чтобы с любовью, терпением, не превозношением выговорить своему брату, чтобы тот не обиделся на тебя, послушал тебя. Надо иметь и мужество, чтобы он над тобой не посмеялся, не сказал, - нашелся, ты что, умнее всех... Да, для этого нужно мужество, о котором мы с вами все время говорим. О мужестве и надо говорить постоянно. Вот это то, что единственно может сделать человек. Если он находит в себе мужество и может с любовью, помолившись, подойти к своему брату, о котором он знает, что тот плохо поступил, и сказать ему правильные слова, - это первый этап, когда человек борется со злом, и не внутри себя (это понятно, как надо бороться, это наша совесть, сила воли, покаяние и т. д.), а со злом внешним, со злом в друге своем, со злом в своем окружении, в обществе.
Вот первый способ борьбы со злом, который является не осуждением, но порицанием, обличением, которое должно быть с любовью и смирением. Не послушался тот, - сказал об этом ближним своим, вместе поговорили. Но вот когда всех не послушался, ты ему в лицо говоришь: знаешь что, и я тебе не раз сказал, и мы все вместе тебе сказали. И я тебе в лицо говорю, это не будет предательством, я просто не могу об этом молчать, я скажу всем, потому что ты всем приносишь зло.
Admin пишет:Кстати, мужчин я считаю виновными в абортах в равной степени с женщинами. И будящих мужиков-изменников и прелюбодеев, которые стремятся совокупиться с первой встречной женщиной тоже не считаю МУЖЧИНАМИ.
| ||
ОСУЖДЕНИЕ И ОБЛИЧЕНИЕ — два понятия, между которыми очень часто ставится знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл. Но так ли это? О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете...» (Мф. 7, 1) цитируют даже не открывавшие Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя — об обличении согрешившего и о том, как это «делать не согрешая самому: вначале — один на один, потом при одном — двух свидетелях, а уж не послушает... скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник». (Мф. 18, 15 — 17.). Так что это, противоречие? Отнюдь. Слово «суд» наиболее часто в писании используется в смысле определения, постановления, приговора (Ис. Н. 24, 25. Суд. 4, 5; 13, 12. 2Ц. 26, 6 и т.д.). Следовательно, осуждение — есть вынесение этого определения или приговора. Обличение же является открытием, доказательством, и доказательством твердым и неоспоримым (Евр. 1,1). Несколько отвлеченно это можно представить себе так: один человек говорит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от идущего дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуждение ближнего, как сугубо личное мнение, большей частью, ошибочное и глупое, как все не рожденное любовью и не согласное со Словом Божиим, является разрушителем бытия, то без обличения нормальное течение жизни невозможно. Приведу такой пример — с автодорог убраны знаки предупреждения о ямах, поворотах и т. п., результат такого действа не заставит себя ждать и понятен каждому. Исходя из важности обличения, Апостол Павел и говорит своим ученикам: «Увещевай и обличай со всякой властью» (Тит. 2, 15) Тим. 5, 20. 2 Тим. 4, 2). Но если о яме на дороге всякий может предупредить, то обличение в духовной жизни — вещь весьма не простая и даже опасная. Господь дал необходимое предупреждение: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф. 7, 2). Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения людские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Блаженный Феофилакт сравнивает обличение с хирургической операцией — с резанием (Толк, на «К Тит» 2, 15) после которого требуется и мягкое врачевание пластырем молитвы. Называет Святитель и сугубые грехи, нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании: «...прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство». (Толк. «К Тит. 2, 16). Сами Апостолы обличали. (Фил. 3, 18. Фес. 3, 2. Тит. 4, 14). Обличали и Святые Отцы. Скажем, Святитель Николай и св. Спиридон Тримифундский обличали арианство. Папе Мартину (Ап. 14) еретики-монофизиты и язык вырезали не вынеся обличений святаго мужа. Преп. Иов Почаевский (Ав. 28, Ок. 28) всю жизнь боролся обличением с католицизмом и униатством. И эти примеры можно продолжать до бесконечности от мучеников первых веков до мучеников последних лет. Практически у всех православных богословов есть творения или часть их имеющие обличительный характер. Но в определенное время, где-то в XVIII — XIX вв., начинают смешивать оба эти понятия осуждения и обличения, и последнему также приписывается греховный смысл. Возникает вопрос, почему это произошло и кому это было выгодно? Сатана, князь мира сего, всегда боролся с обличением и обличителями, даже когда из уст святых и слова не выходили, но сама жизнь во Господе Иисусе была обличением врага и его козней. Равным образом, и реакция обличаемых, власть придержащих и без оной, часто даже рядящихся в тогу православия, а на деле живущих по требованиям плоти, тоже однозначна — закрыть любым способом уста обличителя. Как могла отреагировать Константинопольская императрица на знаменитые слова Златоуста: «Опять Иродиада беснуется...» в которой обличались ее мерзкие дела?! Конечно, так, как отреагировала — организовала свержение и ссылку Святителя руками недовольных, в частности, и его борьбой с симонией. ... Это закономерно, ибо даже сама мысль о возможности мирного сосуществования христианина и мира богохульна, как противоречащая словам Спасителя: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как не от мира... потому ненавидит вас мир... Меня гнали, будут гнать и вас». (Ин. 15, 19, 20.). Но Христос «победил мир» (Ин. 16, 33.) и мир боится открытой явной борьбы, ибо следуя Христу, столетия Христовы всегда Ним побеждают мир. Поэтому, приемы борьбы мира с Православием стали более изощренными, одним из них и было проведение знака равенства между осуждением и обличением. На такой почве легко врагу взрастить полную безнаказанность всех, от малых до великих мира сего. О том, на сколько это опасно, можно судить по положению в епископии Римской, католичестве. Начали с малого, а кончили тем, что уже: «Если папа изрек приговор против Суда Божия, то Суд Божий должен быть исправлен и изменен»!!! (Дословное постановление Ватиканского собора 1870 г.). Сумасшествие?! Да, как все отошедшее от Христа, ушедшее от исполнения Слова Божия. Будем помнить, что Православие — это неизменность, ортодоксальность во всем, от канонов до языка Богослужения. Только сохраняя все, в том числе, и очистительно обличение при необходимости, «ибо как бывает вредно осуждать необдуманно, так гибельно и не обличать виновных, потому что чрез это распространяется греховная болезнь на многих» (Вл. Феофилакт, Толк. 2 Тим. 4, 2), мы сохраним и себя, и веру нашу. |
Елена-христианка пишет:Нашла интересную статью, с которой полностью согласна.
ОСУЖДЕНИЕ И ОБЛИЧЕНИЕ В ТРАДИЦИИ И ПРАКТИКЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ОСУЖДЕНИЕ И ОБЛИЧЕНИЕ — два понятия, между которыми очень часто ставится
знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл. Но
так ли это? О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа:
«Не судите, да не судимы будете...» (Мф. 7, 1) цитируют даже не
открывавшие Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя
— об обличении согрешившего и о том, как это «делать не согрешая
самому: вначале — один на один, потом при одном — двух свидетелях, а уж
не послушает... скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет
он тебе как язычник». (Мф. 18, 15 — 17.). Так что это, противоречие?
Отнюдь. Слово «суд» наиболее часто в писании используется в смысле
определения, постановления, приговора (Ис. Н. 24, 25. Суд. 4, 5; 13, 12.
2Ц. 26, 6 и т.д.). Следовательно, осуждение — есть вынесение этого
определения или приговора. Обличение же является открытием,
доказательством, и доказательством твердым и неоспоримым (Евр. 1,1).
Несколько отвлеченно это можно представить себе так: один человек
говорит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от идущего
дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуждение
ближнего, как сугубо личное мнение, большей частью, ошибочное и глупое,
как все не рожденное любовью и не согласное со Словом Божиим, является
разрушителем бытия, то без обличения нормальное течение жизни
невозможно. Приведу такой пример — с автодорог убраны знаки
предупреждения о ямах, поворотах и т. п., результат такого действа не
заставит себя ждать и понятен каждому. Исходя из важности обличения,
Апостол Павел и говорит своим ученикам: «Увещевай и обличай со всякой
властью» (Тит. 2, 15) Тим. 5, 20. 2 Тим. 4, 2). Но если о яме на дороге
всякий может предупредить, то обличение в духовной жизни — вещь весьма
не простая и даже опасная. Господь дал необходимое предупреждение:
«Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф. 7, 2).
Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и
любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения
людские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна.
Блаженный Феофилакт сравнивает обличение с хирургической операцией — с
резанием (Толк, на «К Тит» 2, 15) после которого требуется и мягкое
врачевание пластырем молитвы. Называет Святитель и сугубые грехи,
нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании: «...прелюбодеяние,
воровство, хищничество, волшебство». (Толк. «К Тит. 2, 16). Сами
Апостолы обличали. (Фил. 3, 18. Фес. 3, 2. Тит. 4, 14). Обличали и
Святые Отцы. Скажем, Святитель Николай и св. Спиридон Тримифундский
обличали арианство. Папе Мартину (Ап. 14) еретики-монофизиты и язык
вырезали не вынеся обличений святаго мужа. Преп. Иов Почаевский (Ав. 28,
Ок. 28) всю жизнь боролся обличением с католицизмом и униатством. И эти
примеры можно продолжать до бесконечности от мучеников первых веков до
мучеников последних лет. Практически у всех православных богословов есть
творения или часть их имеющие обличительный характер. Но в определенное
время, где-то в XVIII — XIX вв., начинают смешивать оба эти понятия
осуждения и обличения, и последнему также приписывается греховный смысл.
Возникает вопрос, почему это произошло и кому это было выгодно?
Сатана, князь мира сего, всегда боролся с обличением и обличителями,
даже когда из уст святых и слова не выходили, но сама жизнь во Господе
Иисусе была обличением врага и его козней. Равным образом, и реакция
обличаемых, власть придержащих и без оной, часто даже рядящихся в тогу
православия, а на деле живущих по требованиям плоти, тоже однозначна —
закрыть любым способом уста обличителя. Как могла отреагировать
Константинопольская императрица на знаменитые слова Златоуста: «Опять
Иродиада беснуется...» в которой обличались ее мерзкие дела?! Конечно,
так, как отреагировала — организовала свержение и ссылку Святителя
руками недовольных, в частности, и его борьбой с симонией. ...
Это закономерно, ибо даже сама мысль о возможности мирного
сосуществования христианина и мира богохульна, как противоречащая словам
Спасителя: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как не от
мира... потому ненавидит вас мир... Меня гнали, будут гнать и вас». (Ин.
15, 19, 20.). Но Христос «победил мир» (Ин. 16, 33.) и мир боится
открытой явной борьбы, ибо следуя Христу, столетия Христовы всегда Ним
побеждают мир. Поэтому, приемы борьбы мира с Православием стали более
изощренными, одним из них и было проведение знака равенства между
осуждением и обличением. На такой почве легко врагу взрастить полную
безнаказанность всех, от малых до великих мира сего. О том, на сколько
это опасно, можно судить по положению в епископии Римской, католичестве.
Начали с малого, а кончили тем, что уже: «Если папа изрек приговор
против Суда Божия, то Суд Божий должен быть исправлен и изменен»!!!
(Дословное постановление Ватиканского собора 1870 г.). Сумасшествие?! Да,
как все отошедшее от Христа, ушедшее от исполнения Слова Божия.
Будем помнить, что Православие — это неизменность, ортодоксальность
во всем, от канонов до языка Богослужения. Только сохраняя все, в том
числе, и очистительно обличение при необходимости, «ибо как бывает
вредно осуждать необдуманно, так гибельно и не обличать виновных, потому
что чрез это распространяется греховная болезнь на многих» (Вл.
Феофилакт, Толк. 2 Тим. 4, 2), мы сохраним и себя, и веру нашу.
Разобраться сперва нужно, что вызвало неприятие.Ksen4 пишет:ребята, а по теме?
осуждение это второй шаг после эмоционального неприятия чего-либо. Т.е. ситуация- не приятие- осуждение-...а вот что делать дальше?
Добавь, Нюся! Потому что я даже не знаю такого святого, а хотелось бы услышать, что он говорит.Нюся пишет:
Я бы к святому Иову Почаевскому добавила бы ещё одного поборника багочестия- Святого преподобномученника АФАНАСИЯ БРЕСТСКОГО!
Елена-христианка пишет:
Добавь, Нюся! Потому что я даже не знаю такого святого, а хотелось бы услышать, что он говорит.