xmission пишет:
Вот что об этом говорит Антоний Великий:
Когда я сидел у одного аввы, пришла некоторая дева и сказала старцу:
"Авва, я провожу шесть дней шести недель в посте и ежедневно изучаю Ветхий и Новый Завет".
Старец отвечал ей:
- Сделалась ли для тебя скудость все равно что изобилие? Она сказала: "Нет"
– Бесчестие – как похвала? Сказала: "Нет, авва"
– Враги – как друзья? Отвечала: "Нет".
Тогда говорит ей мудрый тот старец: "Иди, трудись, ты ничего не имеешь".
Богообщение - средство, а не цель.
Цель - прийти к Богу. Через устранение пороков души и замещение их добродетелями. Через отсечение своей воли.
Можно всю жизнь молиться но к Богу не прийти
А вот слова Феофана Затворника:
Таково положение в нас жизни христианской. Она имеет три степени, которые, по свойству их, можно назвать так: 1–ю -обращением к Богу, 2–ю - очищение или самоисправлением, 3–ю - освящением. На первой - человек обращается от тьмы к свету, от области сатанины к Богу; на второй - очищает храмину сердца своего от всех нечистот, чтобы принять грядущегок нему Христа Господа
( то есть вы считаете целью христианской жизни первую ступень?); на третьей Господь приходит, вселяется в сердце и вечеряет с ним. Это состояние блаженного богообщения - цель всех трудов и подвигов!
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
А вот, что говорит Пестов:
Важнее полюбить Бога, познать Его сердцем; существует духовная аксиома - «Бог постольку познается, поскольку возлюбляется».
Для познания Бога сердцем имеется четвертый и наиболее совершенный способ постижения Бога. Этот способ открыт лишь верующим и открывается по благодати Божией через постоянное молитвенное общение человека с Богом. Он заключается в особенных переживаниях сердца человеческого, постигающего действие на него Божией благодати, - благости, снисхождения,милосердия,всепрощения и любви. Тогда Бог становится близким сердцу, бесконечно дорогим и любимым. Бог ищет у людей именно такого отношения к Себе.
Эта способность воспринять Бога сердцем дается через многие труды по очищению сердца и по стяжанию Духа Святого Божия.
Чтобы достичь такого отношения людей к Богу, Господь, будучи на земле, просвещал людей истиной, открывал им в Себе образ неземной красоты, изливал на них милость и всепрощение и ждал, и теперь ждет терпеливо, чтобы на Его зов проснулись души,забились сердца любовью, протянулись к Нему руки за помощью. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20).
Как пишет схиархимандрит Софроний:
«Православное богопознание не есть отвлеченное созерцание блага, любви и проч., не есть оно и простое совлечение ума от всех эмпирических образов и понятий.
Истинное созерцание дается Богом через пришествие Бога в душу, и тогда душа созерцает Бога и видит, что Он любит, что Он Благ, Великолепен, Вечен; видит Его надмирность и неизреченность».
Сын Божий Господь Иисус Христос доказал нам и неизмеримость Своей любви Своими великими страданиями, пролитой за нас кровью и крестной смертью. Это известно всем христианам. Но вопрос: эта истина у всех ли трогает сердце до отвращения ко греху и так,чтобы благословить в душе своей Господа?
Как пишет архимандрит (впоследствии Патриарх) Сергий:
«Пусть человек созерцает в Боге не самозаключенную святость, которая была бы погружена в услаждение своими совершенствами, а видит прежде всего любовь, которая стремится жертвовать собой, стремится наделять своими благами всех,кто только может их восприять.
Пусть человек сознает, что он, в частности, не заслужил этой любви, что, наоборот, его неблагодарность заслужила наказания, а не любви. Сознавая все это, может ли чистый, любящий добро человек не загореться в ответ на эту любовь такой же безграничной и бескорыстной любовью, какую видит в Боге?
Тогда для человека пропадает все: и сам он, и будущие награды, и закон справедливости, и остается только один Бог,для Которого он и живет и о процветании царства Которого как царства добра он только и думает, позабывая, будет ли сам он участвовать в этом царстве или нет».
Очевидно, что недостаточно одной только веры в Бога. Старец схимонах Силуан со Старого Афона и говорит поэтому:
«Иное - веровать в Бога, а иное - знать Бога… Верующих на земле много, а таких, которые знают Бога, - очень мало».
Вместе с тем познать Бога - это значит приобщиться к жизни вечной. Господь сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя,единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).
Богопознание открывает христианину двери в вечную жизнь. Опытное же достижение «знания Бога» - это задача всей жизни христианина, и она будет решена в той мере, в какой степени ему удастся при жизни достичь «стяжания Духа Святого Божия».
Итак, не одна только вера, но и «знание Бога» необходимы для христианина. О сущности последнего понятия так пишет архимандрит(Патриарх) Сергий:
«Человек тогда действительно, а не призрачно познает Бога, когда ощутит Его непосредственно, когда Бог будет для него не только бесконечным Величием, а перейдет внутрь человека, станет началом, одушевляющим человека и построяющим его по Себе.
Тогда из расположения собственной души своей праведник и узнает из опыта, в чем состоит и какова по своему существу жизнь Божественная.
Таким образом, познание Бога есть зрение жизни Божией в самом себе, составляющее сущность вечного блаженства. Обратной своей стороной оно имеет уподобление Богу и достижение возможно полного воспроизведения в себе образа Божия».
________________________________________________
«Познание Бога, - говорит св. Кирилл Александрийский, - может быть делом только того, кто достиг уже такой степени силы, что никакого не придает значения плотскому и мирскому (чужд самоуслаждения), но способен пылко и не укротимо стремиться духом к тому, что угодно Богу».
________________________________________________
Здесь следует указать и на то ложное мнение, что богообщение может достигаться душой христианина лишь к концу жизни на земле, после завершения земного подвига. Это опровергается епископом Феофаном Затворником, который говорит:
«Неверно, что богообщение является последней целью человека и человек сподобится его лишь после, в конце,например, всех трудов своих.
Нет, оно должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения. Состояние, в котором человек сознает себя в богообщении, есть единый решительный признак присутствия в нем начала истинно нравственной и духовной жизни».
________________________________________________
«Следовательно, - как пишет архимандрит (Патриарх) Сергий, - святое общение с Богом является прямой необходимостью человека. Вне этого общения человек не только вне своего призвания, не только грешен, но и прямо нравственно мертв. В силу этого истинный христианин жаждет богообщения как своей заветной цели» (см. Флп. 1, 23).
________________________________________________
Ставя себе целью богообщение, следует оговориться, что достижение этого требует от христианина очень многого:чистоты сердца, любви к правде, истине и красоте. Требует смирения и самоотвержения, требует великого труда, многих жертв и напряжения всех сил человеческой души.
Последний раз редактировалось: Фома (30.12.12 0:02), всего редактировалось 2 раз(а)