Для начала нужно сказать, что догматы- это основа нашей веры и они не могут изменяться и искажаться, т.к. это ведет к ереси.
По1-му правилу св.Василия Великого:
Ибо древние положили принимать Крещение, ни в чем не отступающее от веры; поэтому иное насказали они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся; раскольниками - разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами - собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом.
Все
догматы нашей православной веры приняты на Семи Вселенских соборах, как
Истина , данная я нам Богом в Св.Писании. Всего в Православии 12
догматов:
1. Догмат о Пресвятой Троице.
2.Догмат о грехопадении.
3.Догмат об Искуплении человечества от греха.
4.Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа.
5.Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.
6.Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа.
7.Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде.
8.Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства.
9.Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни.
10.Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в Халкидоне.
11. Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе.
12.Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее.
Первые 9 догматов приняты на 1-2 Никео-Царьградских Вселенских соборах и сформированы в Символ веры.
Можно теперь более подробно обсудить каждый догмат и как он связан со Св. Писанием.
Догмат о Святой Троице.
В Боге едином по существу три Лица или Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух.
Три лица в Боге равны между собой и единосущны.
Три лица различны по своим личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Отца.
(Ипостаси
нераздельны и неслиянны; рождение Сына никогда не начиналось, никогда
не оканчивалось, Сын родился от Отца, но не отделился от него, Он
пребывает в Отце; Бог Дух Святой вечно исходит от Отца.)
Что нам говорит Ветхий завет?
1.О том, что Бог Един в трех лицах:
Быт. 1, 26: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию". Множественное число указывает, что Бог — не одно Лицо.
Быт. 3, 22: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (слова Божии пред изгнанием прародителей из рая).
Быт. 18, 1-3:
об Аврааме — "И явился ему Господь у дубравы Мавре… возвел (Авраам) очи
свои взглянул, и вот, три мужа стоят против него…и поклонился до земли и
сказал:…если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо
раба Твоего" — "Видите ли, наставляет блаженный Августин, Авраам
встречает Трех, а поклоняется Единому…Узрев Трех, он уразумел таинство
Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единого Бога в трех Лицах"
2.О Сыне Божием:
Пс. 2, 7: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя".
Пс. 109, 3: "…из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое".
Ис. 7, 14 : се дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Эммануил .
Ис. 9, 6
: Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и
нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь
Мира .
3.О Св.Духе:
Пс. 142, 10: "Дух Твой благий да ведет меня в землю правды".
Ис. 48, 16: "…послал Меня Господь и Дух Его".
Быт.1,2 : и Дух Божий носился над водою.
Быт.2, 7 : И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Что нам говорит Новый Завет?
Ин.1,1,3 :
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез
Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть.
Ин.1, 14
: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины;
и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Ин. 1, 18: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Ин.10, 30: Я и Отец – одно.
Лк. 1, 13:Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
Ин. 15, 26 :
Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины,
Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
Мф. 28, 19: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа"
Ин.14, 9 :Видевший Меня видел Отца;
и т.д. В Новом Завете, особенно в Евангелии очень много мест, свидетельствующих о Святой Троице- единой и нераздельной.
Догмат о грехопадении.
В
Библии сказано, что Бог сотворил человека безсмертным (Адам и Ева) и
дал им вечную жизнь в раю. Но они ослушались Бога. В Прем. 1, 13
говорится, что человек не был создан смертным, что Бог смерти вообще не
сотворил: "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих". "Бог
создал человека для нетления" (Прем. 2,23).
0 грехопадении
прародителей книга Бытия повествует так: змий же бе мудрейший всех
зверей сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог. И рече змий жене: что
яко рече Бог: да не ясте от всякаго древа райского. И рече жена змию: от
всякаго древа райскаго ясти будем; от плода же древа, еже есть посреде
рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете. И
рече змий жене: не смертию умрете. Ведяще бо Бог, яко в оньже аще день
снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете, яко бози, ведяще доброе и
лукавое. И виде жена, яко добро древо в снедь, и яко угодно очима
видети, и красно есть, еже разуметш и вземши от плода его, яде; и даде
мужу своему с собою, и ядоста (3, 1—6).
За это Бог наказал
прародителей, извергнув из рая и лишив их тела безсмертия. Еве Бог
сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу».
Адаму
сказал: «За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и
волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб», то
есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, «пока не возвратишься в
землю, из которой ты взят», то есть пока не умрешь. «Ибо прах ты и в
прах возвратишься».
В книге Премудрости Соломона говорится: Бог созда
человека в неистление, и во образ подобия Своего сотвори его; завистию
же диаволею смерть вниде в мир (2, 23—24). «От жены начало греха, и тою
умираем вси», — говорит Иисус, сын Сирахов (25—27). В книге Премудрости
читаем: завистию же диаволею смерть вниде в мир (2, 24).
Как ни
тяжко было падение прародителей , они все же не вполне утратили
запечатленный в них образ Божий. Образ Божий повредился, но не был
уничтожен грехом в человеке. Падший человек, сказано в Послании
Восточных Патриархов, «помрачился и лишился совершенства и бесстрастия,
но не лишился природы и силы, которые получил от Преблагого Бога,
(иначе) он сделался бы неразумным и, следовательно, не человеком, но он
сохранил ту природу, с которой сотворен был, и природную силу,
свободную, живую и деятельную, так что по природе мог избирать и делать
добро, убегать и отвращаться зла». Хотя воля человека преклонилась более
к злу, нежели к добру, однако она осталась неповрежденной по отношению к
желанию добра и зла.