Вот документальное подтверждение того. что русины (нынешние украинцы) и московитяне (нынешние русские) - разные народы
Русский лингвист Трубецкой писал, что термин "Русь" употреблялась только к южным (украинским) землям и делее "Что же касается северян, то с политическим объединением их Москвой у них возобладало специальное имя москвичей, московских людей, московского государства (Московии)"
"Не до двохъ и не до трохъ особь тую быти разуметь речь, але народовъ килку: Грековъ, Москвы и Волоховъ, и при них Болгаровъ, Сербовъ и Македонянъ"
В трактате "Obrona Verificaciey" 1621 года дается перечень народов, послужных Константинопольсому патриарху: болгарский, сербский, руський. московский и т.д.
В переписке между епископом Ипатия Потием и князем Острожским так описывается судьба христианских пленников в Крыму: "Яко Русь, Москва, Грекове, Поляцы, Влоши, НЪмцы всЪ невольницы: байрам татарський одностайне съ татарами обходити по неволи мусять…" \Русская Историческая Библиотека.— Пб., 1903.— Т. 19.— С. 408.
В произведении "Оборона унии" Льва Кревзы 1617 говорится: "Москва выбирала митрополита себе, какого хотела, а наша Русь, удерживая единство с Римом, приняла от папы Пия своего пастыря Григория" \ Русская Историческая Библиотека.— Пб., 1898.— Т. 4.— С. 235.
В одной из русских хроник середины XVI в. так рассказывается о событиях 1500: "Великий князь московський воеваль рускую землю и князь великий литовский Александро послаль войско своє литовское, и зехалося войско литовское з московским на Ведрошы и учинили межи собою бои сечу великую…" \ПСРЛ.— Пб., 1907.— Т. 17.— Список Гр. Речинского.— С. 342.
В "Летописи Самовидца": "с тими колмиками и москвою и козаками гетман Брюховецкий ходил под БЪлую Церкву", в другом месте: "москалей чотири человЪка". Вообще в "Летописи Самовидца" Московское государство упоминается 12 раз, московское войско - 29 раз, москва как народность упоминается 26 раз. \ Летопись Самовидца по новооткрытым спискам...— К.: Изд. Врем. Комис. для разбора древн. актов, 1878.— С. 64, 88, 172, 345, 346 и др.
Или, там же: "Князь великий московский Василеи, забывши перемиря и присяге своее, до панства руского войско свое выслал и шкоды неприятельским обычаем чинил и сам з войськом своим московским под Смоленьск приходил"
На протяжении пятидесяти лет (1561 - 1611 гг) состоял на службе у польских королей и великих князей литовских итальянец Александр Гваньини. Почти двадцать лет Гваньини был комендантом Витебской крепости. Используя разнообразные старые источники, а также на основании собственных наблюдений он написал латыни ценную хронику "Описание Европейской Сарматии". Территорию Украины называет "Русью". Нынешнюю Россию называет только Московией. \ Спорные вопросы отечественнои истории XI–XVIII веков.— М.: Ин-т истории СССР, 1990.— С. 78
Митрополит и общественный деятель Петр Могила писал в своем трактате "О чудесныхъ и замЪчательныхъ явленияхъ ...", что возле архимандрита Эл. Плетенецкого находился "НЪкто старец именемъ Феодосий, родомъ Москвитянинъ", в другом месте этой же работе он пишет о юноше Стефана: "НЪкто юноша именемъ Стефанъ ... родомъ Русинъ отъ Каменца Подольского ...", а об одном врача - "НЪкто Александеръ Музеля, врачъ, Грекъ родомъ ... " \ Сказанія Петра Могилы о чудесныхъ и зам Ђhчательныхъ явленияхъ… // АЮЗР.— К., 1887.— Ч. І.— Т. 7.— С. 76, 84, 85, 119.
Это наблюдаем в произведении "Богатая вина" (1621 г.), где митрополиты Иларион и Клементий названы русинами в противовес монаха Пимена - москвитина. Далее в этом же произведении рассказывается, как Иерусалимский патриарх упрекал казакам за их недавние походы в Московию, ибо "московиты" являются христианами ". \ Sowita wina // АЮЗР .— К., 1887.— Ч. I.— Т. 7.— С. 449–450, 485
В одном антиуниатского полемическом произведении (1597 г.) говорится: "Нехай укажуть, коли который папежъ росказовалъ церковю греческою, московскою, рускою, індейскимъ, перскимъ костеломъ, египетскимъ, и котрые суть въ Европе" \ АЮЗР.— К., 1914.— Ч. І.—Т. 8.—С. 519.
В произведении "Литос", который вышел в Киеве 1644 г., сообщается, что "Москва не тільки поляків, але і русинів перехрещує" \ Літос // АЮЗР.— К., 1893.— Ч. І.— Т. 9.— С. 26.
В ходе полемики между Л. Кревзою и антиуниатским автором "Богатой вине" за аргументы были приняты летописи как русские, так и московские. Автор "Богатой вине" подчеркивает, что в нужном ему вопросе они совпадают, а потому правда на его стороне. Делает он это с помощью слов: "... чего все мы готовы доказать не только русскими хрониками, но и московскими; откуда быстро викажеться правда, потому писатели двух разных наций, с собой несогласных и издавна находясь в неприязни, соглашаются на одно" \ Sowita wina // АЮЗР .— К., 1887.— Ч. І.— Т. 7.— С. 451.
Вот как писал 3 июня 1598 епископ Ипатий Потий до князя Константина Острожского: "Хтожъ не ведаетъ, яко великое грубиянство, упоръ и забобоны суть въ народ Московскомъ" \ Русская Историческая Библиотека.— 1903.— Т. 19.— С. 1017.
В 1605-1612 годах в Московии наступил период т. н. "Смуты". Полько-казацкое войско гетмана С. Жолкевского заняло Москву, а земский собор избрал царем польского королевича Владислава. Казаки активно участвовали в следующих московско-польских войнах, длившихся в первой половине XVII в., На стороне Польши. Тогдашнее отчуждения между населением Московии, а населением Поднепровья, подтверждающие факты етнонимики. "В XVI-XVII вв. к украинской Запорожье и Приднепровья, которые называли себя "русским", "казацким народом", "Украинский", в России употреблялся преимущественно термин "черкассы". Этот экзоэтноним как официальное название Украинский широко отразился в "Актах Московского государства" (см., напр.: Т. I, СПб., 1890; Т. II, 1896; Т. III, 1901) и в других тогдашних письменных источниках" \ Котелевець І. О. До проблеми назви українців “черкасами” // Етнографічні дослідження Південної України.— Запоріжжя, 1992.— С. 4.
Тот факт, что в актах Московского государства, начиная с XVI и до первой половины XVIII века, украинский официально именовали "черкасами", говорит о том, что этническая воображение московцев отнюдь не воспринимала украинский за кровных родственников.