По просьбе отца Анатолия открываю эту тему.
- Мудрость, прежде всего, чиста, потом мирна, скромна, благопокорлива, исполнена милостыни и добрых плодов, беспристрастна, и не лицемерна (Иак. 3, 17).
Вникнем в себя, есть ли в нас эти качества, и обсудим, поэтому, можем ли мы называться людьми истинно разумными и просвещенными, или нет?
Мудрость, прежде всего, чиста.
У человека разумного, истинно просвещенного вся жизнь должна быть чиста и светла. Он должен всячески стараться очистить, освободить свой ум от духовного невежества и предрассудков, неосмысленных страстей и недостойных влечений, воображение от нездоровых и ненравственных представлений, речи от пустых и плохих слов, жизнь от темных и недостойных дел. Его действия должны быть чисты по своим побуждениям и целям, так же как и по самим способам и средствам выполнения. Существует ложное и безнравственное учение, будто бы человек должен только заботиться о чистоте главнейших целей своей жизни, а средства для достижения их могут быть самые разные, в том числе нечистые и не нравственные. Это не верно, потому, что у человека чистого все должно быть чисто. Во всей его природе и жизни, как в зеркале, должен отражаться высший идеал человеческого достоинства – образ Божий.
Мудрость должна быть мирна.
Человек должен иметь глубокое умиротворение в своей душе и проявлять его во всех отношениях и действиях. Ему не свойственно раздражаться самому и показывать раздражение другим. Он должен знать, что раздражение всегда бывает склонно к несправедливости и всякому разумному делу может скорее повредить, нежели принести пользу. Поэтому у человека истинно разумного кроткое, спокойное и благодушное состояние духа должно отражаться во всем; в суждениях, словах и поступках, в устроении его собственной жизни, и в отношениях с другими людьми, в спокойной и справедливой оценке благоприятных и не благоприятных обстоятельств, человеческих достоинств и недостатков, в благодарном, мирном и не заносчивом наслаждении счастьем, и в кротком, покорном, независтливом перенесении нужд и горя. Такой человек в самом себе носит источник внутреннего довольства, покоя и счастья, и другим с ним, и около него бывает светло, спокойно и хорошо.
Истинная мудрость должна быть скромна.
Самолюбие, тщеславие, гордое превозношение перед другими, или грубое пренебрежение к другим, не свойственны истинно разумному и просвещенному человеку. Ему незачем много говорить о своих достоинствах и преимуществах, которые сами свидетельствуют о себе. Истинно разумный человек не может не понять, что если у него и есть какие-нибудь достоинства, то они даны ему совсем не для того, чтобы ими оскорблять или унижать других, а для того, чтобы приносить пользу людям. Потому, что эти достоинства есть не столько его собственная заслуга, сколько дар Божий. Человек, превосходящий других своими достоинствами должен по преимуществу и употреблять эти достоинства соответствующим образом во благо. - Кто хочет быть между вами большим или первым, пусть будет всем слуга. Это самое высокое нравственное достоинство человека!
Истинная мудрость должна быть благопокорлива.
То есть мы должны быть покорны тому, что нам во благо. Разумный совет, наставление в добрых делах, общепринятые нормы морали, законодательные нормы права – все это необходимо и значимо в личной и общественной жизни человека. Условия жизни, взаимное благо людей, разумные цели в жизни человека и человеческого общества обусловлены определенными нормами морали, законами и требованиями, которые мы должны осознавать и соблюдать в нашей жизни и в отношениях с другими людьми. Человек должен понимать смысл, цель, разумность и пользу советов, наставлений, законов и требований, и потому не может по своему убеждению и совести не подчинятся им, если они во благо человека и общества. Разумеется, всякому произволу в этом отношении мы должны противостоять своими убеждениями и чистою совестью. Слово Божие требует от нас не просто рабской, бессмысленной покорности, но сознательной и свободной покорности благу – благопокорности. Необходимо так же различать то, что важно для нашей жизни, а что второстепенно, что ниже, а что выше, что случайно, а что необходимо. Уметь отдавать предпочтение высшему благу перед низшим. Вести себя достойно, должным образом исполнять свои обязанности, уважать труд других и трудиться во благо, воздавать честь совершенству и справедливости, покорствовать делу нашего призвания.
- Всякому воздавать должное – кому научение, кому послушание, кому должное, кому честь.(Рим. 13,7).
Истинная мудрость должна быть исполнена любви, милосердия и доброты.
Вот высшее свойство и свидетельство мудрости. Жизнь человеческая должна быть исполнена любви, милосердия и доброты к людям не только на словах, но и на деле. Человек должен искренне любить всех людей, без различия происхождения, званий, состояний и других условий жизни. Должен относиться с особенною любовью к тем, кто непосредственно находится рядом, но и не оставаться безучастным и равнодушным ко всем другим людям. По слову Спасителя «Любите врагов ваших» мы должны любить даже тех, кто враждебно настроен против нас. Смысл слов Господа становится ясен и понятен из слов св. Иоанна Кронштадтского, который разъясняет – «Любите грешника, но не любите грех его». Истинная любовь неразлучна с доверием и уважением к тем, кого мы любим. Поэтому добрый человек должен относиться с глубоким доверием и уважением к истинным достоинствам человеческой природы. Стараться обращать внимание в каждом человеке не на то, что в нем есть худого, а на то, что в нем есть хорошего, светлого, достойного, сочувственного, пусть и в самой малости, но именно этой малостью в человекеперед нами может явиться его достоинство. А так как в каждом человеке, кроме истинных достоинств, несомненно, есть слабости и недостатки, которых нельзя не замечать, то Слово Божье требует от нас не просто любви, но милости, снисхождения, сострадания друг к другу, так как все мы нуждаемся во взаимном снисхождении и милости. Человек, знающий о грехах и пороках своих ближних, никогда не станет относиться к ним с высокомерием, потому, что все мы не без греха, но искренне будет желать покаяния и исправления грешника, как своего брата и образа Божьего.
Разумное, кроткое,мирное, благодушное проникнутое любовью и благожеланием отношение к людям у человека истинно мудрого не может кол(мат)ся и изменяться, в зависимости от изменений обстоятельств жизни тех людей, с кем ему приходится общаться.
Истинная мудрость беспристрастна и нелицемерна.
Глубокая твердость нравов, постоянство в благочестии, искренность в убеждениях и правилах жизни достигаются не сразу. Благодаря Богу, только на основе благочестивой жизни и трудов поколений, на основе достойного воспитания, образования и многолетнего опыта жизни человека являются плоды истинного просвещения и истинной мудрости. Мудрому человеку не свойственно в одних случаях говорить правду, в других неправду, к одним относиться с любовью и уважением, к другим с недоброжелательством и пренебрежением, перед одними показывать себя скромным, мягким и кротким, перед другими высокомерным, грубым и жестоким. Просвещенный Благодатью Божьей и мудрый человек,для всех должен быть открытым. Ко всем должен относиться с добротой и любовью. Быть искренним, мягким, кротким и обходительным. Без нарушения справедливости, без унижения собственного нравственного достоинства, во всех уважать и ценить лучшие стороны их природы, всегда относиться с радостью и уважением к достоинствам других, с кротостью и снисхождением к слабостям, с твердостью и прямотой к злу и неправде.
Истинная мудрость являет собой истинный образ (идеал) человеческого достоинства!
Истинные плоды не только теоретической умственной, но практической жизненной мудрости - это чистота души и разума, сердца и жизни, воображения и совести. Это мирное, кроткое и благодушное настроение духа. Это скромность в осознании своих достоинств. Разумная благопокорливость нормам благочестивой морали и законным требованиям норм законодательства во благо человека и общества. Это истинная любовь, уважение, доверие и снисхождение к людям. Готовность всякому сделать доброе дело, беспристрастная твердость, постоянство и искренность в убеждениях правилах и поступках жизни.
Развивать и укреплять в себе эти качества, значит желать мудрости, жить мудростью и пожинать ее плоды. Мудрых людей воистину достойно называть разумными и просвещенными людьми, жизнь и деятельность которых, несомненно, в утешение и радость Богу и людям.
Митрофорный протоиерей Анатолий Кириченко (Кириакидис)
- Мудрость, прежде всего, чиста, потом мирна, скромна, благопокорлива, исполнена милостыни и добрых плодов, беспристрастна, и не лицемерна (Иак. 3, 17).
Вникнем в себя, есть ли в нас эти качества, и обсудим, поэтому, можем ли мы называться людьми истинно разумными и просвещенными, или нет?
Мудрость, прежде всего, чиста.
У человека разумного, истинно просвещенного вся жизнь должна быть чиста и светла. Он должен всячески стараться очистить, освободить свой ум от духовного невежества и предрассудков, неосмысленных страстей и недостойных влечений, воображение от нездоровых и ненравственных представлений, речи от пустых и плохих слов, жизнь от темных и недостойных дел. Его действия должны быть чисты по своим побуждениям и целям, так же как и по самим способам и средствам выполнения. Существует ложное и безнравственное учение, будто бы человек должен только заботиться о чистоте главнейших целей своей жизни, а средства для достижения их могут быть самые разные, в том числе нечистые и не нравственные. Это не верно, потому, что у человека чистого все должно быть чисто. Во всей его природе и жизни, как в зеркале, должен отражаться высший идеал человеческого достоинства – образ Божий.
Мудрость должна быть мирна.
Человек должен иметь глубокое умиротворение в своей душе и проявлять его во всех отношениях и действиях. Ему не свойственно раздражаться самому и показывать раздражение другим. Он должен знать, что раздражение всегда бывает склонно к несправедливости и всякому разумному делу может скорее повредить, нежели принести пользу. Поэтому у человека истинно разумного кроткое, спокойное и благодушное состояние духа должно отражаться во всем; в суждениях, словах и поступках, в устроении его собственной жизни, и в отношениях с другими людьми, в спокойной и справедливой оценке благоприятных и не благоприятных обстоятельств, человеческих достоинств и недостатков, в благодарном, мирном и не заносчивом наслаждении счастьем, и в кротком, покорном, независтливом перенесении нужд и горя. Такой человек в самом себе носит источник внутреннего довольства, покоя и счастья, и другим с ним, и около него бывает светло, спокойно и хорошо.
Истинная мудрость должна быть скромна.
Самолюбие, тщеславие, гордое превозношение перед другими, или грубое пренебрежение к другим, не свойственны истинно разумному и просвещенному человеку. Ему незачем много говорить о своих достоинствах и преимуществах, которые сами свидетельствуют о себе. Истинно разумный человек не может не понять, что если у него и есть какие-нибудь достоинства, то они даны ему совсем не для того, чтобы ими оскорблять или унижать других, а для того, чтобы приносить пользу людям. Потому, что эти достоинства есть не столько его собственная заслуга, сколько дар Божий. Человек, превосходящий других своими достоинствами должен по преимуществу и употреблять эти достоинства соответствующим образом во благо. - Кто хочет быть между вами большим или первым, пусть будет всем слуга. Это самое высокое нравственное достоинство человека!
Истинная мудрость должна быть благопокорлива.
То есть мы должны быть покорны тому, что нам во благо. Разумный совет, наставление в добрых делах, общепринятые нормы морали, законодательные нормы права – все это необходимо и значимо в личной и общественной жизни человека. Условия жизни, взаимное благо людей, разумные цели в жизни человека и человеческого общества обусловлены определенными нормами морали, законами и требованиями, которые мы должны осознавать и соблюдать в нашей жизни и в отношениях с другими людьми. Человек должен понимать смысл, цель, разумность и пользу советов, наставлений, законов и требований, и потому не может по своему убеждению и совести не подчинятся им, если они во благо человека и общества. Разумеется, всякому произволу в этом отношении мы должны противостоять своими убеждениями и чистою совестью. Слово Божие требует от нас не просто рабской, бессмысленной покорности, но сознательной и свободной покорности благу – благопокорности. Необходимо так же различать то, что важно для нашей жизни, а что второстепенно, что ниже, а что выше, что случайно, а что необходимо. Уметь отдавать предпочтение высшему благу перед низшим. Вести себя достойно, должным образом исполнять свои обязанности, уважать труд других и трудиться во благо, воздавать честь совершенству и справедливости, покорствовать делу нашего призвания.
- Всякому воздавать должное – кому научение, кому послушание, кому должное, кому честь.(Рим. 13,7).
Истинная мудрость должна быть исполнена любви, милосердия и доброты.
Вот высшее свойство и свидетельство мудрости. Жизнь человеческая должна быть исполнена любви, милосердия и доброты к людям не только на словах, но и на деле. Человек должен искренне любить всех людей, без различия происхождения, званий, состояний и других условий жизни. Должен относиться с особенною любовью к тем, кто непосредственно находится рядом, но и не оставаться безучастным и равнодушным ко всем другим людям. По слову Спасителя «Любите врагов ваших» мы должны любить даже тех, кто враждебно настроен против нас. Смысл слов Господа становится ясен и понятен из слов св. Иоанна Кронштадтского, который разъясняет – «Любите грешника, но не любите грех его». Истинная любовь неразлучна с доверием и уважением к тем, кого мы любим. Поэтому добрый человек должен относиться с глубоким доверием и уважением к истинным достоинствам человеческой природы. Стараться обращать внимание в каждом человеке не на то, что в нем есть худого, а на то, что в нем есть хорошего, светлого, достойного, сочувственного, пусть и в самой малости, но именно этой малостью в человекеперед нами может явиться его достоинство. А так как в каждом человеке, кроме истинных достоинств, несомненно, есть слабости и недостатки, которых нельзя не замечать, то Слово Божье требует от нас не просто любви, но милости, снисхождения, сострадания друг к другу, так как все мы нуждаемся во взаимном снисхождении и милости. Человек, знающий о грехах и пороках своих ближних, никогда не станет относиться к ним с высокомерием, потому, что все мы не без греха, но искренне будет желать покаяния и исправления грешника, как своего брата и образа Божьего.
Разумное, кроткое,мирное, благодушное проникнутое любовью и благожеланием отношение к людям у человека истинно мудрого не может кол(мат)ся и изменяться, в зависимости от изменений обстоятельств жизни тех людей, с кем ему приходится общаться.
Истинная мудрость беспристрастна и нелицемерна.
Глубокая твердость нравов, постоянство в благочестии, искренность в убеждениях и правилах жизни достигаются не сразу. Благодаря Богу, только на основе благочестивой жизни и трудов поколений, на основе достойного воспитания, образования и многолетнего опыта жизни человека являются плоды истинного просвещения и истинной мудрости. Мудрому человеку не свойственно в одних случаях говорить правду, в других неправду, к одним относиться с любовью и уважением, к другим с недоброжелательством и пренебрежением, перед одними показывать себя скромным, мягким и кротким, перед другими высокомерным, грубым и жестоким. Просвещенный Благодатью Божьей и мудрый человек,для всех должен быть открытым. Ко всем должен относиться с добротой и любовью. Быть искренним, мягким, кротким и обходительным. Без нарушения справедливости, без унижения собственного нравственного достоинства, во всех уважать и ценить лучшие стороны их природы, всегда относиться с радостью и уважением к достоинствам других, с кротостью и снисхождением к слабостям, с твердостью и прямотой к злу и неправде.
Истинная мудрость являет собой истинный образ (идеал) человеческого достоинства!
Истинные плоды не только теоретической умственной, но практической жизненной мудрости - это чистота души и разума, сердца и жизни, воображения и совести. Это мирное, кроткое и благодушное настроение духа. Это скромность в осознании своих достоинств. Разумная благопокорливость нормам благочестивой морали и законным требованиям норм законодательства во благо человека и общества. Это истинная любовь, уважение, доверие и снисхождение к людям. Готовность всякому сделать доброе дело, беспристрастная твердость, постоянство и искренность в убеждениях правилах и поступках жизни.
Развивать и укреплять в себе эти качества, значит желать мудрости, жить мудростью и пожинать ее плоды. Мудрых людей воистину достойно называть разумными и просвещенными людьми, жизнь и деятельность которых, несомненно, в утешение и радость Богу и людям.
Митрофорный протоиерей Анатолий Кириченко (Кириакидис)