Враг номер один
Потенциальный кандидат в президенты США ясно дал понять, какую политику он будет проводить в отношении России в случае победы
27 марта 2012, 09::54
Фото: Reuters
Текст: Ольга Гриценко
Одновременно с заверениями о готовности вести переговоры с Россией по ПРО США объявили о расширении своей противоракетной программы: помимо Европы, американская ПРО появится в Азии и на Ближнем Востоке. При этом в случае проигрыша нынешнего президента на выборах новое руководство Белого дома может пойти на еще большую конфронтацию с Москвой: потенциальный конкурент Обамы сказал все, что он думает о России.
История со ставшим достоянием журналистов содержанием секретного разговора между президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой получила свое неожиданное продолжение. Благодаря ей, в частности, стало известно об отношении к России потенциального кандидата в президенты США Митта Ромни.
Напомним, перед пресс-конференцией, состоявшейся по итогам переговоров в Сеуле, журналисты смогли услышать приватную беседу лидеров двух государств касательно проблемы ПРО. Президент США, в частности, сказал: «В том, что касается всех этих вопросов, особенно ПРО, это может быть решено, но главное, чтобы он дал мне пространство для маневра». «Это мои последние выборы. После моих выборов я буду более гибким», – цитирует ABC главу Белого дома.
По данным телеканала, в ответ Медведев пообещал довести эту информацию до избранного президента России Владимира Путина. «Я понимаю. Я передам эту информацию Владимиру», – цитирует ABC президента России.
Слова Обамы тут же вызвали волну критики в стане американских республиканцев, расценивших их как готовность пойти на некоторые уступки Москве в отношении ПРО. «Мы будем блокировать любые попытки ослабить противоракетную оборону страны. Я хотел бы абсолютно ясно заявить, что мы с коллегами не допустим никакого торга с Россией или другими странами по ПРО», – заявил конгрессмен Майк Тернер, направивший в Белый дом письмо с требованием «дать срочные пояснения по поводу высказываний на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым, состоявшейся утром в Сеуле».
Митт Ромни, уступающий Обаме лишь 10% по рейтингам, пошел в своих оценках еще дальше. «Сегодня Россия, а не Иран и КНДР является геополитическим врагом для США... Она всегда поддерживает худших в мире», – заявил он в интервью CNN.
В связи с этим, подчеркнул он, его крайне беспокоят сеульские обещания Обамы. «Россия – недружественная фигура на мировой сцене. То, что президент добивается большей гибкости в отношениях с РФ, притом что ему нечего сказать американскому народу про отношения с Россией, – это очень тревожный знак. Я очень, очень обеспокоен этим. Россия – наш геополитический враг номер один», – подчеркнул Ромни.
Обама в свою очередь во вторник развил тему ПРО, выразив надежду, что к конкретным результатам Вашингтон и Москва могут прийти уже к 2013 году. «В течение ближайших 9–10 месяцев эксперты будут работать над техническими аспектами ПРО, что является главной причиной наших трений. Можно будет к 2013 году достичь прогресса, если будут разрешены технические вопросы. Это непросто, мне предстоят консультации с Пентагоном, Конгрессом и двумя партиями. Для этого необходимо время», – пояснил он.
Впрочем, эти намерения не помешают США развивать свою программу. Пока в Южной Корее американский лидер говорил о готовности искать компромиссы с Россией, в Пентагоне объявили, что ПРО США появится не только на территории Европы, но и в Азии.
В частности, сообщила помощник американского министра обороны по глобальным стратегическим делам Мадлен Кридон, в программу будут включены Австралия, Япония и Южная Корея. По словам Кридон, сообщает ИТАР-ТАСС, размещение новых элементов системы ПРО в Азии и на Ближнем Востоке будет направлено на Иран и КНДР и будет призвано защитить США на случай появления у Тегерана и Пхеньяна баллистических ракет большой дальности. «По мере продвижения работы в целях развития архитектуры (ПРО) для этих регионов (Азии и Ближнего Востока) мы будем концентрировать внимание на использовании таких подходов, которые способствуют появлению благоприятных возможностей взаимодействия с союзниками и партнерами в сфере нейтрализации текущих и возникающих угроз безопасности, а также укреплению партнерств», – подчеркнула сотрудник минобороны США.