Ну раз вернемся, значит вернемся!
Основоположником движения скопцов был сбежавший от рекрутства крестьянин Кондратий Селиванов, уроженец села Столбова Орловской губернии. Сначала он примкнул к секте хлыстов, а потом объявил себя живым богом и царем Петром Третьим. Перед живым богом раскрывались двери самых богатых домов. Селиванов жил в доме петербургского купца-миллионщика Солодовникова.
Очень скоро Селиванов создал мощную законспирированную организацию. Скопцы маскировались под обычных граждан, даже в церковь ходили и делали пожертвования. Можно было прожить всю жизнь рядом со скопцом и не подозревать, что этот добропорядочный гражданин еженедельно в ночь с субботы на воскресенье доводит себя до полного исступления на радениях, бегая по молельной в белой рубахе босиком с истошным криком: "Дух, дух святой!"
Две печати
Все, кто не был оскоплен, по мнению сектантов, являлись недочеловеками - значит, ограбить или обмануть такого было благом. Брак у скопцов предавался проклятию. Женщина, родившая ребенка, называлась источником скверны, а дети именовались осколками и щенками. Вербуя новых сторонников, скопцы вдохновенно вещали о необходимости удаления от «женской лепости», отказа от мяса, вина и табака, а также таких грехов, как клевета, зависть, тщеславие и гордость. Новичков тут же кастрировали. Существовало несколько степеней оскопления: "малая печать" - которая позволяла заниматься любовью и предназначалась для рядовых членов общины, и "царская печать", после которой мужчина становился полным и бесповоротным кастратом.
Операция проводилась без всякого наркоза, поэтому часто заканчивалась смертью человека. И все-таки тысячи людей мечтали о том, чтобы их кастрировали. Почему?
Дело в том, что оскопленный "малой печатью" становился гиперсексуалом и мог заниматься любовью сутки подряд. Так что напрасно царь Дадон из "Золотого петушка" ехидно интересовался у скопца: "И на что тебе девица"?
А обладатель "царской печати" мог быть уверен, что вскоре займет высокую должность и станет очень богатым человеком.
Для скопцов не было проблемы достать денег на открытие своего дела. Они могли рисковать, зная, что в случае неудачи "братья" помогут.
«Отец» и «сын»
Согласно архивным документам, скопцам покровительствовал князь Потемкин. Он так любил обрусевшего итальянца-скопца Антона Бравура, простого учителя пения, что сделал его профессором несуществующей Филармонической академии. Поговаривали, что Потемкин неспроста так любил итальянца - по его совету, он подвергся малой кастрации, и его любовная неутомимость, поразившая Екатерину, была вызвана именно этим.
Злые языки причисляли к скопцам генералиссимуса Суворова, знаменитого портретиста Боровиковского и еще великое множество аристократов, придворных, поэтов, генералов.
Слухи слухами, а долгое время правительство боролось со скопцами чрезвычайно вяло.
"Живой бог" Селиванов жил на широкую ногу, ни от кого не скрывался. Взяли его только тогда, когда секта хлыстов - конкурирующая организация - стала посылать в жандармское управление пачки доносов. В наказание скопцов всего лишь сослали в Иркутск.
А через несколько месяцев после этого император Павел зачем-то потребовал вернуть Селиванова в Петербург. Состоялась историческая встреча, о которой сам Селиванов потом писал в своих воспоминаниях. Если верить "живому богу", Павел не только признал его своим отцом, но и просил благословить себя на царствование. Селиванов сказал, что сделает это после того, как сын монарха, Александр Павлович, подвергнется кастрации. Павел отказался, и тогда "отец" в сердцах проклял "сына"...
Современники свидетельствовали, что встреча царя и беглого рекрута действительно состоялась - причем при закрытых дверях. После чего Павел распорядился поместить главу скопцов в отделение для душевнобольных при петербургской Обуховской больнице.