протоиерей Сергий пишет:
Ну, начнем с того, в данной ситуации Господь просто защищал своих не постящихся ,возможно, излишнеучеников (ведь Его спрашивали:"...почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся..[ много]."). В частности, в Талмуде сказано, что "нередко кто-нибудь "брал на себя обязательство поститься каждый понедельник и четверг в течение всего года." Но все же это не было нормой. (Таанит 12а). Ради защиты от необходимости чрезмерного пощения и звучит эта аллегория. Господь говорит, что те кто сейчас рядом с Ним не должны быть пока суперпостниками. Но общепринятые для иудеев посты , непременно, соблюдались и учениками и Самим Господом ( ещё раз подчеркну :Его никто не обвинял в нарушении общепринятых постов), иначе это было бы причиной нападок и соблазном для многих.
А для чего вообще описан данный случай. Просто упомянут, потому что он был? Ученики Иоанна и фарисеи постились часто, ученики Иисуса нет. И все? Но разве Евангелие лишь сборник отдельных эпизодов, а не книга, призванная передать посредством отдельных рассказов некую высшую идею? Если принимать Писание богодухновенным, то верно второе. Значит, это не просто описание курьезного эпизода из жизни Иисуса и его учеников. Это часть того нового, что приносит Иисус. Он пришел, чтобы разрушить старый Завет и принести Новый. И речь не только о посте, там также говорится и о общении с грешниками, о исполнении субботы. Все то, что по иудейским законам устанавливалось твердо, Иисус переосмысливает. Исполнение субботы? Суббота для человека, а не человек для субботы. Он исцеляет в субботу, что делать категорически запрещено. Зачем исцелять здорового, исцелять надо грешника. Общение с грешниками и мытарями недопустимо, он же общается. В контексте этого надо рассматривать и сказанное о посте. На земле Богочеловек. Событие радостное. Пост это знак печали и скорби. Уйдет Иисус – будете печалиться. А пока он с народом не время предаваться трауру. Такова мысль притчи о женихе и свадебном пире.
Если рассматривать эпизод с постом просто как биографический случай, имевший место с Иисусом и его учениками, то, конечно, можно домыслить, что речь идет лишь о дополнительных постах, которыми фарисеи и иоанниты, по мнению Иисуса, злоупотребляли, но все остальные иудейские посты и Иисус, и его ученики соблюдали до буквы
Если рассматривать его в контексте с рассказом о исцелении больного в субботу, о нарушении запрета питания с нечистыми людьми, то смысл и значение рассказа об отказе от поста надо поднимать выше.
Вообще, в чем миссия Иисуса? В том, чтобы "отмазать" непостящихся учеников? («Ну, начнем с того, в данной ситуации Господь просто защищал своих не постящихся, возможно, излишнеучеников»). В том, чтобы тихо прожить три года, не вызывая нареканий и замечаний со стороны фарисеев и книжников? («Обличений в не соблюдении положенных постов в Его адрес не слышно»). Или в том, чтобы принести миру новое учение?
Вы, батюшка, какую трактовку предпочитаете?