По ссылкам, рекомендованным Прохожим.
РПЦ создает ведущую прицерковную светскую общественную
организацию под названием «Всемирный русский народный собор».
Она постулирует свою заботу о церковном окормлении людей рус?
ской национальности во всем мире (как выразился митрополит
Кирилл (Гундяев) на VIII Всемирном русском народном соборе, «Цер?ковь предпринимает усилия по консолидации всего русского мира»),
не проявляя особого интереса к православным людям других нацио?
нальностей, проживающим даже в самой России. В последние годы
этноцентричная ориентация особенно ярко проявилась в различных
учебниках и методических пособиях, которые были подготовлены
в церковных и околоцерковных организациях для преподавания
«Основ православной культуры» в школе. Предмет этих учебных
текстов – «русскость» не в меньшей степени, чем православие»
Добавлю, что митрополит Илларион Алфеев - извергнутый из Великобритании адепт той же идеи "Православие для русских". хотя в Церкви Христовой "нет ни еллина, ни иудея"
В Костроме переняли опыт
Вологды, где ведется преподавание по учебнику «Истоки». По су?
ществу, это краеведческий проект с региональными компонента?
ми, в том числе и теми, которые касаются духовной жизни и исто?рии православия
Могу сказать, что это хороший курс, непосредственно обращенный к личному опыту школьников и написанный доступным для чтения, увлекательным языком (мне довелось познакомиться с комплектом для 2-го класса)
Выступ?ления против ОПК мусульман, в том числе и в исламских республиках, таких как Башкортостан и Татарстан, породили целую волну выступлений за преподавание «Основ мусульманской культуры»
Как говорится, "за что боролись..."
Курс по православной культуре не предписывает выпол?
нять какие?либо определенные нормы, кроме общенравственных,
он не обязывает ни к чему, не предлагает своего осмысления русской культуры или своего оригинального патриотического и гражданского мировоззрения. В этом смысле курс ОПК расплывчат и аморфен, а значит, трудно себе представить, как принудительное преподава?ние этого предмета поможет разрешению проблем демографии, спасению России в целом как государства, исправлению всех пороков нашего общества, о чем часто говорит, к примеру, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), управляющий делами Московской патриархии, один из главных лоббистов обязательного обучения ОПК.
Вот это как-то и нужно преодолевать, "не выплескивая с водой ребенка".
Пособие Бородиной стало знаковым, самым популярным
изданием, по которому теперь и судят об ОПК.
Увы!
Алла Бородина дает жесткие, в пропагандистском стиле указания учащимся по поводу воспри?ятия православия и окружающих его сект. В исторической части школьникам предлагается изучить фактологию, которая почти не
отличается от фактологии общеисторического курса. Идеологи?
ческим штампам Бородина уделяет самое значительное внимание
и пользуется ими с явным удовольствием. В разделе, который каса?ется православной церкви, она не придумывает ничего нового, упрощая то, что написано в «Законе Божьем»
Проще говоря - учит обрядоверию, а не разъясняет культурологически "соль Христианства", ничего не дает читателю в плане Православной духовности...
Главная тема, т. е. православие, в учебнике не раскрывается в конкретике, а буквально тонет в словесном идейном обосновании связи русской нации и русской культуры с православием, а церкви с государством и прежде всего его военными победами над врага?ми Отечества.
То же направление было принято и в опытах построения курса о.А.Кураевым...
В регионах в основу курсов по православной культуре был по?ложен именно учебник по ОПК Аллы Бородиной, и лишь немногие смогли издать полноценную книгу, которая прививает любовь к род?ной земле и в контекст ее истории вписывает историю Русской цер?кви. В значительной степени это удалось сделать авторам учебника «Основы православной культуры земли Смоленской» (Смоленск,2004), который вышел под общей редакцией митрополита Смолен?ского и Калининградского Кирилла (Гундяева).
Вопрос только в том, надлежит ли "растаскивать Православие" целиком по местночтимым святым, или же "местная" составляющая должна быть частью "общероссийского" учебника?
По существу, одним из самых удачных следует признать белго?родский учебник, изданный по благословению архиепископа Бел?городского и Старооскольского Иоанна (Попова). Хотя краеведения и региональной истории в этом пособии нет, но собственно история православия и даже изучение основ церковно?славянского языка и вообще славянской письменности (с приложением компьютерно?го CD с оригинальной программой) поданы в нем более мягко и за?нимательно, чем в жестких и холодных книгах Бородиной.
Прав Кураев, пожалуй, в этом:
По словам диакона Андрея Кураева, настоящая научная база у ОПК есть, и она связана с трудами Алексея Лосева, Михаила Бахтина, Сергея Аверинцева, Юрия Лотмана, Арона Гуревича, Александра Панченко, Бориса Успенского. Однако, отмечает Кураев, тот факт, что «упомянутые классические труды не всплывают даже в методи?ческих указаниях для учителей ОПК, означает, что авторы этих мето?дичек писали совсем не то, о чем объявили. Объявили «культуроло?гию», изготовили «Закон Божий». И, скорее всего, с самого начала рассчитывали, что их нечестность проглотят»
Интересно то, что здравые мысли высказываются, источники в науке определены, первые позитивные опыты имеются, а применить принцип соборности, собраться, определить лучшее, отказаться от худшего вот уже на протяжении более 10 лет никак не можем...