21 января родился Павел Александрович Флоренский (9 (21) января 1882 — 8 декабря 1937) — русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт.
СвернутьВоспитывался вне религиозной традиции, но в юности под влиянием статей Льва Толстого почувствовал интерес к христианству. Павел рано обнаружил исключительные математические способности. По окончании гимназии в Тифлисе поступил на математическое отделение Московского университета. В университете знакомится с Андреем Белым, а через него с Брюсовым, Бальмонтом, Дм. Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Ал. Блоком. Начал писать стихи, печатался в журналах «Новый путь» и «Весы». Университет окончил в 1904 году с дипломом 1-й степени.
По благословению епископа Антония (Флоренсова) в 1904 году поступил в Московскую духовную академию. По окончании академии в 1908 году стал кандидатом богословия, читал лекции по курсу истории философии в академии, а также преподавал математику в Сергиево-Посадской женской гимназии. В 1911 году Флоренский принимает священство и в 1912 году назначается редактором академического журнала «Богословский вестник».
В 1914 г. о. Павел становится профессором академии по кафедре истории философии, но с началом Первой мировой войны отправляется на фронт полковым священником. 1917 год круто меняет его сферу деятельности, перенося ее в искусствоведение и естественные науки. Флоренский так обозначил свою позицию: "Развиваемое мною научно-философское миропонимание не совпадает с вульгарным толкованием коммунизма", но это не может помешать "добросовестно делать на государственной службе свое дело".
При большевиках служил ученым секретарем комиссии по охране памятников и старины Троице-Сергиевой лавры, разрабатывая методику эстетического анализа и описания предметов древнего искусства, читал лекции по физике и математике в педагогическом институте, преподавал в Высших художественнотехнических мастерских (ВХУТЕМАС), занимался научно-исследовательской работой в системе Главэлектро ВСНХ, принимал участие в разработке плана ГОЭЛРО, в работе комиссии по стандартизации научно-технических обозначений терминов и символов при Совете Труда и Обороны СССР.
Женой о. Павла была Анна Михайловна (в девичестве Гиацинтова), уроженка Рязанской губернии, с которой он познакомился, когда ездил в гости к товарищу по учебе. Она родила своему супругу пятерых детей: Василий, Кирилл, Михаил, Ольга, Мария.
Павел Александрович с семьей
В 1918—1920-х годах участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, являясь её учёным секретарём; составил опись икон и древних панагий. Пытался убедить власти, что Троице-Сергиева лавра — величайшая духовная ценность и не может сохраниться как «мёртвый музей». Идея создания «живого…музея» была сформулирована Флоренским в статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия». Однако 10 ноября 1919 года президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры. В марте 1919 года властями была ликвидирована Московская духовная академия.
С 1916 по 1925 годы П. А. Флоренский написал ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), работает над воспоминаниями. В 1921 году, по рекомендации В. А. Фаворского, Флоренский был приглашён на должность профессора во ВХУТЕМАС, где преподавал до 1927 года. С 1919 года работал на заводе «Карболит» в Орехово-Зуево; затем — в системе Главэнерго в отделе материаловедения. Принимал участие в ГОЭЛРО — занимался вопросами электрических полей и диэлектриков: подготовил монографию «Диэлектрики и их техническое применение. опубликовал статьи: «Экспериментальное исследование электрических полей», «О формулировке законов электромагнетизма». Получил 12 авторских свидетельств на изобретения в области химии.
В 1920-е гг. Флоренский создал в Государственном экспериментальном электротехническом институте первую в СССР лабораторию по испытанию материалов, ставшую впоследствии отделом материаловедения по изучению диэлектриков. Одним из первых в стране начал пропаганду синтетических пластмасс.
В 1927-1933 гг. Флоренский был редактором "Технической энциклопедии", для которой подготовил около 150 статей. Обладая энциклопедической образованностью, Флоренский стал автором многих выдающихся работ по искусствоведению, математике, эстетике, электродинамике, филологии, понимая свою жизненную задачу в проложении путей к будущему цельному мировоззрению.
Летом 1928 года был выслан властями в Нижний Новгород, где работал в Нижегородской радиолаборатории. В том же году, по хлопотам Е. П. Пешковой, его вернули из ссылки и предоставили возможность эмигрировать в Прагу, однако Флоренский решил остаться в России. Любопытно, что когда его высылали, в его защиту выступила партячейка. Местные коммунисты заявили, что Флоренский является очень крупным ученым мирового уровня, и что многие работы будут остановлены или замедлены его высылкой. В начале 1930-х годов против него была развязана кампания в советской прессе со статьями разгромного характера. 26 февраля 1933 г. он был арестован, его библиотека была изъята, а 26 июля он был осужден на 10 лет заключения в лагере.
Флоренского обвинили в организации якобы существовавшей православно-националистической партии. На следствии Флоренский признал, что он был в числе руководителей этой партии, а в отношении других обвинявшихся по этому делу (в списке у следователя таковых было почти 70 человек), он говорил на допросах, что они никакого участия в заговоре не принимали.
Профессор-правовед Павел Васильевич Гидулянов, проходивший с отцом Павлом Флоренским по одному делу, описывает ситуацию:
"Следователь Шупейко сам формулировал мои контрреволюционные убеждения в таком стиле, от которого я пришел бы в ужас на воле, и заставил меня их подписать, заявляя, что убеждения у нас ненаказуемы... После этого начался мучительный для меня период вынужденного признания меня участником контрреволюционной организации в составе профессоров С. А. Чаплыгина, Н. Н. Лузина и П. А. Флоренского... Шупейко заявил, что я — жертва, что я не знаю, что такое ОГПУ, что не надо никому верить, но только ему одному, ибо он мой судья, и следователь, и прокурор, и защитник, что мне ничто не угрожает, что меня выпустят на свободу и дадут по-прежнему заниматься наукой, но мне нужно разоружиться, отдать себя целиком во власть и на милость ОГПУ. Для доказательности действительного разоружения мне нужно признать самого себя участником контрреволюционной организации... Будучи совершенно не искушен в подобного рода действиях следственных органов и во всякого рода провокациях, я уверения о разоружении принял за чистую монету и, чтобы угодить ОГПУ, стал “стараться”, и чем больше требовали доказательства моего раскаяния, тем больше я сам на себя самого клепал... В целях саморазоружения я объявил себя организатором Комитета национальной организации, которая после ряда попыток в стенах ОГПУ была окрещена “национальным центром”, причем членами этого мифического комитета были указанные мне и уже сидевшие в стенах ОГПУ мои коллеги Чаплыгин, Лузин и Флоренский... Платформу партии националистов я же сам состряпал при любезном содействии начальника СПО Радзивиловского, собственноручно написавшего мое “развернутое показание”. Идеологом идеи национализма в духе древнемосковского православия, государственности и народности на правом крыле нашего ЦК был профессор Флоренский как выдающийся философ и богослов... На устроенном мне Радзивиловским свидании я убеждал профессора Флоренского последовать нашему примеру и чистосердечно сознаться, ибо он своим упорством препятствует нашему освобождению. Флоренский понял меня и тоже перешел на путь самооговаривания, что я понял со слов Шупейко...”Отец Павел не отказался от веры, от сана; по воспоминаниям людей, бывших с ним в лагере, держался там терпеливо, безропотно, благодушно, проповедовал слово Божие тем, кто готов был это слово услышать.
Фото из материалов следственного дела
Сначала отец Павел отбывал срок на Дальнем Востоке, но в 1934 г. был переправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Там он занимался разработкой технологии добычи и производства йода из морских водорослей. За годы заключения в СЛОНе он сделал более десяти запатентованных научных открытий и изобретений. 25 ноября 1937 года "тройкой" УНКВД отец Павел Флоренский был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.
Павел Александрович Флоренский реабилитирован 5 мая 1958 года по приговору 1933 г. и 5 марта 1959 года по приговору 1937 г.
В 2011 году создан Фонд науки и православной культуры священника Павла Флоренского. В 2004 году в селе Завражье был открыт историко-культурный музей, один из залов которого посвящён Павлу Флоренскому. В 1998 году открыт музей священника Павла Флоренского в Москве. В 2017 году был открыт Культурный центр Павла Флоренского в Сергиевом Посаде. Именем Флоренского названы улицы в Калининграде и в посёлке Соловецком (на Большом Соловецком острове).5 декабря 2012 года в Сергиевом Посаде открыт памятный знак «Пострадавшим за веру во Христа в годы гонений и репрессий XX века», установленный Фондом Павла Флоренского. Открытие знака было приурочено к 75-летию со дня казни Павла Флоренского.
Памятник Флоренскому в г. Сергиев-Посад
Источники:
https://www.pravmir.ru/svyashhennik-pavel-florenskij-russkij-leonardo/
http://www.sergiev-reg.ru/news/kak-osudili-florenskogo
https://ru.wikipedia.org/wiki/Флоренский,_Павел_Александрович