Святитель Филарет Черниговский (Гумилевский) (1805–1866)
Дни памяти: 9(22) августа (Укр.), 12(25) октября (Укр.) и ВСЕЮ Русскою Церковью.
Святитель Филарет (в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский, при рождении Конобеевский), родился 23 октября 1805 г. в д. Конобеевке Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье священника.
Он не покидал своей паствы и в самые тяжёлые моменты жизни. Во время холеры 1866 г. он предпринял объезд епархии, говоря: «Народ упал духом, следует ободрить». В пути он сам заболел и 9 августа 1866 года скончался в Конотопе. От Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст народ сменяя один другого сопровождал гроб любимого архипастыря в количестве 10–12 тысяч человек. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова и прекратилась. Честные останки святителя были погребены в Троицком соборе Троице-Ильинского монастыря под алтарем.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 октября 2009 года архиепископ Филарет Черниговский был причислен к лику местночтимых святых Черниговской епархии с установлением памяти ему 9 августа. 26 января 2012 года Украинский Синод установил дополнительный день памяти святителю 12 октября.
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/
.....................
Архиерейский Собор принял решение об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых.
На заседании 30 ноября 2017 года участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви приняно решение общецерковного почитания некоторых местночтимых святых на Украине в том числе. Согласно принятому решению, будет составлена отдельная служба каждому из благословляемых к общецерковному почитанию святых (если таковая до сих пор не была составлена), будут написаны их иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора. Также решено опубликовать жития этих святых, если они уже составлены, или составить заново и опубликовать для назидания в благочестии чад церковных.
Имена перечисленных подвижников будут сообщены Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы.
Информационная служба Архиерейского Собора.http://www.patriarchia.ru/db/text/5074538.html
..............
Таким образом святитель Филарет Черниговский (Гумилевский) ( последние годы своей земной жизни был Архиепископом в Чернигове) причислен Русскою Церковь ко всеобщему церковному почитанию в объёме всей Русской Православной Церкви, он как и многие являлся, является и будет являться связующим звеном единения Русской Церкви как на Украине, так и в России, в Белой Руси. А кто разделяет Русскую Православную Церковь, выделяя отдельно Украинскую, к примеру, УПЦ или ещё какую - тот сильно согрешает, ибо как можно человекам разделить то, что Бог создал, как одно целое?
Дни памяти: 9(22) августа (Укр.), 12(25) октября (Укр.) и ВСЕЮ Русскою Церковью.
Святитель Филарет (в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский, при рождении Конобеевский), родился 23 октября 1805 г. в д. Конобеевке Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье священника.
- Спойлер:
Когда никто на селе не знал о рождении сына у почтенного пастыря, юродивый Алексей, взобравшись на колокольню, возвестил о рождении трезвоном. Переполошенный несвоевременным звоном народ бросился к церкви. Стали спрашивать юродивого, кто велел звонить и зачем? – «Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь!» – отвечал юродивый. Раздосадованный народ не внял пророческому голосу блаженного, и нашлись люди, которые излили свою досаду на его спине. Юродивого высекли, а он приговаривал во время наказания: «Бейте больше, родился большой Тимошка».
Мальчика назвали Димитрием в честь св. Димитрия Солунского.
Первоначальное воспитание и образование получил он в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Мать его была образцом древнерусской благочестивой женщины. Благочестие родителей и аскетическая жизнь тётки-наставницы, умершей 90 лет девицей, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству.
Димитрий был небольшого роста, всегда худенький, живой и резвый, в глазах его светились ум и энергия. Умственные способности Мити обнаружились очень рано. Пяти лет он уже читал в церкви Псалтирь, которую знал почти всю наизусть. Семи лет отец поместил Димитрия в Вышенскую пустынь к учёному иеродиакону Никону, пробыв у которого два года, он поступил в Шацкое духовное училище. Во время учёбы Тамбовский преосвященный Иона (Васильевский), приняв во внимание его малый рост и смирение, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский.
Способности у Димитрия были замечательные, память необыкновенная, острота слова и находчивость удивительные. Выросший в деревне, он с детства любил природу, цветы, пение, что откладывало свой отпечаток на характере будущего святителя. Любовь к пению сохранилась у него на всю жизнь и уже будучи архиереем, несмотря на свою постоянную занятость, он часто присутствовал при спевках, у него был замечательный хор.
Однажды Димитрий со своей тёткой посетил Саровскую пустынь и были у старца Серафима. Благословив их и посмотрев на Димитрия, старец сказал: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как учёный муж». Двоюродному брату Димитрия Никите старец Серафим сказал про Димитрия ещё раньше, что «он будет солить, солить на всю Россию!». Когда позднее старший брат Димитрия Василий пришел к преп. Серафиму за благословением принять монашество, то старец сказал ему: «Это только твоему брату Бог дал талант каждый месяц по книжке из кармана вынимать, а ты ступай домой и живи, как укажет Бог».
Эти предсказания и некоторые другие случаи, имевшие место в его жизни, были восприняты им и его родителями, как доказательство особого хранения его Промыслом. Отец мечтал, что Димитрий займёт его место и настаивал на женитьбе. По окончании первого года в богословском отделении Димитрий стал сватать невесту, исполняя желание и волю отца. Но во время последних каникул, гуляя со своим братом и товарищем Никитою по обширному отцовскому саду, Димитрий подошёл к одной яблоне, задумался, а потом поведал о дивном видении, бывшем ему во время сна под этой яблоней. Со слезами радости говорил он: «Вижу я во сне пришедшего ко мне святителя, подобного Василию Великому, и он торжественно говорит мне: план твой и отца твоего разрушится, а исполнится над тобой то, что сказано тебе вперед архиереем Ионою. Возьми мои сочинения в Тамбовской семинарской библиотеке, в них увидишь мой образ и читай оные на латинском и греческом языках. Сверх того ходи каждый день к утрени в архидиаконскую церковь и становись перед образом святителя и чудотворца Димитрия Ростовского». Кроме своего друга Димитрий никому этого не рассказывал, но сам с этого времени совершенно изменил образ жизни. Несмотря на неудовольствие и даже угрозы отца, он совершенно оставил мысль о женитьбе.
В 1826 г. он поступил в Московскую духовную академию, где 19 августа 1829 г. (по окончании академии) пострижен в монашество.
Митрополит Московский Филарет (Дроздов), внимательно следивший за его учением при пострижении дал ему свое имя – беспримерный случай в истории академии. В своих отношениях к юному иноку Московский святитель проявлял отеческую заботливость и вместе с тем исключительную строгость. Чувствовалось, что зоркий и мудрый правитель Церкви желал подготовить себе достойного преемника. Несомненно школа мудрого иерарха имела великое влияние на Филарета. В академии называли юного учёного инока «Филаретик».
По принятии иноческого чина Филарет 3 февраля 1830 г. рукоположен во иеродиакона, а 29 июня того же года – во иеромонаха.
Ещё будучи студентом академии, Филарет был определён библиотекарем академии, а по окончании академии оставлен при ней и 6 июня 1831 г. занял кафедру церковной истории и причислен к собору иеромонахов Московского Донского монастыря, а также назначен цензором. С 1832 г. переведён на кафедру Св. Писания.
Ко всякому труду Филарет относился с живым интересом с увлечением. Его пылкий и живой темперамент, привычка к труду, желание служить Церкви и ближнему подогревали всякое дело в его руках. Но с наибольшим воодушевлением он относился к преподаванию предмета история Русской Церкви.
Трудолюбивый Филарет в числе своих недостатков считал леность. И это сетование на леность произносилось им тогда, когда очевидцы его неустанной деятельности задавали себе вопрос: «спал ли он когда-нибудь?».
Только два года привелось иером. Филарету читать церковную историю. В начале 1832/33 учебного года по воле Московского святители Филарет был назначен на кафедру нравственного и пастырского богословия. 1 мая 1833 г. он был назначен инспектором академии, т. е. кроме преподавательских занятий был привлечен к администраторскому труду, тем более сложному, что с этой обязанностью соединялось настоятельство в каком-либо монастыре. Филарету было поручено настоятельство в Московском Богоявленском монастыре. Кроткому и смиренному иноку должность эта была нелегка. Надзор за молодыми людьми его возраста ставил его между двух огней – строгими мерами он мог раздражать студентов, снисходительность же могла навлечь неудовольствие начальства. А недремлющее око Московского митрополита бдительно следило за всем, что совершалось в академии.
27 января 1835 г. Филарет был возведён в сан архимандрита, а 14 декабря того же года назначен ректором Московской духовной академии. Академическое правление поручило ему провести ревизии в Вифанской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Тамбовской и других семинариях.
9 марта 1837 г. на него возложена обязанность настоятеля Богоявленского монастыря.
В октябре 1841 г. великий Московский святитель Филарет назначил своего любимца на Рижскую кафедру. Митрополиту была известна его пламенная любовь к Церкви, его покорность воле Божией, его смирение, глубокое понимание истин веры и всех заблужений протестанства и, наконец, близкое знакомство его с немецкой богословской словесностью и немецким языком. Весть о новом назначении поразила архим. Филарета, как гром, так как он был сильно привязан к академии, к своему делу, к библиотеке. Чтение богословия доставило Филарету громкую известность. Едва он приехал в Петербург для хиротонии, как ему наши высшие духовные иерархи предложили заняться составлением «Догматики» и выписать для этого из академии свои лекции. Когда же Филарет по своей скромности и опасливости стал отказываться, прибегли к посредничеству самого сильного человека, обер-прокурора Св. Синода гр. Протасова.
21 декабря 1841 г. в Казанском соборе Петербурга была совершена хиротония Филарета во епископа Рижского. В июле 1842 г. он отправился в Ригу.
С первой минуты, когда предстал он пред престолом Божиим в качестве служителя алтаря и до самой смерти, каждую службу, начиная от Херувимской песни и до причащения слёзы текли из глаз его. Приняв же Агнца и читая молитву перед причастием, он всхлипывал. И приобщившись долго не мог унять тока слёз своих.
Условия его служения в Риге были очень трудны. В коренном населении – латышах и эстонцах замечалась тяга к православию и самобытной культуре – богослужению и преподаванию в школах на родном языке. Святитель всемерно поддерживал их стремление. За своё пребывание в Риге он открыл 63 прихода, устроил 20 церквей постоянных и 43 временных, возбудил ходатайство об открытии духовного училища и приходских школ. Эта деятельность, шедшая вразрез с интересами баронов и немецкой партии, желавшей онемечить край, вызывала с их стороны резкое противодействие. Пытались парализовать деятельность архипастыря, не гнушались самыми грязными доносами. Неравная борьба, длившаяся 7 лет, закончилась в 1848 г. перемещением Филарета на Харьковскую кафедру.
Святитель уделял большое внимание духовному образованию юношества, устраивал семинарии, епархиальные училища, следил за учебно-воспитательным процессом, вырабатывал для учебных заведений программы преподавания, отдавая для их материального обеспечения свои печатные труды.
В монастырях учреждал общежитие, не оставлял без внимания храмоздания и церковного благолепия.
Преосвященный Филарет отличался необыкновенной тонкостью вкуса в одежде, как в личной, так и священной. Причём эта черта была в нём очень естественной.
Был кроток в обращении с людьми. Беседуя, он с терпением и благодушием выслушивал собеседника, а потом в очень мягкой форме объяснял суть дела и выводил ошибающегося на истинный путь. Им всегда руководило чувство врождённой скромности, смирения, строгости к себе, любви и уважения к человеку. Филарет был очень отзывчив к чужой беде, деньги для него не имели цены. Он как будто бы боялся их. Справедливо замечено, что несмотря на значительные средства, которыми он мог располагать во время пребывания своего на Харьковской епархии, он постоянно должен был сокращать свои расходы, потому что получаемые им средства шли большею частью на дела благотворительности.
В 1857 г. он был возведен в сан архиепископа.
2 мая 1859 г. назначен архиепископом Черниговским и Нежинским.
Преосвященный Филарет состоял членом Общества Истории и древностей российких (с 1847 г.); действительным членом Импер. Рус. Географ. общества и почетным членом Харьковского университета (с 1852 г.); почетным членом Импер. Рус. Археолог. общества (с 1856 г.).
Особую известность и популярность приобрел Филарет своей литературной деятельностью. В трудах Филарета поражает масса критических статей и заметок. Это была особенность его таланта – пытливо относиться ко всякому предмету, всё проверять взглядом критика. Он очень много читал. Вся жизнь его была посвящена чтению и труду. Обществу, публике он отдавал себя только по крайней необходимости. Люди, близко его знавшие, говорили, что он работал и отдыхал, ел и пил всегда с книгою в руках и тут же сразу делал нужные ему заметки и извлечения. «Надо удивляться, – говорит один близко знавший преосвященного, – надо удивляться его неутомимой деятельности. Он не ложился спать иначе, как при двух горящих свечах. Ночью он часто пробуждался, брал свечу, шёл в библиотеку, доставал книгу или рукопись и садился работать. Таких занятий он не отлагал на утро, даже во сне его занимала какая-нибудь умственная задача». У него всегда было желание за всё взяться, во всём явиться если не первоначинателем, то успеть больше прочих, во всём оставить о себе добрую память. С течением времени у него уже не было специальной задачи, определенного вопроса, решение которого заняло бы его исключительно. Ему хотелось действовать на более обширном поприще. Его не смущали ни огромные размеры поприща, ни разнообразие предметов, ни недостаток многих необходимых данных и источников. Не останавливаясь перед трудностями, он отважно брался за любое дело. Разнообразие предметов, за которые брался архипастырь, особенно заметно в последние 10 лет его жизни. С 1860 г. в нём появилось усиленное внимание к крупным явлениям жизни и движению современной мысли. И тут он спешил сказать своё отрывистое, смелое слово. В последние годы его жизни физические силы его ослабели до того, что он не мог писать сидя, но и это не остановило его деятельности. Он начал писать лёжа, дрожащей рукой... Вследствие этого ослабления тела, вследствие смелых надежд на свои сведения и вследствие спешной работы в трудах его появилось несколько упущений и неточностей. Любому кропотливому изыскателю можно было уловить эти промахи. В своих выводах он не любил тратить слово, а всегда выражался отрывисто, смело и уверенно. Трудно было на первых порах примириться с этим свойством его приговоров, тем более, что они часто не подкреплялись доказательствами. Иногда он судил по первому впечатлению, самоуверенно, уклоняясь от более внимательных изысканий. В этих случаях взгляды и выводы его нуждаются в пересмотре и поверке.
Архиепископ Филарет известен и как замечательный проповедник слова Божия. Особенно назидательны его «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа», которые произносил преосвященный к харьковской пастве в дни Великого поста.
При интенсивной научной работе он живо откликался на все события общественной жизни: посещал тюрьмы, во время Севастопольской кампании раздавал белье проходившим дружинам, благославлял их, служил молебны; когда госпитали были переполнены ранеными, не задумываясь отдавал для них помещение семинарии, переводя учащихся на частные квартиры.
Он не покидал своей паствы и в самые тяжёлые моменты жизни. Во время холеры 1866 г. он предпринял объезд епархии, говоря: «Народ упал духом, следует ободрить». В пути он сам заболел и 9 августа 1866 года скончался в Конотопе. От Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст народ сменяя один другого сопровождал гроб любимого архипастыря в количестве 10–12 тысяч человек. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова и прекратилась. Честные останки святителя были погребены в Троицком соборе Троице-Ильинского монастыря под алтарем.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 октября 2009 года архиепископ Филарет Черниговский был причислен к лику местночтимых святых Черниговской епархии с установлением памяти ему 9 августа. 26 января 2012 года Украинский Синод установил дополнительный день памяти святителю 12 октября.
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/
.....................
Архиерейский Собор принял решение об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых.
На заседании 30 ноября 2017 года участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви приняно решение общецерковного почитания некоторых местночтимых святых на Украине в том числе. Согласно принятому решению, будет составлена отдельная служба каждому из благословляемых к общецерковному почитанию святых (если таковая до сих пор не была составлена), будут написаны их иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора. Также решено опубликовать жития этих святых, если они уже составлены, или составить заново и опубликовать для назидания в благочестии чад церковных.
Имена перечисленных подвижников будут сообщены Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы.
Информационная служба Архиерейского Собора.http://www.patriarchia.ru/db/text/5074538.html
..............
Таким образом святитель Филарет Черниговский (Гумилевский) ( последние годы своей земной жизни был Архиепископом в Чернигове) причислен Русскою Церковь ко всеобщему церковному почитанию в объёме всей Русской Православной Церкви, он как и многие являлся, является и будет являться связующим звеном единения Русской Церкви как на Украине, так и в России, в Белой Руси. А кто разделяет Русскую Православную Церковь, выделяя отдельно Украинскую, к примеру, УПЦ или ещё какую - тот сильно согрешает, ибо как можно человекам разделить то, что Бог создал, как одно целое?
Последний раз редактировалось: Нюся (18.02.19 15:05), всего редактировалось 1 раз(а)