Отец Иоанн Кронштадтский. Беседа первая. Протоиерей Артемий Владимиров
Дорогие друзья,
мы вновь с вами встречаемся для того, чтобы вместе потрудиться, поразмышлять, принять к сведению, вобрать в сердце слова пастыря, каждое из которых, как отдельный мазок ложится на чистый холст наших душ. Мы в этом и последующих наших выпусках будем говорить о праведном отце Иоанне Кронштадтском, нашем удивительном соотечественнике, всероссийском пастыре, печальнике пред Богом за русскую землю; об отце Иоанне, который стал подлинным светильником православной веры накануне нашествия тьмы. Напомню, что он скончался в 1908 году, когда менее 10 лет оставалось до безбожной сатанинской революции, отбросившей на десятилетия нашу страну, погрузившей её в хаос, смятение, в историческое небытие. И сегодня давайте вспомним хотя бы некоторые черты из детства и отрочества будущего настоятеля Кронштадтского Андреевского собора, где, по-существу, и протекла вся жизнь неутомимого труженика, молитвенника за униженных и оскорбленных, дорогого батюшки, как называли его преданные духовные чада. Родился он в Архангелогородской губернии, на далёком севере, где сейчас мало – помалу возрождается обитель святого Артемия Веркольского, всей России чудотворца (моего небесного покровителя), близ реки Пинеги, где находится и Сура, небольшое селение, малая родина о. Иоанна Кронштадтского. Обитель отрока Артемия называют иногда северным Афоном за звенящую тишину этих мест, девственную нетронутую природу, за луга, сплошь покрытые крупными, как будто махровыми ромашками, за седые мхи, стелящиеся под ногами грибников и тех, кто идёт за клюквой, морошкой, прочесывая перелески.
В этих - то благодатных краях проходило детство батюшки, который не привык созерцать промышленные ландшафты, не видел заводских труб, не слышал паровозных гудков, но проводил время дома, в многодетной семье, был послушным сыном своих благочестивых родителей, причетника Ильи и Феодоры, строгой, но мудрой мамы. Мы находим определённое сходство в детстве отрока Артемия, жившего в 16 столетии, и детских годах праведника Иоанна Кронштадтского. Это были русские мальчики достаточно хрупкого телосложения, полюбившие от младенческих пелен молитву к небесному Отцу, который, казалось, взирал на них с высоты небесной славы… У Ванечки Сергиева было любимое Евангелие, сохранившееся и в позднейшие годы, потёртое, зачитанное до дыр, оно было неизменным спутником боголюбивого отрока, и тот привык питать себя словом Божьим. Это почти что непонятно нам, жителям 21 столетия, потому что, экипированные айфонами и телефонами, мы почти - что отвыкли внимать печатному слову, особенно, если это богодухновенное Писание. Так и формировался характер и нрав мальчика, который любил бывать в Божьем храме, и для него богослужение никогда не превращалось в медленную пытку, тягомотину. Напротив, счастливые часов не наблюдают. Он внимал службе, мало – помалу внимал со слуха тропари и песнопения. Его душа напоминает мне летний луг с медоносными травами, каждая из которых имеет свой неповторимый аромат. Жизнь сельчан, казалось бы, подчинялась раз и навсегда заведенному распорядку. Никто никуда не спешил, и, вместе с тем, существовал определённый ритм, как бы мы сегодня сказали «биоритм», порядок хозяйственной жизни, благодаря которому никто не оставался праздным – ни взрослые, ни дети. Как известно, у занятой пчелы нет времени для скорби. День пережит, и слава Богу. Вот почему устроение душ в семье будущего великого пастыря было мирное, спокойное, люди больше делали, меньше говорили, хотя, конечно же, знали время для соборных молитв, чтения вслух Священного Писания, в праздники, быть может, пение духовных стихов, которое всегда было излюбленным времяпрепровождением нашего народа, умевшего и трудиться, и отдыхать. Вот эти основы деревенской жизни на лоне природы послужили духовным стержнем для неутомимого священника, который впоследствии едва-едва будет находить 4-5 часов для сна и каждый день предстоять Богу во святом алтаре.
Дорогие друзья,
мы вновь с вами встречаемся для того, чтобы вместе потрудиться, поразмышлять, принять к сведению, вобрать в сердце слова пастыря, каждое из которых, как отдельный мазок ложится на чистый холст наших душ. Мы в этом и последующих наших выпусках будем говорить о праведном отце Иоанне Кронштадтском, нашем удивительном соотечественнике, всероссийском пастыре, печальнике пред Богом за русскую землю; об отце Иоанне, который стал подлинным светильником православной веры накануне нашествия тьмы. Напомню, что он скончался в 1908 году, когда менее 10 лет оставалось до безбожной сатанинской революции, отбросившей на десятилетия нашу страну, погрузившей её в хаос, смятение, в историческое небытие. И сегодня давайте вспомним хотя бы некоторые черты из детства и отрочества будущего настоятеля Кронштадтского Андреевского собора, где, по-существу, и протекла вся жизнь неутомимого труженика, молитвенника за униженных и оскорбленных, дорогого батюшки, как называли его преданные духовные чада. Родился он в Архангелогородской губернии, на далёком севере, где сейчас мало – помалу возрождается обитель святого Артемия Веркольского, всей России чудотворца (моего небесного покровителя), близ реки Пинеги, где находится и Сура, небольшое селение, малая родина о. Иоанна Кронштадтского. Обитель отрока Артемия называют иногда северным Афоном за звенящую тишину этих мест, девственную нетронутую природу, за луга, сплошь покрытые крупными, как будто махровыми ромашками, за седые мхи, стелящиеся под ногами грибников и тех, кто идёт за клюквой, морошкой, прочесывая перелески.
В этих - то благодатных краях проходило детство батюшки, который не привык созерцать промышленные ландшафты, не видел заводских труб, не слышал паровозных гудков, но проводил время дома, в многодетной семье, был послушным сыном своих благочестивых родителей, причетника Ильи и Феодоры, строгой, но мудрой мамы. Мы находим определённое сходство в детстве отрока Артемия, жившего в 16 столетии, и детских годах праведника Иоанна Кронштадтского. Это были русские мальчики достаточно хрупкого телосложения, полюбившие от младенческих пелен молитву к небесному Отцу, который, казалось, взирал на них с высоты небесной славы… У Ванечки Сергиева было любимое Евангелие, сохранившееся и в позднейшие годы, потёртое, зачитанное до дыр, оно было неизменным спутником боголюбивого отрока, и тот привык питать себя словом Божьим. Это почти что непонятно нам, жителям 21 столетия, потому что, экипированные айфонами и телефонами, мы почти - что отвыкли внимать печатному слову, особенно, если это богодухновенное Писание. Так и формировался характер и нрав мальчика, который любил бывать в Божьем храме, и для него богослужение никогда не превращалось в медленную пытку, тягомотину. Напротив, счастливые часов не наблюдают. Он внимал службе, мало – помалу внимал со слуха тропари и песнопения. Его душа напоминает мне летний луг с медоносными травами, каждая из которых имеет свой неповторимый аромат. Жизнь сельчан, казалось бы, подчинялась раз и навсегда заведенному распорядку. Никто никуда не спешил, и, вместе с тем, существовал определённый ритм, как бы мы сегодня сказали «биоритм», порядок хозяйственной жизни, благодаря которому никто не оставался праздным – ни взрослые, ни дети. Как известно, у занятой пчелы нет времени для скорби. День пережит, и слава Богу. Вот почему устроение душ в семье будущего великого пастыря было мирное, спокойное, люди больше делали, меньше говорили, хотя, конечно же, знали время для соборных молитв, чтения вслух Священного Писания, в праздники, быть может, пение духовных стихов, которое всегда было излюбленным времяпрепровождением нашего народа, умевшего и трудиться, и отдыхать. Вот эти основы деревенской жизни на лоне природы послужили духовным стержнем для неутомимого священника, который впоследствии едва-едва будет находить 4-5 часов для сна и каждый день предстоять Богу во святом алтаре.