Мученик или страстотерпец?
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. к лику святых страстотерпцев были причислены Николай II и члены его Cемьи. Собор Русской Церкви, в отличие от Русской Зарубежной Церкви, вынес богословски выверенное определение, канонизировав их в лике страстотерпцев, а не мучеников, что было бы, с богословской точки зрения, неправильно. Так как пострадали они не за веру: никто не требовал у них отречения от веры, их расстреляли не потому, что они были христианами, а из военно-политических соображений. Ни в одном из сохранившихся архивных документов нет даже косвенных указаний на то, что причиной расстрела стали их религиозные убеждения. Причем их нет и в дневниковых записях исполнителей этого злодейского убийства. На самом деле расстрел явился обыкновенной местью Ленина и его соратников за все то, что им пришлось претерпеть от ненавистного им царского режима, который до своего отречения от престола возглавлял Николай II. Хотя кто его знает – если бы не наступление армии Колчака и не угроза захвата Екатеринбурга, то, возможно, их оставили бы в живых и выпустили за границу.
Очевидно, что нет никаких оснований почитать бывшую царскую семью святыми мучениками. И меня удивляет тот факт, что на страницах газеты их зачастую называют мучениками, а не страстотерпцами. Разве сотрудники редакции и читатели газеты не являются членами Русской Православной Церкви? Особенно странно слышать это от священников. Может быть, для кого-то не важна богословская нестыковка в почитании их святыми мучениками. Для меня же очень важно, чтобы все было по истине. Я не признаю тезиса, что истина где-то посередине. Истина всегда абсолютна, как абсолютен Бог.
Если не имеет принципиального значения, кем почитать Николая II и его семью, страстотерпцами или мучениками, то тогда Собор Русской Православной Церкви вынес воистину Соломоново решение, причислив их к страстотерпцам. Потому что, таким образом, удовлетворены и те, кто почитает их мучениками, и те, которые с этим не согласны.
Считаю, что применять титул «царь» по отношению к Николаю Второму или «царственные» по отношению ко всей семье неправильно. Их следует называть просто страстотерпцами, так как они приняли страстотерпческую кончину не в царском достоинстве. Отрекшийся царь – не царь. Я уверен, что они прославлены у Господа не как царственные страстотерпцы, а просто страстотерпцами.
Утверждение, что Бог спас Россию и русский народ от гибели жертвою бывшего царя Николая II - есть заблуждение, потому что это противоречит Святому Евангелию и учению апостолов, из которых мы знаем, что Христос принес Себя в жертву за нас и никакому другому человеку умирать за нас больше не нужно, ибо нет ни в ком ином спасения и прощения грехов. Св.апостол Иоанн Богослов говорит: «Прощены вам грехи ради имени Его» (1 Ин. 2, 12). А значит, и грех богоотступничества Господь простил нашему народу ради Сына Своего Иисуса Христа, а не ради Николая II.
Если Николай II и подвизался на дело спасения русского народа, то, в отличие от Христа, подвизался не по обетованию и не по пророчеству о Нем, а значит, подвизался незаконно, потому и не увенчалось дело его. Ибо св. апостол Павел говорит: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5).
Возможно, кто-то возразит: «Как не увенчалось?! Ведь Россия спасена!» Да. Спасена. Но спасена не жертвою Николая II, а жертвою Христа. Ибо Един Бог, Един и Спаситель всех народов и человеков – человек Христос Иисус. «Ибо нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Драгоценная Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, ходатайствует перед Отцом о прощении грехов наших. Невинно же пролитая кровь святых праведников, пророков, апостолов, мучеников и страстотерпцев вопиет к Богу, взывая к отмщению.
Не знаю, почему Николай II утвердился в мысли, что он должен стать жертвой за русский народ. Наверное, потому, что неправильно понимал, в чем заключается его Помазанничество. Если Иисус Христос был помазан Богом отцом на дело искупления рода человеческого от власти греха и смерти, то Николай II был помазан Богом на дело царского служения. А это два разных вида Помазанничества, два разных вида служения.
Обязанность Николая II как христианского царя и Помазанника Божия по отношению к Богу заключалась в том, чтобы вести свой народ путем веры и Закона Божия. Также обязанность Николая II заключалась в том, чтобы заботиться о благе народа и Церкви и защищать их от врагов внешних и внутренних. Другого Господь от Николая Второго не хотел и на другое не помазывал. Исполняя это служение до конца, он исполнил бы тем волю Божию, свое помазанническое служение. «Хитер, неусыпен и деятелен враг на погибель нашу», – говорит св.праведный Иоанн Кронштадтский. Очень часто искушение, предлагаемое верующему человеку, он преподносит как благо и пользу для него или для его ближних. Так и царя Николая сатана обманул таким же образом, внушив через людей, просивших его об отречении, что его отречение от престола будет благом и спасением для русского народа. Знал сатана благородство души Николая II, что никакие другие аргументы на него не возымеют действия. Этим он и воспользовался, чтобы уничтожить Русскую Церковь. Но жив неизменный в слове Бог и Спаситель наш Иисус Христос, Который сказал, что врата ада не одолеют ее. И по-прежнему стоят Христом Россия и Русская Церковь, и будут стоять, если есть на то воля Его, чтобы они стояли.
Исходя из всего вышесказанного, считаю, что акафист Николаю II должен быть переиздан в новой редакции: из него должны быть изъяты те места, где говорится о жертве Николая II за грехи людские. Потому что одна жертва за всех раз и навсегда – Христос! Другие жертвы за нас незаконны и недействительны. Жертва за грехи всего мира – Христос.
С любовью, раб Божий Николай.
д.Подгорная Архангельской области