Викторыч пишет:
Нигде в Св. Писании не сказано, что ап. Петр является "князем апостолов". Кроме того, Спас более всех учеников выговаривал Петру, а чего стоит разнос ап. Павла за историю с обрезанными ...
Да, история со спором в Антиохии весьма подрывает идею безошибочности папства. Хотя католики и приводят в оправдание толкование святителя Иоанна Златоуста, что спор был лишь мнимым, но в это мало верится, а точнее вообще не верится.
Да, апостол Петр не назван в Библии "князем апостолов".
И всё же мне не дает покоя тот факт, что из 12-ти апостолов он всё таки выделен особенно. Отрицать это тоже нельзя.
а. "Дам
тебе ключи Царства Небесного"
б. Трехкратная заповедь Петру: "Паси овцы Моя";
в. Особая молитва Господа именно о Петре:
31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
32 но
Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
(Лук.22:31-33)
Я не могу все это игнорировать. 12-апостолов избранные, а из них особым образом избран еще один.
Никто из первых епископов Рима не претендовал на преобладание над прочими кафедрами: ни Ипполит, ни Климент ...
Церковь не сразу строилась. Конечно, было бы анахронизмом искать идею средневекового папства в ранней Церкви.
Но точно так же и иные, без сомнения общехристианские идеи, например о единосущности Сына и Отца, так же не найти у первых христианских авторов. У них можно найти скорее нечто обратное, так называемый "субординационизм".
Впрочем, насчет папства, св. Климент таки использовал авторитет Римской кафедры для уврачевания смуты в церкви Коринфа.
Поползновения властолюбия у восточных патриархов наблюдались, но это был личный амбициоз того или иного лица и в ранг догмата сие никогда не возводилось.
Помимо личного амбициоза, была всё-таки неоднозначная религиозно-политическая идея "Нового Рима". В догматы прямо она не вошла, но в церковные каноны, да.
Правила Халкидонского собора:
"9... Если же епископ или клирик имеет неудовольствие на митрополита области: да обращается, или к экзарху великия области, или к престолу царствующого Константинополя и пред ним да судится".
"17...Если же кто-нибудь будет обижен своим митрополитом: да судится пред экзархом великой области, или пред Константинопольским престолом, как сказано выше".
"28. Во всем следуя определениям святых отцов и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивые памяти Феодосия, в царствующем городе Константинополе, новом Риме, то же и мы определяем и постановляем относительно преимуществ святейшей церкви Константинополя, нового Рима. Ибо отцы справедливо дали преимущества престолу ветхого Рима, посколько он был царствующим городом. Следуя тому же принципу и сто пятьдесят боголюбезных епископов
святейшему престолу нового Рима предоставили равные преимущества, праведно рассудив, чтобы город, получивший честь быть городом царя и синклита и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, также и в церковных делах был возвеличен подобно тому и чтобы был вторым после него..."
http://krotov.info/acts/canons/0451cano.html
Не древняя Иерусалимская кафедра, и не Антиохийская и Александрийская, а "город царя" был провозглашен первой кафедрой на Востоке, которая ставится выше прочих митрополий и епархий.
Но если Рим апеллирует к апостолу Петру, и утверждает свое первенство худо-бедно на Евангелии и древней традиции почтения к кафедре апостолов, то Константинополь стал первым только в силу того что это "город царя".
После создания "Нового Рима" и канонического оформления нового церковного центра раскол Вселенской Церкви стал неизбежен. В самом деле, Константинопольская кафедра перестала быть одной из восточных церквей, а стала своего рода супер-Церковью, возвышающейся над прочими, ибо там император и синклит (сенат).
После Халкидонского Собора от Восточной Церкви отделяются огромные массы египетских и ближневосточных христиан, монофизитов. Была ли причина раскола только в разногласиях по догматическим вопросам? Или было несогласие и с церковной политикой вообще? Вопрос для меня пока открыт. Но фактически, мало по малу, Православная Церковь принимала границы греческой ойкумены. Откололись именно "нац. меньшинства": копты, сирийцы, армяне. Вряд ли все эти народы объединяла такая уж сильная страсть к монофизитству, возможно монофизитство было просто знаменем сопротивления политике Константинополя.
Так что вопрос, кто там по-настоящему властолюбив, и кто больше виноват в расколе Церкви, для меня не так однозначен как для православных. Я не идеализирую папство, но и восточную церковную политику тоже.