Михаил_ пишет:
Не работает ссылка.
Проверил, работает. А вот текст.
Святой Церковью читается Послание к Титу. Глава 2, ст. 11-14; глава 3, ст. 4-7.
2:11. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
2:12. научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
2:13. ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
2:14. Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
3:4. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
3:5. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
3:6. Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
3:7. чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
(Тит. 2, 11–14; 3, 4–7)
Сегодня у нас чтение из двух небольших отрывков, текст между которыми мы с вами не читали. Послание к Титу мы уже читали достаточно основательно, а сегодня вернулись к этому прекрасному отрывку в связи с тем, что он всегда читается в праздник Святого Крещения или Богоявления, также у этого праздника есть название – Просвещение.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с этим праздником! Мы любим этот праздник, наверное, не меньше, чем праздник Рождества Христова, тем более что в древние времена они отмечались в один день, а потом разделились на две даты. Тем не менее этот светлый праздник, связанный с освещением воды, всякого водного естества, тоже нами очень любим.
Еще этот праздник связан с тем, что Крещение Господа имеет некую параллель с нашим личным крещением. Когда мы приходим в Церковь, или нас приносят в младенчестве, совершается таинство Святого Крещения, таинство вхождения в Церковь. Крещение Самого Господа в этом смысле является как бы основой того, что мы с вами приступаем к этому таинству.
Крещение – слово, которое, возможно, не совсем передает смысл того, что фактически происходит в Крещении. Итак, человек погружается в воду. Греческое слово βαφτίζω [бапти́зо] переводится как «погружаю». Это слово нам знакомо, потому что в протестантстве есть ответвление– баптизм. Они себя называют баптистами, потому что их вероучение связано с определенным воззрением на крещение: они считают, что крестить надо только взрослых людей.
Человек погружается в воды трижды: во имя Отца, Сына и Святого Духа. Слово «крещение» скорее происходит от слова «Христос», то есть «хрищение». В русском языке иногда бывает, что некоторые слова трансформируются. Например, слово «крестьяне» – некий искаженный вариант слова «христиане». В данном случае нам важно понимать, что произошло в таинстве Крещения Господня, в этой тайне, в этом Богоявлении, и что происходит в таинстве Крещения каждого из нас, что мы с вами получаем, к чему становимся причастными в момент личного крещения. В данном отрывке как раз об этом во многом говорится.
В начале отрывка апостол Павел торжественно провозглашает: Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков. Это как раз связано с названием праздника: Богоявление. В латинском языке и в европейских языках, которые имеют своим корнем латинский, этот праздник имеет название «Теофания». Оно перекликается с греческим языком: Бог по-гречески «Феос», на латинском это звучит как «Теос». Мы знаем, что «Ф» в греческом переходит в «Т» в латинском. Например, в греческом языке имя звучит как «Фома», а в латинском варианте – «Томас»; в греческом «Феодор», а в латинском – «Теодор»; в греческом варианте «кафолическая церковь», в латинском – «католическая». Таким образом, эти две буквы взаимозаменяются, и Богоявление – это «Теофания» или «Феофания». Есть еще понятие Эпифания, то есть некое явление свыше. Так часто говорили про явление солнца, звезды, то есть слово было связано с какими-то событиями в природе, и, конечно, этим словом часто говорили и о явлении какого-то божественного характера. В язычестве природные явления часто связывались с деятельностью каких-то конкретных богов, но здесь это слово осмысляется именно в том контексте, что явился истинный Бог, Сын Божий, истинная благодать Божия явилась свыше. Спасительная для всех человеков благодать может спасти всех людей. Мы все время говорим о том, что объективно Бог дает Свою благодать всем, это Его подарок для каждого человека. Как человек этим подарком воспользуется – это уже дело субъективно личное.
Научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. В Ветхом Завете человек в ветхом состоянии спасался, как мыслилось, через дела закона, соблюдение его заповедей. Получается, что закон только говорил, что делать, но как это сделать, как человеку достигнуть такого состояния, закон, конечно, не говорил – это мертвая буква. Ты перед законом один на один, исполнил – молодец, не исполнил – «голова с плеч». А благодать Святого Духа – это действительно живые отношения с Богом. Здесь Бог уже не ставит нас перед лицом мертвой буквы, Он Сам изнутри учит нас, потому что Богу важно, чтобы мы научились действовать так, как должно. Потому это слово очень важно.
Благодать, которая явилась, научает всякого, кто желает обучаться, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке. Слово целомудренно очень важно. За счет, может быть, неких античных мыслей относительно греховности всего телесного, в некоторых отраслях христианского богословия возникло в какой-то степени пренебрежительное отношение к телу, как будто все телесное напрямую связано с грехом. Под словом целомудрие чаще всего подразумевается жизнь вне всяческих интимных отношений или только интимные отношения по закону. Но слово целомудрие говорит о другом.
Целомудрие по-гречески звучит как «софрония». Корень «сос» означает «целостный»; слова «сотерия» (спасение), «сома» (тело) имеют тот же корень. «Фрон» – сознание, ум. «Софрония» – целостный ум, а «шизофрения» – раздробленный ум, поэтому таким человеком называют человека, который имеет не одну личность, а две и больше, который не может жить как единое целое. Целомудрие – понятие, связанное с умом, а не состоянием тела. Тело само по себе нейтрально, но оно зависит от того, куда ум поведет. Если у человека «софрония», целостный ум, то, соответственно, тело не будет от этого страдать, а если шизофрения, раздробленный ум, то имеет место постоянная внутренняя болтовня, внутренний диалог (мы об этом немного говорили). Мы называем шизофреником человека, в котором как бы живет несколько личностей, и когда они между собой «общаются», это происходит вслух. Мы с вами в этом смысле тоже иногда похожи на шизофреников, только у нас вся эта болтовня происходит внутри. Никто ее не слышит, поэтому мы вроде бы такие благонадежные, не похожи на асоциальных личностей, а на самом деле никакой нет цельности, «софронии», целомудрия.
Нужно помнить, братья и сестры, что этот термин имеет отношение именно к состоянию сознания, так же как и «плоть» имеет отношение к состоянию сознания. Жить по плоти – значит жить эгоистично, по ветхому, потребительски. Конечно, это тоже в некотором смысле имеет связь с понятием раздвоенного ума, шизофрении. Соответственно, когда мы говорим о том, чтобы жить по Духу, умертвить «плотского человека», жить как «новый человек», это действительно имеет параллель с понятием «софрония». Такой человек, новая тварь во Христе – это человек с целостным умом, целомудренный.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов