miha61 пишет:Дорогая Оля! Как всегда рад Вас видеть. Огромное спасибо за Ваш труд в подборе ссылок.
Здравствуйте, дорогой Михаил!
И я всегда рада Вас видеть. Времени общаться на нескольких ресурсах у меня нет, но почитать захожу. Рада, когда и Вы к нам заходите.
Еще интересная статья встретилась:
Тарабрин Роман, священник. Богословская оценка сложных моментов эмбриологии для решения вопроса о времени возникновения личности http://www.bogoslov.ru/text/4477258.html#_ftnref4 .
Фрагмент из нее:
Свидетельства Священного Писания о внутриутробной жизни достаточно скудны. В основном они показывают участие Бога в одушевлении человека: «Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри его» (Зах. 12:1); «Господь… распростерший землю, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим на ней» (Ис. 42:5), аналогично в Псалтири (Пс 32:15) и в книге Екклесиаст (Еккл. 12:7).
Существуют места Писания, которые косвенно дают понять, что признается личностный характер плода, т.к. воздействие Бога (освящающее в частности) происходит только на личность: в начале своего пророческого призвания прор. Иеремия приводит слова Господа: «Прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер.1:5).
Новый Завет дает более убедительные свидетельства о признании личностного характера эмбриона. Это свидание Богородицы и Елисаветы. Иоанн Креститель, находясь во чреве прав. Елисаветы на 6-ом месяце внутриутробного развития, исполнился Духа Святого и, по словам Писания, «взыгрался» (Лк. 1:36-45) – поскольку освящающее действие Бога может быть направлено только на личность, то здесь мы имеем свидетельство о признании личности у плода на стадии 6 месяцев внутриутробного развития.
Тот же описываемый эпизод из жизни Богородицы (Лк. 1:39-40) дает возможность сделать более смелые выводы. «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету». Взыграние Крестителя Иоанна и исполнение его Св. Духом произошло от того, что он узнал Своего Бога, находящегося в утробе Девы Марии. Значит, и Тело Господа было «одушевлено» в этот момент и вместе с душой испостасным образом было соединено с Божеством, т.е. Тот, Кто находился в утробе Богородицы, был Личностью. Расстояние от Назарета до города Иутты, где по преданию произошло свидание, равняется трем дням пути. Следовательно, мы имеем свидетельство Писания о наличии личности у эмбриона на стадии всего нескольких дней.
Предание Церкви, установив праздник Благовещения, определяет пришествие в мир Бога Слова с первых моментов жизни Христа – еще находящегося в утробе Пречистой Девы.
Ниже приведено святоотеческое понимание начала человеческой жизни именно с момента зачатия[4]. «О человеческом осеменении предполагаем, – говорит свт. Григорий, – что с первым началом состава всевается естественная сила, которая развивается и обнаруживается с некоторой естественной последовательностью, поступая к совершению целого, ничего не заимствуя извне в средство к этому совершению, но сама себя последовательно возводя к совершенству; так что несправедливо было бы утверждать, будто произошла душа прежде тела, или тело без души, но одно начало обоих<выделение – Р. Т.>: по высшему закону – положенное первым Божиим изволением, а по другому закону – состоящее в способах рождения. Как в том, что посевается для зачатия тела прежде его образования невозможно видеть членораздельности, так в этом же самом невозможно представлять себе душевных свойств, пока не начнут действовать». Вопрос о времени одушевления зародыша также решает преп. Анастасий Синаит, рассуждая о воплощении Бога Слова: «Ипостасное единение есть совместное соединение двух природ в утробе святой Богородицы. Ведь ни тело, ни душа не существовали там до Бога Слова, но одновременно [стали существовать там] плоть и Бог Слово; одновременно Бог Слово и одновременно разумная и одушевленная плоть возникли в Нем. И как мне кажется, наше зачатие есть прообраз единения Христова: совместным образом сочетаются [при зачатии] душа и тело, ибо ни тело не существует само по себе, ни душа не предшествует телу <выделение Р. Т.>»[5].
Такой святоотеческий взгляд подтверждается и каноническими прещениями в отношении совершивших аборт. «Умышленно погубившая в себе зачатый плод, – пишет свт. Василий Великий, – подлежит наказанию за убийство. А образовался ли или ещё не образовался плод, сие не разыскивается у нас в точности. Ибо виновная наказывается в этом случае не только за плод, который бы она родила, но и за злоумышление против самой себя; потому что женщины всего чаще умирают от таковых покушений. К сему же присоединяется и истребление зачатого плода – это, по умышлению отваживающихся на сие, другое убийство»[6].
Таким образом, существует практически единогласное свидетельство Священного Писания и Предания о начале человеческой жизни с момента оплодотворения.
Далее доказывается, что этапы развития эмбриона не противоречат тому, что личность человека формируется с момента зачатия. Копировать не буду, кому интересно, может прочитать по вышеприведенной ссылке.
Комментарии к статье тоже полезные.
Комментарий автора статьи о словах книги "Исход" 23.03.2015 в 00:38 :
Благодарю, о. Сергий, за Ваше замечание.
Действительно, Исх 21:22 - стих, который требует особенного рассмотрения. Тем не менее в своей статье я не ставил перед собой задачу раскрыть православное учение о времени возникновения личности. Иначе бы сама статья называлась как-нибудь по-другому. Цель статьи - показать, что разделение зиготы не противоречит Церковному Преданию о времени возникновении личности с момента зачатия.
Приведенные цитаты лишь несколько объясняют православное учение о времени возникновения личности, но, конечно, не доказывают его. Я взял этот тезис без доказательств, полагая, что он достаточно раскрыт в богословской литературе. Мне следовало бы, конечно, дать ссылку на эти исследования в том месте статьи, где я говорю, что существует практически единогласное свидетельство святых отцов.
Постараюсь восполнить этот недостаток в данном комментарии.
Итак, вначале приведу комментарий на этот фрагмент Иванова М. С., проф. Зав. Каф. Богословия МДА:
«Славянский перевод ст. 22-23: «А́ще же бiю́тся двá мýжа, и поразя́тъ женý непрáздну, и изы́детъ младéнецъ ея́ неизображéнъ, тщетóю да отщети́тся: я́коже наложи́тъ мýжъ жены́ тоя́, подобáющее да отдáстъ: áще же изображéнъ бýдетъ, да дáстъ дýшу за дýшу». Синодальный перевод ст. 22-23: «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу». Слова, отмеченные в этих текстах курсивом, являются переводом древнееврейского ,ason, которое имеет следующие значения: вред, несчастный случай, беда, зло. Эти значения 70 переводчиков используют при переводе ,ason во всех случаях, кроме Исх 21:22-23. Эти же значения всегда, в том числе и при переводе Исх. 21:22-23 использует и Синодальный перевод. Таким образом, перевод ,ason в Исх 21:22-23 Септуагинты словом ἐξεικονίσμενον (слав. «изображен») не имеет никаких оснований. Существует предположение, что такой вариант перевода ,ason на древне-греческий язык, вопреки его значениям, сделан под влиянием древне-греческой философии. В которой признавалось раздельное зарождение человека, т.е. сначала тела, а затем души. Отмеченную особенность перевода цитируемого библейского текста следует иметь ввиду и при знакомстве с вариантами толкования этого текста. Так, например, блаженный Феодорит пишет: «Пророк (Моисей – М. И.) … научил нас, что сперва образуется тело, а потом вдыхается душа; ибо об ударившем непраздную сказал: аще изыдет младенец изображен, да даст око за око, зуб за зуб и прочее; аще же изыдет не изображен, тщетою да отщетится (Исх. 21:22-24); а сим научает, что младенец, образовавшийся в утробе, одушевлен, а необразовавшийся – не одушевлен». Бл. Феодорит делает такой вывод, полагаясь на вышеуказанный перевод 70-ти толкователей. Поскольку этот перевод, как было указано, не является правильным, вывод бл. Феодорита лишается библейского основания. Содержание 2-ого канонического правила св. Василия Великого показывает, что Каппадокийскому святителю также была знакома особенность древнегреческого перевода Исх. 21:22-24. Однако он не делает вывода, аналогичного выводу бл. Феодорита. «Умышленно погубившая в себе зачатый плод – пишет он, - подлежит наказанию за убийство. А образовался ли или еще не образовался плод, сие не разыскивается у нас в точности». Используя местоимение «мы» («у нас»), св. Василий указывает, что он излагает здесь не только своё, но и общецерковное понимание библейского текста, которое не усматривает проблемы относительно времени зарождения человека. Для него квалификация аборта как убийства и том и в другом случае однозначно показывает, что человек как личность появляется в момент зачатия и что степень выявленности его внешнего образа не имеет здесь существенного значения». (Иванов М. С. Медицина и мораль //Богословский сборник. – М: ДиЛи плюс, 2011, Т. 1, с. 282 – 283).
Свт. Иоанн, подобно бл. Феодориту, также развивает концепцию неодновременного, более позднего появления души в человеке по сравнению с его телом: «При сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) – душа. Как бессловесные, предназначенные и на пользу и на службу ему, создаются прежде человека, чтобы тот, кому надлежало пользоваться ими, имел уже готовую услугу, так и тело создается прежде души, чтобы, когда по неизреченной мудрости Божией, создана будет, душа, можно ей было показать свою деятельность движением тела» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа XIII / Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 4. Кн. 1. – СПб.: СПбДА, 1898. – С. 104-105).
Можно предполагать, что свт. Иоанн, помимо фрагмента Быт. 2:7, которым он обосновывает свою точку зрения о разновременном появлении души и тела, базируется и на приведенном переводе 70-ти Исх 21:22-24.
Здесь важно привести толкование этого же отрывка одним из монофизитских богословов VI в. Иоанном Филопоном. Он поддерживал мнение бл. Феофилакта о внедрении души в эмбрион после окончания формирования тела. Однако важно, что Филопон в своих рассуждениях приводит современное ему понимание данного отрывка Писания: «Ясно посредством этого учит пророк, что после формирования [зародыша] происходит внедрение (εϊσκρισις) души. То же, что некоторые, стремясь избежать закона, говорят [возражая на это], весьма легко изобличить. Они утверждают, что то, что [Закон говорит, что] прежде формирования не надо отдавать душу за душу, [то это] не потому что эмбрион не одушевлен, а из-за неясности относительно того, выпал ли некий сгусток крови или же – плоть нерожденная, которую врачи называют “недоноском”». (JoannesPhiloponus. De opificio mundi / Ed. W. Reichardt. – Leipzig: Teubner, 1897. – 6. 25: 280.20–281.12. – Цит. по Климик И. Л. Церковное Предание о проблеме «одушевления» человеческого зародыша. Электронный ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/1658192.html).
Таким образом, во время Иоанна Филопона толкование рассматриваемого места книги Исход также дискутировалось, и сторонники одновременности появления души с телом указывающие тот факт, что в случае несформированного выкидыша полагается уплата лишь штрафа, объясняли неясностью – действительно ли в таком случае был выкинут женщиной плод или это был лишь некий сгусток крови. (Более подробно разбор данного мнения и данной проблемы в целом можно посмотреть в работе Климик И. Л. Церковное Предание о проблеме «одушевления» человеческого зародыша. Электронный ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/1658192.html).
Таким образом, наличие святоотеческого мнения, не согласного с Преданием Церкви об одновременном появлении души и тела человека, т. е. становлении человека личностью с момента зачатия, может быть обусловлено использованием неверных источников, в частности неправильного перевода 70-ти Исх 21:22-24. Именно поэтому в своей статье я указал «существует практически единогласное свидетельство Священного Писания и Предания о начале человеческой жизни с момента оплодотворения». Мнение же Церкви, выраженное святыми отцами, которые приведены в моей статье, формировалось вне зависимости от Исх. 21:22-24, на что указывает Иванов М. С. (см. выше). Это же подтверждает мнение Филопона, объясняя которое можно говорить, что Церковное сознание в его время толковало неправильный перевод 70-ти Исх. 21:22-24 именно в качестве указания на неясность факта беременности при выкидышах на ранних сроках, а не в качестве доказательства разновременности образования души и тела.
Еще раз хочу отметить, что объяснение данного вопроса не было целью моего исследования. Я привел только те данные Писания и Предания, которые доказывают мой тезис, оставляя дискуссию по данному вопросу для других публикаций.
Также о словах книги Исход пишет Владимир, Переславль 3.04.2015 в 09:46 :
Цитата на тему из современных греков:
Моисей не собирается учить здесь религиозной «психологии», то есть объяснять, когда или каким образом эмбрион получает душу. Нет! Не эта его цель. Он не занимается догматическим учением, а просто говорит о наказаниях. Всю XXI-ю, равно как и XXII-ю главу, занимают предписания о наказаниях и о законах. Цель, которую преследует здесь Моисей, одна-единственная: определить критерий ответственности виновного в выкидыше, точно так же, как в этой же главе он определяет критерий ответственности убийцы или владельца совершившего убийство вола. А утверждаемый им здесь критерий - знание или незнание о беременности. А критерий этого знания или незнания - срок беременности. Какой же критерий срока беременности, критерий вещественный и неоспоримый, можно предложить? Если бы в качестве такого критерия было предложено не вещественное доказательство, а временной срок, и, к примеру, говорили бы: "пятый или шестой месяц", потерпевшая женщина легко могла бы солгать перед судом, что она находилась на таком-то месяце - и опровергнуть ее было бы невозможно. Поэтому в качестве критерия Моисей устанавливает сам плод: он "сформировался", его органы окончательно определились? Тогда преступник действовал явно, зная о беременности, а значит, и об опасности выкидыша; поэтому он повинен смерти. Плод не был "оформлен"? Тогда преступник не знал о беременности, равно как и об опасности для носимого во чреве плода. Поэтому он будет наказан только штрафом, "какой наложит на него муж той женщины", то есть отец плода, и какой будет определен судом.
Архимандрит Епифаний Феодоропулос «Церковь о добрачных связях и абортах»
http://www.wco.ru/biblio/books/epifan1/main.htm
В книге, ссылка на которую дана в комментарии, по интересующему вопросу есть целая глава:
Человеческий эмбрион получает душу в момент зачатия или позже? (последняя в оглавлении) http://www.wco.ru/biblio/books/epifan1/main.htm .
Если всего вышеприведенного недостаточно, могу еще попробовать у священника спросить. Если ответит, напишу.