Для утешения нашего в переживаемое нами скорбное время, когда на Дальнем Востоке свирепствует кровопролитная истребительная война с неистовым и лукавым народом языческим, символом коего служит дракон, – я хочу сопоставить два знамения, явленные Иоанну Богослову в откровении, и имеющие приложения к нам, к нашей православной церкви и к драконовой земле – Японии. Я упомянул об этих знамениях в начале слова. Они указывают нам на будущую победу церкви нашей над драконом, древним змием и над языческой Японией. Первое знамение. Это жена, облеченная в солнце; под ногами её луна, освещаемая солнцем правды – Христом, церковь земная и на главе её венец из двенадцати звезд. Жена, облеченная в солнце – Христа, это Божия Матерь и вместе св. церковь Христова, облеченная во Христа, Который есть глава её. Двенадцать звезд – это двенадцать апостолов, насадивших и утвердивших на земле Церковь; ее представляет ныне, между прочими, наша православная, восточная, вселенская церковь. Жена имела во чреве и кричала от болей и мук рождения – это Россия, имеющая в себе чад своих православных христиан, рождающихся и крещающихся ныне в реках кровей своих в жизнь вечную. Другое знамение на небе. Вот большой красный дракон с семью головами (полководцами). Дракон сей стал перед женою – православной Россией и церковию – чтобы пожрать её младенца. И родила она младенца мужского пола Христа – здесь разумеются христиане, в коих вообразился Христос, Которому надлежит пасти все народы жезлом железным, и восхищено было дитя её к Богу (вознесение Христово) и престолу Его. Здесь разумеются и все подвизавшиеся подвигом добрым и переселившиеся на небо. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней (три с половиной года). Этим означаются последние тяжкие времена для церкви.
И произошла на небе война (за церковь). Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною (ныне действующий в Японцах), обольщающий Всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы (бесы) его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе; ныне настало спасение и сила, и царство Бога нашего и власть Христа Его; потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Апок. 12, 10, 11).
Да сподобит и нас Господь, по победоносном окончании настоящей войны Христа с драконом, услышать победный голос; ныне настало спасение и сила, и царство Бога нашего и власть Христа Его.
Благовременно ныне привести на память следующее тяжелое обстоятельство из славной боевой жизни св. Благоверного Князя Александра Невского. В то время, когда отец его Ярослав княжил во Владимире, а он – в великом Новгороде, – народы, жившие тогда (в 13-м столетии) кругом Балтийского моря – Варяги, называемые ныне Шведами, во главе с королем своим со множеством кораблей военных – пришли в наши пределы с намерением завладеть Ижорой, Ладогой, Новгородом и пленить всю землю русскую. Подошли они к реке Неве и остановились в её устье при впадении в Финский залив; король гордый своею ратью, послал своих послов в Новгород к Великому Князю Александру сказать: если хочешь, покорись мне; а если нет, то знай, что я уже в земле твоей и скоро возьму её в плен. Александр, не имея в готовности достаточного войска и не имея возможности известить о своем затруднительном положении отца своего Князя Ярослава Владимирского по причине нечаянного нападения неприятелей, – сам один, возложив упование на единого в Троице славимого Бога и моля о помощи Пресвятую Богородицу, и призывая в помощь сродников своих святых страстотерпцев Бориса и Глеба, без войска, с одной малой дружиной выступил против многочисленного воинства противников своих. Пришедши на Неву реку, он ополчился не подалеку от Шведов. А когда был при нем один из воевод Ижорской области, человек богобоязненный, именем Филипп, которому поручена была ночная стража с тем, чтобы он тайным образом разведал, сколько силы у врагов. Увидев многочисленное войско противника и быв в страхе и недоумении, он возвращался доложить Князю о виденном; и когда он шел близ моря, при восходе солнца, – он увидел у берега судно и в середине его двух благолепных юношей в багряных одеждах, положивших руки свои на плечи друг другу; гребцы сидели как бы покрытые туманом. Слышит он голос! брат Глеб! пойдем скорее – поможем сроднику нашему великому Князю Александру против супостата. А другой отвечал: хорошо брат Борис! Разведчик, услышав это, со страхом и радостию спешит поведать о том святому Князю Александру, – и он услышал о том, прославил Бога, Пречистую Богоматерь и святых мучеников Бориса и Глеба. Сразившись с врагами, малая дружина Александра побила полчища вражеские, а сам Князь поразил в лицо самого короля, – который с малым остатком своего войска обратился в бегство.