В наше время трудно найти в России человека, хотя бы раз в жизни не сталкивавшегося с таким явлением, как «украинский национализм». Если в ушедшие спокойные советские времена этот непростой взбрык истории казался навсегда ушедшим в прошлое темным пятном на долгом «совместном пути братских народов», то сейчас ненавидящий «москалей» «хохол» стал привычным и неотъемлемым явлением современной общественно-политической жизни. Откуда же растут ноги этой ненависти?
За какие грехи предков унсовские хлопцы готовы убивать российских ребят из провинциальных городов и сел? За какое будущее «продовжають боротьбу» РУХ, УНСО, МНК и прочие организации? Почему у этих ярых «националистов» нет врагов кроме России и русских?
Когда появилось украинство?
Мы, изучавшие историю по одобренным в ЦК КПСС учебникам, привыкли считать украинцев «братским восточнославянским народом», очень похожим на русский, имеющим общих с нами предков, но все-таки другим.
При этом мало кто давал себе труд задуматься над очень простыми вопросами:
- Когда появился на свет этот «другой», нерусский народ?
- Какую территорию этот народ занимает?
- На каком он говорит языке?
Список вопросов можно продолжать и далее, но уже на эти ни один «украинский националист» не даст исчерпывающего ответа. Попробуем все-таки ответы найти. Как известно, домонгольская Русь была этнически едина. Образовавшись из нескольких славянских племен с возможной незначительной примесью вытесняемых со своих земель финно-угров, страна, даже в период раздробленности, возглавлялась одной правящей династией Рюриковичей, говорила на одном языке и исповедовала одну религию – православное христианство. Состоящие между собой в кровном родстве князья по решению старших родственников могли достаточно произвольно менять свои уделы.
Монгольское нашествие явилось для Руси тяжелейшим ударом. И если Север Руси (Новгородское и Псковское княжества) оказался не тронут Ордой вовсе, Центральная Русь была разграблена и обезоружена, то более удобный для действия монгольской конницы степной Юг оказался в самом тяжелом положении. Киев и окрестности обезлюдели вовсе. Естественно, плодородные земли Южной Руси не могли пустовать вечно. Постепенно там снова появились поселения. Что же за люди жили в окрестностях былой Матери городов Русских в XIV веке? «Украинские националисты», очень не любящие напоминаний о тотальном запустении Южной Руси, с пафосом утверждают, будто это были потомки киевлян домонгольской эпохи. Но почему же тогда хотя бы былины о князьях стольнокиевских да богатырях святорусских не сохранились на самой киевской земле? Ведь этнологи находили эти былины в деревнях Владимирской, Новгородской, Архангельской, Олонецкой и других северных и центральнорусских губерний, но ничего подобного не нашли на территории современной Украины! Почему? Не потому ли, что население Киевской Руси частично было перебито монголами, а оставшиеся в живых ушли на Север? Заселившие же впоследствии южнорусские земли люди были «чернью», «сбродом», не имеющим исторической памяти. Естественно, на плодородные земли Южной и Западной Руси нашлись охотники. Польша и Литва прибрали их к рукам.
Новые хозяева были ничуть не лучше Орды. Если последняя, получив десятину (собранную, как правило, русской же аристократией), позволяла данникам жить в соответствии со своими традициями и интересами, то польское иго тотально влияло на все аспекты жизни покоренного населения. Жестокое крепостничество, усиленное такой мрачной фигурой как еврей-арендатор, дискриминация Православия и насаждение католичества превращали жителей Южной и Западной Руси в рабов. Немногие русские аристократы (Острожские, Вишневецкие и др.), оставшиеся на ставших польскими землях, предпочли в конце концов перейти в католичество и слиться с польской шляхтой. Не облегчали жизнь населения и постоянные набеги за живым товаром крымских татар – вассалов всемогущей Оттоманской Империи.
Казаки и Запорожская сечь
В этих условиях возникло запорожское казачество. Сложно сказать, кто инициировал это непростое историческое явление – бежавшие от панского гнета крепостные или принявшие христианство и русский язык потомки степных кочевников – половцев, печенегов, черных клобуков и других недоброй памяти соседей из Дикого Поля. Возможно, обе составляющие в равной мере повлияли на появление казачества.
Кем же были запорожские казаки? Украинизаторы стараются преподнести их в одном из двух обличий:
- Степные рыцари, исполненные аристократизма и духовных идеалов. При этом база на острове Хортица сравнивается, скажем, с базой иоаннитов на Мальте, а кошевой атаман – с Великим Магистром;
- Организованная форма народного сопротивления панскому гнету и татарским набегам, подобная китайским тайпинам или Вольным стрелкам Робина Худа.
Обе версии не выдерживают критики. Ордена были порождением общественно-политической и религиозной жизни Европы, тогда как казачество рекрутировалось из элементов, вытесненных организованным обществом государств европейского востока. Ни о каком рыцарстве также говорить не приходится – на протяжении всей своей истории казачья старшина униженно испрашивала себе шляхетского (дворянского) звания у польской короны. Вторая версия также грешит неточностями.
Конечно, вступающие в Сечь беглые крестьяне считали польских угнетателей, арендаторов и разбойников-татар главными, если не единственными, врагами и под лозунгом «Ни жида, ни ляха!» рвались на бой с ними. Да, все малороссийские казаки жестко придерживались Православия и считали себя его защитниками. Но линия поведения казачества, определяемая старшиной, мало общего имела с народными чаяниями. Сечь была типичной «пиратской республикой» с «набеговой экономикой». Суть такой экономики проста: находясь в недоступном или малодоступном для потенциального мстителя регионе, совершать грабительские набеги на соседей, добывая таким образом средства к существованию. В истории было немало подобных полугосударственных образований. Это, прежде всего, портовые города флибустьеров Карибского моря, племенные союзы кавказских и курдских горцев, отчасти Бухарский и Хивинский эмираты. И, наконец, Крымское ханство. Последнее воспринимается многими как злейший враг малороссийского казачества, прежде всего враг Веры. Но это верно лишь отчасти. Скорее крымское ханство рассматривалось в качестве конкурента, с которым при случае вполне можно иметь дело. Оба Хмельницких, отец и сын, а после них Петр Дорошенко, признавали себя подданными султана турецкого – главы ислама. С крымскими же татарами, этими «врагами креста Христова», казаки не столько воевали, сколько сотрудничали и вкупе ходили на польские и на московские украйны.
Сравнивать сечевую старшину с капитулом, а кошевого атамана с магистром ордена – величайшая пародия на европейское средневековье. Да и по внешнему виду казак походил на рыцаря столько же, сколько питомец любой восточной орды. Можно добавить, что успехи боевых действий Хмельницкого напрямую зависели от действий его союзников-татар (в том числе и печально знаменитого Тугай-бея). Главным вознаграждением татарам за помощь была возможность угнать в рабство как пленных врагов, так и жителей близлежащих сел и городов. Наконец, в своих морских и сухопутных походах сами казаки без зазрения совести грабили и обращали в рабство попавшихся им на пути христиан (на продажу тем же татарам). Татары с единоверцами подобным образом не поступали.
Пытаясь приручить эту разбойную вольницу, середине XVI века польская власть ввела реестр – список казаков, состоящих на службе польской короны. Эта мера не только не вызвала протеста в казачьей среде – наоборот, мечтой каждого степного головореза стало попасть в этот реестр, а мечтой старшин и полковников – получить от Короны дворянское звание. Тот же Хмельницкий, заключая после очередного сражения с коронными войсками мирный договор, стремился максимально увеличить пресловутый реестр. Восстания же казаков против польской власти возникали не из национально-освободительных побуждений, а по причине недовольства казаков своим неравноправным положением в сравнении с многочисленной и воинственной шляхтой. Естественно, поддерживающие повстанцев крестьяне шли в бой именно под лозунгом «ни жида, ни ляха». Кстати, и сам Хмельницкий вступил в борьбу с Короной именно как мелкий шляхтич, чьи интересы Корона не смогла защитить. Переяславская Рада была вынужденным шагом казачьей верхушки. Разбойная вольница, не желавшая никакой государственной власти над собой, зашла в своих притязаниях на равенство с польской шляхтой слишком далеко и оказалась перед угрозой уничтожения польскими войсками.
Для выхода из сложившейся ситуации рассматривались три варианта:
- Возврат с повинной под державную руку польского короля;
- Переход в подданство Оттоманской Империи (вот они, защитники Православия!);
- Переход в подданство Московской Руси.
Третий вариант, чреватый жесткой нормализацией жизни Войска Запорожского и окончанием разбойных походов, был не по нраву казачьей старшине. Но первый и второй категорически претили простым казакам и крестьянам, сохраняющим верность Православию и уставшим от польско-еврейского гнета. В итоге Хмельницкий был вынужден просить подданства у царя Московской Руси, который принял эту просьбу не без колебаний, ибо присоединение Малой Руси автоматически начинало войну с Польшей. В этой войне казачья верхушка еще при жизни Хмельницкого в очередной раз проявила себя как сборище бессовестных интриганов, а преемник Богдана Выговский без долгих раздумий пошел на прямую измену, приведшую к потере Правобережной Украины.
При Алексее Михайловиче и Петре I вмешательство Москвы во внутреннее самоуправление Малороссии было минимальным. Территория была фактически отдана на откуп алчной казачьей старшине, почувствовавшей себя наконец-то «шляхетством» и принявшейся высасывать соки из подвластных земель и людей. Главными хапугами стали, естественно, гетманы. За ними шли полковники и прочая старшина. Слабое Московское Царство не имело достаточной военной силы для удержания в повиновении этой публики. Причем старшина была сильна не столько своей боевой мощью, сколько готовностью привлечь на свою сторону иностранные войска – татар, поляков, шведов. Приходилось не только потакать злодеям, но и выделять им по их требованию в телохранители стрельцов – для защиты от своих же казаков и крестьян. Впрочем, до Переяславской Рады гетманы в качестве личной охраны частенько держали отряды татар.
Заканчивая разговор о казачестве, следует сравнить запорожских казаков с донскими, терскими, яицкими, волжскими и т.д. Главное отличие их от запорожцев состояло в том, что, также образуя «пиратские республики с набеговой экономикой», они не имели цивилизованных альтернатив Московской Руси. Их выбор был прост – либо тянуться к Москве, либо остаться один на один с чуждым по крови и вере жестоким степняком. В итоге, они, хоть и не без мучений, влились в растущее Российское государство, внеся свой немалый вклад в создание и оборону оного. Запорожцы же могли лавировать между Москвой и Варшавой, временами привлекая на свою сторону этого самого степняка.
В казачьи же времена началась культивация «антимоскальских» настроений – каждый изменник совершал свои деяния, ссылаясь на большей частью мифические жестокости и самоуправства московских наместников. С укреплением Российской Империи гетманско-старшинское влияние начинает падать. Следует заметить, что права и обязанности жителей Малороссии (за исключением евреев, доставшихся России вместе с Правобережьем Днепра после раздела Польши) ничем не отличались от прав и обязанностей великороссов. Никакой дискриминации не было.
Верхушка казачества добилась своего – полковники и есаулы получили пожизненное дворянское звание, вплоть до графского, и огромные земли с тысячами крепостных крестьян, чью свободу их предки некогда будто бы добывали. Однако Империи более не требовалось терпеливо уживаться с самоуправными и неверными степными разбойниками.
Екатерина II ликвидировала Запорожское Войско, переселив наиболее лояльную его часть на Кавказ. Оставшиеся казаки были переведены в крестьянские сословия, полки – расформированы, либо преобразованы в регулярные. Получившая дворянские титулы казачья верхушка их сохранила…
«Научное» обоснование сепаратизма
Видимо, именно эти дворяне и оставались носителями антимосковских настроений, в каковые на рубеже XVIII—XIX веков влились ставшие популярными среди русского дворянства либерально-нигилистические воззрения, пришедшие через масонские круги с Запада. В начале XIX века появляется анонимный «исторический» труд «История русов», давший старт «научному» сепаратизму. Эта грамотно составленная фальшивка стала его «идейным обоснованием». В ней утверждалось, будто единственными потомками жителей древней Руси являются малороссы, великороссы же будто бы произошли от финно-угорского племени «мосхов», воспринявшего язык от славян (малороссов), а культуру и ментальность – у Золотой Орды. Анонимного автора книги нисколько не смущало отсутствие каких-либо сведений о пресловутых мосхах, как и отсутствие культурной преемственности малороссов к Киевской Руси (каковая в Великороссии, как известно, имелась). Впрочем, Киевская Русь в книге упомянута вскользь и не подробно, только как предтеча казачества, якобы уходящего корнями в цивилизации скифов, сарматов и хазар. Казачество и гетманство объявлены древними и опирающимися на сакральные исторические традиции институтами. Малороссию никто не завоевывал – она вступала в свободные равноправные союзы с Литвой и Польшей. Вообще польско-литовские времена полны свободы и счастья. Все было хорошо, но вот изменник Хмельницкий отдал казаков-русов во власть страшных финно-монгольских мосхов…
Тут-то и началось подавление самобытной цивилизации азиатскими сатрапами, боль, мрак и деградация. Особо ярко описаны дикие зверства «москалей», высосанные автором из пальца с заставляющими холодеть кровь подробностями. Оказывается, несчастных мазепинцев царские нелюди пытали «батожьем, кнутом и шиною, то есть разженым железом, водимым с тихостью или медленностью по телам человеческим, которые от того кипели, шкварились и воздымались». И это при том, что сообщники Мазепы вообще не подвергались никаким репрессиям, даже конфискации владений!
Не отягощенная доказательствами, фальшивка, тем не менее, произвела сильное впечатление на прозападную «образованщину». Фактически именно тогда стремление к украинской обособленности от «москалей» стало частью идеологии прозападной фрондирующей русофобской интеллигенции. Мотивы «Истории Русов» находят отражение в поэзии небезызвестного заговорщика Рылеева. Он, в частности, пишет поэму «Войнаровский» о племяннике Мазепы. Герой поэмы, как и его малопочтенный дядюшка, показан бескорыстным борцом против «жестокой московской тирании». Не обходится и без рафинированной русофобии (это русский поэт, «освободитель русского народа!»):
Ее тоски незрел москаль,
Она ни разу и случайно
Врага страны своей родной
Порадовать не захотела
Ни тихим вздохом, ни слезой.
Она могла, она умела
Гражданкой и супругой быть.
Если не считать небольшой группы казакоманов, то не только в простом народе, но и в образованном малороссийском обществе времен Рылеева редко встречались люди, способные назвать «москаля» «врагом страны своей родной». Не трудно отсюда заключить о роли поэм «великоруса Рылеева». Облаченный им в римскую тогу казачий автономизм приобретал новизну и привлекательность, роднился с европейским освободительным движением, льстил местному самолюбию. Сословные путчи гетманской эпохи возводились в ранг жертвенных подвигов во имя свободы, а добычники и разбойники выступали в обличие Брутов и Кассиев.
До начала XX века малороссийский сепаратизм являлся достоянием малочисленных кружков провинциальных интеллектуалов. Он был тогда неинтересен широким массам населения и абсолютно не склонен к насилию. По карпатским горам не ходили «курени» вооруженных головорезов с трезубами на фуражках, полки Петлюры не штурмовали Киев… Но идеология грядущих кровопролитий закладывалась именно тогда. Вспоминается небезызвестная статья Ленина «Памяти Герцена», кратко, емко и живо описывающая историю революционного движения в России XIX века. Слегка подправив, можно получить аналогичную характеристику малороссийского сепаратизма. К этой параллели между «украинским национализмом» и левым революционным движением мы еще вернемся.
За какие грехи предков унсовские хлопцы готовы убивать российских ребят из провинциальных городов и сел? За какое будущее «продовжають боротьбу» РУХ, УНСО, МНК и прочие организации? Почему у этих ярых «националистов» нет врагов кроме России и русских?
Когда появилось украинство?
Мы, изучавшие историю по одобренным в ЦК КПСС учебникам, привыкли считать украинцев «братским восточнославянским народом», очень похожим на русский, имеющим общих с нами предков, но все-таки другим.
При этом мало кто давал себе труд задуматься над очень простыми вопросами:
- Когда появился на свет этот «другой», нерусский народ?
- Какую территорию этот народ занимает?
- На каком он говорит языке?
Список вопросов можно продолжать и далее, но уже на эти ни один «украинский националист» не даст исчерпывающего ответа. Попробуем все-таки ответы найти. Как известно, домонгольская Русь была этнически едина. Образовавшись из нескольких славянских племен с возможной незначительной примесью вытесняемых со своих земель финно-угров, страна, даже в период раздробленности, возглавлялась одной правящей династией Рюриковичей, говорила на одном языке и исповедовала одну религию – православное христианство. Состоящие между собой в кровном родстве князья по решению старших родственников могли достаточно произвольно менять свои уделы.
Монгольское нашествие явилось для Руси тяжелейшим ударом. И если Север Руси (Новгородское и Псковское княжества) оказался не тронут Ордой вовсе, Центральная Русь была разграблена и обезоружена, то более удобный для действия монгольской конницы степной Юг оказался в самом тяжелом положении. Киев и окрестности обезлюдели вовсе. Естественно, плодородные земли Южной Руси не могли пустовать вечно. Постепенно там снова появились поселения. Что же за люди жили в окрестностях былой Матери городов Русских в XIV веке? «Украинские националисты», очень не любящие напоминаний о тотальном запустении Южной Руси, с пафосом утверждают, будто это были потомки киевлян домонгольской эпохи. Но почему же тогда хотя бы былины о князьях стольнокиевских да богатырях святорусских не сохранились на самой киевской земле? Ведь этнологи находили эти былины в деревнях Владимирской, Новгородской, Архангельской, Олонецкой и других северных и центральнорусских губерний, но ничего подобного не нашли на территории современной Украины! Почему? Не потому ли, что население Киевской Руси частично было перебито монголами, а оставшиеся в живых ушли на Север? Заселившие же впоследствии южнорусские земли люди были «чернью», «сбродом», не имеющим исторической памяти. Естественно, на плодородные земли Южной и Западной Руси нашлись охотники. Польша и Литва прибрали их к рукам.
Новые хозяева были ничуть не лучше Орды. Если последняя, получив десятину (собранную, как правило, русской же аристократией), позволяла данникам жить в соответствии со своими традициями и интересами, то польское иго тотально влияло на все аспекты жизни покоренного населения. Жестокое крепостничество, усиленное такой мрачной фигурой как еврей-арендатор, дискриминация Православия и насаждение католичества превращали жителей Южной и Западной Руси в рабов. Немногие русские аристократы (Острожские, Вишневецкие и др.), оставшиеся на ставших польскими землях, предпочли в конце концов перейти в католичество и слиться с польской шляхтой. Не облегчали жизнь населения и постоянные набеги за живым товаром крымских татар – вассалов всемогущей Оттоманской Империи.
Казаки и Запорожская сечь
В этих условиях возникло запорожское казачество. Сложно сказать, кто инициировал это непростое историческое явление – бежавшие от панского гнета крепостные или принявшие христианство и русский язык потомки степных кочевников – половцев, печенегов, черных клобуков и других недоброй памяти соседей из Дикого Поля. Возможно, обе составляющие в равной мере повлияли на появление казачества.
Кем же были запорожские казаки? Украинизаторы стараются преподнести их в одном из двух обличий:
- Степные рыцари, исполненные аристократизма и духовных идеалов. При этом база на острове Хортица сравнивается, скажем, с базой иоаннитов на Мальте, а кошевой атаман – с Великим Магистром;
- Организованная форма народного сопротивления панскому гнету и татарским набегам, подобная китайским тайпинам или Вольным стрелкам Робина Худа.
Обе версии не выдерживают критики. Ордена были порождением общественно-политической и религиозной жизни Европы, тогда как казачество рекрутировалось из элементов, вытесненных организованным обществом государств европейского востока. Ни о каком рыцарстве также говорить не приходится – на протяжении всей своей истории казачья старшина униженно испрашивала себе шляхетского (дворянского) звания у польской короны. Вторая версия также грешит неточностями.
Конечно, вступающие в Сечь беглые крестьяне считали польских угнетателей, арендаторов и разбойников-татар главными, если не единственными, врагами и под лозунгом «Ни жида, ни ляха!» рвались на бой с ними. Да, все малороссийские казаки жестко придерживались Православия и считали себя его защитниками. Но линия поведения казачества, определяемая старшиной, мало общего имела с народными чаяниями. Сечь была типичной «пиратской республикой» с «набеговой экономикой». Суть такой экономики проста: находясь в недоступном или малодоступном для потенциального мстителя регионе, совершать грабительские набеги на соседей, добывая таким образом средства к существованию. В истории было немало подобных полугосударственных образований. Это, прежде всего, портовые города флибустьеров Карибского моря, племенные союзы кавказских и курдских горцев, отчасти Бухарский и Хивинский эмираты. И, наконец, Крымское ханство. Последнее воспринимается многими как злейший враг малороссийского казачества, прежде всего враг Веры. Но это верно лишь отчасти. Скорее крымское ханство рассматривалось в качестве конкурента, с которым при случае вполне можно иметь дело. Оба Хмельницких, отец и сын, а после них Петр Дорошенко, признавали себя подданными султана турецкого – главы ислама. С крымскими же татарами, этими «врагами креста Христова», казаки не столько воевали, сколько сотрудничали и вкупе ходили на польские и на московские украйны.
Сравнивать сечевую старшину с капитулом, а кошевого атамана с магистром ордена – величайшая пародия на европейское средневековье. Да и по внешнему виду казак походил на рыцаря столько же, сколько питомец любой восточной орды. Можно добавить, что успехи боевых действий Хмельницкого напрямую зависели от действий его союзников-татар (в том числе и печально знаменитого Тугай-бея). Главным вознаграждением татарам за помощь была возможность угнать в рабство как пленных врагов, так и жителей близлежащих сел и городов. Наконец, в своих морских и сухопутных походах сами казаки без зазрения совести грабили и обращали в рабство попавшихся им на пути христиан (на продажу тем же татарам). Татары с единоверцами подобным образом не поступали.
Пытаясь приручить эту разбойную вольницу, середине XVI века польская власть ввела реестр – список казаков, состоящих на службе польской короны. Эта мера не только не вызвала протеста в казачьей среде – наоборот, мечтой каждого степного головореза стало попасть в этот реестр, а мечтой старшин и полковников – получить от Короны дворянское звание. Тот же Хмельницкий, заключая после очередного сражения с коронными войсками мирный договор, стремился максимально увеличить пресловутый реестр. Восстания же казаков против польской власти возникали не из национально-освободительных побуждений, а по причине недовольства казаков своим неравноправным положением в сравнении с многочисленной и воинственной шляхтой. Естественно, поддерживающие повстанцев крестьяне шли в бой именно под лозунгом «ни жида, ни ляха». Кстати, и сам Хмельницкий вступил в борьбу с Короной именно как мелкий шляхтич, чьи интересы Корона не смогла защитить. Переяславская Рада была вынужденным шагом казачьей верхушки. Разбойная вольница, не желавшая никакой государственной власти над собой, зашла в своих притязаниях на равенство с польской шляхтой слишком далеко и оказалась перед угрозой уничтожения польскими войсками.
Для выхода из сложившейся ситуации рассматривались три варианта:
- Возврат с повинной под державную руку польского короля;
- Переход в подданство Оттоманской Империи (вот они, защитники Православия!);
- Переход в подданство Московской Руси.
Третий вариант, чреватый жесткой нормализацией жизни Войска Запорожского и окончанием разбойных походов, был не по нраву казачьей старшине. Но первый и второй категорически претили простым казакам и крестьянам, сохраняющим верность Православию и уставшим от польско-еврейского гнета. В итоге Хмельницкий был вынужден просить подданства у царя Московской Руси, который принял эту просьбу не без колебаний, ибо присоединение Малой Руси автоматически начинало войну с Польшей. В этой войне казачья верхушка еще при жизни Хмельницкого в очередной раз проявила себя как сборище бессовестных интриганов, а преемник Богдана Выговский без долгих раздумий пошел на прямую измену, приведшую к потере Правобережной Украины.
При Алексее Михайловиче и Петре I вмешательство Москвы во внутреннее самоуправление Малороссии было минимальным. Территория была фактически отдана на откуп алчной казачьей старшине, почувствовавшей себя наконец-то «шляхетством» и принявшейся высасывать соки из подвластных земель и людей. Главными хапугами стали, естественно, гетманы. За ними шли полковники и прочая старшина. Слабое Московское Царство не имело достаточной военной силы для удержания в повиновении этой публики. Причем старшина была сильна не столько своей боевой мощью, сколько готовностью привлечь на свою сторону иностранные войска – татар, поляков, шведов. Приходилось не только потакать злодеям, но и выделять им по их требованию в телохранители стрельцов – для защиты от своих же казаков и крестьян. Впрочем, до Переяславской Рады гетманы в качестве личной охраны частенько держали отряды татар.
Заканчивая разговор о казачестве, следует сравнить запорожских казаков с донскими, терскими, яицкими, волжскими и т.д. Главное отличие их от запорожцев состояло в том, что, также образуя «пиратские республики с набеговой экономикой», они не имели цивилизованных альтернатив Московской Руси. Их выбор был прост – либо тянуться к Москве, либо остаться один на один с чуждым по крови и вере жестоким степняком. В итоге, они, хоть и не без мучений, влились в растущее Российское государство, внеся свой немалый вклад в создание и оборону оного. Запорожцы же могли лавировать между Москвой и Варшавой, временами привлекая на свою сторону этого самого степняка.
В казачьи же времена началась культивация «антимоскальских» настроений – каждый изменник совершал свои деяния, ссылаясь на большей частью мифические жестокости и самоуправства московских наместников. С укреплением Российской Империи гетманско-старшинское влияние начинает падать. Следует заметить, что права и обязанности жителей Малороссии (за исключением евреев, доставшихся России вместе с Правобережьем Днепра после раздела Польши) ничем не отличались от прав и обязанностей великороссов. Никакой дискриминации не было.
Верхушка казачества добилась своего – полковники и есаулы получили пожизненное дворянское звание, вплоть до графского, и огромные земли с тысячами крепостных крестьян, чью свободу их предки некогда будто бы добывали. Однако Империи более не требовалось терпеливо уживаться с самоуправными и неверными степными разбойниками.
Екатерина II ликвидировала Запорожское Войско, переселив наиболее лояльную его часть на Кавказ. Оставшиеся казаки были переведены в крестьянские сословия, полки – расформированы, либо преобразованы в регулярные. Получившая дворянские титулы казачья верхушка их сохранила…
«Научное» обоснование сепаратизма
Видимо, именно эти дворяне и оставались носителями антимосковских настроений, в каковые на рубеже XVIII—XIX веков влились ставшие популярными среди русского дворянства либерально-нигилистические воззрения, пришедшие через масонские круги с Запада. В начале XIX века появляется анонимный «исторический» труд «История русов», давший старт «научному» сепаратизму. Эта грамотно составленная фальшивка стала его «идейным обоснованием». В ней утверждалось, будто единственными потомками жителей древней Руси являются малороссы, великороссы же будто бы произошли от финно-угорского племени «мосхов», воспринявшего язык от славян (малороссов), а культуру и ментальность – у Золотой Орды. Анонимного автора книги нисколько не смущало отсутствие каких-либо сведений о пресловутых мосхах, как и отсутствие культурной преемственности малороссов к Киевской Руси (каковая в Великороссии, как известно, имелась). Впрочем, Киевская Русь в книге упомянута вскользь и не подробно, только как предтеча казачества, якобы уходящего корнями в цивилизации скифов, сарматов и хазар. Казачество и гетманство объявлены древними и опирающимися на сакральные исторические традиции институтами. Малороссию никто не завоевывал – она вступала в свободные равноправные союзы с Литвой и Польшей. Вообще польско-литовские времена полны свободы и счастья. Все было хорошо, но вот изменник Хмельницкий отдал казаков-русов во власть страшных финно-монгольских мосхов…
Тут-то и началось подавление самобытной цивилизации азиатскими сатрапами, боль, мрак и деградация. Особо ярко описаны дикие зверства «москалей», высосанные автором из пальца с заставляющими холодеть кровь подробностями. Оказывается, несчастных мазепинцев царские нелюди пытали «батожьем, кнутом и шиною, то есть разженым железом, водимым с тихостью или медленностью по телам человеческим, которые от того кипели, шкварились и воздымались». И это при том, что сообщники Мазепы вообще не подвергались никаким репрессиям, даже конфискации владений!
Не отягощенная доказательствами, фальшивка, тем не менее, произвела сильное впечатление на прозападную «образованщину». Фактически именно тогда стремление к украинской обособленности от «москалей» стало частью идеологии прозападной фрондирующей русофобской интеллигенции. Мотивы «Истории Русов» находят отражение в поэзии небезызвестного заговорщика Рылеева. Он, в частности, пишет поэму «Войнаровский» о племяннике Мазепы. Герой поэмы, как и его малопочтенный дядюшка, показан бескорыстным борцом против «жестокой московской тирании». Не обходится и без рафинированной русофобии (это русский поэт, «освободитель русского народа!»):
Ее тоски незрел москаль,
Она ни разу и случайно
Врага страны своей родной
Порадовать не захотела
Ни тихим вздохом, ни слезой.
Она могла, она умела
Гражданкой и супругой быть.
Если не считать небольшой группы казакоманов, то не только в простом народе, но и в образованном малороссийском обществе времен Рылеева редко встречались люди, способные назвать «москаля» «врагом страны своей родной». Не трудно отсюда заключить о роли поэм «великоруса Рылеева». Облаченный им в римскую тогу казачий автономизм приобретал новизну и привлекательность, роднился с европейским освободительным движением, льстил местному самолюбию. Сословные путчи гетманской эпохи возводились в ранг жертвенных подвигов во имя свободы, а добычники и разбойники выступали в обличие Брутов и Кассиев.
До начала XX века малороссийский сепаратизм являлся достоянием малочисленных кружков провинциальных интеллектуалов. Он был тогда неинтересен широким массам населения и абсолютно не склонен к насилию. По карпатским горам не ходили «курени» вооруженных головорезов с трезубами на фуражках, полки Петлюры не штурмовали Киев… Но идеология грядущих кровопролитий закладывалась именно тогда. Вспоминается небезызвестная статья Ленина «Памяти Герцена», кратко, емко и живо описывающая историю революционного движения в России XIX века. Слегка подправив, можно получить аналогичную характеристику малороссийского сепаратизма. К этой параллели между «украинским национализмом» и левым революционным движением мы еще вернемся.