Любовь - это соединение. Без соединения ничего невозможно понять в другом. Ни в Боге, ни в человеке, ни в природе. Только в соединении души человека со всякой травинкой, кузнечиком, человеком мы обретаем возможность понять и принять всё и всех в себя и через то относиться ко всему как к себе, как творению Божию и значит любить, а не судить.
Что касаемо обретения любви, то получивший её дар изменяется совершенно. Всё видится не так как всегда. Уже по-старому у него не получится, хотя некоторые случаи рефлексии и возможны, но скоротечны.
Любовь - это благодать соединения человека со всем человечеством, со всем тварным и нетварным и через то познание Бога, соединение с Ним.
доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; [Еф.4:13]
Любовь это тяжелая ноша. Христос понёс наши грехи именно в результате любви к нам. О чём молился Господь на горе Елеонской? До кровавого пота. Бог Творец, отождествляет себя с любым из "малых сих".
И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. [Лк.22:44]
С чем борение? Может с отвращением, кое вызывали у Него наши грехи. Ведь их все и за все времена надо было принять. Вот она чаша, о которой говорит Христос. Не распятие страшило Его. Ибо и нам говорил, чтобы не боялись убивающих тело, а душу Христову убить никто не может.
Воплощение Христа это новое рождение человека с помощью любви.
Обычно любовь называют жертвой.
Вот тут прямо любовь противопоставляется жертве:
32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его. (Мк. 12)
Любовь открывается в прощении.
«Естественным основанием любви, – писал профессор СПбДА С.М. Зарин, – является единство происхождения людей, тождество общечеловеческой душевно-телесной природы всех людей». Каждый человек, будучи лишь «частичным, далеко не полным, выражением общечеловеческой сущности» чувствует, с одной стороны, неполноту, недостаточность своей личной жизни в её отдельности, обособленности от других личных человеческих жизней. Человек стремится к восполнению этой недостаточности психическим содержанием других личностей во взаимообщении с ними. С другой стороны, он ощущает потребность поделиться с другими людьми своими личными природными дарами, – тем особенным, что он получил от Творца.
Влечение одной личности к другой для возможного тесного объединения их жизней в целях взаимного восполнения – составляет природу и сущность естественной любви. …….. христианская любовь-агапе не только эмоция, но это и разум, и воля и все остальное вместе и целостно.
Иоанн Зизиулас: «Мы можем любить, только если мы представляем собой личности, то есть, если мы позволяем другому быть по настоящему другим, вместе с тем пребывая в общении с ним. Если мы любим другого несмотря на то, что он отличается от нас – или, точнее, он совсем другой, не такой как мы, – то тогда мы переживаем свободу как любовь и любовь как свободу».
Архимандрит Софроний (Сахаров): «любовь перемещает жизнь любящего в лицо возлюбленного: существование возлюбленных мной лиц – становится содержанием моей жизни».
Мартин Бубер описал два типа отношений между людьми : Я-ОНО и Я-ТЫ.
Я-ОНО – это когда один человек для Другого является средством, функцией без взаимности. «Я» в этом случае – наблюдатель, «ОНО» – анализируется. Здесь нет равенства, взаимности, это – иерархические, вертикальные взаимоотношения.
Отношения Я-ТЫ – это взаимное переживание ДРУГОГО, эмпатическое отношение «Я» к ДРУГОМУ. Здесь нет « Я», есть – «Я-ТЫ». С каждым «ТЫ» в каждое мгновение отношений « Я» создается заново. «Я» нуждается в «ТЫ» для своего становления. «Я» формируюсь ответом Другого. «Я» слышу «ТЫ». Отношения «Я-ТЫ» – это горизонталь, не иерархия, это – равенство, и форма этого равенства – диалог. Бубер далее пишет: человеку приходится жить главным образом в мире Я-ОНО; живя исключительно в ТЫ-мире, мы бы сгорели в белом пламени.
Вступления в отношения « Я-Ты» говорит о взаимном перихоральном намерении позволить своему «Я» узнать бытие «Ты» и обратиться вновь к самому себе.
Любовь это взаимопроникновение душ, присоединение души моей к душе другой.
Любовь это и состояние и процесс, ибо иногда она требует некоторого усилия.
Учение Христа это учение любви, а не борьбы, хотя и со злом.
Достижение любви через преодоление зла? Думаю это принципиальная ошибка. Зло преодолевается через обретение любви, а не наоборот. Поэтому Бог предупреждал об убийстве Каина.