Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!



Join the forum, it's quick and easy

Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

Апология

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

православный общественно-политический форум

Последние темы

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12

» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39

» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41

» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39

» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34

» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19

» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11

» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09

» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52

» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23

» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47

» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47

» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54

» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20

» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43

» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Испытание царством

    Нюся
    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 27089
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
    20130821

    Испытание царством - Страница 3 Empty Испытание царством

    Сообщение  Нюся





    Последний раз редактировалось: Нюся (21.08.13 21:22), всего редактировалось 1 раз(а)
    Опубликовать эту запись на: reddit

    Holder

    Сообщение 05.01.18 17:25  Holder

    Нюся пишет:Кампучия. Пол Пот
    В молодости, помню, была поговорка: "Замучаю, как Пол Пот Кампу́чию" Smile
    (Камбоджа при Пол Поте называлась Демократическая Кампучия).
    Нюся

    Сообщение 05.01.18 23:47  Нюся

    Государь-христианин

    Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
    Флп. 1, 21
    Эти слова святого апостола целиком относятся и к праведному Русскому Царю-мученику Николаю II. Душа его была захвачена мистицизмом[42]; в ней жил Бог. Отсюда происходила его глубокая убежденность в своем священном призвании к правлению Царством, вверенным его попечению как помазаннику Божьему Самим Богом. Отсюда происходила его пламенная вера в Бога и его непоколебимая преданность Христу-Спасителю и Его заповедям. Из его насыщенной Светом Христовым души проистекали все ее качества: любовь к Богу, человеколюбие, смирение, простота, незлобливость, чувство долга.
    Об усердии и пламенности молитвы Царя-мученика рассказывал мне, тогда еще отроку, духовник и друг трех поколений нашей семьи, замечательный по своим духовным качествам и строгой, праведной жизни старец — митрофорный протоиерей отец Наум Мезецкий, бывший с начала этого столетия вплоть до эвакуации Варшавы в 1915 году настоятелем церкви в Летнем дворце в Лазенках. Помню, как однажды, после исповеди, когда мы остались с ним в церкви дворца лишь вдвоем, указывая мне на коврики, лежавшие на полу, отец Наум сказал: «Вот здесь, на этом месте, стоя на коленях, молились Государь Император и Государыня Императрица. Они молились так ревностно, так проникновенно, что, глядя на них, мне казалось, что души их, оставив всякое земное попечение, вознеслись туда — одновременно он поднял руку вверх — на небо. О, если бы Господь дал бы и тебе такую силу веры! И вот смотри! Эту мою, недостойного иерея, руку смиренно целовал Самодержец всея России», — при этих словах отец Наум простер вперед свою руку, показывая ее мне. Позднее, в 1930-х годах, то же самое рассказывал мне член Варшавско-Холмской Духовной консистории Православной Церкви в Польше протоиерей отец Александр Субботин. Православный Русский Царь-самодержец целовал руку каждому священнику; в этом сказывалось и его смирение, и его уважение к сану священнослужителя.
    Государь молился и за своих врагов и прощал им обиды. Об этом имеются записи Пьера Жильяра: «13 апреля, Страстная Пятница. Вечером вся семья исповедуется. Суббота, 14 апреля. В 9 часов 30 м. утра обедня и Святое Причастие. Вечером, в 11 часов с половиной, все собираются в церкви к заутрене. Полковник Коровиченко, комендант охраны и личный друг Керенского, и три офицера охраны также присутствуют. Служба длится до 2-х часов, все направляются в библиотеку для обмена пасхальными поздравлениями. Император, по русскому обычаю, целует всех присутствующих, в том числе коменданта дворца и офицера охраны караула, который при нем остался. Эти два человека не могут совладать с волнением, которое в них вызывает этот чистосердечный поступок. Воскресенье, 15 апреля. Пасха. Мы с Алексеем Николаевичем первый раз выходим на террасу перед дворцом. Чудный весенний день. Вечером в 7 часов богослужение наверху, в апартаментах детей. Нас около 15 человек. Я замечаю, что Государь усердно крестится в то время, когда священник читает молитву с поминовением Временного правительства»[43].

    В Бозе почивший благочестивый и всесторонне высокообразованный Блаженный митрополит Антоний (Храповицкий) — основатель Русской Церкви За границей — был одним из немногих современников Царя-мученика, хорошо его понимавших и отдававших ему должное. В своём Слове, сказанном им в Житомирском кафедральном соборе 21 октября 1905 года, через четыре дня после Манифеста 17 октября, установившего народное представительство и в области государственного управления России, владыка Антоний в следующих словах охарактеризовал Государя и тогдашнее моральное и политическое состояние русских людей: «Сегодня окончился одиннадцатый год царствования нашего монарха, и настаёт двенадцатый год с несколько изменившимися условиями, обозначенными в последнем Манифесте. Оглянитесь же, русские люди, на сей закончившийся первый период царствования нашего Государя, оглянитесь на себя, насколько вы за это время оправдали данную вами перед Крестом и Евангелием присягу, и ныне, когда густая тьма бессовестной лжи и разнузданного себялюбия обложила небосклон нашей жизни, воззрите мысленно на того, кому так мало вы подражаете в добродетели и кому столь неблагодарными оказались многие. Наш Государь вступил на отеческий престол в юном возрасте, но оказался мудр перед искушением власти. Большею частью цари и другие высокие начальники, достигая власти, стараются о том, чтобы сразу выдвинуть перед глазами всех свою личность в противовес личности предшественника, чтобы показать ожидаемые преимущества своего управления сравнительно с предшественником… Подобные приёмы действий особенно свойственны государям молодым, как это было при первых царствованиях в народе библейском. Не так, совсем не так поступил наш, тогда ещё юный Государь, сделавшись властителем величайшего в мире Царства. Он обещал следовать во всем примеру и указанию своего в Бозе почившего родителя и постоянно ссылался на его авторитет. Он сохранил при себе его советников и не только не старался о том, чтобы выдвигать самолюбие, свою личность, но, напротив, постоянно смирялся пред своим Отечеством, исповедывая свою сердечную привязанность к старинной Москве, и первый из Русских Императоров не усрамился распространять свои изображения в старинной одежде.
    Смирение — это первая заповедь Евангелия, это первая ступень из десяти блаженств, через которые открывается нам Господень рай, — сколь редкая, сколь ценная эта добродетель в наш горделивый, изолгавшийся век. И если мы справедливо ценим её так высоко среди простых смертных, то как она вожделенна в могущественнейшем Императоре. Учись же, русский народ, у своего Царя этой великой мудрости быть смиренным… Как же сохранить в себе дух смиренномудрия? Как сохранил его в себе наш Государь? Хранить такой дух может лишь тот, кто боится Бога, кто всем сердцем верит во Христа, кто благоговеет перед святыми угодниками. И сему учитесь у своего Царя, русские люди.
    Наш Государь начал царствовать в сегодняшний день 21 октября, причастившись в храме Святых Таинств Тела и Крови Христовых. Вторично причастился он Божественных Таинств через три недели, в день своего бракосочетания. Сие необычно земным царям, которые, хотя и стараются всегда показать, что они не чужды веры, весьма опасаются прослыть слишком благочестивыми… Такая раздвоенность совершенно чужда нашему Монарху: Слава Божия являлась главным направляющим началом его деятельности. Ревнуя о прославлении святых угодников с тем же бескорыстным упованием, с каким относится к ним народное сердце, он с радостью разрешил открытие мощей святого Феодосия Черниговского в год своей Коронации[44], а затем приложил старания к тому, чтобы провозглашена была Церковью святость другого угодника Божия — преподобного Серафима Саровского. Но и на сем не успокоилось сердце Царево: оно повлекло его с Царицей-супругой и Царицей-матерью в далекую Саровскую пустынь и побудило его собственными руками поднять священный гроб Чудотворца и вместе со своим народом, собравшимся сюда в количестве трехсот тысяч, проливать слезы умиления, открывать свою совесть духовнику и причащаться Святых Таинств у одной Чаши с простолюдином[45].
    Слышал ли ты что-либо подобное, о русский народ, за последнее столетие и более? Часто ли встречал такую силу веры среди людей знатных и богатых и укажешь ли мне во всей вселенной нечто подобное в жизни царей, именующих себя христианскими? Учись же у своего Царя вере, умилению и молитве. Искреннее благочестие остается не полным, если не украшается любовью и состраданием к ближним. И сию любовь наш Государь проявил в первые же месяцы по своем воцарении, когда, по примеру Всероссийского праведника отца Иоанна Кронштадтского, начал повсюду учреждать дома трудолюбия для бедных, ибо в этом нуждается городская беднота»[46].

    Нюся

    Сообщение 08.02.18 10:16  Нюся

    Испытание царством - Страница 3 102350.b.jpg?0


    Испытание царством. Грузия. Святой благверный царь Давид восстановитель...

    Святой благоверный Давид IV Строитель, царь Иверии и Абхазии
    Память 26 января / 8 февраля

    Святому Давиду было всего 16 лет, когда его отец, царь Георгий II, отрекся от грузинского престола в его пользу в 1089 году. В это время христианские народы Кавказа жили под игом турок-сельджуков, безжалостно их угнетавших. Проявляя мудрость и опираясь на глубокую веру, царь сумел пробудить в грузинском народе горячее стремление дать отпор врагу. Он собрал два Собора, в Руиси и в Урбниси (1105), которые укрепили авторитет Церкви. Святой Давид также восстановил власть грузинской царской династии над местными князьями и сумел объединить княжества Абхазию, Кахетию и Картли в одно царство. После ряда успехов он одержал блестящую победу над объединёнными силами персов, турок и арабов при Дидгори (1121). Благодаря этому Давид освободил Армянское царство и отнял у арабов Тбилиси (Тифлис), снова сделав его столицей государства после 400-летней оккупации (1122).

    Освободившись от угнетателей, святой Давид надежно восстановил свое царство, которое вскоре достигло такого процветания и величия, какого никогда не знало раньше. Он реформировал армию и управление и содействовал Церкви в деле исправления нравов. Святой также восстановил и построил множество храмов по всей стране, основал монастыри, в том числе Гелатскую обитель в Западной Грузии, которая стала символом обновления народа. В этом монастыре святой Давид создал богословскую школу.

    Всё свободное время царь посвящал размышлению над Священным Писанием, которое он всегда брал с собой в походы. За год святой Давид прочитывал Апостол до двадцати четырех раз. Псалмы его святого покровителя, пророка царя Давида, вдохновили святого на создание замечательных духовных стихов – «Песней покаяния». В этих стихах он кается в жажде побед и грехах молодости.

    В 1125 году, завершив труды, святой Давид отрекся от престола, назначив преемником сына Димитрия. Исповедавшись и горько оплакав свои грехи, святой Давид вскоре мирно отошёл ко Господу. Его тело было положено у входа в Гелатский монастырь.

    8 февраля 2013 г.
    Нюся

    Сообщение 08.02.18 10:40  Нюся

    Испытание царством. Грузия. Фарнаваз и дзурдзуки.

    Саурмаг Первый, живший во III – II вв. до н. э не только 2-й по счёту царь древней Иберии, но и впервые более или менее подробно упоминаемый во всемирной истории человек, в чьих жилах текла кровь вайнаха. Так кто он и откуда второй и легендарный грузинский монарх и как его имя связано с чеченским обществом и его древней историей?

    Так уж случилось, что предки вайнахов – дзурдзуки, волею истории оказались у истоков становления великого грузинского царства, просуществовавшего почти ДВА тысячелетия. И не удивительно, что Саурмаг стал героем сразу двух народов – грузинского и нахского, потому что он был рождён в царских чертогах от брака грузина Фарнаваза и «девы из рода Кавказа племени дзурдзуков». Дзурдзуками в древности и средневековье называли предков современных чеченцев и ингушей, живших в горах Кавказа от границ Дагестана до границ Сванетии по обоим склонам Главного Кавказского хребта. Свод средневековых грузинских хроник «Картлис цховреба», первая из известных сегодня рукописей, - памятник, содержащий бесценные сведения о предках вайнахов– дзурдзуках. Есть в этой летописи и описание истории Саурмага, которая прочным образом связана с историей становления Грузинского царства.

    Начало первому грузинскому государству было положено в области Картли. Народ, давший язык всей Грузии, назывался картвелы. Они жили в центральной части современной Грузии и имели свой религиозный и административный центр – город Мцхету (выше современного Тбилиси). Здесь, в этом городе, от брака городского правителя города и женщины из знатного персидского рода и родился будущий царь Фарнаваз. Когда он был малышом трёх лет, Мцхету захватили «воины Александра великого», под которыми подразумевались потомки эллинов и македонцев, владевшие землями от Малой Азии до Крыма, в том числе и черноморскими берегами Колхиды. Мать Фарнаваза, как и многие жители Мцхеты, бежала от захватчиков на север, в горы. Судя по всему, она с сыном и дочерьми была принята дзурдзуками. Здесь, среди мужественных и отважных воинов, и вырос будущий царь Грузии Фарнаваз. Здесь, по-видимому, он и встретил свою первую любовь и пронёс её через всю свою жизнь. Позже, взойдя на царский престол, он мог жениться на любой принцессе государств Передней Азии. Этого требовали и государственные интересы, но он предпочтёт «деву Кавказа».

    Уже молодым человеком Фарнаваз с матерью и сестрами спускается в грузинские селения, где к нему, как к единственному родственнику бывших правителей Мцхеты, стекаются грузинские патриоты. Гнёт завоевателей стал настолько невыносимым, что даже его сторонники глухо роптали и мечтали свергнуть тирана. На помощь, как рассказывает предание, пришёл случай. Однажды погоня за оленем привела Фарнаваза к пещере, замурованный вход которой обрушился под действием времени. В пещере он находит столько золота, что вывозил его с помощью сестер и матери на ослах несколько дней. Этот случай и дал ему возможность приобрести сторонников – правителей из Имеретии и Армении. Им были привлечены даже представители греческой знати. Однако, самыми верными его союзниками стали, конечно, горцы Кавказа – дзурдзуки, чьим воспитанником и названным братом он являлся.

    Собрав все свои силы, он установил контроль над Картли, а затем победным маршем двинулся на Мцхету. Мцхета торжественно встретила своего правителя, вошедшего в город с телохранителями из братьев-дзурдзуков. После утверждения в Мцхете и Картли молодой царь в течении короткого времени подчинил своей власти Кахетию, Имеретию и южногрузинские земли, вплоть до границ Чёрного моря.

    Венцом усилий Фарнаваза по строительству нового государства стала династическая политика. Одну сестру он выдал за «царя овсов» - мощной военной силы, располагавшейся за Кавказский хребтом, сам же, отвергнув все предложения царских дворов Закавказья и Азии, возвёл на трон свою первую любовь. Он женился, как говорит хроника, на «деве Кавказа из племени дзурдзуков». Тем самым влияние Фарнаваза распространилось и на горцев Северного Кавказа, чьи военные возможности были весьма серьёзными. Без влияния дзурдзуков по тем временам невозможно было думать о контроле над перевалами. По сообщениям все той же летописи, дзурдзуки стали довольно внушительной боевой силой и «были самыми знаменитыми среди сынов Кавказа».

    Неизвестно, сколько детей родила жена Фарнаваза, но точно известно, что наследником трона стал их сын Саурмаг, ещё более укрепивший связи Грузии и Дзурдзукетии. Имя Саурмаг относится к иранскому языковому кругу и означает «солнце» и «мудрость».

    Итак, Саурмаг, первый в истории чеченцев и ингушей человек, чье имя и биографию подробно донесла до наших времен история. Грузинский историк М.Г.Джанашвили считал, что Саурмаг правил с 237 по 162 гг. до н.э. , но скорее всего, это годы жизни, так как маловероятно, что он правил 75 лет подряд. Вместе с тем, когда умер первый грузинский царь, Саурмаг оставался молодым человеком, ещё не успевшим жениться. Этой молодостью решили воспользоваться эриставы – правители отдельных областей, весьма усилившиеся к концу правления его отца Фарнаваза. Эриставы составили заговор против царского дома, и Саурмаг не успевший к тому времени организовать сопротивление, бежал с матерью из Мцхеты. Его путь, как когда-то и путь отца, лежал в горы, в Дзурдзукетию.

    Здесь, в стране своей матери, молодой царь нашёл надёжный приют и защиту. Ни один мятежник не осмелился сунуться в в эту область Кавказских гор. Конечно, противники Саурмага предлагали золото за его голову, угрожали разорением в случае отказа, но дзурдзуки стеной вставали за своего племянника. Тем более, что это была старая и сильная традиция, дошедшая, к слову, и до наших дней, взяла верх. Сын сестры более почетён и обязателен для чеченцев, нежели сын брата. В случае опасности чеченец укрывается в первую очередь у родственников матери: они считаются ближе.

    Обосновавшись в Дзурдзукетии, Саурмаг начинает готовить войско, гонцов рассылают во все аулы, лазутчики идут в Картли, где склоняют к повиновению отдельных феодалов. Саурмаг требует помощи от своего двоюродного брата – царя овсов- сарматов и получает от него конные отряды. Служивое дворянство Грузии, так называемые «римские азнауры», также заявляют о своей поддержке молодого царя и, и небольшими отрядами перемещаются во владения вайнахов.

    Когда в Дзурдзукети собралось большое войско, Саурмаг внезапно спускается с гор и предпринимает военный поход. Неожиданность выступления и превосходство в силах сделали свое дело – «никто не оказался в силах противостоять ему». Подчинив страну и вновь сев на царском престоле, Саурмаг наказал изменников и провеёл решительные реформы – он отстранил старую знать от власти на местах и возвысил служилую прослойку – азнауров. В то же время, в противовес картлийской аристократии, он возвышает дзурдзуков, котоых награждает землями и должностями – как военными, так и придворными.

    Не забывает Саурмаг и о стране своей матери, ставшей ему родиной. Он принимает решение править Дзурдзукетей ЕДИНОЛИЧНО, не доверяя её эриставам. Учитывая перенаселённость горных ущелий, Саурмаг в массовом порядке переселяет дзурдзуков на южную сторону Кавказского хребта. Причём большие группы дзурдзуков расселяются в Чарталети, близ столицы Мцхеты. Этими действиями Саурмаг обеспечил себе прочную власть на севере страны, создал независимый от картлийской знати источник пополнения военных сил и усилил свои позиции в стране и обществе за счёт новой дзурдзукской знати, лично обязанной царю. Его можно назвать и царём Дзурдзукети. Таким образом, дзурдзуки были прочно вписаны в систему грузинского государства. «Владел он (Саурмаг) всеми ими – родней матери своей - надежно», - отмечается в исторических летописях Грузии.

    Все эти обстоятельства позволили Саурмагу, не опасаясь сопротивления, провести дальнейшие внутренние реформы и укрепить внешнеполитическое положение царства. Надежно укрепив северные пределы государства за счёт сарматов и дзурдзуков, которые стали его надежнейшей опорой, Саурмаг решил укрепить связи с югом – с великой державой Селевкидов, продолжавшей традиции Александра Македонского. Саурмаг женился на представительнице одного из знатных персидских родов. Однако, этот, судя по всему, во всех отношениях благополучный брак, не дал, однако, наследника.

    Некоторые данные говорят о пятидесятилетнем правлении Саурмага, но, видимо, это всё-таки годы его жизни. Саурмаг скончался примерно в 162 году до нашей эры. Так как ни один из его потомков не выжил или брак не дал наследников мужского пола, царь оставил престол достойнейшему, по его мнению, из собственного окружения, которого он некогда усыновил -. Мирвану, племяннику жены и представителю знатного персидского рода. Мирван воспитывался при грузинском дворе и отличался поистине выдающимися качествами государя и правителя.

    Имена Фарнаваза и Саурмага по праву принадлежат трем народам Кавказа – грузинам, чеченцам и ингушам. Деяния древних героев способны служить благородным примером и для нынешних поколений братских народов.
    Нюся

    Сообщение 07.08.18 10:19  Нюся

    «Боже, Царя храни!» - история и значение гимна Российской Империи


    Гимн Российской Империи.

    Нельзя переоценить политическое значение появления в 1833 году первого официального гимна Российской Империи. Предшествовал его созданию визит Императора Николая I в Австрию и Пруссию. В то время Императора встречали под звуки мелодии английского марша «God save the King». Такое положение дел совсем не вдохновляло Николая I.

    Испытание царством - Страница 3 %D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9%201
    Николай I - Император Всероссийский (19 ноября (1 декабря) 1825 — 18 февраля (2 марта) 1855)

    Заниматься созданием нового гимна, было поручено близкому к Императору музыканту Алексею Федоровичу Львову, который сочинил музыку нового гимна и привлек Василия Андреевича Жуковского к написанию слов на готовую музыку. Нужно сказать, что автором 2-й и 3-й строки нового гимна стал Александр Сергеевич Пушкин.

    Испытание царством - Страница 3 %D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2

    Алексе́й Фёдорович Львов - русский скрипач-виртуоз, композитор, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель.

    Испытание царством - Страница 3 %D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA345
    Васи́лий Андре́евич Жуко́вский - русский поэт

    Боже, Царя храни!

    Сильный, Державный,

    Царствуй на славу, на славу нам!

    Царствуй на страх врагам,

    Царь православный!

    Боже, Царя храни!

    Впервые был исполнен новый гимн с названием «Молитва русского народа» (музыка А.Ф. Львова, слова В.А. Жуковского) 18 декабря 1833 года, а затем 31 декабря 1833 года уже с названием «Боже, Царя храни» был признан официальным гимном Российской Империи.
    Не смотря на то, что новый гимн был краток и состоял лишь из шести строк, он нёс глубокий смысл поклонения русского народа царю, веры в государеву силу, как залог могущества Великой Российской Империи!
    Появление нового гимна способствовало подчеркиванию и укреплению концепции национального бытия, которая больше не имела нужды в инородном гимне. Появление собственного гимна можно считать переходом на новый уровень развития России, как самодостаточного, православного, перводержавного Великого Государства!

    https://golos.io/ru--istoriya/@evgeniy130895/bozhe-carya-khrani-istoriya-i-znachenie-gimna-rossiiskoi-imperii
    Нюся

    Сообщение 26.08.20 18:58  Нюся

    Византийские Императоры....

    АНДРОНИК II ПАЛЕОЛОГ

    Испытание царством - Страница 3 012587

    Андроник II Палеолог Старший, в монашестве Антоний (1259/1260 - 1332), византийский император (1282 - 1328)

    Родился в 1259 или 1260 году, сын императора Михаила VIII Палеолога. Провозглашен наследником трона в 1262 году. 8 ноября 1272 года коронован как соправитель своего отца. После смерти Михаила VIII 11 декабря 1282 стал самостоятельным правителем.

    Его 46-летнее самостоятельное правление было одним из самых продолжительных в истории Византийской империи.

    Внешняя политика

    По сравнению со своим предшественником Андроник Палеолог не был ни выдающимся политиком, ни полководцем. Его внешняя политика в большей степени была направлена на поддержание status quo. После смерти своей первой жены Анны, дочери Стефана V Венгерского, он в 1284 году женился на Иоланте (Ирине) Монферратской, что обеспечило Византии наследственные права на Фессалоникийское королевство. Однако попытка Андроника Палеолога путем женитьбы его старшего сына от первого брака и соправителя (с 1295) Михаила IX на внучке императора Балдуина II Екатерине де Куртене, унаследовавшей титул императрицы Константинопольской, снять вопрос о восстановлении Латинской империи и улучшить отношения с домом Анжу окончилась неудачей. Отдав в 1298 году в жены сербскому королю св. блгв. Стефану Урошу II Милутину (1282-1321) свою малолетнюю дочь Симониду, император смог остановить сербское наступление в Македонии.

    Как и отец, Андроник II поддерживал мир с монголами. Его дочь Мария стала женой хана Тохты.

    В отличие от отца, умевшего успешно использовать традиционные противоречия венецианцев с генуэзцами, Андроник Палеолог, нуждаясь во флоте (византийский флот был им упразднен в 1284 году), принял сторону Генуи; в 1303 году союзники потерпели поражение, и император должен был выплатить Венеции значительную контрибуцию.

    Но если угрозу с Запада Андронику удалось предотвратить, то почти вся Малая Азия (за исключением прибрежных городов) к началу XIV в. была завоевана турками. В 1303 году Андроник Палеолог охотно принял на службу наёмный каталанский отряд численностью шесть тысяч человек под командованием Рожера де Флора; в ответ на обязательство освободить малоазийский полуостров от турок император согласился выдать замуж за Рожера свою племянницу и присвоил ему титул великого дуки, назначив огромное жалованье и привилегии каталанскому войску. Первоначально отряд Рожера де Флора добился значительных успехов, освободив Филадельфию и разгромив турок в нескольких сражениях. Однако из-за недовольства местного населения, вызванного грабежами со стороны каталанцев, а также из-за опасений, что Рожер пожелает основать в Малой Азии собственное независимое княжество, император отозвал его отряд в Европу под предлогом борьбы с болгарами. Оплата жалованья наёмникам подорвала финансовое положение империи. Каталанцы, обосновавшиеся на Галлипольском полуострове недалеко от Константинополя, перестали подчиняться императору, отказываясь воевать против болгар и турок, а также постоянно вымогая у Андроника Палеолога деньги и земельные владения. Император вынужден был пойти на уступки: Рожеру де Флору был присвоен высший титул кесаря, предоставлена значительная сумма денег и практически неограниченная власть над Малой Азией. Однако в апреле 1305 года Рожер, прибывший перед походом в Адрианополь к Михаилу IX, был с ведома последнего зарезан вождём отряда телохранителей-аланов. В ответ каталанцы объявили войну императору и длительное время опустошали Фракию и Македонию, разорили многие афонские монастыри, а затем двинулись в Грецию. В конечном счете т. н. Каталанская кампания принесла Византийской империи лишь новые бедствия и разорения.

    В царствование Андроника II в 1291 году пала последняя цитадель крестоносцев в Палестине, крепость Акра (Сен-Жан д’Акре).

    Внутренняя политика

    Во внутренней политике Андроник Палеолог сразу же после восшествия на престол отказался от крайне непопулярной в Византии униатской линии Михаила VIII. Противники унии были возвращены из ссылок и тюрем, а поддерживавший ее патриарх Иоанн XI Векк отрекся от престола и был отправлен в монастырь. В 1305 году по настоянию константинопольского патриарха Афанасия I конфисковал землю францисканского монастыря, находившегося на рыночной площади Константинополя, и изгнал его монахов.

    Императору, однако, не удалось восстановить мир внутри Церкви. В течение его царствования на Константинопольской кафедре сменилось 10 патриархов. «Арсениты» (сторонники патриарха Арсения Авториана) долгое время не прекращали борьбы с партией, поддерживавшей патриарха Иосифа I, униаты делали новые попытки восстановить свое влияние. Лишь в 1310 году арсенитская схизма была прекращена.

    Во время правления Андроника Палеолога Византия переживала серьёзный экономический кризис, византийская монета подверглась дальнейшей порче, значительно уменьшилась военная мощь империи. В 1296 году император Андроник внёс изменения в законодательную систему, учредив в столице Совет 12 судей, в который входили высшие светские и церковные лица. Среди приближённых и советников императора были учёные и писатели (Никифор Хумн, Феодор Метохит и др.). В Константинополе шло строительство, реставрация и роспись церквей и монастырей. Андроник Палеолог стал известен как покровитель наук и искусств.

    С конца XIII века императрица Ирина Монферратская долго и настойчиво пыталась убедить мужа разделить империю между её тремя сыновьями, но император Андроник категорически отказался сделать это, опасаясь распада государства и междоусобных войн. В 1310 году попавшая в немилость к императору Ирина бежала в Фессалонику, где и умерла в 1317 году.

    Однако предотвратить междоусобицу императору не удалось. Со смертью Михаила IX (12 октября 1320) образовалась оппозиция старому императору во главе с внуком и соправителем императора Андроником III Палеологом, непутёвый молодой человек, которого дед поначалу безмерно баловал, а потом, когда его пороки стали совершенно нестерпимы, попытался заключить в темницу.

    В 1321 году Андроник Младший бежал во Фракию и поднял там мятеж. Так как он обещал свободу от налогов всем фракийским городам, в короткое время под его знамена стеклась огромная армия. Когда Андроник Младший явился с этим войском под стенами столицы, император, понимая, что городская чернь не останется в покое и взбунтуется, если увидит перед городскими воротами мятежников, пошёл на значительные уступки, он отдал внуку под самостоятельное правление всю Фракию и часть Македонии. За стариком остались столица с округой, острова и право принимать зарубежных послов. Так как из-за отпадения северных территорий поступления в казну сократились, Андронику для изыскания средств пришлось продать украшения древних императоров.

    В 1325 году Андроник Младший во второй раз подступил к столице с фракийским войском, принудил деда объявить его соправителем и венчать на царствие.

    В 1328 году началась третья гражданская война
    . Близ Мавропотама фракийцы разбили столичные войска, после чего и простой народ, и синклитики, и даже близкие Андроника II перешли на сторону победителя. 24 мая 1328 года стража открыла перед ним ворота столицы. Глубокой ночью старик-император вдруг услыхал шум и крики, вскочил с постели и стал звать на помощь, но никто не пришел к нему. Поняв, что его предали, он как за последнюю надежду ухватился за икону Божией Матери. Андроник готовился к самому худшему, но внук, войдя в покои, обнял и поцеловал деда. Старику были оставлены знаки царского достоинства, разрешено было оставаться в покоях, но от участия в делах он был отстранен совершенно. От печали Андроник потерял прежнюю бодрость тела и сперва стал худо видеть одним глазом, а через некоторое время ослеп и на второй. Слуги и рабы донимали его остротами и бесстыдными ругательствами, так что он сделался игрушкой для всех.

    В январе 1330 года, когда Андроник III тяжело болел, его друзья заставили престарелого императора удалиться в монастырь, где он принял монашеское имя Антоний.

    Скончался
    13 февраля 1332 года. Похоронен в монастыре Липса.

    Литература

    Акрополит. Летопись;
    Никифор Григора. История;
    Пахимер. История;
    Joan. Cantacus. Historia. Vol. 1. P. 11f.
    PLP. Fasc. 9, N 21436. S. 81-82 [там же см. лит.];
    Успенский. История. Т. 3. C. 525-553;
    Диль Ш. Византийские портреты. М., 1994р. С. 370-378;
    Papadopulos A. Th. Versuch einer Genealogie der Palaiologen, 1259-1453. Speyer, 1938. N 58;
    Hunger H. Zur Humanität Kaiser Andronikos' II // ЗРВИ. 1963. К . 8/1. С. 149-152;
    Laurent V. Le serment de l'empereur Andronic II Paléologue au patriarche Athanase Ier, lors de sa seconde accession au trône œcumenique (sept. 1303) // REB. 1965. T. 23. P. 124-139;
    История Византии. Т. 3. С. 86-96, 123-129;
    Laiou A. Constantinople and the Latins: The Foreign Policy of Andronicus II. Camb., 1972;
    Κύρρης Κ. Τό Βυζάντιον κατά τόν ῾῝ο αἰ. Τ. Α´̇ ῾Η πρώτη φάσις τοῦ ἐμφυλίου πολέμου καί ἡ πρώτη συνδιαλλαγή τῶν δύο ̓Ανδρονίκων (20.06.- φθινόπωρον 1321)̇ ̓Εσωτερικά καί ἐξωτερικά προβλήματα. Λευκωσία, 1982;
    Жуков К. А. Эгейские эмираты в XIV-XV вв. М., 1988. С. 19-27;
    Nicol D. The Last Centuries of Byzantium, 1261-1453. Camb., 1993. P. 91 f.

    Использованные материалы

    П. И. Жаворонков. Андроник II Палеолог // Православная энциклопедия, т. 2, с. 417-418
    http://www.pravenc.ru/text/115406.html
    Андроник II Палеолог // Проект "Хронос" (материал использован частично)
    http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/andronik2p.php

      Текущее время 03.11.24 15:49