Об одежде православной женщины говорят много, а как выглядеть православному мужчине? Считается, что этот вопрос суетен. С этим нельзя согласиться. Тем более, вопросов много. Может, простые джинсы спасению не мешают, а майка с буддой мешает. Но вот ремень из крокодиловой кожи с логотипом известной марки – мешает или нет? А черные одежды у мирянина, борода и косичка?
«Фото полиции штата Кентукки. Члены общины христианской секты амишей, арестованные за отказ наклеить отражающие стикеры на свои гужевые повозки».
Есть ли «ортолук»?
В Америке действует такая христианская секта – амиши. Они похожи на хасидов: тоже в шляпах, черных костюмах особого покроя и белых сорочках. Отличить их можно так: у амишей нет пейсов и они бреют усы, потому что так делал их отец-основатель. Да! Еще амиши иногда носят цветные сорочки, это допустимо. Но запрещены пуговицы: одежда на специальных крючках. Амиши богаты: они зарабатывают на органической еде и мебели ручной работы. Это модно сегодня.
Когда говорят о «православной моде» или «православном дресс-коде», я вспоминаю именно амишей.
А еще я думаю, что несколько лет назад стало модно носить окладистые бороды и рубашки без ворота. И вот, допустим, наденет такую рубашку бородатый представитель креативного класса. Пойдет этот вольный художник вдоль набережной по направлению к галереям и барам на бывшем Красном Октябре. Так ведь и перепутаешь его ненароком с прихожанином храма на Берсеневке. И, ладно если он, извините за выражение, просто хипстер. Но ведь он поди ж ты еще и антиклерикал, а то и сторонник известной панк-группы.
Да, все смешалось, сложно жить… Современный мир настолько пропитан духом консюмеризма, что сбежать из него едва ли возможно. Просто попадешь не в светлый Китеж-град, а в категорию нишевого потребления, которая у хасидов своя, у амишей своя, у православных сейчас быстро строится своя. И хорошо ли это, большой вопрос, потому что стоит начать играть по этим правилам и быстро двинешься. В сторону амишей.
Святейший Патриарх Кирилл однажды рассказал в проповеди, как он смотрел на людей во время богослужения, и увидел перед собой не какую-то социальную или возрастную группу, он увидел народ: старых и молодых, богатых и бедных. Хорошо, что народ есть, а единого стандарта, некоего «ортолука» (англизированное от orthdodox и look, образ, внешний вид) нет. И много раз Предстоятель говорил, что нельзя православным уходить в гетто.
Так как должен выглядеть православный мужчина? Как все в рамках делового или повседневного стиля, может быть немного более строго, без щеголеватости. Ну на уровне английской джентльменской классики. При этом очевидно существуют вещи, которые для православного мужчины в современной моде неприемлемы или приемлемы с оговорками. О них и стоит упомянуть особо
Логотип – это новый идол
Конечно, нельзя носить на себе изображения языческих божеств, оккультных символов, эротического и просто чего-то провокационного. По возможности нужно избегать логотипов на одежде. Они служат поводом к тщеславию, а для окружающих - к зависти или же осуждению.
Бедность не порок
Если средств немного, то можно воспользоваться советом на этот случай из классического "Этикета" Эмми Вандербильдт. Миллионерша, она восхищается не показной роскошью нуворишей, а скромным, но со вкусом подобранным гардеробом одного своего небогатого приятеля. В нем были два костюма и несколько брюк, которые можно было комбинировать между собой, 3-4 пары обуви.
Стиль одежды английских джентельменов викторианской эпохи долгое время служил эталоном элегантности
Выбирая недорогую одежду надо помнить, что она смотрится дороже, если выглядит строже. Однотонный костюм лучше полосатого. Недорогие кремовые, розоватые или зеленоватые рубашки обречены выглядеть застиранными. Лучше выбрать белую.
Богатство обязывает
Конечно, православный мужчина, у которого есть средства, не должен одеваться вычурно или выставлять свое богатство на показ. Однако он не должен как-то болезненно экономить, если это не его естественный стиль жизни, если он будет выглядеть белой вороной и его не будут серьезно воспринимать в тех кругах, где он вращается. Дорого одевались высшие классы в Византии и в царской России. Это естественно. Умеренность и ответственность богатства проявляется в том, чтобы выглядеть, как английский лорд, а не как арабский шейх. Дорогие ботинки, но не из крокодила, часы престижной марки, но без турбийона. И так далее.
«Я даже перекрестился»
Однажды к старцу Паисию Святогорцу пришел молодой человек в рваных джинсах, заляпанных краской. Старец думал, что это нищий, а потом ему рассказали, что одет юноша был дорого, а джинсы его были порваны специально, чтобы создать эффект ношенной одежды. Старец даже представить себе такого не мог и вспоминал потом: «Я даже перекрестился».
Нам покажется, что ничего страшного в рваных вещах нет, но, если задуматься, о чем встревожился старец, то увидишь: направление дизайнерской мысли все-таки не очень хорошее – бунт и разрушение, да еще с претензией. Наверное, не стоит носить нарочито рваные вещи.
В храме
Известная православная максима гласит: одеваться нужно так, чтобы в любой момент не стыдно было зайти в храм. Этим вообще-то все сказано. Но есть ли какая-то специфика, в чем ходить в храм?
Понятно, что исключены шорты, бермуды и укороченные брюки-капри. Для начала, как быть с майкой? Есть разные мнение. Одни говорят, что все-таки должен быть воротник на пуговицах, что майка слишком неформально. Можно предложить компромисс: носить в храм рубашку поло, либо надевать на майку пиджак или легкую куртку. В монастыре лучше быть с длинными рукавами и более строго одетым, чем на приходе.
К причастию чаще надевают одежду светлых тонов, об этом прямо пишут дореволюционные учебники этикета. Хотя это касается скорее сорочки, а не костюма. Не обязательно, конечно, идти к Чаше в белом пиджаке. Летом в храм нужно надевать закрытую обувь с носками или как минимум такие ботинки и брюки, чтобы во время службы не было видно голых щиколоток. Это не канон, это просто требование хорошего тона.
Женщины порой одеваются в цвета праздника, соответствующие облачениям священников. Распространилась в последние лет десять-пятнадцать такая православная мода. Конечно же, мужчина так поступать не должен. Это будет очень нарочито. Ну, может быть, галстук на пасхальную заутреню надеть бордовый, но не более того.
Тайный монах
Как заметил в свое время протодиакон Андрей Кураев, плох тот православный мужчина, который никогда не думал о монашестве – хотя бы гипотетически. К сожалению, для многих это желание начинается не с изучения смирения и послушания, а с романтической мечты о себе самом, легко скользящем к древнему собору свежим утром в красиво развевающейся на ветру черной мантии.
В результате в миру возникает полумонашеский стиль одежды: длинные волосы, собранные в косичку, нестриженные бороды. Правда, редко кто, подражая монахам, начнет носить в жару тяжелые сапоги и широкий кожаный пояс. Это патриарх Пимен, постриженик лаврского скита Параклит, мог, по воспоминаниям келейников, в память о дореволюционных традициях так себя утруждать в брежневском СССР. Нам сегодняшним достаточно черной майки с белыми крестами, черепами и надписью «Ортодоксия и танатос», чтобы представлять себя уже почти воином-схимником, Пересветом и Ослябей одновременно.
Посмотрите фото отшельников-афонитов. У многих из них даже кукуля нет. Так, вязанная шапочка, чуть ли не лыжная. Это с одной стороны. А с другой, посмотрите на монахов, назначенных на зарубежные приходы. Многие из них носят короткие бороды и ходят по городу «в гражданском» не потому, что какие-то там криптонеообновленцы, а потому, что иначе для окружающих людей они выглядели бы странно. Записи русской посольской церкви в Лондоне, сообщают, что в XVIII веке служащие при ней священники и иеромонахи едва не бритые в париках ходили. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) летом иногда носил плетеную шляпу канотье. Его кто дерзнет упрекнуть в вольности или модернизме? Одежда важна, но вторична.
Есть замечательное фото: будущий епископ Василий, а пока еще Володя Родзянко, во время свадебного путешествия с молодой женой кормят голубей на площади Сан-Марко в Венеции. На нем, высоком и стройном, элегантно сидит пальто, на голове слегка сдвинутая назад шляпа. На ней тоже пальто – модное, приталенное – и красивое платье. Молодые, счастливые. Он – духовное чадо свт. Иоанна Шанхайского и митрополита Антония (Храповицкого), строгих духовников. Нет у него бороды и косички, а у нее юбки до пят и рюкзака. Когда он был рукоположен, ему пришлось, скрепя сердца отказаться от… велосипеда. У него был строгий архиерей и запретил ему ездить. А, когда он принял постриг, то стал ходить в монашеской одежде. Но пока он был мирянин, то одевался как обычный человек своего круга.
Владимир и Мария Родзянко, Венеция.
Фото сайта памяти епископа Василия (Родзянко): www.rodzianko.org
Пытаться выглядеть как монах, не побеждая свои страсти, это все равно как натянуть на свое нетренированные телеса камуфляж и думать, что ты ветеран горячих точек.
«Масонская удавка»
Отношение к галстуку в православной среде противоречивое. Возник и прижился миф, что галстук придумали масоны для того, чтобы различать градусы посвящения по его цветам и узорам. Это, как минимум, а как максимум, галстук якобы символизирует повесившегося Иуду, и тот, кто его носит, и сам сын погибели.
Возможно, эти мифы связаны с тем, что в Англии распространены клубные галстуки. Выпускники Итона, Харроу и других престижных школ, офицеры королевских гвардейских полков узнают друг друга по цвету полос на галстуке.
Очень может быть, что и в масонских ложах есть нечто подобное. А, может быть, есть и другие знаки различия. Но нам-то что? Наверное, есть масоны, которые носят двубортные костюмы. Можно придумать, что два ряда пуговиц означают два столпа перед масонским храмом, а потайная пуговица символизирует масонскую тайну. Много чего можно придумать, если захотеть…
Все же галстук не более, чем предмет делового костюма.
К слову, в СССР до конца 1980-х годов, пока стиль мужской одежды в принципе был более формализован, алтарники ходили в рубашках с галстуками, и надеть стихарь на сорочку с расстегнутым воротом, а тем более на майку считалось неприличным.
Носили галстуки и священнослужители. Можно вспомнить архиепископа Саратовского Пимена (Хмелевского), бывшего лаврского наместника. Он выглядел характерно, священнически. Когда он пришел в рясе на выставку Корина, шутники даже шушукались вслед ему: «Ага, уходящая Русь, пришла». Так вот он был культурным человеком, меломаном, дружил с Ростроповичами. В консерваторию он ходил в гражданской одежде - есть фото владыки Пимена в берете и галстуке. И он уже был в епископском сане.
Архиепископ Пимен с Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской.
Фото: Саратовская епархия
Где найти совет?
Книг, в которых, было бы популярно объяснено, как одеться православным, немного. Есть популярные брошюры разной направленности, как консервативной, так и либеральной, но квалифицированные русскоязычные руководства можно пересчитать по пальцам.
Сведения приходится собирать из работ о церковном протоколе, практических руководств для священнослужителей и воспоминаний. Можно ли применять к мирянам правила быта священнослужителей? Если читать с рассуждением, то, вероятно, можно.
На первое место можно смело поставить «Церковный протокол» епископа Егорьевского Марка (ныне архиепископа). Про одежду в книге говорится мало, но веско. Она скорее дает правильное направление , как вести себя на приеме ли у архиерея, в беседе со священником, как писать письма. Внимательно ее изучив и применив ее советы на практике, можно приобрести те естественность и лоск обращения в церковной среде, благодаря которым и подбор одежды превратится из мучительного выбора в незначительный эпизод.
«Пастырская эстетика» протоиерея Алексия Остапова, переизданная несколько лет назад Сретенским монастырем, была написана для советской действительности, т.е. для среды светской, но в ней нашли отражение старые дореволюционные традиции духовенства. Вероятно, в ней сказывается и влияние патриарха Алексия I, которого отец Алексий знал с ранней юности.
Патриарх Алексий I – настоящий московский дворянин, педант в вопросах обращения и манер, может быть примером сочетания хорошего тона и церковности. Об нем можно почитать, например, в ярких рассказах о нем митрополита Волоколамского Питирима (Нечаева). Владыка, близко знавший патриарха, сообщал например, такие любопытные детали: предстоятель не разрешал сотрудницам Патриархии носить на работе платки.
Также можно посоветовать книгу о пастырстве архимандрита Киприана (Керна), строгого монаха и при этом человека европейской культуры. В ней есть разделы о внешнем виде священнослужителя.
Кроме специальной литературы можно с уверенностью дать еще одну рекомендацию: читайте побольше русской классики и воспоминаний, читайте об одежде у Ю.М.Лотмана и Н.Эйдельмана, читайте очень светлую и добрую книжку «Как воспитывали русского дворянина».
Арсений ЗАГУЛЯЕВ
ИСТОЧНИК НЕСКУЧНЫЙ САД
«Фото полиции штата Кентукки. Члены общины христианской секты амишей, арестованные за отказ наклеить отражающие стикеры на свои гужевые повозки».
Есть ли «ортолук»?
В Америке действует такая христианская секта – амиши. Они похожи на хасидов: тоже в шляпах, черных костюмах особого покроя и белых сорочках. Отличить их можно так: у амишей нет пейсов и они бреют усы, потому что так делал их отец-основатель. Да! Еще амиши иногда носят цветные сорочки, это допустимо. Но запрещены пуговицы: одежда на специальных крючках. Амиши богаты: они зарабатывают на органической еде и мебели ручной работы. Это модно сегодня.
Когда говорят о «православной моде» или «православном дресс-коде», я вспоминаю именно амишей.
А еще я думаю, что несколько лет назад стало модно носить окладистые бороды и рубашки без ворота. И вот, допустим, наденет такую рубашку бородатый представитель креативного класса. Пойдет этот вольный художник вдоль набережной по направлению к галереям и барам на бывшем Красном Октябре. Так ведь и перепутаешь его ненароком с прихожанином храма на Берсеневке. И, ладно если он, извините за выражение, просто хипстер. Но ведь он поди ж ты еще и антиклерикал, а то и сторонник известной панк-группы.
Да, все смешалось, сложно жить… Современный мир настолько пропитан духом консюмеризма, что сбежать из него едва ли возможно. Просто попадешь не в светлый Китеж-град, а в категорию нишевого потребления, которая у хасидов своя, у амишей своя, у православных сейчас быстро строится своя. И хорошо ли это, большой вопрос, потому что стоит начать играть по этим правилам и быстро двинешься. В сторону амишей.
Святейший Патриарх Кирилл однажды рассказал в проповеди, как он смотрел на людей во время богослужения, и увидел перед собой не какую-то социальную или возрастную группу, он увидел народ: старых и молодых, богатых и бедных. Хорошо, что народ есть, а единого стандарта, некоего «ортолука» (англизированное от orthdodox и look, образ, внешний вид) нет. И много раз Предстоятель говорил, что нельзя православным уходить в гетто.
Так как должен выглядеть православный мужчина? Как все в рамках делового или повседневного стиля, может быть немного более строго, без щеголеватости. Ну на уровне английской джентльменской классики. При этом очевидно существуют вещи, которые для православного мужчины в современной моде неприемлемы или приемлемы с оговорками. О них и стоит упомянуть особо
Логотип – это новый идол
Конечно, нельзя носить на себе изображения языческих божеств, оккультных символов, эротического и просто чего-то провокационного. По возможности нужно избегать логотипов на одежде. Они служат поводом к тщеславию, а для окружающих - к зависти или же осуждению.
Бедность не порок
Если средств немного, то можно воспользоваться советом на этот случай из классического "Этикета" Эмми Вандербильдт. Миллионерша, она восхищается не показной роскошью нуворишей, а скромным, но со вкусом подобранным гардеробом одного своего небогатого приятеля. В нем были два костюма и несколько брюк, которые можно было комбинировать между собой, 3-4 пары обуви.
Стиль одежды английских джентельменов викторианской эпохи долгое время служил эталоном элегантности
Выбирая недорогую одежду надо помнить, что она смотрится дороже, если выглядит строже. Однотонный костюм лучше полосатого. Недорогие кремовые, розоватые или зеленоватые рубашки обречены выглядеть застиранными. Лучше выбрать белую.
Богатство обязывает
Конечно, православный мужчина, у которого есть средства, не должен одеваться вычурно или выставлять свое богатство на показ. Однако он не должен как-то болезненно экономить, если это не его естественный стиль жизни, если он будет выглядеть белой вороной и его не будут серьезно воспринимать в тех кругах, где он вращается. Дорого одевались высшие классы в Византии и в царской России. Это естественно. Умеренность и ответственность богатства проявляется в том, чтобы выглядеть, как английский лорд, а не как арабский шейх. Дорогие ботинки, но не из крокодила, часы престижной марки, но без турбийона. И так далее.
«Я даже перекрестился»
Однажды к старцу Паисию Святогорцу пришел молодой человек в рваных джинсах, заляпанных краской. Старец думал, что это нищий, а потом ему рассказали, что одет юноша был дорого, а джинсы его были порваны специально, чтобы создать эффект ношенной одежды. Старец даже представить себе такого не мог и вспоминал потом: «Я даже перекрестился».
Нам покажется, что ничего страшного в рваных вещах нет, но, если задуматься, о чем встревожился старец, то увидишь: направление дизайнерской мысли все-таки не очень хорошее – бунт и разрушение, да еще с претензией. Наверное, не стоит носить нарочито рваные вещи.
В храме
Известная православная максима гласит: одеваться нужно так, чтобы в любой момент не стыдно было зайти в храм. Этим вообще-то все сказано. Но есть ли какая-то специфика, в чем ходить в храм?
Понятно, что исключены шорты, бермуды и укороченные брюки-капри. Для начала, как быть с майкой? Есть разные мнение. Одни говорят, что все-таки должен быть воротник на пуговицах, что майка слишком неформально. Можно предложить компромисс: носить в храм рубашку поло, либо надевать на майку пиджак или легкую куртку. В монастыре лучше быть с длинными рукавами и более строго одетым, чем на приходе.
К причастию чаще надевают одежду светлых тонов, об этом прямо пишут дореволюционные учебники этикета. Хотя это касается скорее сорочки, а не костюма. Не обязательно, конечно, идти к Чаше в белом пиджаке. Летом в храм нужно надевать закрытую обувь с носками или как минимум такие ботинки и брюки, чтобы во время службы не было видно голых щиколоток. Это не канон, это просто требование хорошего тона.
Женщины порой одеваются в цвета праздника, соответствующие облачениям священников. Распространилась в последние лет десять-пятнадцать такая православная мода. Конечно же, мужчина так поступать не должен. Это будет очень нарочито. Ну, может быть, галстук на пасхальную заутреню надеть бордовый, но не более того.
Тайный монах
Как заметил в свое время протодиакон Андрей Кураев, плох тот православный мужчина, который никогда не думал о монашестве – хотя бы гипотетически. К сожалению, для многих это желание начинается не с изучения смирения и послушания, а с романтической мечты о себе самом, легко скользящем к древнему собору свежим утром в красиво развевающейся на ветру черной мантии.
В результате в миру возникает полумонашеский стиль одежды: длинные волосы, собранные в косичку, нестриженные бороды. Правда, редко кто, подражая монахам, начнет носить в жару тяжелые сапоги и широкий кожаный пояс. Это патриарх Пимен, постриженик лаврского скита Параклит, мог, по воспоминаниям келейников, в память о дореволюционных традициях так себя утруждать в брежневском СССР. Нам сегодняшним достаточно черной майки с белыми крестами, черепами и надписью «Ортодоксия и танатос», чтобы представлять себя уже почти воином-схимником, Пересветом и Ослябей одновременно.
Посмотрите фото отшельников-афонитов. У многих из них даже кукуля нет. Так, вязанная шапочка, чуть ли не лыжная. Это с одной стороны. А с другой, посмотрите на монахов, назначенных на зарубежные приходы. Многие из них носят короткие бороды и ходят по городу «в гражданском» не потому, что какие-то там криптонеообновленцы, а потому, что иначе для окружающих людей они выглядели бы странно. Записи русской посольской церкви в Лондоне, сообщают, что в XVIII веке служащие при ней священники и иеромонахи едва не бритые в париках ходили. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) летом иногда носил плетеную шляпу канотье. Его кто дерзнет упрекнуть в вольности или модернизме? Одежда важна, но вторична.
Есть замечательное фото: будущий епископ Василий, а пока еще Володя Родзянко, во время свадебного путешествия с молодой женой кормят голубей на площади Сан-Марко в Венеции. На нем, высоком и стройном, элегантно сидит пальто, на голове слегка сдвинутая назад шляпа. На ней тоже пальто – модное, приталенное – и красивое платье. Молодые, счастливые. Он – духовное чадо свт. Иоанна Шанхайского и митрополита Антония (Храповицкого), строгих духовников. Нет у него бороды и косички, а у нее юбки до пят и рюкзака. Когда он был рукоположен, ему пришлось, скрепя сердца отказаться от… велосипеда. У него был строгий архиерей и запретил ему ездить. А, когда он принял постриг, то стал ходить в монашеской одежде. Но пока он был мирянин, то одевался как обычный человек своего круга.
Владимир и Мария Родзянко, Венеция.
Фото сайта памяти епископа Василия (Родзянко): www.rodzianko.org
Пытаться выглядеть как монах, не побеждая свои страсти, это все равно как натянуть на свое нетренированные телеса камуфляж и думать, что ты ветеран горячих точек.
«Масонская удавка»
Отношение к галстуку в православной среде противоречивое. Возник и прижился миф, что галстук придумали масоны для того, чтобы различать градусы посвящения по его цветам и узорам. Это, как минимум, а как максимум, галстук якобы символизирует повесившегося Иуду, и тот, кто его носит, и сам сын погибели.
Возможно, эти мифы связаны с тем, что в Англии распространены клубные галстуки. Выпускники Итона, Харроу и других престижных школ, офицеры королевских гвардейских полков узнают друг друга по цвету полос на галстуке.
Очень может быть, что и в масонских ложах есть нечто подобное. А, может быть, есть и другие знаки различия. Но нам-то что? Наверное, есть масоны, которые носят двубортные костюмы. Можно придумать, что два ряда пуговиц означают два столпа перед масонским храмом, а потайная пуговица символизирует масонскую тайну. Много чего можно придумать, если захотеть…
Все же галстук не более, чем предмет делового костюма.
К слову, в СССР до конца 1980-х годов, пока стиль мужской одежды в принципе был более формализован, алтарники ходили в рубашках с галстуками, и надеть стихарь на сорочку с расстегнутым воротом, а тем более на майку считалось неприличным.
Носили галстуки и священнослужители. Можно вспомнить архиепископа Саратовского Пимена (Хмелевского), бывшего лаврского наместника. Он выглядел характерно, священнически. Когда он пришел в рясе на выставку Корина, шутники даже шушукались вслед ему: «Ага, уходящая Русь, пришла». Так вот он был культурным человеком, меломаном, дружил с Ростроповичами. В консерваторию он ходил в гражданской одежде - есть фото владыки Пимена в берете и галстуке. И он уже был в епископском сане.
Архиепископ Пимен с Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской.
Фото: Саратовская епархия
Где найти совет?
Книг, в которых, было бы популярно объяснено, как одеться православным, немного. Есть популярные брошюры разной направленности, как консервативной, так и либеральной, но квалифицированные русскоязычные руководства можно пересчитать по пальцам.
Сведения приходится собирать из работ о церковном протоколе, практических руководств для священнослужителей и воспоминаний. Можно ли применять к мирянам правила быта священнослужителей? Если читать с рассуждением, то, вероятно, можно.
На первое место можно смело поставить «Церковный протокол» епископа Егорьевского Марка (ныне архиепископа). Про одежду в книге говорится мало, но веско. Она скорее дает правильное направление , как вести себя на приеме ли у архиерея, в беседе со священником, как писать письма. Внимательно ее изучив и применив ее советы на практике, можно приобрести те естественность и лоск обращения в церковной среде, благодаря которым и подбор одежды превратится из мучительного выбора в незначительный эпизод.
«Пастырская эстетика» протоиерея Алексия Остапова, переизданная несколько лет назад Сретенским монастырем, была написана для советской действительности, т.е. для среды светской, но в ней нашли отражение старые дореволюционные традиции духовенства. Вероятно, в ней сказывается и влияние патриарха Алексия I, которого отец Алексий знал с ранней юности.
Патриарх Алексий I – настоящий московский дворянин, педант в вопросах обращения и манер, может быть примером сочетания хорошего тона и церковности. Об нем можно почитать, например, в ярких рассказах о нем митрополита Волоколамского Питирима (Нечаева). Владыка, близко знавший патриарха, сообщал например, такие любопытные детали: предстоятель не разрешал сотрудницам Патриархии носить на работе платки.
Также можно посоветовать книгу о пастырстве архимандрита Киприана (Керна), строгого монаха и при этом человека европейской культуры. В ней есть разделы о внешнем виде священнослужителя.
Кроме специальной литературы можно с уверенностью дать еще одну рекомендацию: читайте побольше русской классики и воспоминаний, читайте об одежде у Ю.М.Лотмана и Н.Эйдельмана, читайте очень светлую и добрую книжку «Как воспитывали русского дворянина».
Арсений ЗАГУЛЯЕВ
ИСТОЧНИК НЕСКУЧНЫЙ САД