О Святом Духе как неизвестном
Эйсмонт Виталий, прот.
После празднования Дня Сошествия Святого Духа на апостолов позволю себе поделиться некоторыми соображениями.
* * *
Часто, говоря о Святом Духе, возникает путаница в значениях этого словосочетания. В Св. Писании и в изречениях святых отцов оно употребляется в двух значениях:
1) Третья Ипостась (т.е. Божественная Личность) Пресвятой Троицы;
2) действие Бога на человека, Его энергия, благодать.
Второй случай мы рассматриваем в словах Иоанна Предтечи «Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11, также и Лк. 3:16). Евангелист Лука в начале своего благовествования свидетельствует о том, что Захария и Елисавета исполнились Святого Духа (Лк. 1:41,67) и что тот же Дух был на Симеоне (2:25). Ангел Гавриил извещает Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35).
В последнем случае параллельная фраза нам указывает на то, что Духом Святым именуется сила Всевышнего. Более чем наивно полагать, что Креститель Иоанн предвещал крещением огнем и собственно Третьей Личностью Троицы.
В святоотеческой литературе в этом плане наиболее значимо высказывание преп. Серафима Саровского о том, что целью жизни христианской является стяжание Святого Духа. Речь, конечно, идет о благодати, но никак не о самой Божественной Личности.
* * *
Мы празднуем День Личности Святого Духа и вместе с тем практически не обращаемся к Нему с молитвой, ограничиваясь лишь стандартным «Царю Небесный…».
В молитвенных правилах лишь однажды встречается молитвословие к Святому Духу. Это третья молитва из цикла «на сон грядущим», об отпущении грехов. Да и то не совсем понятно, почему с этими словами мы обращаемся именно к Святому Духу, а не ко Христу, например.
Даже в самих коленнопреклонных молитвах на Пятидесятницу мы не встречаем ни одной, обращенной к Святому Духу – все только к Отцу и Сыну. И это в самый день празднования Святого Духа! Следовательно, эта Божественная Личность нам известна по большей части лишь теоретически – на самом же деле мы к Ней практически не обращаемся, не связываем себя с Ней (слово «религия» от лат. religare – связь).
Наше знание Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы можно уподобить знанию третьего пространственного измерения. Мы знаем о том, что есть длина, ширина и высота, но практически мы живем лишь в двух измерениях: мы передвигаемся вперед-назад, влево-вправо, но не вверх-вниз, т.е. находясь в трехмерном пространстве, используем на практике лишь два его измерения.
Нечто подобно происходит и с нашим познанием Третьего Лица Пресвятой Троицы.
Дата публикации: 27.06.2013
http://www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/4575/
Эйсмонт Виталий, прот.
После празднования Дня Сошествия Святого Духа на апостолов позволю себе поделиться некоторыми соображениями.
* * *
Часто, говоря о Святом Духе, возникает путаница в значениях этого словосочетания. В Св. Писании и в изречениях святых отцов оно употребляется в двух значениях:
1) Третья Ипостась (т.е. Божественная Личность) Пресвятой Троицы;
2) действие Бога на человека, Его энергия, благодать.
Второй случай мы рассматриваем в словах Иоанна Предтечи «Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11, также и Лк. 3:16). Евангелист Лука в начале своего благовествования свидетельствует о том, что Захария и Елисавета исполнились Святого Духа (Лк. 1:41,67) и что тот же Дух был на Симеоне (2:25). Ангел Гавриил извещает Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35).
В последнем случае параллельная фраза нам указывает на то, что Духом Святым именуется сила Всевышнего. Более чем наивно полагать, что Креститель Иоанн предвещал крещением огнем и собственно Третьей Личностью Троицы.
В святоотеческой литературе в этом плане наиболее значимо высказывание преп. Серафима Саровского о том, что целью жизни христианской является стяжание Святого Духа. Речь, конечно, идет о благодати, но никак не о самой Божественной Личности.
* * *
Мы празднуем День Личности Святого Духа и вместе с тем практически не обращаемся к Нему с молитвой, ограничиваясь лишь стандартным «Царю Небесный…».
В молитвенных правилах лишь однажды встречается молитвословие к Святому Духу. Это третья молитва из цикла «на сон грядущим», об отпущении грехов. Да и то не совсем понятно, почему с этими словами мы обращаемся именно к Святому Духу, а не ко Христу, например.
Даже в самих коленнопреклонных молитвах на Пятидесятницу мы не встречаем ни одной, обращенной к Святому Духу – все только к Отцу и Сыну. И это в самый день празднования Святого Духа! Следовательно, эта Божественная Личность нам известна по большей части лишь теоретически – на самом же деле мы к Ней практически не обращаемся, не связываем себя с Ней (слово «религия» от лат. religare – связь).
Наше знание Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы можно уподобить знанию третьего пространственного измерения. Мы знаем о том, что есть длина, ширина и высота, но практически мы живем лишь в двух измерениях: мы передвигаемся вперед-назад, влево-вправо, но не вверх-вниз, т.е. находясь в трехмерном пространстве, используем на практике лишь два его измерения.
Нечто подобно происходит и с нашим познанием Третьего Лица Пресвятой Троицы.
Дата публикации: 27.06.2013
http://www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/4575/