Последняя неделя Четыредесятницы: особенности богослужения
Пятое воскресенье Великого поста – словно бы период затишья перед великими событиями Входа Господня в Иерусалим и Страстей Христовых. Оно посвящено преподобной Марии Египетской, о которой уже вспоминали в четверг прошедшей седмицы. Разбираёмся, в чём особенности службы в этот день и в остальные дни последующей недели
Пятое воскресенье Великого поста – словно бы период затишья перед великими событиями. Оно посвящено преподобной Марии Египетской, о которой уже вспоминали в четверг прошедшей седмицы. Празднование памяти преподобной не случайно. Это напоминание и об усилии, которое требуется для покаяния. Пост заканчивается, и хочется ослабить напряжение в воздержании, но преподобная Мария словно зовёт пройти путь до конца.
На богослужении слышим тропарь преподобной Марии Египетской, начинающийся со слов «В тебе мати спасеся еже по образу…», содержание которого – прославление аскетического подвига преподобной. А во время той части богослужения, которая называется утреня, внимательный молящийся услышит очень многое. Богослужение этого воскресенья словно совместило в себе три события.
Во время канона можно услышать тексты, восхваляющие подвиг преподобной Марии Египетской, это словно богослужение настоящего, того, что празднуется в данный момент. И тут же звучат имена двух Лазарей. Одного – из евангельской притчи о Лазаре, страдавшего у дверей дома богатого человека и попавшего после смерти «на ложе Авраамово», то есть почтенного наградой за страдания и терпение. Упоминание этого Лазаря – словно прошедшее, ведь и праведники Ветхого Завета до пришествия Христа к людям не попадали в Рай. Но второй Лазарь, вспоминающийся на каноне в этот день – праведный, тот, которого воскресил Иисус Христос лично, Своим словом. И празднование этого события предстоит в ближайшую, грядущую субботу, Лазареву. Таково будущее. Верующему вновь даётся возможность остро пережить священную историю.
Так мы вступаем в шестую седмицу Великого поста. С одной стороны предшествует ей тихое (в сравнении с предыдущими яркими и торжественными) воскресенье с памятью преподобной, совершавшей свой подвиг в одиночестве и безвестности. Но напряжение возрастает. Тексты семи дней, называющихся седмицей ваий (ветвей) отправляют нас к Лазаревой субботе и Вербному воскресенью.
В пятницу вечером можно с удивлением обнаружить, что пост завершился. Конечно впереди ещё страстная седмица, строгие в смысле воздержания и великие дни, но это уже отдельная история. Одно из песнопений богослужения этого дня сообщает нам: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…». правда следующие слова содержат молитвенную просьбу о возможности приобщиться и к воспоминанию Христовых страстей. А событие, предваряющее всё последующее – воскрешение праведного Лазаря. Это – Лазарева суббота.
Смысл праздника может быть выражен в тропаре: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…».
Евангельская история, легшая в основу празднования такова. Христос узнал о смертельной болезни Лазаря, сына фарисея Симона из Вифании, в доме которого Господь часто бывал. Христос любил Лазаря любил, но пришел к нему только через четыре дня после того, как тот умер. Повелев отвалить камень от погребальной пещеры, где был упокоен Лазарь, Господь помолился и сказал: «Лазаре, гряди вон»! То есть «Ступай из гроба»! На иконах и фресках изображается, как при стечении народа праведный Лазарь, в погребальных пеленах покидает свою пещеру смерти. Воскресший по слову Христа Лазарь предвосхитил общее воскресение верующих во Христа. Переживая Крестные муки Господа верующие вспомнят и чудо воскрешения Лазаря, которое указывает на то, что на Кресте – не просто человек…
О самом Лазаре предание рассказывает, что он уехал на Кипр, спасаясь от преследования фарисеев, которые задумали убить свидетеля божественного могущества Иисуса Христа. Там он стал епископом одного из городов. Праведный Лазарь до конца дней строго постился. Ничего не рассказал он о том, что увидел после смерти, «поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном» (синаксарь в Лазареву субботу).
В Лазареву субботу пищевой пост ослабляется. На трапезе едят рыбную икру, можно употребить вина.
Ещё в этот день запасаются ветками верб, на вечернем богослужении под воскресенье они понадобятся.
( Нескучный сад)
Пятое воскресенье Великого поста – словно бы период затишья перед великими событиями Входа Господня в Иерусалим и Страстей Христовых. Оно посвящено преподобной Марии Египетской, о которой уже вспоминали в четверг прошедшей седмицы. Разбираёмся, в чём особенности службы в этот день и в остальные дни последующей недели
Пятое воскресенье Великого поста – словно бы период затишья перед великими событиями. Оно посвящено преподобной Марии Египетской, о которой уже вспоминали в четверг прошедшей седмицы. Празднование памяти преподобной не случайно. Это напоминание и об усилии, которое требуется для покаяния. Пост заканчивается, и хочется ослабить напряжение в воздержании, но преподобная Мария словно зовёт пройти путь до конца.
На богослужении слышим тропарь преподобной Марии Египетской, начинающийся со слов «В тебе мати спасеся еже по образу…», содержание которого – прославление аскетического подвига преподобной. А во время той части богослужения, которая называется утреня, внимательный молящийся услышит очень многое. Богослужение этого воскресенья словно совместило в себе три события.
Во время канона можно услышать тексты, восхваляющие подвиг преподобной Марии Египетской, это словно богослужение настоящего, того, что празднуется в данный момент. И тут же звучат имена двух Лазарей. Одного – из евангельской притчи о Лазаре, страдавшего у дверей дома богатого человека и попавшего после смерти «на ложе Авраамово», то есть почтенного наградой за страдания и терпение. Упоминание этого Лазаря – словно прошедшее, ведь и праведники Ветхого Завета до пришествия Христа к людям не попадали в Рай. Но второй Лазарь, вспоминающийся на каноне в этот день – праведный, тот, которого воскресил Иисус Христос лично, Своим словом. И празднование этого события предстоит в ближайшую, грядущую субботу, Лазареву. Таково будущее. Верующему вновь даётся возможность остро пережить священную историю.
Так мы вступаем в шестую седмицу Великого поста. С одной стороны предшествует ей тихое (в сравнении с предыдущими яркими и торжественными) воскресенье с памятью преподобной, совершавшей свой подвиг в одиночестве и безвестности. Но напряжение возрастает. Тексты семи дней, называющихся седмицей ваий (ветвей) отправляют нас к Лазаревой субботе и Вербному воскресенью.
В пятницу вечером можно с удивлением обнаружить, что пост завершился. Конечно впереди ещё страстная седмица, строгие в смысле воздержания и великие дни, но это уже отдельная история. Одно из песнопений богослужения этого дня сообщает нам: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…». правда следующие слова содержат молитвенную просьбу о возможности приобщиться и к воспоминанию Христовых страстей. А событие, предваряющее всё последующее – воскрешение праведного Лазаря. Это – Лазарева суббота.
Смысл праздника может быть выражен в тропаре: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…».
Евангельская история, легшая в основу празднования такова. Христос узнал о смертельной болезни Лазаря, сына фарисея Симона из Вифании, в доме которого Господь часто бывал. Христос любил Лазаря любил, но пришел к нему только через четыре дня после того, как тот умер. Повелев отвалить камень от погребальной пещеры, где был упокоен Лазарь, Господь помолился и сказал: «Лазаре, гряди вон»! То есть «Ступай из гроба»! На иконах и фресках изображается, как при стечении народа праведный Лазарь, в погребальных пеленах покидает свою пещеру смерти. Воскресший по слову Христа Лазарь предвосхитил общее воскресение верующих во Христа. Переживая Крестные муки Господа верующие вспомнят и чудо воскрешения Лазаря, которое указывает на то, что на Кресте – не просто человек…
О самом Лазаре предание рассказывает, что он уехал на Кипр, спасаясь от преследования фарисеев, которые задумали убить свидетеля божественного могущества Иисуса Христа. Там он стал епископом одного из городов. Праведный Лазарь до конца дней строго постился. Ничего не рассказал он о том, что увидел после смерти, «поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном» (синаксарь в Лазареву субботу).
В Лазареву субботу пищевой пост ослабляется. На трапезе едят рыбную икру, можно употребить вина.
Ещё в этот день запасаются ветками верб, на вечернем богослужении под воскресенье они понадобятся.
( Нескучный сад)