Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+15
olga los
Admin
Смердяков
пинна
Ищущий
noname
Горюшкин
Нюся
xmission
miha61
Рокер
Петра
Национал - патриот
Veronika
Владимир3b1
Участников: 19
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Veronika- Корифей форума
- Сообщения : 7758
Дата регистрации : 2012-01-16
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 121
БЛАГОВЕЩЕНИЕ!
Veronika- Корифей форума
- Сообщения : 7758
Дата регистрации : 2012-01-16
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 122
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Veronika- Корифей форума
- Сообщения : 7758
Дата регистрации : 2012-01-16
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 123
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Veronika- Корифей форума
- Сообщения : 7758
Дата регистрации : 2012-01-16
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 124
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА!
ДНИ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ
Великий Понедельник Страстной седмицы Великого ПостаИз событий евангельских Святая Церковь воспоминает Иосифа Прекрасного и иссушение бесплодной смоковницы. |
Великий Вторник Страстной седмицы Великого ПостаЦерковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах. |
Великая Среда Страстной седмицы Великого ПостаВ этот день прославляется жена грешница и проклинается сребролюбие и предательство Иуды. |
Великий Четверток Страстной седмицы Великого ПостаПо умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую. |
Великий Пяток Страстной седмицы Великого постаВ Великий пяток совершились святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа. |
Великая Суббота Страстной седмицы Великого постаВ Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. |
ПЕСНОПЕНИЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ
Veronika- Корифей форума
- Сообщения : 7758
Дата регистрации : 2012-01-16
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 125
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Великий Четверток Страстной седмицы Великого ПостаПо умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую. |
Воспоминание Тайной вечери
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам,сказал:
приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал:
пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета,
за многих изливаемая во оставление грехов.
Мф. 26, 26-28
приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал:
пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета,
за многих изливаемая во оставление грехов.
Мф. 26, 26-28
olga los- Бакалавр форума
- Сообщения : 4223
Дата регистрации : 2012-08-24
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 126
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
С Великой Субботой, православные!
"Отче наш" на арамейском. Our Father in Aramaic
https://www.youtube.com/watch?v=CglbMwRYal4#t=63
"Отче наш" на арамейском. Our Father in Aramaic
https://www.youtube.com/watch?v=CglbMwRYal4#t=63
Veronika- Корифей форума
- Сообщения : 7758
Дата регистрации : 2012-01-16
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 127
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 128
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 129
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
От 11дек. 2016г. Москва
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 130
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский
"Прииде пост, мати целомудрия". А какое же было время до того дня? Время блуждения. Душа блудила со всем, что ни попадало приятного на глаза, - и с лицами, и с вещами, а полнее с греховными страстями. Всякий имеет свою страсть, которой угождает во всем. Пора конец положить. Уразумей всякий свою Далилу, вяжущую тебя и предающую злым врагам, и покинь ее. И дано будет тебе больше, чем Самсону: не волосы только отрастут - благие помышления, и не сила только воротится - крепость воли, но и очи откроются - ум станет зрящим и увидит Господа, и себя, и что вокруг тебя в надлежащем свете. Се ныне время благоприятно! Се ныне день спасения!
Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский
"Прииде пост, мати целомудрия". А какое же было время до того дня? Время блуждения. Душа блудила со всем, что ни попадало приятного на глаза, - и с лицами, и с вещами, а полнее с греховными страстями. Всякий имеет свою страсть, которой угождает во всем. Пора конец положить. Уразумей всякий свою Далилу, вяжущую тебя и предающую злым врагам, и покинь ее. И дано будет тебе больше, чем Самсону: не волосы только отрастут - благие помышления, и не сила только воротится - крепость воли, но и очи откроются - ум станет зрящим и увидит Господа, и себя, и что вокруг тебя в надлежащем свете. Се ныне время благоприятно! Се ныне день спасения!
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 131
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 132
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Светлое время Поста...
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 133
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 134
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 135
Великопостные чтения
Милость, правда и суд
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 136
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Как вырасти духовно в Великий пост?
(Протоиерей Александр Волохов)
– Я всегда постом вспоминаю историю про святителя Митрофания Воронежского. У него был келейник, которого он очень любил. И как-то под конец Великого поста, он идёт к себе в келью и чувствует, что из комнаты его келейника сильно пахнет рыбой. Святитель постучался, зашёл, и видит: келейник сидит с каким-то человеком и, действительно, ест уху. Он говорит:
"Брат, ты это как? Чего вдруг?"
А у него был строгий монастырь, сам он был строжайшим постником. Тот отвечает:
"Понимаешь, это мой односельчанин, друг детства, мы с ним были не разлей вода, он ко мне приехал первый раз за 15 лет. И привёз в подарок рыбы. Выкинуть её я не могу, а так она пропадёт... И мы с ним вот сварили этой ухи...".
"Ну, ладно, – говорит святитель Митрофаний, – такой ухи и я с вами поем".
Сел и поел. Не потому что хотелось, а потому что по сравнению с этой дружбой и любовью запрет на рыбу постом был просто ничто...
Но нам с вами нарушать пост пищевой не надо. Что мы тогда соблюдаем, если его нарушаем? Договорились – договорились. Надо выполнять. Это вопрос верности. А веры без верности практически не бывает.
Или вот такая ещё постовая история. У одной моей знакомой были проблемы, и она ездила к духовному человеку. Проблемы были настоящие, очень серьёзные. Она ему говорит:
"Я сама взяла на себя такое послушание, читать за эту беду по две кафизмы в день. Это нормально?"
А он:
"Почему две кафизмы? У тебя же это всё горит и гибнет. Так ты вот возьми и сразу всю Псалтирь прочти! И ещё прочти, и ещё. Что ты мямлишь...".
И жизнь её изменилась, правда. Если тебе что-то очень нужно, то пожертвуй чем-нибудь серьёзным! Или ты хочешь всё время по 5 копеек платить? Значит тебе ничего просто не надо – ни жениха хорошего, ни детям здоровья, ни жилья достойного. Любая жертва, всё, что человек делает, действительно с кровью от себя отрывая, мгновенно отзывается. Никто не хочет, чтобы ты мучился. А если ты каждый раз по 5 копеек платишь, тебе и будут отдавать на 5 копеек. Ничего в жизни не изменится. Если ты романы читаешь – тебя за уши не оттянешь, а Псалтирь – 15 минут, да и то не каждый день, то, может статься, ты просто библиофил, а не православный христианин...
А Пост, всё-таки, такое время, когда в себе самом что-то можно поменять по-настоящему. Это время, когда просьбы слышатся, когда слёзы особенно учитываются. Господь Сам нам такое время определил. И если б оно было неважным, что, в конце него разве Благодатный огонь сходил бы? Пост не может быть обыкновенной жизнью, это какое-то движение, рывок. И ещё – это такое время, когда плод духовной жизни – очевиден.
(Протоиерей Александр Волохов)
– Я всегда постом вспоминаю историю про святителя Митрофания Воронежского. У него был келейник, которого он очень любил. И как-то под конец Великого поста, он идёт к себе в келью и чувствует, что из комнаты его келейника сильно пахнет рыбой. Святитель постучался, зашёл, и видит: келейник сидит с каким-то человеком и, действительно, ест уху. Он говорит:
"Брат, ты это как? Чего вдруг?"
А у него был строгий монастырь, сам он был строжайшим постником. Тот отвечает:
"Понимаешь, это мой односельчанин, друг детства, мы с ним были не разлей вода, он ко мне приехал первый раз за 15 лет. И привёз в подарок рыбы. Выкинуть её я не могу, а так она пропадёт... И мы с ним вот сварили этой ухи...".
"Ну, ладно, – говорит святитель Митрофаний, – такой ухи и я с вами поем".
Сел и поел. Не потому что хотелось, а потому что по сравнению с этой дружбой и любовью запрет на рыбу постом был просто ничто...
Но нам с вами нарушать пост пищевой не надо. Что мы тогда соблюдаем, если его нарушаем? Договорились – договорились. Надо выполнять. Это вопрос верности. А веры без верности практически не бывает.
Или вот такая ещё постовая история. У одной моей знакомой были проблемы, и она ездила к духовному человеку. Проблемы были настоящие, очень серьёзные. Она ему говорит:
"Я сама взяла на себя такое послушание, читать за эту беду по две кафизмы в день. Это нормально?"
А он:
"Почему две кафизмы? У тебя же это всё горит и гибнет. Так ты вот возьми и сразу всю Псалтирь прочти! И ещё прочти, и ещё. Что ты мямлишь...".
И жизнь её изменилась, правда. Если тебе что-то очень нужно, то пожертвуй чем-нибудь серьёзным! Или ты хочешь всё время по 5 копеек платить? Значит тебе ничего просто не надо – ни жениха хорошего, ни детям здоровья, ни жилья достойного. Любая жертва, всё, что человек делает, действительно с кровью от себя отрывая, мгновенно отзывается. Никто не хочет, чтобы ты мучился. А если ты каждый раз по 5 копеек платишь, тебе и будут отдавать на 5 копеек. Ничего в жизни не изменится. Если ты романы читаешь – тебя за уши не оттянешь, а Псалтирь – 15 минут, да и то не каждый день, то, может статься, ты просто библиофил, а не православный христианин...
А Пост, всё-таки, такое время, когда в себе самом что-то можно поменять по-настоящему. Это время, когда просьбы слышатся, когда слёзы особенно учитываются. Господь Сам нам такое время определил. И если б оно было неважным, что, в конце него разве Благодатный огонь сходил бы? Пост не может быть обыкновенной жизнью, это какое-то движение, рывок. И ещё – это такое время, когда плод духовной жизни – очевиден.
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 137
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Почему трудно радоваться, живя в стоячем болотце? Духовное слово протоиерея Евгения П.
Святой преподобный Серафим Саровский встречал всех от лица Христа и как Христа: «Радость моя, радуйся! Христос Воскресе!» С каждый приходящим делился он ликованием о самом главном событии в жизни каждого человека – о Воскресении Христовом. Каждому приходящему он действительно был рад и действительно простил разбойников, которые искалечили ему позвоночник…
Понятно, что такое душевное устроение пришло не само собой, а исключительно за подвиг веры, молитвы, покаяния, самоотвержения, подвиг деятельной любви, который преподобный понес в течение всей своей жизни.
Подвиг длиною в жизнь кажется нам невыносимым? Но ведь без него жизнь наша совсем будет беспросветной, искушения – непреодолимыми, а вечность – мучительной. Как сказано в молитве святителю Тихону Задонскому: «Венца без победы, победы без подвига, подвига без борьбы, борьбы без врагов не бывает». Всякий человек, вступивший на путь духовной жизни, должен приготовить свою душу к искушениям. Потому что начинается война с врагами, война до последнего издыхания, до победного конца. И в этой войне проиграть мы не можем, так как «ставка» слишком велика – наша вечная жизнь. Мы должны победить. Но своими силами сделать это невозможно, только силой Христа, Которого мы должны привлечь в свою жизнь, стяжав Благодать Духа Святого Божия.
Поэтому желаю всем, дорогие мои, чтобы мы всё время были в подвиге. Слово «подвиг» близко по значению и звучанию слову «движение». «Быть в подвиге» – жить максимально полноценно, трудясь над приобретением добродетелей. Иначе всю жизнь можно провести в застойном болотце. Тихая лесная лужица, которую никто не шевелит, даже кони туда не ступают. Но, помимо жужжащих и жалящих комариков, которых болотце порождает, в этой лужице живут пиявки и прочие гады, имже несть числа. И радостью там не пахнет. Оно, хотя и спокойное, но не дает силы и не может утолить жажды.
Радость и силу нашей жизни даёт подвиг, преодоление себя, ежедневное подвижение себя в малом. Не нужно совершать каких-то великих дел: спасать мир или стараться любить всех. С нас достаточно с верой исполнять те дела, которые нам Господь поручает. Мужу – трудиться и заботиться о домашних. Жене – мирно и без упрёков поддерживать в доме порядок и быть для всех домочадцев утешением. Детям – возрастать, пребывать в послушании у старших и молиться за них. Господь от нас ждёт верности в малом и, если мы будем прилагать усилия в малом, то Господь в свое время даст нам и большее.
Доброго и душеполезного поста! До встречи 1 мая светлого Христова Воскресения!
Протоиерей Евгений Попиченко
Святой преподобный Серафим Саровский встречал всех от лица Христа и как Христа: «Радость моя, радуйся! Христос Воскресе!» С каждый приходящим делился он ликованием о самом главном событии в жизни каждого человека – о Воскресении Христовом. Каждому приходящему он действительно был рад и действительно простил разбойников, которые искалечили ему позвоночник…
Понятно, что такое душевное устроение пришло не само собой, а исключительно за подвиг веры, молитвы, покаяния, самоотвержения, подвиг деятельной любви, который преподобный понес в течение всей своей жизни.
Подвиг длиною в жизнь кажется нам невыносимым? Но ведь без него жизнь наша совсем будет беспросветной, искушения – непреодолимыми, а вечность – мучительной. Как сказано в молитве святителю Тихону Задонскому: «Венца без победы, победы без подвига, подвига без борьбы, борьбы без врагов не бывает». Всякий человек, вступивший на путь духовной жизни, должен приготовить свою душу к искушениям. Потому что начинается война с врагами, война до последнего издыхания, до победного конца. И в этой войне проиграть мы не можем, так как «ставка» слишком велика – наша вечная жизнь. Мы должны победить. Но своими силами сделать это невозможно, только силой Христа, Которого мы должны привлечь в свою жизнь, стяжав Благодать Духа Святого Божия.
Поэтому желаю всем, дорогие мои, чтобы мы всё время были в подвиге. Слово «подвиг» близко по значению и звучанию слову «движение». «Быть в подвиге» – жить максимально полноценно, трудясь над приобретением добродетелей. Иначе всю жизнь можно провести в застойном болотце. Тихая лесная лужица, которую никто не шевелит, даже кони туда не ступают. Но, помимо жужжащих и жалящих комариков, которых болотце порождает, в этой лужице живут пиявки и прочие гады, имже несть числа. И радостью там не пахнет. Оно, хотя и спокойное, но не дает силы и не может утолить жажды.
Радость и силу нашей жизни даёт подвиг, преодоление себя, ежедневное подвижение себя в малом. Не нужно совершать каких-то великих дел: спасать мир или стараться любить всех. С нас достаточно с верой исполнять те дела, которые нам Господь поручает. Мужу – трудиться и заботиться о домашних. Жене – мирно и без упрёков поддерживать в доме порядок и быть для всех домочадцев утешением. Детям – возрастать, пребывать в послушании у старших и молиться за них. Господь от нас ждёт верности в малом и, если мы будем прилагать усилия в малом, то Господь в свое время даст нам и большее.
Доброго и душеполезного поста! До встречи 1 мая светлого Христова Воскресения!
Протоиерей Евгений Попиченко
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 138
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Уроки Православия. О действии страстей в пост.
Рассмотрены восемь страстей, их взаимодействие. По трудам свт. Игнатия (Брянчанинова)
https://youtu.be/jtMKF3jY7j0
https://youtu.be/ReARMBOwrS4
https://youtu.be/ceGyz1KjzZ0
https://youtu.be/Wq9l8JzH83k
https://youtu.be/gPUwJlbb4RA
https://youtu.be/PHSJ-DxpGo0
Рассмотрены восемь страстей, их взаимодействие. По трудам свт. Игнатия (Брянчанинова)
https://youtu.be/jtMKF3jY7j0
https://youtu.be/ReARMBOwrS4
https://youtu.be/ceGyz1KjzZ0
https://youtu.be/Wq9l8JzH83k
https://youtu.be/gPUwJlbb4RA
https://youtu.be/PHSJ-DxpGo0
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 139
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Страстная неделя
игумен Савва
Страстной понедельник
Долгих шесть недель Великого поста мы готовились к Святым дням Пасхи Крестной, как называли древние христиане Страстную седмицу, и прошедшие великопостные дни не были для нас лёгкими, потому что это были дни труда, собирания себя, своих сил для того, чтобы мы были в состоянии пережить это напряжённое и насыщенное смыслами время, когда Господь наш грядёт к вольной страсти. Страстная седмица — самое насыщенное время церковного года, время настолько содержательное, что мы не в состоянии воспринять всю полноту тех глубоких и таинственных знаков и откровений, которые предстают перед нами со всем своим неизбывным трагизмом и безжалостной честностью. В эти дни богослужение, как переполненная чаша, в избытке даёт нам пищу для ума и сердца: много читается текстов из Священного Писания, хор поёт пронзительные и трогательные песнопения, выносят Плащаницу, духовенство в особых облачениях совершает службу, читаются страстные Евангелия. Так много символов, что мы не в состоянии всему прикоснуться, всё объять, исчерпать всё содержание этих служб. Именно поэтому нам следует правильно настроить себя в первый из этих священных дней и понять, что здесь мы сшествуем Христу в Его страстном подвиге, и шествие это совершается в смиренном и благоговейном изумлении перед тайной Крестной жертвы. Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему. Шесть недель мы занимались собой, шесть недель мы «очищали смыслы», мы каялись в наших грехах, будили нашу душу от обычной спячки, пытались усвоить какой-то новый урок, новое знание о себе самих. И в этом нам помогал сам ритм великопостного богослужения, строй и содержание постных дней. Но на Страстной всё будет иначе: чем ближе к дням Страданий Спасителя, тем меньше в богослужебных текстах аскетического содержания, мотивов покаяния, призывов к добродетели — всё наше внимание поглощается таинственными событиями, разворачивающимися у нас на глазах. И отмечая эту охваченность Христом, мы заметим, что все наши аскетические труды, понесённые постом, имеют значение лишь средства, но не цели: такими трудами мы “очищаем смыслы” ради участия в этом таинственном и трагичном шествии Бога по земле.
В первый день Страстной седмицы мы вспоминаем прекрасного Иосифа, вся жизнь которого есть прообраз жизни Спасителя. Невинного и целомудренного юношу, любимца отца, бросают в ров, продают за 20 сребреников в рабство, он переносит множество скорбей, но через них воцаряется над египтянами, называвшими его “спаситель мира”, и спасает от голода свой народ. Иосиф — “спаситель мира”, Иосиф — пшеницедатель! Как очевиден образ Христа и Евхаристии в жизни этого праведника! Христос, преданный по зависти, претерпевший страдания, прошедший ад, становится Спасителем мира, утоляет нашу жажду Бога — не словами, не стройным этическим учением, но Чашей Жизни, Чашей Воскресения. Нельзя не упомянуть здесь и пророческого смысла искушения Иосифа. В песнопениях Триоди беззаконная египтянка названа второй Евой: целомудренный Иосиф, убежавший греха, есть образ Нового Адама — Христа, проложившего иной путь истории человека — истории без греха прародителя, без наследственной порчи, человека, полного любви Божией и жизни Его. И потому историей Иосифа — «конспектом» Страстной седмицы — мы входим в это священное время, чтобы, забывая самих себя, очистив свой ум от всех удобных и слишком понятных образов и предубеждений, честно и вдумчиво всматриваться в это таинственное и добровольное шествие Христа на Голгофу и самим сделаться участниками этого пути. Многих вещей нам не понять — они слишком невыносимы для нас — зачем необходима была именно такая жертва и все эти унижения, как Господь спасает нас, какого ужаса смертности и тления Он нас избавил, что это за любовь, что требует страдать за неблагодарных и суетных? Как было бы всё просто и ясно, если бы Бог любил нас чуточку меньше!
Господи! Мы будем Твоими спутниками в эти страшные и таинственные дни. Может быть, нам не хватит бодрости духа и чистоты зрения. Но только Ты один подлинно знаешь всю немощь нашу и нашу неведомую нам самим красоту. Господи, Ты веси, яко люблю Тя (Ин. 21:15).
игумен Савва
Страстной понедельник
Долгих шесть недель Великого поста мы готовились к Святым дням Пасхи Крестной, как называли древние христиане Страстную седмицу, и прошедшие великопостные дни не были для нас лёгкими, потому что это были дни труда, собирания себя, своих сил для того, чтобы мы были в состоянии пережить это напряжённое и насыщенное смыслами время, когда Господь наш грядёт к вольной страсти. Страстная седмица — самое насыщенное время церковного года, время настолько содержательное, что мы не в состоянии воспринять всю полноту тех глубоких и таинственных знаков и откровений, которые предстают перед нами со всем своим неизбывным трагизмом и безжалостной честностью. В эти дни богослужение, как переполненная чаша, в избытке даёт нам пищу для ума и сердца: много читается текстов из Священного Писания, хор поёт пронзительные и трогательные песнопения, выносят Плащаницу, духовенство в особых облачениях совершает службу, читаются страстные Евангелия. Так много символов, что мы не в состоянии всему прикоснуться, всё объять, исчерпать всё содержание этих служб. Именно поэтому нам следует правильно настроить себя в первый из этих священных дней и понять, что здесь мы сшествуем Христу в Его страстном подвиге, и шествие это совершается в смиренном и благоговейном изумлении перед тайной Крестной жертвы. Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему. Шесть недель мы занимались собой, шесть недель мы «очищали смыслы», мы каялись в наших грехах, будили нашу душу от обычной спячки, пытались усвоить какой-то новый урок, новое знание о себе самих. И в этом нам помогал сам ритм великопостного богослужения, строй и содержание постных дней. Но на Страстной всё будет иначе: чем ближе к дням Страданий Спасителя, тем меньше в богослужебных текстах аскетического содержания, мотивов покаяния, призывов к добродетели — всё наше внимание поглощается таинственными событиями, разворачивающимися у нас на глазах. И отмечая эту охваченность Христом, мы заметим, что все наши аскетические труды, понесённые постом, имеют значение лишь средства, но не цели: такими трудами мы “очищаем смыслы” ради участия в этом таинственном и трагичном шествии Бога по земле.
В первый день Страстной седмицы мы вспоминаем прекрасного Иосифа, вся жизнь которого есть прообраз жизни Спасителя. Невинного и целомудренного юношу, любимца отца, бросают в ров, продают за 20 сребреников в рабство, он переносит множество скорбей, но через них воцаряется над египтянами, называвшими его “спаситель мира”, и спасает от голода свой народ. Иосиф — “спаситель мира”, Иосиф — пшеницедатель! Как очевиден образ Христа и Евхаристии в жизни этого праведника! Христос, преданный по зависти, претерпевший страдания, прошедший ад, становится Спасителем мира, утоляет нашу жажду Бога — не словами, не стройным этическим учением, но Чашей Жизни, Чашей Воскресения. Нельзя не упомянуть здесь и пророческого смысла искушения Иосифа. В песнопениях Триоди беззаконная египтянка названа второй Евой: целомудренный Иосиф, убежавший греха, есть образ Нового Адама — Христа, проложившего иной путь истории человека — истории без греха прародителя, без наследственной порчи, человека, полного любви Божией и жизни Его. И потому историей Иосифа — «конспектом» Страстной седмицы — мы входим в это священное время, чтобы, забывая самих себя, очистив свой ум от всех удобных и слишком понятных образов и предубеждений, честно и вдумчиво всматриваться в это таинственное и добровольное шествие Христа на Голгофу и самим сделаться участниками этого пути. Многих вещей нам не понять — они слишком невыносимы для нас — зачем необходима была именно такая жертва и все эти унижения, как Господь спасает нас, какого ужаса смертности и тления Он нас избавил, что это за любовь, что требует страдать за неблагодарных и суетных? Как было бы всё просто и ясно, если бы Бог любил нас чуточку меньше!
Господи! Мы будем Твоими спутниками в эти страшные и таинственные дни. Может быть, нам не хватит бодрости духа и чистоты зрения. Но только Ты один подлинно знаешь всю немощь нашу и нашу неведомую нам самим красоту. Господи, Ты веси, яко люблю Тя (Ин. 21:15).
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 140
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Некоторые особенности богослужения первых трёх дней Страстной седмицы.
В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).
( см. Церковный Календарь)
В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).
( см. Церковный Календарь)
Holder- Модератор
- Сообщения : 10612
Дата регистрации : 2013-07-15
Вероисповедание : православный христианин
- Сообщение 141
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Только притча о талантах - скорее не о праведности суда, а о том, что нам надо собирать себе сокровище небесное, а не довольствоваться только верою, как учат протестанты, потому что кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12,30).Нюся пишет: праведность суда Божия (о талантах).
мышкин- Бакалавр форума
- Сообщения : 3399
Дата регистрации : 2016-05-16
Возраст : 61
Откуда : белгородская область
Вероисповедание : православный
- Сообщение 142
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Золотые слова!
У нас вместо того чтобы третий Рим начать собирать (хотя бы в голове) увлеклись или обрябдоверием или тусовочным богословием с псевдоэсхатологией.
Или еще того хуже православным социализмом. И это при полном вымирании нашего народа. Ребят, что мы делаем-то?
Дела ведь и нужны. А какие дела? Если ты свою страну мечтаешь соделать образом Царствия Небесного куда Христос придет и увидит нас в этом созидании. То это дело.
А если ты вспоминаешь с мечтательной радостью СССР (за вкусный пломбир в 60-70 годы) Или мечтаешь как бы спастись живя православным в конспирации с постсовком. Или мечтаешь приятно потусоваться на православно-советских тусовочках.
То где мы, в каким б-гом и какие у нас переспективы?
Только, братцы не заподозрите меня в гордыни. Мышкин, естественно, никто.
Единственно, что меня берет задушу так это поиск Правды и Истины. Но нам же заповедано это было.
Но зачем такую скотскую ложь и грязь навешивать нашему святому муч. Царю, например, простите не могу этого терпеть.
У нас вместо того чтобы третий Рим начать собирать (хотя бы в голове) увлеклись или обрябдоверием или тусовочным богословием с псевдоэсхатологией.
Или еще того хуже православным социализмом. И это при полном вымирании нашего народа. Ребят, что мы делаем-то?
Дела ведь и нужны. А какие дела? Если ты свою страну мечтаешь соделать образом Царствия Небесного куда Христос придет и увидит нас в этом созидании. То это дело.
А если ты вспоминаешь с мечтательной радостью СССР (за вкусный пломбир в 60-70 годы) Или мечтаешь как бы спастись живя православным в конспирации с постсовком. Или мечтаешь приятно потусоваться на православно-советских тусовочках.
То где мы, в каким б-гом и какие у нас переспективы?
Только, братцы не заподозрите меня в гордыни. Мышкин, естественно, никто.
Единственно, что меня берет задушу так это поиск Правды и Истины. Но нам же заповедано это было.
Но зачем такую скотскую ложь и грязь навешивать нашему святому муч. Царю, например, простите не могу этого терпеть.
Ingwar- Бакалавр форума
- Сообщения : 4183
Дата регистрации : 2011-12-07
Возраст : 60
Откуда : Москва
Вероисповедание : католик
- Сообщение 143
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Соглашусь с Мышкиным. Holder сказал золотые слова.
Но... что-то я часто стал соглашаться с Мышкиным ))))))))))))
Придётся поспорить.
Но только об одной вещи. Ты Мышкин говоришь, что "Мышкин, естественно, никто".
В относительном плане это так. Но не в абсолютном.
Мы все сотворены по образу и подобию Божиему. И вот в этом, мы не можем быть "никто".
В своих грехах - мы "никто" (и даже хуже).
В своих добрых делах - мы тоже "никто" (ибо желание совершать добрые дела нам вкладывает Бог).
Что же остаётся у нас кроме наших грехов и не наших добрых дел?
Только одно - согласие с волей Божией. Fiat voluntas Tua!
Говоря эти слова, мы обретаем и образ, и подобие Бога. Ибо и Сын Божий сказал: "Не так, как Я хочу, но как Ты хочешь".
Но... что-то я часто стал соглашаться с Мышкиным ))))))))))))
Придётся поспорить.
Но только об одной вещи. Ты Мышкин говоришь, что "Мышкин, естественно, никто".
В относительном плане это так. Но не в абсолютном.
Мы все сотворены по образу и подобию Божиему. И вот в этом, мы не можем быть "никто".
В своих грехах - мы "никто" (и даже хуже).
В своих добрых делах - мы тоже "никто" (ибо желание совершать добрые дела нам вкладывает Бог).
Что же остаётся у нас кроме наших грехов и не наших добрых дел?
Только одно - согласие с волей Божией. Fiat voluntas Tua!
Говоря эти слова, мы обретаем и образ, и подобие Бога. Ибо и Сын Божий сказал: "Не так, как Я хочу, но как Ты хочешь".
Adeli- Новичок
- Сообщения : 22
Дата регистрации : 2017-08-11
Вероисповедание : атеист
- Сообщение 144
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
никогда не понимала людей которые держат пост и ходят в церковь, а потом идут и топят щенят и котят или убивают,грабят и насилуют
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 145
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Святитель Иоанн Златоуст :
Толкование на Пророка Исайю
Предисловие
Превосходство пророка Исайи весьма ясно можно видеть и из самой книги его, но в совершенстве показывает это апостол Павел, который знал лучше всех добродетели его и говорил Св. Духом. Объясняя смелую речь пророка, нераболепный образ мыслей, высокий ум и большую ясность пророчества о Христе, он выразил все это одним словом: «А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне» (Рим. 10:20). Велика также и сострадательность этого пророка. Он не только восставал против народного безумия и с великой смелостью, свободной речью и высокими мыслями возвещал евреем угрожавшие им скорбные обстоятельства, но и сам среди этих обстоятельств скорбел и сокрушался не меньше подвергшихся им и плакал горче угнетенных ими. Таковы были обыкновенно, можно сказать, все пророки и святые: расположением своим к руководимым ими они превосходили любовь отцов и далеко превышали силу природы. Действительно, никто и никогда не пламенел такою любовью к своим детям, с какою они умирали за руководимых, скорбели, плакали, молили Бога о страждущих, шли вместе с ними разделять их бедствии, делали и терпели всё для того, чтобы избавить их от вышнего гнева, и от угнетающих обстоятельств. Никто не может быть так способным к принятию власти, как душа любомудрая и умеющая сострадать. Потому и великого Моисея Бог возвёл на престол народного водительства, что он ещё прежде делами показал свою любовь к народу и после говорил: «прости им грех их»: потом «изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал»1(Исх. 32:32). И этот самый пророк, видя погибель их, говорил: «оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего» (Ис. 22:4). Иеремия составил пространный плач по разрушении города. Иезекииль даже пошёл вместе с ними в плен, считая более лёгким для себя быть в стране чужой, нежели в отечественной, находя величайшее утешение в несчастии находиться вместе со страждущими и исправлять дела других. Даниил, ради возвращении их из плена, двадцать и больше дней оставался без хлеба и со всем усердием молил Бога об освобождении их из горького рабства (Дан. 10:2–3). И каждый из святых сияет этой добродетелью. Так и Давид, видя посылаемый гнев Божий, угрожающий народу, просил направить удар на него самого и говорил: вот, «я согрешил, я... поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего» (2Цар. 24:17)2. И патриарх Авраам, находясь вдали от бедствий и не имея никакого участия в угрожавших содомлянам несчастиях, просил и молил Бога так, как будто находился среди самых бедствий, и не отступил бы в своём ходатайстве, чтобы отвратить страшное сожжение, если бы Бог, оставив его, не отошёл (Быт. 18:33). А святые Нового Завета являли ещё большую добродетель, как получившие большую благодать и привязанные к большим подвигам. Потому и Пётр, слыша слова Христовы, что богатым весьма трудно взойти на небо, скорбел, трепетал и спрашивал так: «кто же может спастись» (Лук. 18:26)? – хотя относительно своих обстоятельств имел смелую надежду. Они смотрели не на своё положение, а заботились о вселенной. И Павел показывает нам это во всех своих посланиях; предпочитая видение Христа даже спасению людей, говорил так: «быть со Христом, потому что это несравненно лучше:3 а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил. 1:23–24). Такой же характер сохраняет нам и этот пророк, который, изрекая определения Божьи с великою смелостью и запрещая грешникам, непрестанно и продолжительно умоляет Бога, разгневанного против них; особенно можно видеть это в конце его пророчества. Теперь же нужно начать с самого вступления.
* * *
1 έί μέν άφείς αύτοίς τήν άμαρτίαν, άφες. Ἐπεί κ׳αμέ ׳εξάλειψον εκ τής βίβλον, но в ц.-сл.: «аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги твоея» (ср. греч. ват. т. έί μέν άφείς αύτοίς τήν άμαρτίαν αύτών, άφες. Εί δέ μή, έξάλειψόν με έκ τής βίβλου σου).
2В ц.-сл. пер.: «се, аз есмь согрешивый, аз есмь пастырь зло сотворивый, а сии овцы что сотвориша? да будет ныне рука Твоя» и пр.
3В ц.-сл. пер.: «желание имый разрешитися и со Христом быти, много паче лучше» и пр.
Толкование на Пророка Исайю
Предисловие
Превосходство пророка Исайи весьма ясно можно видеть и из самой книги его, но в совершенстве показывает это апостол Павел, который знал лучше всех добродетели его и говорил Св. Духом. Объясняя смелую речь пророка, нераболепный образ мыслей, высокий ум и большую ясность пророчества о Христе, он выразил все это одним словом: «А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне» (Рим. 10:20). Велика также и сострадательность этого пророка. Он не только восставал против народного безумия и с великой смелостью, свободной речью и высокими мыслями возвещал евреем угрожавшие им скорбные обстоятельства, но и сам среди этих обстоятельств скорбел и сокрушался не меньше подвергшихся им и плакал горче угнетенных ими. Таковы были обыкновенно, можно сказать, все пророки и святые: расположением своим к руководимым ими они превосходили любовь отцов и далеко превышали силу природы. Действительно, никто и никогда не пламенел такою любовью к своим детям, с какою они умирали за руководимых, скорбели, плакали, молили Бога о страждущих, шли вместе с ними разделять их бедствии, делали и терпели всё для того, чтобы избавить их от вышнего гнева, и от угнетающих обстоятельств. Никто не может быть так способным к принятию власти, как душа любомудрая и умеющая сострадать. Потому и великого Моисея Бог возвёл на престол народного водительства, что он ещё прежде делами показал свою любовь к народу и после говорил: «прости им грех их»: потом «изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал»1(Исх. 32:32). И этот самый пророк, видя погибель их, говорил: «оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего» (Ис. 22:4). Иеремия составил пространный плач по разрушении города. Иезекииль даже пошёл вместе с ними в плен, считая более лёгким для себя быть в стране чужой, нежели в отечественной, находя величайшее утешение в несчастии находиться вместе со страждущими и исправлять дела других. Даниил, ради возвращении их из плена, двадцать и больше дней оставался без хлеба и со всем усердием молил Бога об освобождении их из горького рабства (Дан. 10:2–3). И каждый из святых сияет этой добродетелью. Так и Давид, видя посылаемый гнев Божий, угрожающий народу, просил направить удар на него самого и говорил: вот, «я согрешил, я... поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего» (2Цар. 24:17)2. И патриарх Авраам, находясь вдали от бедствий и не имея никакого участия в угрожавших содомлянам несчастиях, просил и молил Бога так, как будто находился среди самых бедствий, и не отступил бы в своём ходатайстве, чтобы отвратить страшное сожжение, если бы Бог, оставив его, не отошёл (Быт. 18:33). А святые Нового Завета являли ещё большую добродетель, как получившие большую благодать и привязанные к большим подвигам. Потому и Пётр, слыша слова Христовы, что богатым весьма трудно взойти на небо, скорбел, трепетал и спрашивал так: «кто же может спастись» (Лук. 18:26)? – хотя относительно своих обстоятельств имел смелую надежду. Они смотрели не на своё положение, а заботились о вселенной. И Павел показывает нам это во всех своих посланиях; предпочитая видение Христа даже спасению людей, говорил так: «быть со Христом, потому что это несравненно лучше:3 а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил. 1:23–24). Такой же характер сохраняет нам и этот пророк, который, изрекая определения Божьи с великою смелостью и запрещая грешникам, непрестанно и продолжительно умоляет Бога, разгневанного против них; особенно можно видеть это в конце его пророчества. Теперь же нужно начать с самого вступления.
* * *
1 έί μέν άφείς αύτοίς τήν άμαρτίαν, άφες. Ἐπεί κ׳αμέ ׳εξάλειψον εκ τής βίβλον, но в ц.-сл.: «аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги твоея» (ср. греч. ват. т. έί μέν άφείς αύτοίς τήν άμαρτίαν αύτών, άφες. Εί δέ μή, έξάλειψόν με έκ τής βίβλου σου).
2В ц.-сл. пер.: «се, аз есмь согрешивый, аз есмь пастырь зло сотворивый, а сии овцы что сотвориша? да будет ныне рука Твоя» и пр.
3В ц.-сл. пер.: «желание имый разрешитися и со Христом быти, много паче лучше» и пр.
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 146
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Великопостные богослужения. Пассия
Пассия: История возникновения.
С приходом Великого Поста богослужебный Устав предлагает верующим людям большое разнообразие особенных молитв и чинопоследований, помогающих настроиться на покаянный лад и достойно пройти постное поприще. Все эти произведения церковного гимнотворчества, молитвословия и особые богослужебные последования в основном древнего происхождения и с давних пор укоренены в богослужебной практике. Однако есть среди них богослужение, которое является довольно поздним по происхождению и не находит отражения в Уставе. Это богослужение называется Пассией — от латинского слова passio, что в переводе на русский язык означает «страдание», а на славянский язык переводится как «страсть».
Появление этого чина связывают с католическим влиянием на православное богослужение. Именно на Западе в XVI-XVII вв. впервые появляются чинопоследования с подобным названием. Позднее это нововведение подхватили протестанты. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.
Западная традиция исполнения Пассии была, скорее, похожа на театрализованное представление, во время которого несколько священников (иногда одетых в соответствующие костюмы) по ролям читали отрывки из Страстного евангельского цикла. Чтение перемежалось музыкой и пением. Некоторые западные композиторы, например, И.С. Бах, сочиняли музыку для Пассий («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»).
В Русской Церкви это богослужение начинает распространяться от юго-западных рубежей Малороссии. Составителем чина стал митрополит Киевский Петр (Могила) (1596 – 1647 гг.). В православном варианте Пассия также представляла собой последовательное чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Кроме того, исполнялись песнопения, взятые из богослужения Страстной Пятницы. Заканчивалась Пассия, как правило, проповедью. Позже в чинопоследование был включен акафист Страстям Господним. Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях. К концу XX в. Пассия широко распространилась, и, несмотря на то, что она не предписана Уставом к обязательному исполнению, на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно.
Чинопоследование Пассии.
За пост Пассия совершается четыре раза, по количеству евангелистов. По установившемуся обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней. Хотя до XX в. она могла исполняться и по пятницам, в составе малого повечерия. Такая практика сохранилась до нынешнего дня в некоторых епархиях Украины. Как правило, цикл Пассий начинается со второй Недели Великого поста, посвященной святителю Григорию Паламе.
Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием. На стиховне последняя стихира на «И ныне» заменяется на стихиру Великой Пятницы: «Тебе одеющегося светом…» Духовенство выходит из алтаря в центр храма, там же на аналое полагается Евангелие. После каждения всего храма начинается чтение акафиста Страстям Господним. По окончании его диакон возглашает прокимен «Разделиша ризы моя себе…», также взятый из богослужения Страстной Пятницы. После этого священник читает Евангелие. По прочтении Евангелия поется 15 антифон службы Великого Пятка – «Днесь висит на древе…», в конце которого совершается поклонение Кресту и следует обычное окончание вечерни. В качестве обязательного дополнения после отпуста произносится проповедь или читается поучение.
Духовный смысл Пассии в Православном богослужении.
В современной богослужебной традиции совершение Пассиb сталкивается со многими противоречиями. До сих пор слышно много споров о том, можно или нельзя совершать эту службу. В качестве основного довода против приводится западное происхождение Пассии, и, как следствие этого, её называют католическим нововведением. Другой аргумент, высказываемый против совершения Пассии, это отсутствие упоминания о ней в Типиконе.
Однако при более внимательном рассмотрении проблемы обоснованность этих претензий можно если не опровергнуть, то, по крайней мере, подвергнуть сомнению. Вопрос об отсутствии этой службы в Типиконе нужно рассматривать с позиции изменяемости православного богослужения. Устав не допускает вольностей в чинопоследовании основных частей богослужения. Однако со временем происходят изменения в последованиях второстепенных. Причин тому много: гонения, особенности национального характера народа, местные богослужебные традиции, географическое положение и т.д. Кроме того, появляются и новые формы богослужения, такие, как Пассия. И более позднее ее (относительно Типикона) происхождение не является подтверждением того, что она противоречит духу или букве Устава. Также можно отметить, что Пассия традиционно пользовалась широкой популярностью и не находила отторжения в народном благочестии.
Мнение о том, что Пассия является чисто католическим богослужением, перенесенным на почву русского Православия, глубоко ошибочно и неверно. В чинопоследовании этой службы нет ни одного католического песнопения или текста, противоречащего православной догматике. Все песнопения взяты из Постной Триоди, из богослужения Великой Пятницы. Текст акафиста Страстям Господним был составлен в середине XIX в. архиепископом Иннокентием Херсонским (Борисовым). Хотя за основу архиепископ Иннокентий взял униатский акафист, но последний был тщательно переработан и приведён в соответствие с православными догматикой и благочестием.
Кроме того, многие исследователи христианского богослужения, говорят, что в период с XIV по XVII вв. вопрос о духовной пользе сопереживания страданиям Христа поднимался не только в западном богословии. В связи с этим появление Пассии в православном богослужении уже видится не просто повторением новомодной западной традиции, но самобытным осмыслением серьёзного духовного вопроса, причем осмыслением явно аскетическим.
Немаловажно также и то, что католические молитвенные практики традиционно отличались яркой эмоциональностью и образным представлением. Католическая Пассия, затрагивая главным образом область чувств, вызывает у человека чувство сопричастности именно историческому моменту. Основным результатом этого сопереживания становится попытка понять, что чувствовал Христос в момент несения Креста, оставленный учениками и оплеванный толпой, какие муки испытывал Он на Кресте в момент Распятия и т.д. Через подобное переживание, прочувствовав весь ужас последних часов земной жизни Христа, осознав и свою вину за смерть Христа, человек должен осознать свою греховность и прийти к покаянию.
Однако подобные душевные состояния не могут быть подлинно духовны, поскольку напоминают больше ощущения зрителя в партере театра. Он может глубоко и искренне сопереживать талантливо поставленному представлению, но при этом оставаться черствым к собственному духовному положению, не воспринимать призыв к покаянию как направленный лично к нему.
В православном понимании сопричастность страданиям Христа выражается прежде всего словами апостола Павла о необходимости распинать плоть «со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Слова и смысл молитвы, а отнюдь не эмоциональное переживание причастности историческому моменту, имеют главное и первостепенное значение в этом богослужении для православного христианина. Нам не дано было присутствовать при Страданиях и Смерти Господа Иисуса Христа. И служба Пассии не переносит нас в те далекие времена, когда Господь страдал на Кресте. Она, указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, как метрономом заставляет выверить нас свое духовное состояние. Принимаем ли мы на себя добровольный крест самоотречения и следования за Христом? Способны ли мы, как и Христос, также безропотно и смиренно переносить обиды и оскорбления от наших ближних и дальних? Можем ли мы так же, как и Христос, искренне молиться за наших обидчиков? Хватает ли у нас сил добровольно распинать свои страсти, желания плоти и греховные помыслы, уподобляясь Христу, добровольно принявшему Распятие и смерть за нас? Если это так, тогда мы воистину становимся причастниками Крестной Жертвы Спасителя, потому что праведная добродетельная жизнь сама по себе есть большой подвиг, она всегда связана с отсечением своей воли, борьбой со страстями и уподоблением Христу. Если же не стремимся мы к праведности, тем самым мы отрекаемся от Христа. И наши грехи становятся подобны тем язвам, которые наносили Христу Его мучители и убийцы. Об этом именно и говорится в акафисте Страстям Господним: «Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя», то есть «Знаю, Господи, знаю, почему красны Твои ризы, это я своими грехами изъязвил Тебя».
Таким образом, в центре внимания Пассии выступает душа человека, уподобляющаяся Христу либо отвергающая Его. Через это верующие призываются к покаянию в своих прегрешениях и внимательному и строгому рассмотрению своих отношений с Богом.
Есть и более обоснованные претензии в адрес этого богослужения. Уже со второй седмицы Великого поста, нарушая последовательность событий, в богослужение начинают вставляться песнопения, иллюстрирующие события Великой Пятницы. И этим якобы нарушаются логика и порядок церковного богослужебного года. Теряется и путается педагогический и назидательный смысл тех событий, которые предлагает нам Устав для молитвенного сопереживания в течение Великого Поста.
Но если посмотреть шире, то мы увидим, что есть дни, которые также выпадают из общей смысловой связки Великого Поста и даже не считаются постными в богослужебном смысле — это дни воскресные. По своему смысловому значению любое воскресение есть малая Пасха, и духовно оно переживается именно как победа Христа над смертью, ниспровержение власти греха и диавола. И если бы не литургия Василия Великого, совершаемая по воскресным дням Великого поста, и не продолжающееся ограничение в пище, эти дни мало бы отличались от любого воскресенья вне поста.
В связи с этим совершение Пассии вечером в воскресный день приобретает некую логику и оправданность. После небольшого отдохновения верующие люди, идущие путем поста, вновь сосредотачиваются для дальнейшего постного делания. Пассия вновь напоминает людям о главной цели поста: покаянии и приведении своего духовного облика в состояние сопричастности Пасхальной радости о Воскресшем Христе Спасителе.
Кроме того, по мысли составителей богослужебного чина Пассии, она в обязательном порядке должна заканчиваться проповедью. Таким образом, у священнослужителей всегда есть возможность прокомментировать и объяснить смысл этого богослужения, если кто-нибудь будет смущаться приведенными выше возражениями против обоснованности его применения.
Как уже упоминалось ранее, несмотря на то, что Пассия не уставное чинопоследование, оно уже нашло свое место в современной практике великопостного богослужения и стало традиционной особенностью Великого поста. Служба Пассии всегда находила и находит живой молитвенный отклик в сердцах верующих. Поэтому, если не искать в этой службе противоречия Типикону и уставной традиции, а попытаться понять для себя ее истинный смысл, тогда, несомненно, можно извлечь из нее духовную пользу.
Иерей Павел Усов
Пассия: История возникновения.
С приходом Великого Поста богослужебный Устав предлагает верующим людям большое разнообразие особенных молитв и чинопоследований, помогающих настроиться на покаянный лад и достойно пройти постное поприще. Все эти произведения церковного гимнотворчества, молитвословия и особые богослужебные последования в основном древнего происхождения и с давних пор укоренены в богослужебной практике. Однако есть среди них богослужение, которое является довольно поздним по происхождению и не находит отражения в Уставе. Это богослужение называется Пассией — от латинского слова passio, что в переводе на русский язык означает «страдание», а на славянский язык переводится как «страсть».
Появление этого чина связывают с католическим влиянием на православное богослужение. Именно на Западе в XVI-XVII вв. впервые появляются чинопоследования с подобным названием. Позднее это нововведение подхватили протестанты. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.
Западная традиция исполнения Пассии была, скорее, похожа на театрализованное представление, во время которого несколько священников (иногда одетых в соответствующие костюмы) по ролям читали отрывки из Страстного евангельского цикла. Чтение перемежалось музыкой и пением. Некоторые западные композиторы, например, И.С. Бах, сочиняли музыку для Пассий («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»).
В Русской Церкви это богослужение начинает распространяться от юго-западных рубежей Малороссии. Составителем чина стал митрополит Киевский Петр (Могила) (1596 – 1647 гг.). В православном варианте Пассия также представляла собой последовательное чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Кроме того, исполнялись песнопения, взятые из богослужения Страстной Пятницы. Заканчивалась Пассия, как правило, проповедью. Позже в чинопоследование был включен акафист Страстям Господним. Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях. К концу XX в. Пассия широко распространилась, и, несмотря на то, что она не предписана Уставом к обязательному исполнению, на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно.
Чинопоследование Пассии.
За пост Пассия совершается четыре раза, по количеству евангелистов. По установившемуся обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней. Хотя до XX в. она могла исполняться и по пятницам, в составе малого повечерия. Такая практика сохранилась до нынешнего дня в некоторых епархиях Украины. Как правило, цикл Пассий начинается со второй Недели Великого поста, посвященной святителю Григорию Паламе.
Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием. На стиховне последняя стихира на «И ныне» заменяется на стихиру Великой Пятницы: «Тебе одеющегося светом…» Духовенство выходит из алтаря в центр храма, там же на аналое полагается Евангелие. После каждения всего храма начинается чтение акафиста Страстям Господним. По окончании его диакон возглашает прокимен «Разделиша ризы моя себе…», также взятый из богослужения Страстной Пятницы. После этого священник читает Евангелие. По прочтении Евангелия поется 15 антифон службы Великого Пятка – «Днесь висит на древе…», в конце которого совершается поклонение Кресту и следует обычное окончание вечерни. В качестве обязательного дополнения после отпуста произносится проповедь или читается поучение.
Духовный смысл Пассии в Православном богослужении.
В современной богослужебной традиции совершение Пассиb сталкивается со многими противоречиями. До сих пор слышно много споров о том, можно или нельзя совершать эту службу. В качестве основного довода против приводится западное происхождение Пассии, и, как следствие этого, её называют католическим нововведением. Другой аргумент, высказываемый против совершения Пассии, это отсутствие упоминания о ней в Типиконе.
Однако при более внимательном рассмотрении проблемы обоснованность этих претензий можно если не опровергнуть, то, по крайней мере, подвергнуть сомнению. Вопрос об отсутствии этой службы в Типиконе нужно рассматривать с позиции изменяемости православного богослужения. Устав не допускает вольностей в чинопоследовании основных частей богослужения. Однако со временем происходят изменения в последованиях второстепенных. Причин тому много: гонения, особенности национального характера народа, местные богослужебные традиции, географическое положение и т.д. Кроме того, появляются и новые формы богослужения, такие, как Пассия. И более позднее ее (относительно Типикона) происхождение не является подтверждением того, что она противоречит духу или букве Устава. Также можно отметить, что Пассия традиционно пользовалась широкой популярностью и не находила отторжения в народном благочестии.
Мнение о том, что Пассия является чисто католическим богослужением, перенесенным на почву русского Православия, глубоко ошибочно и неверно. В чинопоследовании этой службы нет ни одного католического песнопения или текста, противоречащего православной догматике. Все песнопения взяты из Постной Триоди, из богослужения Великой Пятницы. Текст акафиста Страстям Господним был составлен в середине XIX в. архиепископом Иннокентием Херсонским (Борисовым). Хотя за основу архиепископ Иннокентий взял униатский акафист, но последний был тщательно переработан и приведён в соответствие с православными догматикой и благочестием.
Кроме того, многие исследователи христианского богослужения, говорят, что в период с XIV по XVII вв. вопрос о духовной пользе сопереживания страданиям Христа поднимался не только в западном богословии. В связи с этим появление Пассии в православном богослужении уже видится не просто повторением новомодной западной традиции, но самобытным осмыслением серьёзного духовного вопроса, причем осмыслением явно аскетическим.
Немаловажно также и то, что католические молитвенные практики традиционно отличались яркой эмоциональностью и образным представлением. Католическая Пассия, затрагивая главным образом область чувств, вызывает у человека чувство сопричастности именно историческому моменту. Основным результатом этого сопереживания становится попытка понять, что чувствовал Христос в момент несения Креста, оставленный учениками и оплеванный толпой, какие муки испытывал Он на Кресте в момент Распятия и т.д. Через подобное переживание, прочувствовав весь ужас последних часов земной жизни Христа, осознав и свою вину за смерть Христа, человек должен осознать свою греховность и прийти к покаянию.
Однако подобные душевные состояния не могут быть подлинно духовны, поскольку напоминают больше ощущения зрителя в партере театра. Он может глубоко и искренне сопереживать талантливо поставленному представлению, но при этом оставаться черствым к собственному духовному положению, не воспринимать призыв к покаянию как направленный лично к нему.
В православном понимании сопричастность страданиям Христа выражается прежде всего словами апостола Павла о необходимости распинать плоть «со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Слова и смысл молитвы, а отнюдь не эмоциональное переживание причастности историческому моменту, имеют главное и первостепенное значение в этом богослужении для православного христианина. Нам не дано было присутствовать при Страданиях и Смерти Господа Иисуса Христа. И служба Пассии не переносит нас в те далекие времена, когда Господь страдал на Кресте. Она, указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, как метрономом заставляет выверить нас свое духовное состояние. Принимаем ли мы на себя добровольный крест самоотречения и следования за Христом? Способны ли мы, как и Христос, также безропотно и смиренно переносить обиды и оскорбления от наших ближних и дальних? Можем ли мы так же, как и Христос, искренне молиться за наших обидчиков? Хватает ли у нас сил добровольно распинать свои страсти, желания плоти и греховные помыслы, уподобляясь Христу, добровольно принявшему Распятие и смерть за нас? Если это так, тогда мы воистину становимся причастниками Крестной Жертвы Спасителя, потому что праведная добродетельная жизнь сама по себе есть большой подвиг, она всегда связана с отсечением своей воли, борьбой со страстями и уподоблением Христу. Если же не стремимся мы к праведности, тем самым мы отрекаемся от Христа. И наши грехи становятся подобны тем язвам, которые наносили Христу Его мучители и убийцы. Об этом именно и говорится в акафисте Страстям Господним: «Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя», то есть «Знаю, Господи, знаю, почему красны Твои ризы, это я своими грехами изъязвил Тебя».
Таким образом, в центре внимания Пассии выступает душа человека, уподобляющаяся Христу либо отвергающая Его. Через это верующие призываются к покаянию в своих прегрешениях и внимательному и строгому рассмотрению своих отношений с Богом.
Есть и более обоснованные претензии в адрес этого богослужения. Уже со второй седмицы Великого поста, нарушая последовательность событий, в богослужение начинают вставляться песнопения, иллюстрирующие события Великой Пятницы. И этим якобы нарушаются логика и порядок церковного богослужебного года. Теряется и путается педагогический и назидательный смысл тех событий, которые предлагает нам Устав для молитвенного сопереживания в течение Великого Поста.
Но если посмотреть шире, то мы увидим, что есть дни, которые также выпадают из общей смысловой связки Великого Поста и даже не считаются постными в богослужебном смысле — это дни воскресные. По своему смысловому значению любое воскресение есть малая Пасха, и духовно оно переживается именно как победа Христа над смертью, ниспровержение власти греха и диавола. И если бы не литургия Василия Великого, совершаемая по воскресным дням Великого поста, и не продолжающееся ограничение в пище, эти дни мало бы отличались от любого воскресенья вне поста.
В связи с этим совершение Пассии вечером в воскресный день приобретает некую логику и оправданность. После небольшого отдохновения верующие люди, идущие путем поста, вновь сосредотачиваются для дальнейшего постного делания. Пассия вновь напоминает людям о главной цели поста: покаянии и приведении своего духовного облика в состояние сопричастности Пасхальной радости о Воскресшем Христе Спасителе.
Кроме того, по мысли составителей богослужебного чина Пассии, она в обязательном порядке должна заканчиваться проповедью. Таким образом, у священнослужителей всегда есть возможность прокомментировать и объяснить смысл этого богослужения, если кто-нибудь будет смущаться приведенными выше возражениями против обоснованности его применения.
Как уже упоминалось ранее, несмотря на то, что Пассия не уставное чинопоследование, оно уже нашло свое место в современной практике великопостного богослужения и стало традиционной особенностью Великого поста. Служба Пассии всегда находила и находит живой молитвенный отклик в сердцах верующих. Поэтому, если не искать в этой службе противоречия Типикону и уставной традиции, а попытаться понять для себя ее истинный смысл, тогда, несомненно, можно извлечь из нее духовную пользу.
Иерей Павел Усов
мышкин- Бакалавр форума
- Сообщения : 3399
Дата регистрации : 2016-05-16
Возраст : 61
Откуда : белгородская область
Вероисповедание : православный
- Сообщение 147
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Честно говоря мне не кажется правильным устраивать споры на форумах в Великий пост. С большой неохотой здесь мну (Мышкинъ) сегодня на форуме. А уж если человек в Великий пост устраивает ругатню дикую с матом (Блекбёрдз), то мне кажется правильным ему надо убрать их своих данных слово «православный».
Извините, но его ругательства в Великий пост (хотя достаточно даже и одного левачества) этому не соответствуют.
Получается, сюда может влезть и сатанист (а левые вообще-то и есть сатанисты) записаться православным и устраивать сатанинскую краснокоричневую (или еще какую) пургу, а неискушенный подумает что православные такие вот и есть.
Такое впечатление, что сегодня только одно почитание некоторыми Победы 9 мая святой(!) позволяет им считать, что они уже только поэтому и православные.
Как-то все это неправильно, господа(и дамы).
Правильного вам Великого поста, с уважением ко всем истинноправославным, г-н Мышкинъ.
Извините, но его ругательства в Великий пост (хотя достаточно даже и одного левачества) этому не соответствуют.
Получается, сюда может влезть и сатанист (а левые вообще-то и есть сатанисты) записаться православным и устраивать сатанинскую краснокоричневую (или еще какую) пургу, а неискушенный подумает что православные такие вот и есть.
Такое впечатление, что сегодня только одно почитание некоторыми Победы 9 мая святой(!) позволяет им считать, что они уже только поэтому и православные.
Как-то все это неправильно, господа(и дамы).
Правильного вам Великого поста, с уважением ко всем истинноправославным, г-н Мышкинъ.
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 148
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Да... Борзый блэк, по всему видать, далёк от православия... А ты, гр-н мышкин, гришь, что зело близок. однако, твои обзывалки не лучше его браней, скажу тебе. Пост постом, а что потом?мышкин пишет:Честно говоря мне не кажется правильным устраивать споры на форумах в Великий пост. С большой неохотой здесь мну (Мышкинъ) сегодня на форуме. А уж если человек в Великий пост устраивает ругатню дикую с матом (Блекбёрдз), то мне кажется правильным ему надо убрать их своих данных слово «православный».
Извините, но его ругательства в Великий пост (хотя достаточно даже и одного левачества) этому не соответствуют.
Получается, сюда может влезть и сатанист (а левые вообще-то и есть сатанисты) записаться православным и устраивать сатанинскую краснокоричневую (или еще какую) пургу, а неискушенный подумает что православные такие вот и есть.
Такое впечатление, что сегодня только одно почитание некоторыми Победы 9 мая святой(!) позволяет им считать, что они уже только поэтому и православные.
Как-то все это неправильно, господа(и дамы).
Правильного вам Великого поста, с уважением ко всем истинноправославным, г-н Мышкинъ.
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 149
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Мариино стояние...
Вся глубина падения этой молодой женщины по имени Мария внезапно открылась ей по Благодати Божьей, и так её ужаснула, что если бы та же Благодать не поддержала её, то человеческое сердце блудницы просто не смогло выдержать такого о себе откровения... Подтвердилось на ней, как и на всех нас: что не может человек - возможно Богу... Было в её сердце нечто такое, за что мог Бог "зацепиться" и начать с ним работать на покаяние. Мне думается, при всей половой распущенности, было в ней доброе сердце и склонность к изменению... Мужественно пройдя путь очищения в пустыне с помощью Христовой, Мария Египетская имеет необыкновенный образ покаяния и святости, и от этого мы тоже укрепляемся в надежде, что Бог желает всем спастися, и не смеем опускать руки и отчаиваться...
Вся глубина падения этой молодой женщины по имени Мария внезапно открылась ей по Благодати Божьей, и так её ужаснула, что если бы та же Благодать не поддержала её, то человеческое сердце блудницы просто не смогло выдержать такого о себе откровения... Подтвердилось на ней, как и на всех нас: что не может человек - возможно Богу... Было в её сердце нечто такое, за что мог Бог "зацепиться" и начать с ним работать на покаяние. Мне думается, при всей половой распущенности, было в ней доброе сердце и склонность к изменению... Мужественно пройдя путь очищения в пустыне с помощью Христовой, Мария Египетская имеет необыкновенный образ покаяния и святости, и от этого мы тоже укрепляемся в надежде, что Бог желает всем спастися, и не смеем опускать руки и отчаиваться...
Holder- Модератор
- Сообщения : 10612
Дата регистрации : 2013-07-15
Вероисповедание : православный христианин
- Сообщение 150
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
мышкин пишет:А уж если человек в Великий пост устраивает ругатню дикую с матом (Блекбёрдз), то мне кажется правильным ему надо убрать их своих данных слово «православный».
http://www.predanieneo.com/t2571p780-topic#499072