И моря уже нет
(Откр. 21, 1).
Всем известно, что в физическом мире море занимает более пространства, чем суша. Можно сказать, что то же происходит и в мире духовном. Люди не живут дружно, как братья, одним неразрывным целым. Напротив, они составляют как бы безконечное множество островков, разделённых бурными волнами. Огромная пропасть отделяет нашу жизнь от жизни братьев наших, перешагнуть её мы не в силах, и пропасть эта — эгоизм.
В нашей взаимной отчужденности кроется причина нашей постоянной тревоги. Мы живём для себя, и поэтому живём в неизбежной суете. Людские мысли, как бушующие волны, постоянно возвращаются к исходной точке — к самим себе.
Но та высшая духовная жизнь, которая открылась перед апостолом Иоанном на Патмосе, представляла другую картину: все эти преграды, все пропасти исчезли, и не стало больше разделения на земле(?). Всё человечество представилось ему как один цельный материк. Отдельные личности исчезли, и все объединились. Люди смотрели одними глазами, чувствовали за одно, трудились рука об руку — и видение небесной славы раскрылось перед ними. Неся чужое бремя, каждый забыл о своей собственной ноше. Бушующее море личных забот утихло, и мир глубокий, невозмутимый, охватил каждую душу.(?)
В те минуты, когда мы изнемогаем под нашей тяжелой ношей, когда жизнь нам в тягость, когда мы ищем защиты от бури и непогоды, подымем наш взор к Тому, Чье иго благо и Чье бремя легко! Господи, дай мне забыть самого себя, чтобы я мог войти в Твою радость, в Твой вечный покой. Помоги мне поднять мой крест, дабы сила этого креста понесла меня. Вдохни в меня дух отречения и любви, уничтожающий всякое волнение и страх. Присоедини меня к великому материку братства всего человечества,(?) тогда все волны вокруг меня утихнут, и моему сердцу станут понятны слова Откровения: "Моря уже нет".
Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его
(Мф. 8, 7)
Бывают молитвы, на которые Господь отвечает лишь обещанием исполнения в будущем. Сотник просил исцеления своего слуги, и Господь отвечал ему: "Я приду". Не повторяется ли то же самое и с нами? Тогда, когда наша молитва не бывает тотчас исполнена, мы всё же чувствуем, что Господь не безмолвствует. Нечто, похожее на предчувствие, возникает в нашем сердце и, придавая нам небывалую бодрость, служит как бы залогом будущего счастья.
Как весною ласточки являются предвестниками лета, так и в глубине души у нас звучат тогда слова: "Я приду". Будем же благодарны за эти минуты; если они не приносят нам то, о чем мы просили, то указывают нам на лучшие времена в будущем. Будем же ценить и то затишье, которое приходит к нам в минуты ожидания. Одно обещание уже ободряет нас, и мы чувствуем, что будет ответ.
Такие минуты бывали плодотворны и блаженны для многих. Вспомним, как Авраам оставил свою родину и дом отца своего, надеясь только на обещание Божие. В этом обещании он нашел силу подняться на гору Мориа и выдержать там величайшее испытание веры. Эта сила ему была дана словами: "Я приду".
И мы должны искать опору в этих словах. Мы тоже, пускаясь в тяжелый, дальний путь жизни, будем хранить в нашем сердце упование, что молитва наша когда-нибудь будет услышана и исполнена.
Нет той скорби, которую не исцелил бы Христос, нет той жизни человеческой, которую Он не посетил бы рано или поздно в ответ на искренний призыв томящейся души. Помня это, мы останемся твёрдыми в испытании, когда от нас потребуется величайшая жертва. Слезы наши будут предвестниками будущей славы, и среди суровой зимы нам послышатся радостные звуки приближающейся весны, ибо Господь сказал нам: "Я приду!"
Я встану рано
(Пс. 56, 9)
Это говорит человек, теснимый заботами и огорчениями. Он встанет рано, чтобы насытиться светом лица Божия, прежде чем узреть чье-нибудь лицо человеческое. Про многих слуг Божиих — Авраама, Иакова, Моисея, Самуила, Иисуса Навина и других — говорит Священное Писание, что они вставали рано. Также и в Новом Завете встречаем мы это слово. Господь наш, "встав весьма рано, удалился в пустынное место, и там молился" (Мк. 1, 35).
Женщины, оплакивающие Его, пришли ко Гробу "весьма рано" (Мк. 16, 2).
"Поутру насытитесь хлебом и узнаете, что Я Господь" (Исх. 16, 12), — сказал Бог Своему народу, и вместе с утренней росой лежала в изобилии небесная манна, Богом посланная. Но надо было подняться со своего ложа рано, чтобы ее собрать.
И ныне есть пища небесная для народа Божия, и ныне должен он быть насыщен вдоволь, если хочет иметь силу противостоять греху. Каждый день тебя постигает искушение, люди тебя огорчают, раздражают или соблазняют; каждый день ты сам склонен людей смутить или обидеть, каждый день тебе надо трудиться, побеждать зло, идти по узкому пути без уклонения и без колебания.
Кто же способен к сему? Тот, кто с утра набрался сил, кто открыл голодную душу для принятия Божией пищи и насытился. Тот воин способен сражаться, который облекся во всеоружие прежде, чем вступить на бой. Обезоруженному что предстоит, кроме поражения? Ему и места нет в строю. Ранняя тревога пробуждает воинов на дело, когда они во всеоружии, тогда только они готовы.
Итак, встанем рано, и не ради только своего земного дела, но прежде всего для Бога; встанем рано, чтобы Он видел, что мы, прежде земной выгоды, Царствие Божие ищем, что нам дорого Его словом накормиться, Его напутствие на предстоящий день принять. Ведь Он один, знающий, что нам предстоит, может нас вооружить, чем нужно. И не говори: успею и после. После — заботы и хлопоты, и суета мирская, и разговоры, и ссоры с людьми. После — сердце неспокойное, слова недобрые, мысли греховные. После — тяжкое сознание, что и тут греху поддался, и там нехорошо поступил, и все это не потому ли, что с голодной, безоружной душой вышел на бой?
Господи! Ты нам прибежище в род и род. Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое
(Пс. 89, 1, 12)
Из рода в род Господь один остается для нас прибежищем и опорой, Он один не меняется никогда, Он якорь нашего спасения. Он та "твердыня вечная" (Ис. 26, 4), о которой говорит пророк Исаия, — та твердыня, которая никогда не изменит нам, на которую мы можем и должны опираться, не колеблясь никогда.
Не всем дано "сердце мудрое", но, если мы каждый день будем молиться о нем, без сомненья, оно нам будем дано. Мы повторяем часто, что Господу все возможно, но сознаем ли мы на деле, что во всякой нашей нужде, во всякой заботе, во всяком испытании у нас один исход, одно утешение, одна опора — это Всемогущий и Всемилосердый Отец наш Небесный?
Мы сами немощны, слабы, неразумны и чем более сознаем нашу слабость, тем сильнее мы, потому что "сила Моя в немощи совершается" — говорит Господь, и, только полагаясь единственно на Него, мы можем получить силу и бодрость. "Научи нас так счислять дни наши", чтобы каждый день мы одерживали победу над собой и хотя бы в чем-нибудь и сколько-нибудь подвинулись на пути к Нему.
Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам
(Евр. 10, 24)
Следовало бы чаще вспоминать эти слова, следовало бы яснее сознавать, насколько необходимо быть "внимательными" ко всем. Иной раз легче сделать доброе дело, оказать крупную помощь нуждающемуся, чем постоянно, в мелочах ежедневной жизни, оказывать внимание, избегать столкновения, воздержаться от колкого замечания или от такого слова, которое может оскорбить слушающего.
А между тем, внимание к окружающим нас, даже к их слабостям и странностям, есть также дело любви, которое мы не в праве отстранять от себя. Дух любви один и тот же, в великих и малых делах, потому что дух любви есть дух Божий, а для Бога нет ни великого, ни малого.
Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!
(Числ. 6, 25, 26)
Как утешительны эти слова для каждого страждущего сердца! Мы часто находимся во мраке, вокруг нас все темно и грустно, в душу нашу свет не проникает ниоткуда; нам кажется, что все сложилось одновременно против нас. И вот иной раз, вдруг открывается "светлое лице" нашего Господа — и озаряет Собою все нас окружающее. Тогда свет Его разливается вокруг нас, входит в нашу душу, освещает все другим светом, и мы начинаем смотреть иначе на все то, что нас огорчало — и видим светлую точку на нашем мрачном небе.
И этим самым Господь дает нам мир — высшее благо, которого всякий жаждет, но без Господа достигнуть не может. "Во Мне мир имате" (Ин. 16, 33), — говорит Он, — и действительно, куда мы ни пойдем, что мы ни сделаем, нигде и ни в ком мы не найдем истинный мир, только в нашем Милосердом Спасителе.
Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи
(Мф. 17, 4)
В минуты, когда Господь вливает в нашу душу живое сознание Его близости, Его милосердия, Его помощи и нашего бесконечного ничтожества, когда во время теплой молитвы или принятия Св. Таинства мы чувствуем себя как бы выше всего земного и ближе к небесному, у нас является желание и потребность оставаться в таком настроении всегда. Нам кажется, что и не следовало бы возвращаться к земному.
Но невозможно сохранить такое чудное настроение надолго; это было бы слишком большое счастье для нашей души. И когда жизнь, с ее неизбежными смущеньями, соблазнами и дрязгами, уносит и смывает то светлое чувство, мы не должны скорбеть об этом чрезмерно и еще менее раздражаться этим. Господь снова поведет нас на Фавор, снова пошлет нам Свою благодать, когда мы всего более будем в ней нуждаться. А общение с людьми, земные занятия не удаляют нас от Него, как нам иногда кажется. Напротив — тут-то и вносить бы нам долю небесного, — влагая во всякое дело, в каждое отношение наше к людям ту частицу молитвенного настроения, которая возвышает и очищает все, не исключая даже и самого ничтожного.
Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Соломия… приходят ко Гробу при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянувши, видят, что камень отвален; а он был весьма велик
(Мк. 16, 1–4)
Как часто на нашем пути лежит тяжелый камень, сильное препятствие к достижению нашей цели, и нам кажется, что нет никакой возможности его удалить. Мы чувствуем себя бессильными и повторяем слова жен мироносиц: "Кто отвалит нам камень?" И что же? Где для них было главное препятствие, там именно встретила их нежданная радость: камень был уже отвален, и они узнали о Воскресении Господнем!
Каким уроком должен служить для нас этот рассказ! Будем полагаться всецело на Господа, не допуская в себе и тени сомнения, и Ангел Господень сойдет на наш тернистый путь. Он устранит камень, и когда мы очутимся перед тем, что заранее нас страшило, — мы увидим, что оно, милостью Божиею, обратилось для нас в радость и стало легким.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит
(1 Кор. 13, 4, 5, 6, 7)
Кажется, что сильнее этих слов апостола Павла о любви не найти. Они выражают все, что может дать нам почувствовать всю необходимость любви. Они должны согреть нашу душу и зажечь в ней ту искру любви, которая, разгораясь, наполнит все наше существо и с помощью Божиею прольется на все окружающее нас.
Как холодно и страшно становится при мысли, что мы так легко отпадаем от любви! Кто из нас не раздражается, кто не превозносится, не ищет своего, не мыслит зла? Во всех этих проявлениях человеческой слабости любви нет!
Будем же молиться всеми силами нашей души, чтобы Господь не дал погаснуть в нас этой искре, чтобы Он, Который Сам есть любовь, научил бы нас любить так, чтобы любовь наполняла нашу жизнь своим светом и, никогда не омрачаясь, светила бы нам до конца наших дней, указывая путь к небу.
Каждый утолок земли, даже самый скрытый, освещенный вечным солнцем становится прекрасным. Так и любовь, широкая, беспредельная любовь ко всем и ко всему должна освещать, возвышать и согревать каждое наше дело. И все, что нам кажется ничтожным, скучным или отталкивающим, получит другую окраску и другое значение. Итак, "все у вас да будет с любовью" (1 Кор. 1, 14).
Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день
(2 Тим. 1, 12)
Когда гнетет нас забота о дорогом нам существе, от которого мы далеко или которому мы помочь не можем, — предадим его всецело, с полною верою Тому, в Кого мы уверовали, — Ему, Который несравненно лучше нашего сохранит залог наш.
Так часто в жизни страдаем мы от невозможности помочь, облегчить в чем-нибудь тяжелую участь ближнего. Даже молитва наша ослабевает, и мы чувствуем себя вполне бессильными, когда готовы бы, кажется, отдать жизнь свою, чтобы помочь ему. В такие-то минуты вспомним, откуда может придти помощь и утешение. Друг наш не один, его охраняет Тот, Чья рука всегда сильна помочь, поддержать, восстановить погибающего, Кто и заблудшую овцу не оставит, а приведет на хорошее пастбище.
Эта уверенность апостола должна перейти и к нам, и поддерживать нашу слабую веру Все самое дорогое нам и близкое, то самое, над чем мы как бы постоянно дрожим, решимся передать прямо в руки Спасителя, и да успокоит нас сознание, что Он сохранит дорогой залог до того дня, когда минует для него всякая опасность.
И поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом перед ними и кривые пути — прямыми: вот что Я сделаю для них, и не оставлю их
(Ис. 42, 16)
Как часто мы ропщем на нашу судьбу, когда нам кажется, что мы как будто ощупью плутаем во мраке, что мы свернули с верного пути, что окружены неизвестностью! Но и тут, в этом мраке, в этой неизвестности, кто же ведет нас? Один Господь. Почему и куда? Мы этого не знаем, но будем довольствоваться тем, что Он ведет нас и уже ничто более не должно нас страшить.
Слышите, какое обещание дает Господь Своему народу: "Мрак сделаю светом перед ними, и кривые пути — прямыми". Не будем же отчаиваться, братья: Отец наш Небесный нас не оставит, Он заботится о нас, Он приведет нас туда, куда следует. Если Он наводит на нас мрак, если Он посылает нам испытания, все это нам нужно, все это должно содействовать нашему благу. Он знает лучше нашего, по какому пути нам нужно идти. "Что Я делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после" (Ин. 13, 7).