И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее
(Откр. 5, 4)
Иоанн плачет не о себе, а о целом мире, который лишает себя Искупителя; он плачет о человечестве, как Христос плакал о Иерусалиме, он не скорбит о материальных нуждах своих братьев, а именно о том, что не нашлось никого достойного ответить на зов Ангела и "раскрыть книгу и снять печать ее".
Эта книга Божьего Откровения, Божьей любви, проявившейся в искуплении человечества, замкнута и запечатана для тех людей, которые живут по плоти и только для мира сего. Пока они покрыты нераскаянным, неомытым грехом, они даже заглянуть в эту книгу не хотят и не могут. Лукавый ее от них застилает: они слепы и бессильны.
Но слава Богу, когда придет сознание этой слепоты духовной, тогда Дух Святой открывает внутренние очи и указывает сокрушенной душе на Агнца закланного, непорочного, Который, как Победитель над грехом и смертью, берет книгу в Свою руку и раскрывает ее. Душа видит Единого Достойного, поет Ему новую песнь хвалы и принимает из уст Его, слово за словом, из той сокровенной книги, которую грех для нее замкнул. И Агнец вкладывает, врезывает святые Слова в жаждущие души.
Ты оплакиваешь с Иоанном малое число — прозревших? Если тебе жаль видеть стольких беспечных, мнимых христиан, то призывай их ко Христу живым, смиренным словом и примером, и всей жизнью, Ему посвященною.
Сей же род изгоняется только молитвою и постом
(Мф. 17, 21)
Сам Спаситель повелевает нам поститься. Каждый пост в Св. Писании тесно связан с Самим Богом. Каждый пост народный выражал сокрушение о грехе, удалившем от Бога, и вновь призывал к Нему Не будем возражать, как многие, что Моисей и Илия были люди необыкновенные, совсем не подобные нам, и что-то, что они совершили, нам недоступно. Хоть мы и не святые, как они, и нам не назначено особое служение, но призыв к встрече с Богом, к общению с Ним, к послушанию Ему обращен ко всем нам Иисусом Христом. "Бог возлюбил мир" — не только некоторых, а весь мир, и этот мир — мы. Печать смерти и жертвы Христа лежит на всех нас без исключения, "ибо у Бога нет лицеприятия".
И это наше единое и общее право. Христос умер, чтобы сделать нас участниками Своего Царства и славы. Он поделился с нами и Отцом Своим, сказав: "К Отцу Моему и Отцу вашему". И этим призывом к Отцу Он открыл доступ и путь к Нему. Пост и молитвы, тесно связанные между собою, как бы дополняющие друг друга, помогают нам и поддерживают нас на этом пути. Глубоки наши раны, упорны наши нравственные недуги, неотступны наши искушения — будем упорны и мы в постоянной борьбе с тем родом, который "изгоняется только молитвою и постом".
Слово Господне было редко в те дни
(1 Цар. 3, 1)
Бывают времена в истории народов, когда яснее проявляется слава Божия. Тогда Царствие Божие является в силе. Тогда устанавливается как бы видимое общение между Богом и людьми; чудеса, пророчества повторяются чаще. Как при сотворении мира свет отделился от тьмы и зажглись небесные светила, так и нравственный мир озаряется тогда неземным светом, вразумляющим и направляющим на правый путь. Но затем следуют нередко и такие эпохи в жизни человечества, когда гласа Божия не слышно, когда могущество Его не проявляется во всей своей силе.
Такие времена посылаются как величайшее испытание веры нашей: для нас тогда точно небо закрыто, и мы слышим постоянно ропот неверующих, требующих знамения с небес и повторяющих неотступно: "Где Бог твой?" Но хотя мы и не видим в наше время, чтобы больные мгновенно исцелялись и мертвые воскресали, — сила Божия не ослабела; Голос Его звучит и тогда, когда мы Его не слышим: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин. 5, 17), — говорит Господь.
То, что случается в истории человечества, повторяется в жизни каждого из нас. И в нашем нравственном мире обильная жатва сменяется засухой и голодом, душа наша жаждет и алчет истины, и запасы наши оказываются недостаточными.
Часто после испытанных нами умиления и духовной радости нам вдруг кажется, что Господь от нас удалился, что слово Его умолкло, отчаянный вопль подымается в душе, и мы восклицаем с Давидом: "Ты же, Господи, доколе?" Или: "Восстань, Господи, пробудись для меня!"
Нам понятно, что Иисус не отвечал на расспросы Пилата, но когда мы с полным упованием к Нему взываем и не получаем ответа, когда Учитель наш как будто спит — в то время, когда Он один мог бы успокоить окружающую нас бурю, нам кажется это тяжело и необъяснимо.
Но если Господь и не отвечает нам в настоящую минуту, Он будет говорить, когда настанет Его час. Если только мы будем с верою прибегать к Нему и с терпением ожидать ответа на нашу молитву, мы несомненно получим ответ тогда, когда он всего более будет нужен.
Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных
(Пс. 144, 14)
О Господи, Любовь вечная, обнимающая всю вселенную, Светильник, светящий всякому человеку, грядущему в мир, — освети мрак грешной души моей, отними всякое ожесточение из моего сердца, исполни меня Твоим светом, чтобы во свете Твоем я узрел свет! Наполни меня Твоею любовью, чтобы в этой любви я возлюбил все, созданное Тобою. "Ей, гряди скоро, Господи Иисусе" (Откр. 22, 26)!
Открой наши духовные очи, дай понять всеобъемлющую истину Твоих повелений, которые приведут нас всех, богатых и бедных, умных и неразумных, знатных и ничтожных, одинаково к той вечной жизни, уготованной Тобою любящим Тебя. Очисти меня, Господи, омой меня, и тогда только я буду чист! Ибо Тебе нужно не внешнее благочестие, а праведность истинная, проникающая в глубину мыслей и чувств.
Очисти меня, омой меня! Избавь меня от моих тайных прегрешений и исполни все мое существо Твоею вечною правдою!
Сделай со мною все, что Тебе угодно, — испытуй меня накажи меня; но и меня, часто падающего, поддержки, обнови и приведи к Себе!
Думаю, что нынешние, временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас
(Рим. 8, 18)
Когда мы достигнем места упокоения и нам дано будет "познать, подобно как мы познаны" (1 Кор. 13, 12), — тогда, бросая взгляд на всю протекшую нашу жизнь, мы увидим связь между перенесенными испытаниями и достигнутой ими целью. Тогда мы будем всею душою благодарить Господа, возлюбившего нас настолько, чтобы не пощадить нас, когда в нашем неведении мы о том просили. Мы постигнем тогда, что Он, действительно, "расплавил и испытал" (Иерем. 9, 7; 1 Петр. 4, 12) в огненном искушении избранных Своих, чтобы очистить их и обратить к Себе. То, что всего более огорчило нас в жизни, произвело в нас, быть может, внутренний переворот, который спас нас от опасности, грозившей нашей душе. Придет время, когда мы будем благословлять то испытание, которое заставило нас пролить много слез, и скажем, подобно Давиду: "благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим" (Пс. 118, 71).
То, что мы считали несчастьем, превратится для нас во благо, и та слава, которая откроется, усладит для нас навеки все перенесенные страдания. Но не забудем, что апостол Павел сказал эти слова, когда еще был на земле, среди окружающей его скорби и тесноты. Он предчувствовал, предвкушал небесную славу, потому что среди самого огненного горнила "смотрел не на видимое, которое временно, но на невидимое, которое вечно" (2 Кор. 4, 18).
Дай Бог и нам жить "верою, а не видением", и с "терпением упования" проходить земной путь, измеряя любовь Божию не своими опытами, а Крестом Иисуса Христа!