Что вообще сейчас происходит в мире? Не только в России, а вообще на планете Земля? Идет глобализация, в результате складывается единая мировая экономика, в которой всё взаимосвязано, в которой национальные и культурные границы почти ничего уже не значат. Постепенно возникает некая система, включающая в себя не только производство товаров и услуг, не просто движение финансовых потоков, но и всё, для этого необходимое. А что необходимо? Чтобы потребительские аппетиты у людей все время росли, чтобы люди больше зарабатывали денег и больше их тратили, причем чтобы потребности росли быстрее возможностей (иначе наступит пресыщение). Именно это обеспечивает сохранение Системы. Не система — для людей, а люди для системы. Идеальные винтики. Их ничто не должно отвлекать от главного — потребления товаров и услуг. Ну и от производства их же.
Что может отвлекать? Традиционные ценности, как ни банально звучит. Например, семейная жизнь, многодетность. Да, многодетная семья, конечно, будет покупать продукты и пеленки-распашонки (и в этом для экономики плюс), зато меньше будет покупать видеокамер и айфонов, меньше будет ездить на тропические курорты, реже будет менять машины. Для глобальной экономики здесь минусов больше, чем плюсов.
Моральные ценности опять же... они системе мешают. Человек, обремененный моральными ценностями, вряд ли нуждается в «блэкджеке и шлюхах» (а это огромная отрасль экономики). Человек, живущий в жесткой системе этических координат, постоянно будет ограничивать свои потребности, соотнося их со своими ценностями. Для экономики — плохо. Более того, как ни парадоксально это звучит, но человек, выполняющий свою работу добросовестно и качественно, может быть вреден Системе. Если собранная им на автозаводе «Лада-калина» проездит без единой поломки двадцать лет — значит, ее покупатель двадцать лет может не приобретать новых машин, может не обращаться в автосервис. Хорошо это для торговли автомобилями? Чудовищно! А незатянутая по причине разгильдяйства гайка оказывается отличным вложением в экономику!
Ну и уж явно мешает религиозная вера. Не только христианская, кстати сказать. Любая религия, в рамках которой земная жизнь воспринимается как подготовка к Вечности, для Системы вредна. Если этические и обрядовые предписания данной религии не одобряют разгула потребительства, если входят в противоречие с максимой «бери от жизни всё» — тем хуже для сложившейся мировой экономики.
Для нее идеальный массовый человек завтрашнего дня (а частично уже и сегодняшнего) — это абсолютно атомизированный индивидуум, способный быть средней руки исполнителем, зарабатывающий достаточно, чтобы потреблять сверх действительно необходимого, и чьи потребительские запросы все время растут. Такой человек не связан семейными узами, сексуальные потребности он удовлетворяет случайными связями. Он образован ровно в ту меру, чтобы выполнять свои производственные обязанности (а мера эта, благодаря научно-техническому прогрессу, всё более и более понижается). Его интересы простираются только на те сферы, в которых крутятся какие-то деньги. Если это литература — то массовая, приносящая издателям максимум прибыли, если это кино — то боевики, секс и мелодрамы, если вдруг прорежутся духовные искания — то попсовая эзотерика, всякие «Дао для чайников» и курсы повышения кундалини. Если вдруг, не дай Боже, религия — то такая, которая ничего не запрещает ему в обыденной сфере. Его единственная моральная максима — «живи сам и не мешай жить другим», ему не нужны ни верность, ни дружба, ни, тем более, «надличностные ценности». Он не ощущает себя частью какой-либо общности, с которой был бы связан долгом и честью. Вот такой «герой нашего времени» и нужен Системе.(с)
Что может отвлекать? Традиционные ценности, как ни банально звучит. Например, семейная жизнь, многодетность. Да, многодетная семья, конечно, будет покупать продукты и пеленки-распашонки (и в этом для экономики плюс), зато меньше будет покупать видеокамер и айфонов, меньше будет ездить на тропические курорты, реже будет менять машины. Для глобальной экономики здесь минусов больше, чем плюсов.
Моральные ценности опять же... они системе мешают. Человек, обремененный моральными ценностями, вряд ли нуждается в «блэкджеке и шлюхах» (а это огромная отрасль экономики). Человек, живущий в жесткой системе этических координат, постоянно будет ограничивать свои потребности, соотнося их со своими ценностями. Для экономики — плохо. Более того, как ни парадоксально это звучит, но человек, выполняющий свою работу добросовестно и качественно, может быть вреден Системе. Если собранная им на автозаводе «Лада-калина» проездит без единой поломки двадцать лет — значит, ее покупатель двадцать лет может не приобретать новых машин, может не обращаться в автосервис. Хорошо это для торговли автомобилями? Чудовищно! А незатянутая по причине разгильдяйства гайка оказывается отличным вложением в экономику!
Ну и уж явно мешает религиозная вера. Не только христианская, кстати сказать. Любая религия, в рамках которой земная жизнь воспринимается как подготовка к Вечности, для Системы вредна. Если этические и обрядовые предписания данной религии не одобряют разгула потребительства, если входят в противоречие с максимой «бери от жизни всё» — тем хуже для сложившейся мировой экономики.
Для нее идеальный массовый человек завтрашнего дня (а частично уже и сегодняшнего) — это абсолютно атомизированный индивидуум, способный быть средней руки исполнителем, зарабатывающий достаточно, чтобы потреблять сверх действительно необходимого, и чьи потребительские запросы все время растут. Такой человек не связан семейными узами, сексуальные потребности он удовлетворяет случайными связями. Он образован ровно в ту меру, чтобы выполнять свои производственные обязанности (а мера эта, благодаря научно-техническому прогрессу, всё более и более понижается). Его интересы простираются только на те сферы, в которых крутятся какие-то деньги. Если это литература — то массовая, приносящая издателям максимум прибыли, если это кино — то боевики, секс и мелодрамы, если вдруг прорежутся духовные искания — то попсовая эзотерика, всякие «Дао для чайников» и курсы повышения кундалини. Если вдруг, не дай Боже, религия — то такая, которая ничего не запрещает ему в обыденной сфере. Его единственная моральная максима — «живи сам и не мешай жить другим», ему не нужны ни верность, ни дружба, ни, тем более, «надличностные ценности». Он не ощущает себя частью какой-либо общности, с которой был бы связан долгом и честью. Вот такой «герой нашего времени» и нужен Системе.(с)