Филумен (Хасапис)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Филумен Святогробец
Φιλουμενος Ορουντιωτης
Новомученик Филумен (Хасапис).JPG
Архимандрит Филумен у Колодца Иакова.
Имя в миру:
Софоклис Хасапис
Рождение:
15 октября 1913
Никосия
Смерть:
29 ноября 1979 (66 лет)
Наблус
Почитается:
в Православной церкви
Канонизирован:
11 сентября 2009 года
В лике:
священномучеников
Главная святыня:
мощи в храме святой Фотинии Самарянки в Наблусе
День памяти:
16 ноября (по юлианскому календарю)
Филуме́н Святогро́бец или Филуме́н Киприо́т (греч. Φιλουμενος ο Κυπριος , также Φιλουμενος Ορουντιωτης; в миру — Софоклис Хасапис; 15 октября 1913, Никосия, Кипр[1] — 29 ноября 1979, Наблус, Палестинская Автономия) — архимандрит Иерусалимской православной церкви, игумен греческого православного монастыря при Колодце Иакова в Наблусе (Сихем), в Самарии, на Западном Берегу Реки Иордан. Зверски убит неизвестными.
Канонизирован Иерусалимской церковью 11 сентября 2009 года в лике святых как священномученик. Память совершается в день мученичества — 16 ноября (по юлианскому календарю).[2][3]
Содержание
1 Биография
2 Канонизация
3 Гимнография
4 См. также
5 Примечания
6 Ссылки
Биография
Родился в 1913 году на Кипре. Его родители происходили из селения Орунда (en:Orounta) в районе Морфу, неподалеку от Никосии. Их звали Георгий и Магдалина Хасаписы, они были благочестивы и имели тринадцать детей.[1]
В 1927 году вместе со своим братом-близнецом Александром стал послушником в монастыре Ставровуни. В 1934 году переехал в Иерусалим, начал обучение в гимназии Иерусалимской православной церкви. В 1937 году принял монашеский постриг с именем Филумен и 5 сентября того же года был рукоположён во иеродиакона. Окончив обучение в 1939 году Филумен исполнял различные послушания в Иерусалимской патриархии, некоторое время жил в лавре Саввы Освященного. 1 ноября 1944 года Филумен был рукоположён во иеромонаха. Был настоятелем различных храмов и монастырей в Иерусалиме, Яффе, Рамалле.
8 мая 1979 года был назначен игуменом монастыря у Колодца Иакова в Самарии. Вскоре после назначения группа неизвестных потребовала от него убрать кресты и иконы от колодца Иакова, заявив, что христианская символика мешает им молиться в этом священном для них месте. Архимандрит Филумен отказался, напомнив, что Колодец Иакова был и остаётся православной святыней многие сотни лет. В ответ была высказана угроза, что если архимандрит не уйдёт с этого места, то он должен готовиться к худшему. Выкрикивая непристойности и угрозы в адрес христиан, неизвестные ушли. 29 ноября 1979 года во время совершения вечерни он был убит неустановленными лицами в своём монастыре — ему нанесли удары топором по лицу, выкололи глаза и отрубили по частям пальцы на правой руке. После убийства было совершено осквернение храма: разрублено распятие, разбросаны и осквернены священные сосуды. Тело архимандрита Филумена было погребено на кладбище братства Гроба Господня на горе Сион.
Канонизация
Греческая православная церковь св.Фотинии Самарянки построенная над Колодцем Иакова. Вид из монастырского двора.
30 ноября 1983 года иерусалимский патриарх Диодор совершил открытие мощей Филумена. Их обнаружили практически полностью нетленными, обмыли, покрыли новым покровом и поместили в Троицком храме греческой семинарии на Сионе. Через несколько месяцев их вновь погребли на прежнем месте. 8 января 1985 года мощи вновь извлекли из земли и поместили в Троицком храме в специально устроенной раке. 29 августа 2008 года перед освящением храма Фотинии Самарянки монастыря над Колодцем Иакова мощи из Иерусалима перенесли в Наблус.
11 сентября 2009 года Филумен Святогробец был канонизирован как священномученик иерусалимским патриархом Феофилом III.[2] 29 ноября 2009 года в храме святой Фотинии Самарянки состоялась торжественная церемония с крестным ходом в честь прославления.
5 марта 2010 года Священный синод Русской православной церкви постановил: «включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской Церкви».[4]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Филумен Святогробец
Φιλουμενος Ορουντιωτης
Новомученик Филумен (Хасапис).JPG
Архимандрит Филумен у Колодца Иакова.
Имя в миру:
Софоклис Хасапис
Рождение:
15 октября 1913
Никосия
Смерть:
29 ноября 1979 (66 лет)
Наблус
Почитается:
в Православной церкви
Канонизирован:
11 сентября 2009 года
В лике:
священномучеников
Главная святыня:
мощи в храме святой Фотинии Самарянки в Наблусе
День памяти:
16 ноября (по юлианскому календарю)
Филуме́н Святогро́бец или Филуме́н Киприо́т (греч. Φιλουμενος ο Κυπριος , также Φιλουμενος Ορουντιωτης; в миру — Софоклис Хасапис; 15 октября 1913, Никосия, Кипр[1] — 29 ноября 1979, Наблус, Палестинская Автономия) — архимандрит Иерусалимской православной церкви, игумен греческого православного монастыря при Колодце Иакова в Наблусе (Сихем), в Самарии, на Западном Берегу Реки Иордан. Зверски убит неизвестными.
Канонизирован Иерусалимской церковью 11 сентября 2009 года в лике святых как священномученик. Память совершается в день мученичества — 16 ноября (по юлианскому календарю).[2][3]
Содержание
1 Биография
2 Канонизация
3 Гимнография
4 См. также
5 Примечания
6 Ссылки
Биография
Родился в 1913 году на Кипре. Его родители происходили из селения Орунда (en:Orounta) в районе Морфу, неподалеку от Никосии. Их звали Георгий и Магдалина Хасаписы, они были благочестивы и имели тринадцать детей.[1]
В 1927 году вместе со своим братом-близнецом Александром стал послушником в монастыре Ставровуни. В 1934 году переехал в Иерусалим, начал обучение в гимназии Иерусалимской православной церкви. В 1937 году принял монашеский постриг с именем Филумен и 5 сентября того же года был рукоположён во иеродиакона. Окончив обучение в 1939 году Филумен исполнял различные послушания в Иерусалимской патриархии, некоторое время жил в лавре Саввы Освященного. 1 ноября 1944 года Филумен был рукоположён во иеромонаха. Был настоятелем различных храмов и монастырей в Иерусалиме, Яффе, Рамалле.
8 мая 1979 года был назначен игуменом монастыря у Колодца Иакова в Самарии. Вскоре после назначения группа неизвестных потребовала от него убрать кресты и иконы от колодца Иакова, заявив, что христианская символика мешает им молиться в этом священном для них месте. Архимандрит Филумен отказался, напомнив, что Колодец Иакова был и остаётся православной святыней многие сотни лет. В ответ была высказана угроза, что если архимандрит не уйдёт с этого места, то он должен готовиться к худшему. Выкрикивая непристойности и угрозы в адрес христиан, неизвестные ушли. 29 ноября 1979 года во время совершения вечерни он был убит неустановленными лицами в своём монастыре — ему нанесли удары топором по лицу, выкололи глаза и отрубили по частям пальцы на правой руке. После убийства было совершено осквернение храма: разрублено распятие, разбросаны и осквернены священные сосуды. Тело архимандрита Филумена было погребено на кладбище братства Гроба Господня на горе Сион.
Канонизация
Греческая православная церковь св.Фотинии Самарянки построенная над Колодцем Иакова. Вид из монастырского двора.
30 ноября 1983 года иерусалимский патриарх Диодор совершил открытие мощей Филумена. Их обнаружили практически полностью нетленными, обмыли, покрыли новым покровом и поместили в Троицком храме греческой семинарии на Сионе. Через несколько месяцев их вновь погребли на прежнем месте. 8 января 1985 года мощи вновь извлекли из земли и поместили в Троицком храме в специально устроенной раке. 29 августа 2008 года перед освящением храма Фотинии Самарянки монастыря над Колодцем Иакова мощи из Иерусалима перенесли в Наблус.
11 сентября 2009 года Филумен Святогробец был канонизирован как священномученик иерусалимским патриархом Феофилом III.[2] 29 ноября 2009 года в храме святой Фотинии Самарянки состоялась торжественная церемония с крестным ходом в честь прославления.
5 марта 2010 года Священный синод Русской православной церкви постановил: «включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской Церкви».[4]