Однако книга Откровения святого Иоанна относится не только к жанру апокалиптической литературы. Она также пророчество. Ведь именно «пророчеством» апостол Иоанн называет свою книгу уже в 3-м стихе Апокалипсиса. В Апокалипсисе он использует аллюзии практически на все пророческие книги Ветхого Завета. Причем древних пророков он не цитирует, а лишь намекает на них, используя их богатые образы как символы, как особый язык для описания того, что он видит на небе и -- просветленным взором -- на земле.
Сами пророчества в наше время люди часто воспринимают как предсказания будущего. Но это неверно. Ветхозаветные пророки довольно редко предсказывали предопределенное будущее. Пророчества преимущественно касались настоящего, того, что происходит здесь и сейчас. Повторю: пророчества -- не предсказания. Предсказывают цыганки и шарлатаны, но не пророки Божии. Пророки доносят до людей волю Божию, причем часто именно в образно-символической форме. Древние пророчества в известной мере можно уподобить современной вдохновенной проповеди, они обращаются к читателям и слушателям с обличением, увещанием, утешением и предостережением.
Что такое -- «печать зверя»?
Апостол Иоанн в Апокалипсисе, как и положено пророку, откликается на современные ему события -- и это очевидный факт. Даже начинает апостол свою книгу описанием событий, непосредственно его касающихся. Он находится на острове Патмос, куда сослан, как он сообщает, «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 1: 9). И далее мы находим множество свидетельств об исторической обстановке в Римской империи конца I века, когда император Домициан впервые повелел называть себя «господом и богом». Обожествление императора и установление обязательного императорского культа повлекло за собой преследование христиан, одних из которых предавали смерти, а других ссылали. Эта атмосфера гонений и мученичества нашла отражение на страницах книги ап. Иоанна. Но не только это… Один из самых ярких символов, который использовал апостол Иоанн в Апокалипсисе, -- это образ зверя, «который имеет рану от меча и жив» (Откр. 13: 14), который «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель» (Откр. 17: 8). Указывается даже «имя зверя, или число имени его. …это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13: 17-18). Эта символика кажется загадочной. Вообще числа Апокалипсиса -- чрезвычайно интересная тема, требующая целой лекции. «Числом имени» во времена апостола Иоанна называлась некая шарада -- «гематрия». Это -- излюбленная игра античности: буквы того или иного имени переводили в числа, а числа складывали, полученная сумма и давала «число имени», или «число человека». Обратная задача -- угадать по сумме соответствующее слово -- требовала особого искусства. Число 666 -- это имя императора Нерона, который воспринимался как «зверь», как одно из олицетворений Римской империи с ее культом языческого государства. Если написать «кесарь Нерон» по-еврейски (Nrwn qsr), то сумма числовых значений этих букв и будет 666. «Начертание» этого «имени» ставится как клеймо на каждого человека, который поклонится «зверю» и его господину -- «дракону». Кому человек добровольно отдает себя в рабство, того рабом и становится. И символом добровольного рабства любому идолу, в каком бы облике он ни являлся, становится «начертание имени зверя».
Речь в 13-й главе Апокалипсиса идет о тотальных притязаниях всякого идолопоклонства, которое в конкретных исторических условиях конца I века нашло себе символическое отображение в культе власти Римской империи и конкретного носителя этой власти -- императора. В видении Иоанна пророчески обобщался реальный опыт его времени. Он видит, что все люди должны будут, как доказательство своей лояльности по отношению к империи, носить «начертание» на кисти правой руки или на лбу. Под «начертанием» (Иоанн сознательно избегает слова «печать») подразумевается клеймо римского императора, которым клеймили наемных солдат, рабов, особенно храмовых рабов, так что они становились собственностью богов или императора. Как и полученная в крещении печать Святого Духа, которую христиане носят на своем челе, это «начертание» должно пониматься символически. Как рабы Божии на своих лбах имеют печать их Господа, так и рабы «зверя» имеют «начертание» на правой руке или на лбу. Поэтому Апокалипсис и называет рабов Божиих «запечатленными» (на них печать Бога), а рабов «зверя» -- заклейменными (на них клеймо, или «начертание зверя»). Так что «начертание» следует понимать как символ покорности языческому идольскому культу человекобожия и поклонения власти человеческой.
Иоанн прибегает к этому литературному средству для описания последователей «зверя», чтобы подчеркнуть их противоположность христианам. Всякому не имеющему «начертания» угрожает экономический бойкот и уничтожение. Но те, которые покоряются Римской империи и имперскому культу, обретают большое преимущество, хотя бы преимущество заниматься торговлей и ремеслом, то есть выживать. Это пророчество следует понимать как обобщение наличного опыта. Общественное устройство того времени требовало, чтобы торговцы и ремесленники объединялись в гильдии, профсоюзы. Христианин, желавший заниматься ремеслом или торговлей, должен был принадлежать к соответствующей гильдии, корпорации. Неизбежное членство в «профсоюзе» принуждало к участию в религиозных торжествах, среди которых большое место занимали фестивали культа императора. Тот, кто, будучи христианином, отказывался от этого, подвергал опасности не только свои экономические возможности, но и свою безопасность. Такова была реальность.
Сколько у «зверя» голов?
В то же время важно помнить, что апостол Иоанн, несколько загадочно описывая современные ему события, говорит не только и не столько о них, но повествует и о той эсхатологической реальности, которая была явлена ему в видениях. Именно поэтому книга Апокалипсис имеет не только историческое, но и духовное значение для всех христиан. Чтобы соотнести символы и прообразы Апокалипсиса с нашей современностью, следует постигать апокалиптические символы в их сущности, а не понимать как буквальные предсказания. Со страхом ожидать именно такого «зверя», то есть императора, какой описан в видениях Иоанна, с именно таким именем и таким «начертанием», с его зажившими ранами и запретом на торговлю, бессмысленно: по словам Иоанна Богослова, этих «зверей» было немало уже в его время («вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» (1 Ин. 2: 18)), были они и после, будут и еще. Ведь в истории постоянно появляются всевозможные «звери» и «антихристы», требующие поклонения себе, а также стремящиеся к тотальному идеологическому и физическому контролю над людьми.
Если внимательно читать 13-ю и 17-ю главы Апокалипсиса, становится ясно, что многоголовый «зверь из моря», которого мы по привычке называем «антихристом», но которого, судя по его описанию, скорее следует называть «антибогом», имеет много ипостасей, которые символизируются его головами. В конкретной исторической ситуации апостола Иоанна «зверь», олицетворяемый каждой своей головой, имеет двойной смысл: это и Римская империя, противопоставляемая Царствию Божию, и конкретный император, требующий божественного поклонения.
Как истолковать эти символы в иной исторической и жизненной ситуации? Это вопрос герменевтики. И ответ на него прост. Сколько ситуаций, столько и истолкований. Сколько истолкователей, столько и истолкований. Сколько аудиторий, которым предназначено истолкование, столько и истолкований. Сущность же одна: «зверь», равно как и его отдельные олицетворения, -- всякий идол, претендующий на власть над человеком. Идолам же этим несть числа: тотальная идеология, требующее безусловного подчинения государство, человек, наука, искусство, сила, закон, ритуал, наркотик и так далее… наконец, сам «Я» -- то есть все, что в душе и жизни человека стремится занять место Бога и Христа, становится «зверем из моря» или, что то же, одной из голов этого «зверя».
Что же касается ожидающих пришествия реального зверя -- то о таковых трудно сказать, что они в здравом состоянии своего христианского разума. Вместо того чтобы увлеченно занимать свои мысли всякими таинственными печатями и кодами и ждать ночных зверей из мрачных бездн, лучше бы они внимали Благой Евангельской Вести и светили людям, чтобы все видели их добрые дела и прославляли Отца Небесного (см. Мф. 5: 16).
К сожалению, читатели склонны путать эсхатологию с хронологией, а пророчества -- с предсказаниями. Действительно, мир «движется» к своему концу, ибо все, что имеет начало во времени и пространстве, закончится и во времени, и в пространстве. Когда и как это будет в космических масштабах -- знать нам не дано. Но для каждого из нас в исторически совсем недалеком будущем этот мир с его пространством и временем закончится с нашим последним вздохом, то есть тогда, когда после нашей физической смерти мы предстанем перед Судом и Судией. В Новом Завете часто говорится о «последних временах» и признаках этих «последних времен». В каких бы конкретных, обусловленных исторической ситуацией символах эти признаки ни выражались, суть-то одна: библейские «последние времена», согласно пророчествам Ветхого Завета, наступают с излиянием Духа Святого. Согласно же Евангелиям, Дух Святой излился на Деву Марию, излился с небес на Иисуса Христа в момент Его Крещения, излился на Его апостолов в день Пятидесятницы, изливается на каждого человека в таинстве его крещения. Вот с этих моментов и начинается «последнее время» и для всего человечества, и для каждого человека в отдельности. Ну а знамений этих «последних времен» каждый в своей короткой жизни может увидеть, если он способен видеть, очень и очень много.
Видения Апокалипсиса чрезвычайно многообразны. Иоанн видит войны внешние и внутренние, голод, эпидемии, землетрясения и затмения, нашествие саранчи и что-то вроде цунами, гонения на верующих христиан и мученичество, засилье языческой идеологии, террор языческого государства и прочее и прочее. Все это в то или иное историческое время происходило и происходит в этом мире. Все это может в той или иной степени совпадать с «сегодняшними реалиями». Но… еще раз повторю: Апокалипсис -- не книга предсказаний, а книга пророчества, описывающая состояние мира в последние времена и открывающая людям, как им следует противостоять этому царству «зверя», исполняющего волю «дракона», чтобы его царство сменилось Царством Божиим.
Не каждому дано
Как все это можно объяснить «простым» неофитам, которые не обладают богословскими и библейскими познаниями? Ну, во-первых, евангельскую простоту не следует путать с невежеством. Надо развиваться. Во-вторых, надо помнить слова апостола Павла, который наставлял: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» (1 Кор. 12: 29). Конечно же, не все. Что из того? Незнание или непонимание не есть причина для паники.
Дары Святого Духа в Церкви различны, и служения различны, и действия Духа различны. Пусть ты не склонен к богословию. Значит, у тебя другой дар от Бога. Познать свой дар, развивать его и реализовать -- это куда более достойное занятие, чем увлекаться мыслями о «звере» и его печатях. Неофитам, которые не обладают богословскими и библейскими познаниями, надо быть скромнее. Если они не способны или не хотят всерьез заниматься библейскими исследованиями, то пусть ищут себя в другой сфере христианского делания.
Долгие годы атеизма и запрета на всякое христианское просвещение народа дали свои ядовитые плоды. Выросло несколько поколений людей, религиозное сознание которых -- не по их вине -- пребывает на самом примитивном уровне. Они крещены, но -- увы -- не просвещены светом Евангелия Христова. Они не радостны, но напуганы. Им кажется, они окружены осадившими их со всех сторон «бесовскими силами». Разумеется, задача наших архипастырей -- заботиться о таких людях. Поэтому Архиерейский собор Русской Православной Церкви 2011 года и принял решение об обеспечении добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт. Мы ведь молимся о том, чтобы Отец Небесный оградил нас от искушений. А искушений много! Жизни, свободной от искушений, не бывает. Для людей, вера которых еще некрепка, искушения представляют серьезную опасность. Вот именно о таких «немощных», как их называл апостол Павел, православных и озаботился Архиерейский собор РПЦ своим решением.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=80§ion=10029&article=1420